КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы. 1 страница
Фонетическая транскрипция. Время – 4 часа. 1. Понятие о фонетических процессах (ФП). Позиционные и комбинаторные фонетические процессы. 2. Редукция. Виды редукции (количественная и качественная). Две степени качественной редукции. 3. Понятие о транскрипции. Система транскрипционных знаков. 4. Способы отражения редукции в транскрипции. Задание 1. Изучите приведённый ниже материал. В потоке речи происходят разного рода звуковые изменения, которые можно разделить на три группы: 1) звуковые изменения в области гласных звуков; 2) звуковые изменения в области сочетаний согласных с гласными; 3) звуковые изменения в области согласных. Изменения звука в потоке речи связаны с его позицией в слове и с его соседством с другими звуками. Поэтому различают позиционные и комбинаторные звуковые процессы Таблица 3 Виды фонетических процессов
РЕДУКЦИЯ Редукция является особым фонетическим процессом в русском языке. Чтобы понять её суть, необходимо знать причины её существования, а именно характер русского словесного ударения Ударение — это выделение одного из слогов многосложного слова фонетическими средствами. Русское словесное ударение является количественным (ударный слог произносится с большей длительностью), качественным (ударный слог произносится ясно и четко в сравнении с безударным), силовым (ударный артикулируется с большей силой). Таким образом, ударный слог в сравнении с безударным характеризуется более энергичной работой всего речевого аппарата. Русское ударение является к тому же подвижным и разноместным: пóлосы — полóска — полосá. А что же происходит с гласными в безударных слогах? Русские безударные гласные подвергаются редукции. Редукция — это изменение гласных в безударной позиции, их ослабление и сокращение. В некоторых языках, например, французском, редукции не наблюдается. Сравните русское и французское произношение слова «портфель» (le portfélle): портфель — [п а ртф’˙э́˙л']; le portfélle— [п о ртфэ́й] В зависимости от того, какой по подъему звук подвергается редукции, различают редукцию количественную и качественную. Количественной редукции, под которой понимается сокращение длительности гласного при сохранении им своих основных артикуляционных признаков, подвергаются гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]. Качественной редукции подвергаются гласные неверхнего подъема [а], [о], [э], которые сокращают не только свою длительность, но и теряют свои артикуляционные признаки, свое качество. Таблица 4 Редукция
Звуки, подвергающиеся качественной редукции, в разных безударных слогах редуцируются в разной мере. Различают редукцию 1 и 2-й степени. 1-й степени редукции подвергаются звуки в 1-м предударном слоге, абсолютном начале слова и при стечении гласных. 2-я степень редукции присуща звукам 2-го предударного и заударных слогов. Гласный в 1-й степени редукции "можно охарактеризовать с помощью слова "не очень": этот гласный не очень длительный, сильный и ясный. Безударный гласный во 2-й степени редукции можно охарактеризовать с помощью слова "совсем": этот гласный слабый, краткий и неотчетливый" (Фролова, С. 167). Таблица 5 Две степени качественной редукции
Таблица 6 Таблица качественной редукции гласных [а ́], [о ́], [э ́]
Задание 2. Определите позиции безударных гласных [а], [о], [э] в следующих словах: А) абзац, абрикос, активист, антикварный, обед, обвинить, обрубить, оптимальный, эмаль, эмигрант, эскимо, энтузиазм. Б) наугад, пауки, научный, вооружить, воочию, вообще, неутешный, неуклюжий, неудачник. Задание 3. Определите способы обозначения мягкости-твёрдости согласных звуков на письме и укажите значения букв Е, Ё, Ю, Я в следующем тексте: Прохожий Исполнен душевной тревоги, В треухе, с солдатским мешком, По шпалам железной дороги Шагает он ночью пешком. Уж поздно. На станцию Нара Ушёл предпоследний состав. Луна из-за края амбара Сияет, над кровлями встав. Свернув в направлении к мосту, Он входит в весеннюю глушь, Где сосны, склоняясь к погосту, Стоят, словно скопища душ. Тут лётчик у края аллеи Покоится в ворохе лент, И мёртвый пропеллер, белея, Венчает его монумент. И в тёмном чертоге вселенной, Над сонною этой листвой Встаёт тот нежданно мгновенный, Пронзающий душу покой, Тот дивный покой, пред которым, Волнуясь и вечно спеша, Смолкает с опущенным взором Живая людская душа. И в лёгком шуршании почек, И в медленном шуме ветвей Невидимый юноша-лётчик О чём-то беседует с ней. А тело бредёт по дороге, Шагая сквозь тысячи бед, И горе его, и тревоги Бегут, как собаки, вослед. (Н. Заболоцкий, 1948) Образец определения значений букв Е, Ё, Ю, Я: В слове пяльцы буква Я обозначает звук [’á] (звук [a] после мягкого согласного), в словах яма, семья — сочетание звуков [já]. Задание 4. Приведите по 5 слов, в которых звуки [а], [о], [э] находятся в следующих позициях: 1) в первом предударном слоге после твёрдого согласного; 2) в первом предударном слоге после мягкого согласного (сделайте исключение для звука [о]); 3) во втором предударном слоге после твёрдого согласного; 4) во втором предударном слоге после мягкого согласного; 5) в остальных безударных слогах после твёрдого согласного; 6) в остальных безударных слогах после мягкого согласного. Задание 5. В первых четырёх строках приведённого выше текста определите степень качественной редукции гласных [а], [о], [э]. Образец:
Задание 6. Затранскрибируйте приведённый выше текст. Задание 7. Дайте транскрипцию следующих текстов (задание выполняется на практическом занятии) Читая стихи Любопытно, забавно и тонко: Стих, почти не похожий на стих. Бормотанье сверчка и ребёнка В совершенстве писатель постиг. И в бессмыслице скомканной речи Изощрённость известная есть. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла? Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам, ибо она Не для тех, кто, играя в шарады, Надевает колпак колдуна. Тот, кто жизнью живёт настоящей, Кто к поэзии с детства привык, Вечно верует в животворящий, Полный разума русский язык. (Н. Заболоцкий, 1948) ٭٭٭ Когда вдали угаснет свет дневной Когда вдали угаснет свет дневной И в чёрной мгле, склоняющейся к хатам, Всё небо заиграет надо мной, Как колоссальный движущийся атом, - В который раз томит меня мечта, Что где-то там, в другом углу вселенной, Такой же сад, и та же темнота, И те же звёзды в красоте нетленной. И может быть, какой-нибудь поэт Стоит в саду и думает с тоскою, Зачем его я на исходе лет Своей мечтой туманной беспокою. (Н. Заболоцкий, 1948) ٭٭٭ Человеческая комедия Мама, сказка, каша, кошка, книжка, яркая обложка, Буратино, Карабас, ранец, школа, первый класс, грязь в тетради, тройка, двойка, папа, крик, головомойка, лето, труд, река, солома, осень, сбор металлолома, Пушкин, Дарвин, Кромвель, Ом, Менделеев, Герострат, бал прощальный, аттестат, институт, экзамен, нервы, конкурс, лекция, курс первый, тренировки, семинары, песни, танцы, тары-бары, прочность знаний, чет-нечёт, радость. сессия, зачёт, стройотряд, жара, работа, культпоход, газета, фото, общежитье, взятка-мизер, кинотеатр, телевизор, карандаш, лопата, лом, пятый курс, проект, диплом, отпуск, море, пароход, по Кавказу турпоход, кульман, шеф, конец квартала, цех, участок, план по валу, ЖСК, гараж, квартира, тёща, юмор и сатира, детский сад, велосипед, карты, шахматы, сосед, сердце, печень, лишний вес, возраст, пенсия, собес, юбилей, часы — награда, речи, памятник, ограда. (О. Молотков) Задание 8. Назовите слова, в которых встречаются данные звуки: [ИЭ], [Ù], [Ъ], [Ь], [˙Э́˙], [Ы́], [Ы], [Ы˙], [Ы˙], [ў], [ý], [˙ý], [ý˙ ], [˙ý˙], [˙ў ] [ў˙],[ ˙ў˙], [˙á], [á˙], [˙á˙], [˙ó], [ó˙], [˙ó˙]. Литература 1. Русский язык. В 2 ч. / Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, 2. Современный русский язык. В 3-х ч. / Шанский Н.М., Иванов В.В. – Ч. 1. – М.,1981. 3. Фролова И.А. Практический курс русской фонетики и интонации. – М.: НПО «ИнформТЭИ», 1991. – 256 с. 4. Зайнетдинов А.Ш., Фатыхова А.Л. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «050708 – Педагогика и методика начального образования». – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – 248 с. ПЛАН практического занятия №3 по курсу «Фонетика» Тема. Фонетические процессы в области Время – 4 часа. Вопросы: 1. Понятие о сингармонизме. Характер сингармонизма в русском языке. 2. Аккомодация как комбинаторный фонетический процесс, восстанавливающий сингармонизм в области сочетаний согласных с гласными. 3. Виды аккомодации. Способы отражения аккомодации в транскрипции. Задание 1. Изучите приведённый ниже материал. В фонетической системе любого языка существует определённая закономерность в сочетании гласных и согласных звуков. В русском языке эта закономерность проявляется в том, что гласные непереднего ряда не могут сочетаться с мягкими согласными, гласные переднего ряда — с твёрдыми. В этом и состоит суть сингармонизма гласных и согласных в русском языке. Но в потоке речи эта закономерность часто нарушается, рядом друг с другом оказываются согласные и гласные, которые не могут сочетаться вместе. Для восстановления сингармонизма необходимо, чтобы один звук артикуляционно приспособился к другому. Но какой звук должен это сделать — гласный или согласный? В древнерусском языке на "уступки" шел согласный. Например, заднеязычные согласные [г], [к], [х] не имели мягких пар и поэтому не могли сочетаться с гласными переднего ряда и [ j ]. При сочетании с данными звуками заднеязычные подвергались палатализации: к —— ч —— ц: лик — личный — лицо; г —— з —— ж: друг — друзья — дружеский; х —— ш: мох — мшистый; х —— с: тряхнуть — потрясать. На качество гласного наибольшее влияние оказывают мягкие согласные, особенно предыдущий. Покажем это на примере [á]. [á] — гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный. После твердого согласного или паузы [а] чувствует себя как рыба в воде При сочетании с мягким согласным артикуляция [á] неизменно устремляется вперед и вверх, поскольку при артикуляции мягкого согласного средняя часть спинки языка приподнимается к среднему небу, к так называемому полюсу мягкости. Таким образом, артикуляция мягкого согласного «тянет за собой» артикуляцию [á]. Звуковые процессы в области сочетаний гласных с согласными — это комбинаторные процессы, называемые термином "аккомодация". Аккомодация — это приспособление качества гласного к качеству согласного или качества согласного к качеству гласного. По направлению аккомодация бывает прогрессивная (начало артикуляции последующего звука приспосабливается к концу артикуляции предыдущего), регрессивная (конец артикуляции предыдущего звука приспосабливается к началу артикуляции последующего) и двусторонняя (артикуляция звука приспосабливается одновременно к артикуляции как предыдущего, так и последующего звуков). Рассмотрим случаи аккомодации: 1. Переход [и́] в [ы́], [ǔ] в [ы] который наблюдается: а) после твердых согласных, не имеющих пару по мягкости, [ж], [ш], [ц] (жить, шить, цирк — [жы́˙т’], [шы́˙т'], [цы́рк]; б) на стыке приставки на согласный и корня на И. Этот переход за некоторыми исключениями закреплен орфографически: игра — сыграть, но: издательский — межиздательский; в) на стыке предлога и знаменательного слова на И: пошел к Ивану — пошел [кÈывáнў]; г) иногда на стыке знаменательных слов при отсутствии между ними паузы и если предыдущее слово оканчивается на твердый согласный: волк и ягненок —[вóлкÈы jиЭгн’óнък]. 2. Смягчение твердых согласных, имеющих пару по мягкости, перед гласными переднего ряда [и́], [ǔ], [э́], [иЭ], [ь] в результате регрессивной аккомодации: [вÙдá] — [вÙд'э́]. О таком смягчении можно говорить только в том случае, если согласный, подвергнувшийся воздействию гласных переднего ряда, может занимать позицию перед гласными непереднего ряда. 3. Переход [’а] ([а] после мягкого) в 1-й предударной позиции в [иЭ] в результате прогрессивной аккомодации: час — [ч’˙á с], часы — [ч’ иЭ сы]. 4. Переход [э] в 1-м предударном слоге после твердого согласного в [ыЭ] в результате прогрессивной аккомодации: шептать — [шиЭпт á˙т’ ] — [шыЭпт á˙т’ ]. 5. Изменения в артикуляции гласных звуков в окружении мягких согласных в результате аккомодации: а) гласные переднего ряда [э́] под ударением и [и] под ударением и в безударном положении в абсолютном начале слова перед мягким согласным и между мягкими согласными продвигаются вверх, т.е. становятся напряженными и закрытыми, в транскрипции это отражается при помощи обозначения ^ или двумя точками над знаком: эти — [˙э́́́́́́́́́́́́́́́́́́́́˙т’ ǔ], синий — [с’˙и́˙н’˙ ǔ ˙ j], сирень — [с’˙ ǔ ˙р’˙э́́˙н’]; б) гласные непереднего ряда [ы], [у], [á], [ó] в соседстве с мягкими согласными в результате аккомодации претерпевают следующие изменения: - [ы] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх в конце артикуляции (рекурсии) перед мягким согласным: мыли — [мы́˙л’ ˙ǔ]; - [у] под ударением и в безударном положении продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции: [пý˙ т’] — в конце артикуляции; [л’ ˙ýк] — в начале артикуляции; [т’˙ý˙л’ ] — на всем протяжении артикуляции; [ á],[ ó] под ударением продвигается вперед и вверх во всех фазах артикуляции: моль, рать — [мó˙ л’ ], [рá˙т’ ] — в конце артикуляции; мед, чадо — [м’˙ó т], [ч’˙á дъ] — в начале артикуляции; тетя, дядя — [т’˙ó˙т’ь],[д’˙á˙д’ь] — на всём протяжении артикуляции. Примечания: 1) знак ˇ указывает, что гласный звук верхнего подъема подвергается количественной редукции; 2) знаки, приведенные в таблице, "читаются" следующим образом: точка перед знаком обозначает продвижение гласного под воздействием предшествующего согласного вперед и вверх в начале артикуляции; точка после знака — продвижение вперед и вверх перед мягким согласным в конце артикуляции; две точки над знаком — продвижение гласного вперед и вверх между мягкими согласными на всем протяжении артикуляции. Знак ^ указывает на напряженную артикуляцию звуков [и], [и], [э] в указанных позициях. Однако данный знак можно заменить двумя точками. Задание 2. Затранскрибируйте следующие слова. Укажите позиции звуков [á], [ó], [э́] ударного, [ý], [и́], [ы́] ударного.
Образец: в слове [жэ́˙с’т’] [э́] занимает позицию под ударением после твёрдого перед мягким. Задание 3. Затранскрибируйте предлагаемые ниже тексты. Отметьте случаи аккомодации (образец выполнения задания смотрите в плане ПЗ №4). Эти летние дожди, Эти радуги и тучи, Мне от них как будто лучше, Будто что-то впереди. Будто будут Острова, Необычные поездки, На цветах Росы подвески, Вечно свежая трава. Будто будет жизнь, как та, Где давно уже я не был, На душе, Как в синем небе, После ливня чистота. Но опомнись, рассуди — О, как непрочны, как летучи Эти радуги и тучи, Эти летние дожди. Нет, не будет жизнь, как та, Та, в которой я и не был, На душе, Как в синем небе, После ливня чистота. (М. Минков) Оттуда Я обещаю вам сады, Где поселитесь вы навеки, Где свежесть утренней звезды, Где спят нешепчущие реки. Я призываю вас в страну, Где нет печали, нет заката, Я посвящу вас в тишину, Откуда к бурям нет возврата. Я покажу вам то, одно, Что никогда вам не изменит, Как камень, канувший на дно, Верховных волн собой не вспенит. Идите все на зов звезды, Глядите, я горю пред вами. Я обещаю вам сады С неомрачéнными цветами. (К. Бальмонт) Как я пишу стихи Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом, И право никогда — не сочиняю. (К. Бальмонт) Литература для самостоятельного изучения вопросов указана в плане предыдущего занятия. ПЛАН практического занятия №4 по курсу «Фонетика» Тема. Фонетические процессы (ФП) в области Время – 4 часа. Вопросы. 1. Позиционные и комбинаторные ФП в области согласных звуков. 2. Определение ассимиляции. 3. Виды ассимиляции (по направлению, по уподобляемому признаку и т.д.). 4. Диссимиляция. 6. Выпадение звуков. 7. ФП, характерные для детской и диалектной речи.
Задание 1. Изучите приведённый ниже материал. Позиционные процессы в области согласных 1. Оглушение конечного звонкого согласного, имеющего пару по глухости В КОНЦЕ СЛОВА ВОЗМОЖЕН ТОЛЬКО ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ
2. Ослабление сонорного согласного в конце слова:
К комбинаторным звуковым процессам относятся ассимиляция, диссимиляция, упрощение групп согласных. Ассимиляция (от лат. assimilatio – уподобление) — это уподобление согласных звуков по какому-либо признаку (звонкости-глухости, мягкости-твердости, месту и способу образования). По характеру получаемого результата различают ассимиляцию полную и частичную. В результате частичной ассимиляции согласные звуки, уподобившиеся друг другу по одному признаку, сохраняют различия по другим признакам: [трáфкъ] — травка ([в] — звонкий, [к] — глухой). В результате частичной ассимиляции эти звуки уподобляются по глухости, а по остальным признакам (способу и месту образования и др.) они различаются. Полная ассимиляция — это объединение двух звуков в один звук, их полное слияние. Полной ассимиляции подвергаются звуки, различающиеся лишь одним признаком, и в результате ассимиляции они совпадают и по этому признаку. У [с] и [ш] основные признаки (способ образования, глухость и др.) совпадают, а различаются они по месту образования: [с] — зубной, [ш] — передненебный. В результате ассимиляции зубной [с] полностью уподобляется последующему передненебному [ш]: сшить — [шы́́:˙т’]. По направлению ассимиляция в современном русском языке всегда регрессивная (последующий звук воздействует на предыдущий), прогрессивная ассимиляция встречается в диалектах и детской речи: Ванька — [вá˙ н’к’ь]. По характеру взаимодействия звуков различают ассимиляцию контактную и дистантную. При контактной ассимиляции звуки влияют друг на друга непосредственно, контактирующие звуки; при дистантной, характерной для детской речи и диалектного произношения,— на расстоянии: Саша — [шáшъ] В зависимости от того, по какому признаку происходит уподобление звуков, выделяют ассимиляцию по глухости-звонкости, мягкости-твердости, по месту и способу образования. Таблица7 Ассимиляция по глухости-звонкости
Примечание к таблице. Ассимиляции по глухости-звонкости подвергаются парные по глухости-звонкости согласные. Но в некоторых позициях могут озвончаться в результате ассимиляции и аффрикаты [ц] и [ч’ ]: отец бы — [Ùт’˙э́дзÈбы], дочь бы — [дó˙д’ж’Èбы].
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |