Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1 страница




Фонетическая транскрипция.

Время – 4 часа.

1. Понятие о фонетических процессах (ФП). Позиционные и комбинаторные фонетические процессы.

2. Редукция. Виды редукции (количественная и качественная). Две степени качественной редукции.

3. Понятие о транскрипции. Система транскрипционных знаков.

4. Способы отражения редукции в транскрипции.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

В потоке речи происходят разного рода звуковые изменения, которые можно разделить на три группы:

1) звуковые изменения в области гласных звуков;

2) звуковые изменения в области сочетаний согласных с гласными;

3) звуковые изменения в области согласных.

Изменения звука в потоке речи связаны с его позицией в слове и с его соседством с другими звуками. Поэтому различают позиционные и комбинаторные звуковые процессы

Таблица 3

Виды фонетических процессов

Позиционные Комбинаторные
В области гласных: редукция В области сочетаний гласных с согласными: аккомодация
В области согласных: • оглушение конечного звонкого согласного • ослабление сонорного согласного в конце слова В области согласных: • ассимиляция • диссимиляция • диереза (упрощение групп согласных)

 

РЕДУКЦИЯ

Редукция является особым фонетическим процессом в русском языке. Чтобы понять её суть, необходимо знать причины её существования, а именно характер русского словесного ударения

Ударение — это выделение одного из слогов многосложного слова фонетическими средствами. Русское словесное ударение является количественным (ударный слог произносится с большей длительностью), качественным (ударный слог произносится ясно и четко в сравнении с безударным), силовым (ударный артикулируется с большей силой). Таким образом, ударный слог в сравнении с безударным характеризуется более энергичной работой всего речевого аппарата.

Русское ударение является к тому же подвижным и разноместным: пóлосы — полóска — полосá.

А что же происходит с гласными в безударных слогах?

Русские безударные гласные подвергаются редукции. Редукция — это изменение гласных в безударной позиции, их ослабление и сокращение. В некоторых языках, например, французском, редукции не наблюдается. Сравните русское и французское произношение слова «портфель» (le portfélle):

портфель — [п а ртф’˙э́˙л'];

le portfélle— [п о ртфэ́й]

В зависимости от того, какой по подъему звук подвергается редукции, различают редукцию количественную и качественную. Количественной редукции, под которой понимается сокращение длительности гласного при сохранении им своих основных артикуляционных признаков, подвергаются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. Качественной редукции подвергаются гласные неверхнего подъема [а], [о], [э], которые сокращают не только свою длительность, но и теряют свои артикуляционные признаки, свое качество.

Таблица 4

Редукция

Количественная [и], [ы], [у] Качественная [а], [о] [э]
СРАВНИТЕ:
чудо—[ . ý] чудак—[. ў] чудаки—[ . ў] воды — [ó] вода — [ Ù ] водовоз — [ъ ]

Звуки, подвергающиеся качественной редукции, в разных безударных слогах редуцируются в разной мере. Различают редукцию 1 и 2-й степени. 1-й степени редукции подвергаются звуки в 1-м предударном слоге, абсолютном начале слова и при стечении гласных. 2-я степень редукции присуща звукам 2-го предударного и заударных слогов. Гласный в 1-й степени редукции "можно охарактеризовать с помощью слова "не очень": этот гласный не очень длительный, сильный и ясный. Безударный гласный во 2-й степени редукции можно охарактеризовать с помощью слова "совсем": этот гласный слабый, краткий и неотчетливый" (Фролова, С. 167).

Таблица 5

Две степени качественной редукции

Первая степень Вторая степень
Позиции, в которых наблюдается  
в абсолютном начале слова без ударения, при стечении гласных, в первом безударном слоге в остальных безударных слогах

Таблица 6

Таблица качественной редукции гласных ́], ́], ́]

Редукция 1-й степени   Под ударением Редукция 2-й степени  
после тв. после мягк. после тв. после мягк.
Ù ИЭ á Ъ Ь
Ù ИЭ ó Ъ Ь
ЫЭЫ ИЭ э́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́ Ъ Ь

Задание 2. Определите позиции безударных гласных [а], [о], [э] в следующих словах:

А) абзац, абрикос, активист, антикварный, обед, обвинить, обрубить, оптимальный, эмаль, эмигрант, эскимо, энтузиазм.

Б) наугад, пауки, научный, вооружить, воочию, вообще, неутешный, неуклюжий, неудачник.

Задание 3. Определите способы обозначения мягкости-твёрдости согласных звуков на письме и укажите значения букв Е, Ё, Ю, Я в следующем тексте:

Прохожий

Исполнен душевной тревоги,

В треухе, с солдатским мешком,

По шпалам железной дороги

Шагает он ночью пешком.

Уж поздно. На станцию Нара

Ушёл предпоследний состав.

Луна из-за края амбара

Сияет, над кровлями встав.

Свернув в направлении к мосту,

Он входит в весеннюю глушь,

Где сосны, склоняясь к погосту,

Стоят, словно скопища душ.

Тут лётчик у края аллеи

Покоится в ворохе лент,

И мёртвый пропеллер, белея,

Венчает его монумент.

И в тёмном чертоге вселенной,

Над сонною этой листвой

Встаёт тот нежданно мгновенный,

Пронзающий душу покой,

Тот дивный покой, пред которым,

Волнуясь и вечно спеша,

Смолкает с опущенным взором

Живая людская душа.

И в лёгком шуршании почек,

И в медленном шуме ветвей

Невидимый юноша-лётчик

О чём-то беседует с ней.

А тело бредёт по дороге,

Шагая сквозь тысячи бед,

И горе его, и тревоги

Бегут, как собаки, вослед.

(Н. Заболоцкий, 1948)

Образец определения значений букв Е, Ё, Ю, Я:

В слове пяльцы буква Я обозначает звук [’á] (звук [a] после мягкого согласного), в словах яма, семья — сочетание звуков [já].

Задание 4.

Приведите по 5 слов, в которых звуки [а], [о], [э] находятся в следующих позициях:

1) в первом предударном слоге после твёрдого согласного;

2) в первом предударном слоге после мягкого согласного (сделайте исключение для звука [о]);

3) во втором предударном слоге после твёрдого согласного;

4) во втором предударном слоге после мягкого согласного;

5) в остальных безударных слогах после твёрдого согласного;

6) в остальных безударных слогах после мягкого согласного.

Задание 5. В первых четырёх строках приведённого выше текста определите степень качественной редукции гласных [а], [о], [э].

Образец:

1 степень после тв. Под ударением 2 степень после тв. 1 степень после тв. Под ударением 2 степень после тв. 1 степень после тв. Под ударением Колич. ред.
По шпá лам же лé зной до рó ги
пÙÈ шпá лъм жыЭ л’˙э́ знъј дÙ рó˙ г’˙ǔ

Задание 6. Затранскрибируйте приведённый выше текст.

Задание 7. Дайте транскрипцию следующих текстов (задание выполняется на практическом занятии)

Читая стихи

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти не похожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребёнка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощрённость известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живёт настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

(Н. Заболоцкий, 1948)

٭٭٭

Когда вдали угаснет свет дневной

Когда вдали угаснет свет дневной

И в чёрной мгле, склоняющейся к хатам,

Всё небо заиграет надо мной,

Как колоссальный движущийся атом, -

В который раз томит меня мечта,

Что где-то там, в другом углу вселенной,

Такой же сад, и та же темнота,

И те же звёзды в красоте нетленной.

И может быть, какой-нибудь поэт

Стоит в саду и думает с тоскою,

Зачем его я на исходе лет

Своей мечтой туманной беспокою.

(Н. Заболоцкий, 1948)

٭٭٭

Человеческая комедия

Мама, сказка, каша, кошка,

книжка, яркая обложка,

Буратино, Карабас,

ранец, школа, первый класс,

грязь в тетради, тройка, двойка,

папа, крик, головомойка,

лето, труд, река, солома,

осень, сбор металлолома,

Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом,

Менделеев, Герострат,

бал прощальный, аттестат,

институт, экзамен, нервы,

конкурс, лекция, курс первый,

тренировки, семинары,

песни, танцы, тары-бары,

прочность знаний, чет-нечёт,

радость. сессия, зачёт,

стройотряд, жара, работа,

культпоход, газета, фото,

общежитье, взятка-мизер,

кинотеатр, телевизор,

карандаш, лопата, лом,

пятый курс, проект, диплом,

отпуск, море, пароход,

по Кавказу турпоход,

кульман, шеф, конец квартала,

цех, участок, план по валу,

ЖСК, гараж, квартира,

тёща, юмор и сатира,

детский сад, велосипед,

карты, шахматы, сосед,

сердце, печень, лишний вес,

возраст, пенсия, собес,

юбилей, часы — награда,

речи, памятник, ограда.

(О. Молотков)

Задание 8. Назовите слова, в которых встречаются данные звуки:

Э], [Ù], [Ъ], [Ь], [˙Э́˙], [Ы́], [Ы], [Ы˙], [Ы˙], [ў], [ý], [˙ý],

[ý˙ ], [˙ý˙], [˙ў ] [ў˙],[ ˙ў˙], [˙á], [á˙], [˙á˙], [˙ó], [ó˙], [˙ó˙].

Литература

1. Русский язык. В 2 ч. / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин,
М.Р. Львов, Т.Г. Терехова; Под ред. Л.Ю. Максимова. – Ч.1. – М., 1989.

2. Современный русский язык. В 3-х ч. / Шанский Н.М., Иванов В.В. – Ч. 1. – М.,1981.

3. Фролова И.А. Практический курс русской фонетики и интонации. – М.: НПО «ИнформТЭИ», 1991. – 256 с.

4. Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 248 с.

ПЛАН

практического занятия №3 по курсу «Фонетика»

Тема. Фонетические процессы в области
сочетаний гласных с согласными. Аккомодация.

Время – 4 часа.

Вопросы:

1. Понятие о сингармонизме. Характер сингармонизма в русском языке.

2. Аккомодация как комбинаторный фонетический процесс, восстанавливающий сингармонизм в области сочетаний согласных с гласными.

3. Виды аккомодации. Способы отражения аккомодации в транскрипции.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

В фонетической системе любого языка существует определённая закономерность в сочетании гласных и согласных звуков. В русском языке эта закономерность проявляется в том, что гласные непереднего ряда не могут сочетаться с мягкими согласными, гласные переднего ряда — с твёрдыми. В этом и состоит суть сингармонизма гласных и согласных в русском языке. Но в потоке речи эта закономерность часто нарушается, рядом друг с другом оказываются согласные и гласные, которые не могут сочетаться вместе. Для восстановления сингармонизма необходимо, чтобы один звук артикуляционно приспособился к другому. Но какой звук должен это сделать — гласный или согласный? В древнерусском языке на "уступки" шел согласный. Например, заднеязычные согласные [г], [к], [х] не имели мягких пар и поэтому не могли сочетаться с гласными переднего ряда и [ j ]. При сочетании с данными звуками заднеязычные подвергались палатализации:

к —— ч —— ц: лик — личный — лицо;

г —— з —— ж: друг — друзья — дружеский;

х —— ш: мох — мшистый;

х —— с: тряхнуть — потрясать.

На качество гласного наибольшее влияние оказывают мягкие согласные, особенно предыдущий. Покажем это на примере [á].

[á] — гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. После твердого согласного или паузы [а] чувствует себя как рыба в воде При сочетании с мягким согласным артикуляция [á] неизменно устремляется вперед и вверх, поскольку при артикуляции мягкого согласного средняя часть спинки языка приподнимается к среднему небу, к так называемому полюсу мягкости. Таким образом, артикуляция мягкого согласного «тянет за собой» артикуляцию [á].

Звуковые процессы в области сочетаний гласных с согласными — это комбинаторные процессы, называемые термином "аккомодация". Аккомодация — это приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного. По направлению аккомодация бывает прогрессивная (начало артикуляции последующего звука приспосабливается к концу артикуляции предыдущего), регрессивная (конец артикуляции предыдущего звука приспосабливается к началу артикуляции последующего) и двусторонняя (артикуляция звука приспосабливается одновременно к артикуляции как предыдущего, так и последующего звуков). Рассмотрим случаи аккомодации:

1. Переход [и́] в [ы́], [ǔ] в [ы] который наблюдается: а) после твердых согласных, не имеющих пару по мягкости, [ж], [ш], [ц] (жить, шить, цирк — [жы́˙т’], [шы́˙т'], [цы́рк]; б) на стыке приставки на согласный и корня на И. Этот переход за некоторыми исключениями закреплен орфографически: игра — сыграть, но: издательский — межиздательский; в) на стыке предлога и знаменательного слова на И: пошел к Ивану — пошел Èывáнў]; г) иногда на стыке знаменательных слов при отсутствии между ними паузы и если предыдущее слово оканчивается на твердый согласный: волк и ягненок —[вóлкÈы jиЭгн’óнък].

2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́], [ǔ], [э́], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [вÙдá] — [вÙд'э́]. О таком смягчении можно говорить только в том случае, если согласный, подвергнувшийся воздействию гласных переднего ряда, может занимать позицию перед гласными непереднего ряда.

3. Переход [’а] ([а] после мягкого) в 1-й предударной позиции в Э] в результате прогрессивной аккомодации: час — [ч’˙á с], часы — [ч’ иЭ сы].

4. Переход [э] в 1-м предударном слоге после твердого согласного в Э] в результате прогрессивной аккомодации: шептать — [шиЭпт á˙т’ ] — [шыЭпт á˙т’ ].

5. Изменения в артикуляции гласных звуков в окружении мягких согласных в результате аккомодации:

а) гласные переднего ряда [э́] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми, в транскрипции это отражается при помощи обозначения ^ или двумя точками над знаком: эти — [˙э́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́˙т’ ǔ], синий — [с’˙и́˙н’˙ ǔ ˙ j], сирень — [с’˙ ǔ ˙р’˙э́́˙н’];

б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á], [ó] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения:

- [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным: мыли — [мы́˙л’ ˙ǔ];

- [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

[пý˙ т’] — в конце артикуляции;

[л’ ˙ýк] — в начале артикуляции;

[т’˙ý˙л’ ] — на всем протяжении артикуляции;

[ á],[ ó] под ударением продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции:

моль, рать — [мó˙ л’ ], [рá˙т’ ] — в конце артикуляции;

мед, чадо — [м’˙ó т], [ч’˙á дъ] — в начале артикуляции;

тетя, дядя — [т’˙ó˙т’ь],[д’˙á˙д’ь] — на всём протяжении артикуляции.

Примечания: 1) знак ˇ указывает, что гласный звук верхнего подъема подвергается количественной редукции; 2) знаки, приведенные в таблице, "читаются" следующим образом: точка перед знаком обозначает продвижение гласного под воздействием предшествующего согласного вперед и вверх в начале артикуляции; точка после знака — продвижение вперед и вверх перед мягким согласным в конце артикуляции; две точки над знаком — продвижение гласного вперед и вверх между мягкими согласными на всем протяжении артикуляции. Знак ^ указывает на напряженную артикуляцию звуков [и], [и], [э] в указанных позициях. Однако данный знак можно заменить двумя точками.

Задание 2. Затранскрибируйте следующие слова. Укажите позиции звуков [á], [ó], [э́] ударного, [ý], [и́], [ы́] ударного.

Бас Таз Автор Да Оса Дать Мать Мазь Альт Рать Мята Вяз Броня Стоймя Мять Пять Дядя Чай Дуб Тут На борту Иду Табу Путь Дуть Пусть Узел Тюк Бюст Клюв Браню Всю Тюль Люлька Тюбик Клювик Он Осы Порт Том Сто Ось Толь Боль Кость Пёс Нёс Вёл Копьё Сто Ось Толь Боль Кость Пёс Нёс Вёл Копьё Всё Пёсик Несёте Тётя Тёща Бык Сын Мы Столбы Быть Мыть Сыпь Дыня Ива Ибо Ил Иней Имя Или Ибис Пить Бить Синий Лисий Этот Эх Экстра Шесть Жесть Бег Вес Дед Лето Весь Петь Сеть Тень Эти Этика Эльф

Образец: в слове [жэ́˙с’т’] [э́] занимает позицию под ударением после твёрдого перед мягким.

Задание 3. Затранскрибируйте предлагаемые ниже тексты. Отметьте случаи аккомодации (образец выполнения задания смотрите в плане ПЗ №4).

Эти летние дожди,

Эти радуги и тучи,

Мне от них как будто лучше,

Будто что-то впереди.

Будто будут

Острова,

Необычные поездки,

На цветах

Росы подвески,

Вечно свежая трава.

Будто будет жизнь, как та,

Где давно уже я не был,

На душе,

Как в синем небе,

После ливня чистота.

Но опомнись, рассуди —

О, как непрочны, как летучи

Эти радуги и тучи,

Эти летние дожди.

Нет, не будет жизнь, как та,

Та, в которой я и не был,

На душе,

Как в синем небе,

После ливня чистота.

(М. Минков)

Оттуда

Я обещаю вам сады,

Где поселитесь вы навеки,

Где свежесть утренней звезды,

Где спят нешепчущие реки.

Я призываю вас в страну,

Где нет печали, нет заката,

Я посвящу вас в тишину,

Откуда к бурям нет возврата.

Я покажу вам то, одно,

Что никогда вам не изменит,

Как камень, канувший на дно,

Верховных волн собой не вспенит.

Идите все на зов звезды,

Глядите, я горю пред вами.

Я обещаю вам сады

С неомрачéнными цветами.

(К. Бальмонт)

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И право никогда — не сочиняю.

(К. Бальмонт)

Литература для самостоятельного изучения вопросов указана в плане предыдущего занятия.

ПЛАН

практического занятия №4 по курсу «Фонетика»

Тема. Фонетические процессы (ФП) в области
согласных звуков.

Время – 4 часа.

Вопросы.

1. Позиционные и комбинаторные ФП в области согласных звуков.

2. Определение ассимиляции.

3. Виды ассимиляции (по направлению, по уподобляемому признаку и т.д.).

4. Диссимиляция.

6. Выпадение звуков.

7. ФП, характерные для детской и диалектной речи.

 

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Позиционные процессы в области согласных

1. Оглушение конечного звонкого согласного, имеющего пару по глухости

В КОНЦЕ СЛОВА ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ

ДУ Б  
 
 


[п]

ДУБЫ
ГРИ Б ГРИБЫ
ЛО Б ЛБЫ
СЛА Б СЛАБЫЙ
КРА Б КРАБЫ
слабая позиция сильная позиция

2. Ослабление сонорного согласного в конце слова:

ДОМ Ù]
ПОЛ Ù]
СЫН Ù]
ДОЛ Ù]

К комбинаторным звуковым процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, упрощение групп согласных.

Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление) — это уподобление согласных звуков по какому-либо признаку (звонкости-глухости, мягкости-твердости, месту и способу образования). По характеру получаемого результата различают ассимиляцию полную и частичную. В результате частичной ассимиляции согласные звуки, уподобившиеся друг другу по одному признаку, сохраняют различия по другим признакам: [трáфкъ] — травка ([в] — звонкий, [к] — глухой). В результате частичной ассимиляции эти звуки уподобляются по глухости, а по остальным признакам (способу и месту образования и др.) они различаются. Полная ассимиляция — это объединение двух звуков в один звук, их полное слияние. Полной ассимиляции подвергаются звуки, различающиеся лишь одним признаком, и в результате ассимиляции они совпадают и по этому признаку. У [с] и [ш] основные признаки (способ образования, глухость и др.) совпадают, а различаются они по месту образования: [с] — зубной, [ш] — передненебный. В результате ассимиляции зубной [с] полностью уподобляется последующему передненебному [ш]: сшить — [шы́́:˙т’].

По направлению ассимиляция в современном русском языке всегда регрессивная (последующий звук воздействует на предыдущий), прогрессивная ассимиляция встречается в диалектах и детской речи: Ванька — [вá˙ н’к’ь].

По характеру взаимодействия звуков различают ассимиляцию контактную и дистантную. При контактной ассимиляции звуки влияют друг на друга непосредственно, контактирующие звуки; при дистантной, характерной для детской речи и диалектного произношения,— на расстоянии: Саша — [шáшъ]

В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, выделяют ассимиляцию по глухости-звонкости, мягкости-твердости, по месту и способу образования.

Таблица7

Ассимиляция по глухости-звонкости

Ассимиляция НАБЛЮДАЕТСЯ Ассимиляция ОТСУТСТВУЕТ
1. В сочетании глухой + звонкий Þ звонкий + звонкий. Перед звонким возможен только звонкий 2. В сочетании звонкий + глухойÞ ГЛУХОЙ + ГЛУХОЙ. Перед глухим возможен только глухой 1. Перед [в] и [в'] 2. Перед сонорными

Примечание к таблице. Ассимиляции по глухости-звонкости подвергаются парные по глухости-звонкости согласные. Но в некоторых позициях могут озвончаться в результате ассимиляции и аффрикаты [ц] и [ч’ ]: отец бы — [Ùт’˙э́дзÈбы], дочь бы — [дó˙д’ж’Èбы].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.