КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тибетские единицы измерения массы и объема. 1 страница
Ниже приведены наиболее часто используемые в тексте единицы измерения массы и объема. 1 сранг = 37,301 г, 1 жо = 3,73 г, 1 скар-ма = 0,373 г, 1 кхал = 13 кг, 1 бре = 1 л ("чуть больше литра", или четыре пригоршни, или восемь горстей, или 16 сранг’ов). Здесь необходимо отметить, что в разных источниках (см. с. 9,10) значения приведенных единиц измерения варьируются.
Глава 1. О причинах болезней. Намо Гуру Бхайшаджйе 1!
[Тому, кто] в состоянии просветления полностью реализовал два изначально чистые накопления [- познания и благих заслуг], «Владыке дня», воплотившему [в себе] две величайших совершенных мудрости [- мудрость знания вещи как она есть и мудрость постижения Истины], достигшему [неразличения между] пользой для себя и пользой для других, [который, подобно] солнцу, испуская сто тысяч лучей, разгоняет мрак [неведения и кармические] загрязнения у меня и [всех] других живых существ, кланяюсь! Царю всех медицинских [школ], Будде медицины2, достигшему [полного] совершенства в лечении, [который], выступая в обликах Кумарадживы3 и других святых мудрецов, дарует благословение, [тому, кто,] до конца познав мудрость и смысл тибетского буддийского канона и знание трех [колесниц] Учения, ведет живых существ [к освобождению от оков сансарического существования, а также] Трем прибежищам и [своему] истинному коренному наставнику кланяюсь! В этих т.н. «Дополнениях»4 к лечебной «Тантре наставлений»5, в которой, хотя и имеются [описания] всех без исключения лекарств, тем не менее утаиваются способы [изготовления] тайных лекарственных составов и т.п., для тех врачей, кто из-за привязанности к собственному «Я» не способен уяснить [смысл наставлений во всей их полноте], к трудным для понимания тайным [методам изготовления] лекарств и т.д. даются подстрочные разъяснения, в написании которых из сострадания оказывали содействие «Свирепый укротитель мар»6 и другие божества-хранители [буддийского учения]. Здесь собраны, [в соответствующих главах], объединенные по смыслу отдельные, не вызывающие сомнений [в эффективности], лечебные [методы] с тем, чтобы многие и многие лекари [теперь и в будущем] могли уверенно [на них] полагаться и с усердием лечить причиняющие страдания болезни, [используя эти наставления, подобные драгоценному] нектару, полученному из обширных лечебных [руководств и из] милосердия проповеданных собранием мудрецов для медицинских [факультетов] монастырей и [являющиеся] украшением медицинских систем, [достойных] преклонения [рода] человеческого, [изложенных в] сокровенных подлинных медицинских трактатах, [а также представляющие из себя] инструкции по [приготовлению] эффективных лечебных эликсиров. [Предлагаемая рукопись] была написана для того, чтобы из чистого, искусно [изготовленного] кувшина, украшенного лечебными драгоценностями и [наполненного] должным образом приготовленным лекарственным эликсиром, [можно было] с благоговением черпать по чаше мудрость [медицинских знаний]. Проведен [тщательный] анализ большого количества медицинских [источников] и, хотя среди них не было полного соответствия и [материал был] «разбросан» [без определенного порядка], но, полностью преодолев омраченность [в процессе] медитативного сосредоточения, [все эти] фрагментарные данные были собраны здесь, объединенные [в соответствии со] смыслом [излагаемого материала]. Приведя7 в равновесие «три двери сознания» [- тело, речь и ум, далее Он произнес, как записано] в главе «О просьбах» Великой тантры: «Хотя высшим из всех живых существ [является существо, обладающее] человеческим телом, [оно, в результате] заблуждений, обусловленных неведением, блуждает в сансаре, где из-за глупости не понимает, [что является] по сути греховным, а что добродетельным, из-за вожделения совершает во множестве порочные деяния, из-за гнева [срывает свою] злость на других, из зависти стремится соперничать с высшими, из гордости [испытывает] пренебрежение к низшим. Во все [описанные виды омрачений] сознание «ввергается» [неправедными] деяниями [тела, речи и ума. До конца] постигнув суть сутр, [можно] избежать [мучений] сансарического существования, а из-за постоянной склонности [к совершению неблагих поступков будет] накапливаться негативная карма, вызывая разнообразные «плохие» перевоплощения [в процессе] круговорота сансары. И, как следствие, возникающие под действием кармы и нйес-па [широко] известные 404 болезни будут причинять беспрерывные страдания телу и разуму.» Как записано в этой же тантре, Будда [медицины] дал следующее наставление [относительно] единой причины всех болезней: «Причина всех болезней суть одна [и та же]: неведение, обусловленное непониманием истины отсутствия [независимо существующего] Я». Т.е., подобно тому, как [птица, которая] хотя и парит в небесах, но все-таки не может избавиться от собственной тени, так и все живые существа, [хотя и] наслаждаются жизнью [какое-то время], однако, если [совершают неблагие] деяния, то не смогут избежать болезней, [вызванных] неведением. [Что же касается] частных причин [болезней, то] из появившихся в результате неведения «трех ядов»: вожделения, гнева и глупости, вызревают плоды - «виновники» [болезней]8: рлунг, мкхрис и бад-кан. И, как сказано в разделе «Общие болезни жара»9 этой же тантры, из-за неведения, как отдаленной причины, возникает гневливость, т.е. в результате неведения вызревает [одно из] пяти омрачений10, а гнев является [уже ближайшей] причиной, порождающей [болезни] мкхрис. Если же нет неведения, то нет и омрачений, если нет омрачений, то не возникает гнев, а если нет гнева, то не могут [появиться болезни] жара [ мкхрис ]. Точно также, если нет неведения, то нет и омрачений, а если нет омрачений, то не возникает вожделение, а так как нет вожделения, то не могут появиться болезни рлунг. [И, наконец,] если нет неведения, то нет и омрачений, а если нет омрачений, то не появляется глупость, в отсутствие которой не могут возникнуть «холодные» [болезни] бад-кан. Т.о., следствием неведения [являются] омрачения, из трех разновидностей омрачений возникают три «виновника», которые, [в свою очередь], порождают [весь] спектр болезней. И, хотя в наставлениях при перечислении и в названиях [болезней это] не отражено, не существует ни одной разновидности болезней, [которая протекала бы] без участия трех «виновников» среди всех четырех [известных классов11: т.е. 101 т.н.] «подобий [болезней», еще 101] - из тех, что появляются в течение жизни, [следующие 101 -] из-за демонов гдон и [последние 101 - являющихся следствием] накопленной кармы. Человеческий организм, вредящие болезни12, излечивающие лекарства и т.п. - всего четыре или пять [составляющих в соответствии с разными представлениями] - не функционируют изолированно, а действуют как антагонисты, соотношение которых позволяет оценить силу болезни как это продемонстрировано [ниже] на примере болезней рлунг, [при появлении которых рассматривается наличие следующих десяти условий: 1.] Из десяти «вредимых»13 [поражены] кости, которые [считаются] «территорией», типичной [для болезней] «холодного» рлунг. [2.] По времени [«подъем» болезни происходит] летом, по вечерам и на рассвете. [3.] Из семи конституционных типов14 [заболевает] человек, «порожденный» рлунг. [4.] Из трех возрастных [категорий возрастом, благоприятным для возникновения болезней] рлунг, считается старость. [5. Наблюдается] усиление болезненных признаков15, [присущих] болезням рлунг. [6.] По месту [болезнь] гнездится в пояснице, т.е. локализуется [преимущественно] в нижней части тела. [7.] «Огненная теплота» [желудка] трех видов16 [характеризуется] большими спадами и подъемами17. [8. Заболевший] человек истощен и ослаблен. [9-10.] Привычными [для больного являются] диета и образ жизни, [способствующие] возникновению болезней рлунг. Если имеются все десять [перечисленных условий, то болезнь] рлунг будет чрезвычайно сильной; если шесть или семь - сила болезни довольно велика; если четыре или пять - болезнь средней силы; [наличие] одного или двух [условий говорит о] слабости болезни рлунг. Таким образом оценив силу болезни, выбирают [соответствующих] «противников»: диету, образ жизни, лекарства и процедуры. Для того, чтобы [полностью] определиться, [необходимо отметить], что, хотя в Великой тантре даются разъясняющие наставления по всем, не [вызывающим] сомнений [в эффективности,] методам лечения, [однако наступят] плохие времена, [связанные с] «истощением» шестидесяти осадочных кальп18, когда среди живых существ распространится [обычай совершать во множестве] дурные деяния, из-за чего [наберут] силу злобные демоны во главе с ма-мо, [насылая] болезнь па-рпа-та 19, [относящуюся к классу болезней жара] гнйан. [Козни упомянутых демонов] будут мешать выявлению названия [болезни] и путей ее внедрения; любая болезнь будет «сворачивать [со своего пути», уклоняясь от «встречи» с лекарствами,] и быстро отнимать жизнь. Если же нет [описанных выше] причин глобального [характера для возникновения] всех этих болезней, [сопровождаемых воздействием] злобных [демонов, то по остальным здесь даются] обширные и полные наставления, [включающие описание] методов лечения, для тех, кто не [отличается] быстрой сообразительностью, [т.е. для индивидуумов] низких способностей, [написанные] ясным языком [согласно приведенному ниже] порядку расположения глав. [Раздел] ка [включает восемь глав. 1] «Причины болезней», [2] «Общие [болезни] рлунг», [3] «Жизненный рлунг», [4 «Рлунг, подобный голове] шакала», [5] «Удушье из-за крови и рлунг», [6 «Болезни] мкхрис», [7 «Болезни] бад-кан», [8] «Сочетанная [болезнь бад-кан-смуг-по»]. [Раздел] кха [состоит из] шести [следующих глав. 9] «Хроническая болезнь ма-жу», [10 «Болезни] скран», [11 «Болезни] скйа-рбаб», [12 «Болезни] ор», [13 «Болезни] дму-чху», [14] «Великая хроническая истощающая болезнь». [В разделе] га, [состоящем из] одиннадцати глав, повествуется о [болезнях] жара. [15] «Общие [сведения о болезнях] жара», [16] «Суть [болезней жара», 17 «Лечение жара в стадии] между горами и степью», [18 «Лечение] незрелого [жара», 19 «Лечение] распространенного [жара», 20 «Лечение] пустого [жара», 21 «Лечение] скрытого [жара», 22 «Лечение] застарелого [жара, 23 «Лечение] мутного [жара», 24 «Лечение жара] ' грамс», [25 «Лечение жара] ' кхругс»20. [В разделе] нга в четырех главах [описывается] лечение [следующих болезней: 26] «Болезнь бал»21, [27 «Болезнь] ' брум-па», [28 «Болезнь] бег-ге», [29 «Болезнь] чхам-па». [В разделе] ча восемнадцать [глав о] т.н. болезнях гнйан. [30] «Клад-гзер», [31] «гаг-па», [32] «Гзер-тхунг», [33] «Гнйан-гланг», [34] «Ргйу-гзер», [35 «Гнйан -] ме-дпал», [36] «Гнйан-рмен-бу», [37] «Ньва-лог», [38] «Лхог-па», [39] «Гнйан-'брас», [40] «' дзум-лтаг-дгйе», [41] «Бег желчи по сосудам», [42] «Нанг-лхог», [43] «Кха-мед», [44] «' кхйам-по», [45] «' бар-бур», [46] «Рна-рца пхус-'дабс», [47] «Нгам-ру». [В разделе] чха восемь глав о болезнях верхней части тела и органов чувств. [48 «Болезни] головы», [49] «Черви головы», [50] «Глазные [болезни», 51 «Болезни] ушей», [52 «Болезни] носа», [53 «Болезни полости] рта», [54 «Болезни] зубов и десен», [55] «Зоб». [В разделе] джа [повествуется о лечении] «плотных» и «полых» органов. [56 «Болезни] сердца», [57 «Болезни] легких», [58] «Легочные нагноения», [59 «Болезни] печени», [60 «Болезни] селезенки», [61 «Болезни] почек» - болезни [в порядке, соответствующем] подлиннику, [в дополнение 62] «Спермотечение», [далее вновь следуя] оригиналу, [63] «Болезни желудка», [64 «Болезни] тонкой кишки», [дополнительно глава 65] «Застарелые [болезни] тонкой кишки» и вместе с [главой 66 «Лечение болезней] толстой кишки» [насчитывается] одиннадцать глав [о лечении] «плотных» и «полых» органов. [В разделе] нйа о «тайных» болезнях две [главы. 67 «Лечение] мужских половых органов», [68 «Лечение] женских половых органов». [В разделе] т а разрозненным болезням [посвящена] двадцать одна глава. [69] «Охриплость», [70] «Потеря аппетита», [71] «Болезненная жажда», [72] «Икота», [73] «Одышка», [74] «Гланг-тхабс», [75] «Болезни червей», [76] «Понос», [77] «Рвота», [78] «Запор», [79] «Задержка мочи», [80] «Мочеизнурение», [81] «Понос жарких [стран», 82] «Болезнь дрег», [83] «Грум-бу» [в соответствии с] подлинным [текстом и 84] «Новая [глава о лечении грум-бу», 85] «Болезни чху-сер», [86 «Болезни] белых каналов», [87 «Болезни] почечных сосудов», [88] «Кожные болезни», [89 «Болезнь] мдзер». [Раздел] т ха [состоит из] пяти глав о т.н. незначительных болезнях. [90] «Общие [сведения о лечении незначительных болезней», 91] «Ожоги», [92] «Опухоли грудных желез», [93 «Лечение] запаха пота», [94 «Лечение] нарывов [от уколов] колючками». [В разделе] да о вместерожденных язвах восемь глав. [95] «Болезни ' брас», [96] «Геморрой», [97] «Ме-дпал», [98] «Сурйа», [99] «Рмен-бу», [100] «Рлигс-рлугс», [101] «Рканг-'бам», [102] «Мцхан-пар-рдол». [В разделе] на пять [глав. 103] «Детские [болезни», 104 «Лечебные] методы родо[вспоможения», 105] «Инструменты [для родовспоможения», 106] «Болезни, [вызванные влиянием на рождение ребенка демонов] гдон», [107 «Козни демонов] бйа-'дре». [В разделе] па четыре главы. [108] «Опасные женские болезни», [109] «Разрозненные [женские болезни», 110] «Обычные [женские болезни», 111] «Бесплодие». [В разделе] пха шесть глав. [112 «Болезни,] вызванные демонами гдон», [113] «Сумасшествие», [114] «Потеря памяти», [115 «Болезнь] мир-кхи», [116 «Болезнь] гз'а», [117 «Болезни, вызванные демонами] клу». [В разделе] ба даются наставления в пяти главах о [лечении] ран. [118] «Общие [методы лечения] ран», [119 «Раны] головы», [120] «Раны шеи», [121 «Раны] грудной клетки и туловища», [122 «Раны] конечностей». [В разделе] ма [описываются болезни, вызванные] «ядами». [123 «Лечение отравлений] обычными составными ядами», [124 «Лечение отравлений] несовместимыми22 ядами», [125 «Лечение отравлений] мясными ядами», [126] «Болезни, [вызванные отравлением] мясными ядами» [в соответствии с] подлинником23, [127 «Лечение отравлений] отдельными [ядами», 128 «Болезнь] рег-дуг», [129 «Болезнь] собачьего яда» - итого семь глав. [Раздел] ца [содержит четыре главы, 130 «Возвращение утраченной] потенции», [131] «Выбор женщины [для сожительства», 132] «Лечение [старческого ослабления] слуха», что вместе с [главой 133 «О методах приготовления] эликсиров [долголетия» составляет] сто тридцать три главы, [в которых] собраны тысяча и два [средства лечения] всех четырехсот четырех болезней, [прерывающих] жизнь живых существ и причиняющих страдания телу и разуму, полностью разъясняются причины и условия [возникновения, а также] методы лечения болезней [вне зависимости от места локализации -] от макушки [головы] до ступней [ног]. [Этим] завершается первая глава, [в которой даны] наставления «О причинах болезней» и т.п. из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.
Примечания к главе 1. 1 Здесь и далее текст на санскрите идет без перевода. 2 Тиб. Сман-гйи-бла. 3 Легендарный врачеватель, которому приписывается лечение Самого Будды Шакьямуни и запись текста Чжуд-Ши с Его слов. 4 Тиб. Лхан-табс. Отсюда и происходит сокращенное название данного текста. 5 Имеется в виду третья тантра Чжуд-ши. (Далее 3 т. ЧШ). 6 Т.е. Ваджрапани - один из трех основных бодхисаттв. 7 Здесь приводится цитата из 1 гл. 3 т. ЧШ. 8 Тиб. нйес-па. 9 См. 12 гл. 3 т. ЧШ. 10 Тиб. нйон-монгс. 11 Подробней о четырех категориях болезней см. 27 гл. 4 т. ЧШ. Однако, прямой классификации по трем «виновникам» подлежат болезни 2-го класса, т.е. «появляющиеся в течение жизни»; из них 42 -болезни рлунг, 26 - мкхрис, 33 – бад-кан. 12 Тиб. гнод-бйед-гнад в 3 с. трактуется как пять видов рлунг, пять видов икхрис и пять видов бад-кан. 13 Т.е. семь тканей тела и три вида нечистот. 14 Имеются в виду следующие типы личности: с преобладанием рлунг, мкхрис, бад-кан, еще три образуются их попарными сочетаниями и седьмой тип получается при наличии всех трех «виновников». 15 «Грубость», «подвижность» и т. д. - подробней см. 2 гл. данного текста. 16 Подробней о трех видах «Огненной теплоты» см. 9 гл. 17 Т.е. изменчива, имеет большие перепады. 18 Термины, связанные с буддийской космологией, разъясняются в соответствующей литературе. 19 Разновидность «червей», приходящих в «движение» при болезнях гнйан (см. 3 с.). 20 В отличие от ЧШ, здесь болезни жара римс описаны в двух разделах - нга и ча; причем болезни гнйан, являющиеся разновидностью римс, выделены в отдельный раздел. 21 Название этой и некоторых других болезней оставлены в тибетской транслитерации, т. к. прямой перевод не всегда отражает суть болезни - читателю представляется возможность самостоятельно определить соответствующую нозологию по описанию симптоматики, дающемуся в соответствующих главах. 22 Тиб. Ми-'пхрод дуг - возможно, речь идет о пищевых отравлениях. 23 Здесь две главы, имеющие схожие названия.
Глава 2. Общие и частные [методы] лечения болезней рлунг.
Теперь [речь пойдет] о признаках и лечении отдельных разновидностей болезней. [Среди трех «виновников»] рлунг «управляет» всеми болезнями, т.е. [он] все болезни «поднимает [с места»], присоединяется к [их] «хвосту», при [его] присоединении к «хвосту» [болезни может привести] к смерти или «раздуть» остаточный жар. [В дальнейшем] даются наставления в пяти [темах]: причины, условия [возникновения этих болезней], классификация, признаки и лечение. [Т.1.] Причины. Рлунг порождается вожделением, возникающим из-за неведения, его свойства1: «грубый», «легкий», «холодный», «тонкий», «твердый», «подвижный» - [итого] обладает шестью [отличительными] характеристиками; обычно локализуется в бедрах, пояснице и нижней части тела. [Т.2.] Условия: злоупотребление пищей горького вкуса, «легкой» и «грубой»2, утомление от чрезмерных совокуплений, голодание, бессонница, переутомление от работы и разговоров на голодный желудок, обильная кровопотеря при ранениях, кровотечениях из носа, матки и т.п., использование [при лечении] «грубых» [очищающих средств для вызывания] поноса и рвоты, проживание в сырой местности, [пребывание в течение] длительного времени на холодном ветру, утомление от рыданий и печальных разговоров, употребление несочной пищи, пищи с «прохладными» [свойствами] - если давать [эту пищу] в избытке или питаться только ей, сдерживание [позывов] к выходу кала и мочи или, [наоборот, чрезмерно] тужиться - при этих условиях появляются болезни рлунг. [Т.3.] Классификация. Хотя описывается очень много [разновидностей болезни рлунг], вкратце [можно свести их] к 20-ти по виду, 28-ми - по месту и 15-ти частным [видам рлунг в сочетании с мкхрис и бад-кан] - итого насчитывается 63 [разновидности]. В этой главе [отдельно дается] краткое изложение десяти [следующих] разновидностей [болезней] рлунг: головы, сердца, легких, печени, желудка, толстой кишки, почек, костей, рлунг в сочетании с мкхрис и бад-кан. [Т.4.] Методы обследования [включают выяснение] возбуждающих причин, признаков [болезни и того], что вредит и что помогает - [итого] три. [4.1] Первое. Возбуждающие причины: если выяснишь, что болезнь [возникла] из-за опоры на вышеописанную пищу и образ жизни и «возбуждается» [описанными выше условиями], то это не может быть другая болезнь, кроме рлунг, так как причинно-следственные связи не нарушаются; поэтому важно врачам изучать причины. [4.2] Шесть свойств [болезни] рлунг определяют признаки болезней, [которые подразделяются на] два [класса] - общие и частные. [4.2.1] Общие признаки болезней рлунг. Пульс внутри, [т.е. при нажатии], полый, в сосудах [воспринимается] длинным и плоским, моча похожа на родниковую воду - зеленоватая и прозрачная, при опрокидывании [сосуда, в который она налита], легко [вытекает]3, после совокуплений и т.п. утомительных деяний [больной] долго не может отдышаться4, хаотичность мыслей, головокружение, шум в ушах, язык сухой, красный и грубый, что бы ни съел, во рту вяжущий5 привкус, боли то здесь, то там - [не имеют] определенной [локализации], при охлаждении тело [пробивает] дрожь [и покрывается] «гусиной кожей»6, дрожь, при [неловком] движении боль [пронзает] все тело или [имеет] приступообразный [характер] без четкой локализации7, [одолевает] лень - ничего не хочется делать, одеревенение тела и конечностей и/или [их] стягивает [и человек] не может ни согнуться, ни разогнуться8, кожа «прилипает» к мясу9, ломота [в костях] нижних конечностей, пучеглазие, ноги как будто цепляются друг за друга, при движении [появляются] сильные колики, из-за [пребывания на] холодном ветру [тело покрывается «гусиной кожей»], т.е. «вздымаются» волоски [на коже] в результате озноба, бессонница, зевота, желание потянуться, вспыльчивость; в бедрах, пояснице и во всех суставах [боли] как после побоев, колет и тычет в затылке, груди и челюстях, ан-стонг-цхигс-па-данг-по и другие точки [прижигания10 при болезни] рлунг выпирают и болезненны при нажатии, пустые [позывы на] рвоту, на рассвете отхаркивается пенистыми мокротами, вздутие и урчание во внутренностях, боли [обычно] появляются на закате и на рассвете, а также после переваривания [пищи]. [4.2.2.] Частные признаки, согласно классификации болезней рлунг на 20 по виду: [1] рлунг «а-ва-рта-на»: при этой болезни тело [больного] выгибается как лук; когда тело сводит, [слышны] стоны - выходят звуки, похожие на [воркование] голубя; разум как будто находится «в чужой власти»11, остановившийся взгляд12, дыхание тяжелое. [2] Болезнь рлунг «да-рган, выгибающий наружу»: грудина выпирает, из-за стягивания13 нижней части затылка и шеи, затылок откидывается [назад], больной скрежещет зубами, рвота пеной, болят голова и основания челюстей, звуков не издает, остановившийся взгляд, одолевает зевота, с правой и левой сторон грудной клетки сильные колики, [не имеющие] четкой локализации. Из описанных признаков «да-рган'а, выгибающего наружу» особенно часто [наблюдаются следующие]: выгибание тела наружу и назад, голову тянет к спине и при этой «выгибающей» болезни грудь сильно выдается [вперед], болит шея - как будто после побоев, рот и губы [приобретают] неприятный цвет, прошибает обильная испарина14, [после приступа /?/] тело расслабленное и подергивается. [3] «Да-рган, сгибающий внутрь» проявляет [себя] подобно «выгибающему наружу», [однако], отличается тем, что шейная часть позвоночника изгибается к груди - [здесь у основания] шеи находится одно из «упомянутых» мест15 - попадая туда, рлунг входит в «великий жизненный сосуд»16 и болезнь «охватывает» все тело; при этом [возникает] искривление ключицы. Таким образом, тело выгибается как лук, [но теперь] вперед, [больной] не может закрыть глаза - [утрачивается] способность открывать и закрывать [их], силы убывают, появляется походка, как у человека с поврежденными ногами17, и другие симптомы; как и [при предыдущей болезни] одолевает зевота, [больной] скрежещет зубами, рвота слизью, колики по бокам груди, звуков не издает, челюсти [сводит как от] оскомины и болят. [4] Из-за «повреждения канала18, управляющего поднятием и опусканием челюсти», зубы сжаты или, [наоборот, рот] постоянно приоткрыт, утрачивается [способность его] закрывать. [5] «Заикание»19: [затруднения при употреблении] пищи и питья, затрудняется речь - или немота, или речь неразборчивая, при этом [больной] не может быстро говорить. [6] При «искривлении тела на один бок» рот кривеет, дергается голова, задержка речи, теряется способность закрывать глаза, ухудшается память, [неспокойный] сон - просыпается в страхе. [7] Рлунг «рца-'дзин» возникает из-за [совместного] влияния рлунг и крови, [болезнь] локализуется в канале «Держатель макушки», там ощущается «грубость» [кожи] и болит. [8] Когда «рлунг охватывает половину тела», с этой [стороны] из-за «усыхания» каналов20 и сухожилий теряется чувствительность к боли21 и [пораженная сторона] становится «безболезненной»22, любые движения «причиняют вред». [9] Когда [эта разновидность] рлунг переходит [и на вторую половину и, таким образом, «рлунг охватывает] все тело», «усыхание» и другие симптомы подобны [вышеописанным, но] для всего [тела]. [10] Ма-жу-ба и бад-кан «закупоривают» пути движения рлунг - из-за этого «тело уподобляется дереву»: [больной] не может ни согнуться, ни разогнуться, любые движения, [связанные со] сгибанием - разгибанием [конечностей] и т.п., затруднены, [болезнь] называется «одеревенение» или «уподобление посоху». [11] «Судороги рук»: из-за внедрения рлунг в плечо находящиеся там «каналы» стягивают [руку], развитие [болезни приводит к] ухудшению способности поднимать [руку]. [12] Болезнь рлунг «пи-ша-ци»: из-за стягивания сухожилий ладоней и пальцев [больной будет испытывать] затруднения при сгибании [пальцев] рук. [13] Болезнь рлунг «сра-'тхэн»: когда рлунг из [мест своей «обычной»] локализации в пояснице внедряется в сухожилия бедер, [ноги] вздрагивают и, из-за «ослабления» межсуставного промежутка, на пораженной стороне [тела нога как бы] «отстегивается» и появляется хромота. [14] Болезнь рлунг «скованность в бедрах»: [если] спать после [употребления] «липкой» пищи, или [просто] злоупотребление [такой пищей приводит к появлению] ма-жу-ба, который внедряется в бедра и голени, вызывая увеличение [в них] бад-кан и жира, которые [,в свою очередь,] «застаиваясь» в костях и «каналах» бедер, приводят к «охлаждению» мяса [и далее появляются их] нечувствительность к боли и [,в конце концов, наступает] паралич /?/; [при этой болезни больной] с трудом поднимает [ноги] при ходьбе и [ощущает] сильную тяжесть [в ногах]23. [15] При [болезни] «голова шакала», под влиянием рлунг и крови, в области колена появляется отек, по форме напоминающий голову шакала, достигая] больших размеров. [16] Болезнь рлунг «цхер-ма-чан» возникает из-за того, что [рлунг, локализующийся] в ногах, поражает лодыжки, доходит до пяточных сухожилий, распространяясь от сухожилий пальцев ног до середины бедер и [вызывая] одеревенение икроножных [мышц] и/или [17] «судороги [икроножных мышц»]. [18] Болезнью рлунг «кха-ли» [называется] сочетание описанных «судорог» и «пи-ша-ци» - [происходит] внедрение [рлунг в сухожилия] предплечий - [это т.н.] «сочетанная» болезнь. [19] Болезнь рлунг «рканг-брце»: из-за бад-кан и рлунг [поверхность] обеих ног [покрывается] «гусиной кожей» и [появляются] жгучие24 боли25.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |