Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тибетские единицы измерения массы и объема. 3 страница




[2] При рлунг в сердце сгущенный отвар «трех жо-ша» - снйинг, мкхал и гла-гор, 'брас-бу-гсум «смешать»100 с ячьими маслом и мясом и патокой, в полученное лекарственное масло добавить «три горячих» - сга, пи[-пи-линг], пхо[-ба-ри] и «три разные соли» - ргйа[-цха], ргйам[-цха] и кха[-ру-цха].

Или опираться [в лечении] на лекарственное масло из бцан-дуг, согласно оригинальному тексту101.

Прижечь 6-й и 7-й позвонки, дкар-наг-'цхамс и точку бйа-рог-миг.

[3] При рлунг в легких порошок из стар-бу, чу-ганг, зи-ра-дкар, дза-ти, ар-скйа, сро-ло-дкар-по и легких лисы запивать коровьим молоком. Прижечь 4-й и 5-й [позвонки], бйа-рог-миг и сге-стонг. [А также можно приготовить] де-гу из шинг-мнгар, ргун-'брум с белой патокой или т.н. 'бри-рканг: [если на основе] а-ру-р'ы, то из костного мозга дикой самки яка и масла из косточек а-ру-ра сорта сул-манг, или [,по другой традиции,] из косточек ба-ру сорта сур-пхуг готовится лекарственное масло102.

[4] При рлунг в печени опираться [в лечении] на состав из сэ-'бру, шинг-цха, суг-смел, пи-пи-линг, сга, пхо-рис, гур-гум, кха-ру-цха, а также на печень с приправой, [в качестве которой берется] порошок шинг-кун, и [все вместе] варится в масле или дается в виде т.н. тинг-кхрол - это когда лекарства «смешиваются» в процессе кипячения103. «Усмиришь» [рлунг печени] прижиганием 6-го позвонка и точки зур104.

[5] При рлунг желудка дать отвар одной только ргйам-цха и тинг-кхрол, приготовленный из одной патоки105, а также назначить порошок из сэ-'бру, шинг-цха, дза-ти, суг-смел, ка-ко-ла, ргйа-цха, ргйам-цха, кха-ру-цха, зи-ра-дкар, [зи-ра-]наг, сга, пи-пи-линг, пхо[-ба-ри], ла-ла-пхуд «на коне» из патоки, запивая вином. Или [дать] «Сэ-'бру-4» с добавлением шинг-кун. Прижечь пхо-ба'и-дкйил106 и 13-й позвонок.

[6] При рлунг толстой кишки состав из сэ-'бру, сга, пи-пи-линг, дза-ти, суг-смел, ка-ко-ла, шинг-цха-сраб-мо, гур-гум, зи-ра-наг, а-ру, ргйам-цха, кха-ру-цха запивать теплой кипяченой водой. Или дать упоминаемый в тантре при [лечении] «внедрения» смуг-по в толстую кишку «Сэ-'бру-13». Делать ['джам-рци типа] сле-'джам, [состоящую из] баранины, ячьих молока и масла с присоединением ру-рта, дэ-ба-да-ру, пи-пи-линг, ргйам-цха, а-ру-ра. Прижечь [точки] лонг-пхубс, [отстоящие] на два цон'а влево и вправо от пупка.

[7] При рлунг в почках давать мясо осла и выдры, «вино из патоки» или «вино из зан-дрон», затем лекарственное масло из рца-ба-лнга107, прижечь 14-й позвонок. Или из 4 т. ЧШ [состав] из десяти [следующих компонентов]: суг-смел, сга, пи[-пи-линг], ргйам-цхва, гла-рци, сдиг-срин, лчам-па, 'брас-сна-гсум смешать с белой патокой и добавить дза-ти, мясо осла и выдры. Запивать это лекарство вином.

[8] При рлунг костей прогревать [соответствующие места] «маслянистыми» компрессами, растираться смесью бч'а-сга и растительного масла.

[9] При сочетании рлунг и мкхрис опираться на «прохладное» и «сочное».

[10] При «присоединении» бад-кан лечить «легкими» и «теплыми» диетой и лекарствами.

Лечение вышеописанных [разновидностей] рлунг [в классификации по виду], признаки которых были должным образом разъяснены.

[1] Лечение [болезни] рлунг «а-вар-та»: [давать] в пищу и растирать [тело «четырьмя] маслянистыми» - сливочным и растительным маслами, топленым жиром и костным мозгом, пить молоко. Затем давать отвар баранины и [мяса животных], обитающих и ночующих на воде; будет [способствовать] излечению [этой болезни также применение клизмы] сле-'джам, применение ванн из [отвара] разных костей нижней части тела. После прогревания войлоком, проваренным в масле108, дать «носовой очиститель», затем неоднократно - отвар из ргйа-шуг-ги-'бру, овечьих молока, жо109 и мяса с [добавлением] овечьего или ячьего масла.

Если к этому виду рлунг присоединится бад-кан и [будут] ощущаться боли по сторонам груди - [в области] ребер, давать состав из гйер-ма, а-ру, шинг-кун, ргйам-цха, шинг-цхва, кха-ру-цхва, ма-ну-па-тра и ячменя, прокипяченных [в форме] отвара [«на] коне» из меда.

Если к этому [виду] рлунг «присоединяется» мкхрис, дать носовое лекарство из шинг-мнгар, скйу-ру, сахара и топленого масла.

[2,3,4,6,11] При «да-рган'ах, выгибающем наружу» и «сгибающем внутрь», при «слабости челюсти», «искривлении тела на один бок», «судорогах рук» - [лекарства те же, что и при] рлунг головы, [но запивать одним из] четырех «вытягивателей»110.

При первых двух болезнях втирать кунжутное масло в [следующие] места: спйи-бо'и-гцуг, глаза и уши и, [как сказано] в тантре, вливать [в уши /?/]. Если будут отеки, то давать рвотное из 4 т. ЧШ111, [в котором к] «главным» компонентам добавить со-чха. При [появлении] красного сосудистого рисунка [на белках] глаз и при жаре пустить кровь из любого близлежащего сосуда.

[14] При т.н. «скованности в бедрах» и ма-жу-ба, [которые возникают из-за] увеличения бад-кан и жира, «вычищай» [болезнь процедурой] снум-'чхос и назначь «грубые» [диету и образ жизни]. Дай 'брас-бу-гсум, дбйи-монг, пи-пи-линг, хонг-лен в виде де-гу на меду.

[11,12,13] При болезнях рлунг «судороги», «стягивания» [конечностей, «сра-]'тхен», «пи-ша-ци» и т.п. [рекомендуется] «вытягивающий» состав из ра-сна, по-со-чха, 'брас-гсум, сле-трес, рца-ба-бчу /?/..., а также сенг-лденг с топленым маслом... /?/, [а также] состав из ша-та-пу-шпа, сле-трес, ру-рта, ка-бед, при-янг-ку, дрод-сман-нар-мо112, шу-даг - т.н. «Порошок ка-нйи-ца» с коровьими мочой и молоком вводить «снизу» [в виде 'джам-рци или ни-ру-х'и].

При сочетании двух - «пи-ша-ци» и «стягиваниях» - на той из четырех конечностей с правой или левой [стороны тела], где имеются [болезненные проявления], на тыльной поверхности [ладони или ступни] в промежутке между мизинцем и безымяным пальцем имеется [белое] сухожилие - если его приподнять иглой, то под ним будет желтое сухожилие, похожее на нить, [которое необходимо] перерезать.

[Т.5.1.5] Для [лечения] всех [болезней рлунг можно использовать т.н.] лог-гнон113.

Давай [состав] «Кхйунг-ргод-драг-по» с соответствующими данной болезни «проводниками»114. Лечи [также путем] прижигания соответствующих спинных позвонков.

Если болезни рлунг «успокаивающими» [средствами115] и процедурами излечиваются плохо, то, как сказано в тантре, не медли и, проведя общепринятые подготовительные мероприятия, «вычищай» болезни рлунг пилюлями на патоке, [состоящими] из одного жо а-гар, [а также] ша-чхен, тхар-ну, рэ-лчагс, га-дур, дза-ти, сга - по два жо каждого, [добавить] вторичные ингредиенты: ргйам-цхва, пи-пи-линг примерно по пол-жо. «Погонять кнутом» из отвара пяточных костей или теплой водой. Затем [заставь соблюдать] образ жизни в соответствии с общими рекомендациями при лечении «пятью [очищающими»] процедурами.

Если примешиваются другие болезни, т.е. [лечению] болезней рлунг «мешают» другие [«виновники»] - мкхрис и бад-кан, то тогда полезно [применить] «Маслянистый и мягкий очиститель»: а-ру-мчху-снйунг, донг-га, лчум-рца, дур-бйид и т.п. «мягкие» очищающие компоненты, прокипятив их в сливочном масле. Этот «очиститель» - важный «помощник» [в лечении, когда] к болезням рлунг [«примешиваются» другие болезни].

[Ни с чем не «смешанные»] одиночные болезни рлунг «обрубаются» должным образом применяемыми вышеописанными общими методами лечения. [При сочетаниях «виновников»] к каждой [сопутствующей] болезни [в лекарствах] присоединяй [соответствующих] «проводников» - как будто меняя наконечник стрелы. Тогда лечение несомненно «попадет в цель».

Хотя выше были описаны все болезни [рлунг] и методы их лечения, но, если кратко обобщить, то не существует ни одной болезни рлунг, которая бы не излечивалась «маслянистыми», «сочными» и «теплыми» [лекарствами и т.д.]. Рлунг «приводит в движение» и жар и холод в теле и во всех случаях «неотделим» от сущности [болезни], к примеру, [рлунг] «раздувает» жар из-за мкхрис, [способствует] «охлаждению» при холоде из-за бад-кан, [рлунг] также [вызывает увеличение и т.п.] отеков при дму[-чху], 'ор, скйа-рбаб, «скатывает» скран'ы. Все болезни [этот самый] рлунг «со своих мест поднимает», «под руководством» рлунг «рассеивающиеся» болезни «разбрасываются» в мясо, кости, по сосудам, на кожу и т.д., [он] также обычно [является непосредственной] причиной [возникновения] болезней, связанных с «раздуванием» «остатков» жара. Поэтому будь внимателен [при болезнях, протекающих с участием] рлунг

[Этим] завершается вторая глава, [в которой даны] наставления по «Общим и частным [методам] лечения болезней рлунг» из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.

 

Примечания к главе 2

1 Имеются в виду свойства махабхуты «ветер».

2 «Свойства» пищи подробно описываются во 2 т. ЧШ.

3 Т.е. не вязкая, не густая.

4 Согласно разъяснению термина шус-'дебс в с. 3.

5 Один из шести основных вкусов.

6 Термин «гусиная кожа», видимо, наиболее адекватно отражает смысл тиб. слова лус-брце, что подтверждает нижеследующий текст и разъяснения, дающиеся в с. 3.

7 В тексте ко-лер-зуг - см. стр. 12 с. 3.

8 Имеется в виду судорога /?/

9 Уменьшение слоя подкожной жировой клетчатки /?/

10 См. в АТМ обозначения точек прижигания.

11 Видимо, больной не осознает своих действий.

12 Букв. «вперить взгляд».

13 Судороги /?/

14 Видимо, уже после приступа /?/

15 Здесь локализуется рлунг «Бегущий вверх».

16 Обычно имеется в виду аорта в «широком смысле».

17 Букв. «как после увечья, нанесенного хищным зверем» (сс. 3).

18 Термин рца может иметь значение «нерв».

19 М. б., более правильно было бы назвать эту болезнь «нарушение речи».

20 В данном случае имеются в виду нервы /?/

21 Т.е. онемение.

22 Др. возможный перевод - «парализует».

23 Эквивалент в русском языке: «к ногам будто гири привязаны».

24 Раздражение кожи /?/

25 Тиб. цег-цег-бйед.

26 М. б. синяки /?/

27 Видимо, кроме разного рода изгибов суставов конечностей у этих болезней мало общего /?/

28 Здесь костный мозг /?/

29 Букв. «грудную клетку распирает дыханием».

30 Видимо, в ротовую полость и пищевод /?/

31 Т.е. в желчный пузырь.

32 Нарушения вестибулярного аппарата /?/

33 Видимо, мешки под глазами.

34 Букв. «короткое дыхание».

35 Отрыжка воздухом.

36 М. б. царапающая боль /?/

37 Здесь, видимо, «медленно соображает» /?/

38 Имеется в виду кизяк.

39 Дар - жидкость, остающаяся в процессе производства масла, имеет кисловатый вкус.

40 Хотя до и после упоминаемых листьев речь идет о питье!

41 Этот напиток идентифицировать не удалось - букв. «жидкость гйер-ма». М. б. настой гйер-ма /?/

42 Другое значение термина двангс - «чистый, бесцветный».

43 Тиб. лог-гнон здесь - раздел, включающий методы лечения, используемые при неэффективности общего лечения (см. с. 3). Или может означать «усмирение поворота вспять» рлунг «Очищающий вниз» путем применения соответствующих процедур.

44 Видимо, в виде бульона.

45 Кость ар-бчуг в с. 3 не упоминается, по словарям тиб. а-чуг: «лодыжка».

46 Тиб. ло-йиб, согласно с. 3, «мясо, хранившееся в течение года в кладовой, защищенной от прямого воздействия солнца, дождя и ветра, высушенное до необходимой степени, имеющее [характерный] запах».

47 Тиб. зан-дрон: «В воду кладется рцам-па (мука из поджаренного ячменя) и масло и варится до [такой консистенции], пока еще можно зачерпнуть половником» (там же). Получается аналог соуса в европейской кухне, едят это блюдо, обмакивая в него лепешки, мясо и т. п.

48 Видимо, подобной тем, в которых предавались уединенной медитации монахи-затворники.

49 Полученное из овечьего молока.

50 Здесь неясно, берутся ли эти компоненты в качестве «приправ» к вышеописанным отварам или варятся отдельно /?/

51 Тиб. чханг готовится так: в кашицу из вареного зерна кладутся дрожжи (закваска), затем, когда перебродит, полученный напиток используется в качестве опьяняющего питья (см. с. 3).

52 В названнии было бы правильней сказать «из лча-ба, ра-мнйе и т. п., а также зан-[дрон]».

53 Обычно ячмень или пшеница.

54 Вышеописанное блюдо.

55 Видимо, добиться прекращения процесса активного брожения.

56 Тиб. скйо-ма получается при «сгущении» зан-дрон до такой степени, когда лишь с трудом можно зачерпнуть половником (см. с. 3).

57 В с. 3: «внутрь ноги будто вставлена палка - не может ни согнуть, ни разогнуть [конечность]».

58 См. ЧШ.

59 Т.е. по второй методике.

60 В с. 3 технология приготовления вина из гзе-ма описывается так: «в свежезаквашенную смесь из гзе-ма и ячменя [влить] сгущенный отвар гзе-ма и дать забродить [до получения] вина».

61 Там же вино из костей: «кости копчика или любые другие кости от баранов и овец-трехлеток раздробить, отварить, смешав с ячменем, дать забродить, разбавить патокой и выдержать [до получения] вина».

62 В овечьем молоке.

63 «Поставить во главе», т.е. взять этот компонент примерно в 2 раза больше остальных.

64 Здесь можно заменить сердцем зайца (УС).

65 Т.е. гу-гул и спос-дкар.

66 Т.е. запивая.

67 Сранг - мера веса, равная 37,3 грамма.

68 Здесь, видимо, выдержать 12 дней для «смягчения» сгог-скйа.

69 Разновидность лечебных клизм, см. 3 т. ЧШ.

70 Букв. «макушка».

71 Т.е. седьмой шейный позвонок /?/

72 Тиб. срог-рлунг.

73 Тиб. стод-ргйу или гйен-ргйу.

74 Тиб. кхйаб-бйед.

75 Фобии и т. п.

76 В с. 3 этот симптом описан так: «само сердце скручивается [как-то] по-другому». Видимо, здесь имеется в виду появление нарушений ритма сердца и т. п.

77 Т.е. не может усидеть на одном месте.

78 Видимо, больной будет медленно соображать.

79 В ЧШ /?/

80 Согласно с. 3: рци-мар, 'бру-мар, рканг-мар и цхил-бу, т.е. сливочное масло, растительное масло, костный мозг и топленый жир.

81 Согласно с. 3 тиб. сдуд-сго-бжи: «от макушки отмерить 6 пальцев взад и вперед, а также вправо и влево - итого 4 точки, называемые «объединенный вход» (сдуд-сго), «межбровье» (смин-мцхамс), «граница волос за ушами» (рна-лтаг-скра-мцхамс)». См. АТМ 76 л.

82 См. прим. 46.

83 Тиб. дугс - процедура, заключающаяся в постановке компресса на «отверстие болезни»; бывает двух типов - согревающей или охлаждающей.

84 Разновидность 'джам-рци из баранины, ячьих молока и масла, а также ру-рта, дэ-ба-да-ру, пи-пи-линг, ргйам-цхва и а-ру-ра.

85 Т.е. без добавок.

86 Обычно на цон слева и справа от точки «6-й позвонок». См. АТМ.

87 Тиб. чху-мд'а 'пхангс.

88 6-й и 7-й позвонки.

89 Тиб. зер.

90 Тиб. стод-ду-'цхангс, подробней в 5-й главе.

91 См. 84 прим.

92 Т.е. онемение конечностей.

93 Иными словами, беспокойный, поверхностный сон.

94 Т.е. перепады настроения.

95 Согласно с. 3, снум-'чхос является предварительной процедурой перед «пятью очищающими» и заключается в растирании туловища и головы «4-мя маслянистыми» (прим. 80) и ввод этого же состава в форме 'джам-рци. См. также 13 гл. 4 т. ЧШ.

96 19 гл. 4 т. ЧШ.

97 Т.е. «проводников» к болезням рлунг.

98 Видимо, точки на всех пальцах рук и ног.

99 В с. 3: «от центра соска в сторону подмышечной впадины отмерить 1 цон - в этом месте располагается «сосуд жизни» и точка прижигания срог-рца-мйос-бйед».

100 Получение лекарственных масел в с. 3 описано т. о.: «готовится сгущенный отвар из «сочного» сырья - основы масла, от которого берется прозрачная часть и добавляется масло, после чего смесь варится до полного «впитывания» лекарственной субстанции в масло».

101 Т.е. согласно ЧШ.

102 Т.е. в обоих случаях берется два компонента: костный мозг и масло.

103 Согласно с. 3 тинг-кхрол: «лекарства, [входящие в состав прописи,] кипятятся в воде до полного ее выпаривания - когда перестанет «булькать» и становится возможным сворачивать лекарство в пилюли; при этом происходит «взаимопроникновение» [лек. компонентов]».

104 «Угол [печени]», см. АТМ.

105 В данном случае, согласно с. 3, тинг-кхрол готовится следующим образом: «патоку и масло по 15 сранг'ов кипятить в двух бре вина пока не испарится жидкость». Возможно, в тексте имеется в виду, что используется лишь патока - без масла.

106 Видимо, соответствует точке ме-нйамс, т. к. рлунг «Выравнивающий огонь [желудка]» локализуется именно в «центре желудка» (тиб. пхо-ба'и-дкйил).

107 Нйе-шинг, гзе-ма, ра-мнйе, лча-ба, па-сбру.

108 Имеется в виду согревающий компресс.

109 Здесь - кислое молоко.

110 Возможно, имеется в виду использование лекарств, излечивающих рлунг головы, в качестве вторичных ингредиентов при приготовлении одного из четырех «вытягивателей».

111 15 гл. 4 т. ЧШ.

112 Т.е. пи-пи-линг.

113 См. 43 прим.

114 Видимо, имеется в виду «Кхйунг-лнга», см. 5 гл. 4 т. ЧШ.

115 Т.е. лекарствами.

 

Глава 3. О лечении болезней «Жизненного» рлунг.

 

Болезнь рлунг «Держатель жизни» [описывается в] четырех темах: причины, условия, признаки и лечение.

[Т.1.] Причины те же, что и у всех болезней рлунг.

[Т.2.] Условия. Ночная бессонница из-за переживаний, употребление в течение длительного времени «грубой» пищи или, [если вообще] не есть, т.е. поститься, и, особенно, если [насильственно] сдерживать [позывы на выход] кала и мочи или, [если они своевременно] не выходят, с силой тужиться, выслушивание неприятных известий и разговоров, бег [наперегонки] и т.п., испуг, чрезмерные физические усилия порождают [эти болезни]. Особенно часто [описываемые болезни] появляются из-за влияния демонов - «обычных» и «королевских»1.

[Т.3.] Признаки: пульс и моча чаще всего соответствуют [болезням] рлунг, хотя у некоторых могут появляться «неопределенные»2 признаки. [Кроме того], возникают подавленность и страхи3, много беспокоящих сновидений, бессонница, тело вздрагивает, может быть сильная испарина, хаотичность мыслей, головокружение, затруднения при вдохе, [больной] не может глотать [пищу и т.п.].

[Т.4.] Методов лечения четыре: лекарства, процедуры, диета и образ жизни.

[Т.4.1.] О первом. Лечение лекарствами. Лекарство из сга, дза-ти, шинг-кун, кха-ру-цха, го-снйод, ли-ши, «теплое лекарство», т.е. пи-пи-линг давать на рассвете, запивая сгущенным отваром «трех сочных костей» - пяточной, копчика и рукоятки лопатки - в крепком вине. Затем к восьми-[компонентному составу, описанному в] 4 т. ЧШ, из а-гар-наг-по [050], дз'а-ти [040], ру-рта [040], а-ру-гсер-мдог [040], снйинг-жо[-ша 060], чу-ганг [030], гэ-сар [030], спос-дкар [020] в смеси с темно-красной патокой добавить ли-ши [050], ша-чхен [050], шинг-кун [050]. Этот т.н. «Срог-'дзин-11», [принадлежащий] к традиции Жамбы, рекомендуется при коликах в грудных железах, печени, сердце и [«сосуде] жизни», сумасшествии.

Или [взять] мкхал-ма-го-йу [100], ар-наг [200], дз'а-ти-'бру [100], ли-ши [080], ру-рта [060], снйинг-жо-ша [100], сман-чхен-'бри-цхил [400], сга-дмар [070], пи[-линг 070], пхо[-ба-ри 070] - «три [горячих»], кха-ру-цха [050], танг-кун [100], сгонг-тхог-'бру [100]; к этому составу, [называемому «Го-йу-13»,] добавить [смесь из] сердца молодого человека, убитого мечом, сердца попугая, грифа, яка [200], если [описанных сердец] не найдешь, то [взять] смесь из сердец собаки и кабана; свернуть [полученное лекарство] в пилюли на темно-красной патоке величиной с горошину и давать по 5, 7 и т.д. [штук в зависимости от] возраста, запивая отваром «трех сочных костей» - пяточной, рукоятки лопатки и копчика или отваром «четырех сочных» - баранины, масла, старой патоки и вина. Рекомендуется при всех коликах из-за рлунг и, особенно, при неблагополучии «Жизненного рлунг».

А-ру-ша-чхен - четыре [плода] без косточек и равная по весу сумма [следующих]: шу-даг, пи-пи-линг, ли-ши, ру-рта, кха-ру-цха, [а также] равное всем [предыдущим по весу] би-ша'и-рца-ба, равное [сумме] всех [предыдущих количество] дз'а-ти - плодов, [обладающих] приятным запахом и [столько же] «тайного лекарства», т.е. сердца молодого [человека], убитого мечом, если нет [в наличии, то взять] в той же пропорции сердце [человека], внезапно умершего [от болезни] в юном возрасте, смешать с мочой восьмилетнего [ребенка в количестве], равном по весу главным [компонентам4], скатать в пилюли на темно-красной патоке. [Это лекарство, называемое] «Сман-над-мед-цам»5, давать во «время рлунг» - по вечерам и на рассвете, рекомендовано при всех болезнях сердца и «сосуда жизни» и, особенно, при бредовых состояниях6.

Или к предыдущим [добавить] днгул-чху - 1 жо, му-зи-дул-ма - 0,5 жо, [по одному] сердцу яка и попугая в смеси с маслом 'брас-бу-гсум, «посадить на коня» из отвара снйинг-жо-ша7 и давать по кусочку на рассвете. Сила этого лекарства не поддается описанию.

Или [другой состав: взять сок от] трехсот [свежесобранных плодов] снйинг-жо-ша или к пятидесяти неслипшимся [сушеным] присоединить три бре воды [и настоять8, затем] процедить через шелк [так, чтобы получилось] примерно один бре [жидкости], смешать с двумя пригоршнями ячьего молока, семью сранг'ами масла, пригоршней сгущенного отвара «разных костей», девятью сранг'ами патоки, [добавляя] порошок из трех [компонентов]- а-гар, дза-ти, ли-ши до тех пор, пока [жидкость] по консистенции [не станет подобной] «кислому молоку»9. [Это лекарство] рекомендуется для лечения всех болезней, [связанных с нарушением] «Жизненного» рлунг.

[1-3] Спос-дкар, ру-рта, сгог-бсрег-тхал-ба - [первая] «тройка [силачей»].

{[Вышеописанному трехсоставному] лекарству10, когда болезнь [проявляет себя] жаром, [имеется] альтернатива, согласно устным наставлениям, из трех [следующих]: шинг-кун, би-ша, кха-ру-цха, взятых в равных дозах, [с добавлением] очень малого количества цха-ба-гсум; [при этом] добавление би-ша [следует] производить постепенно, по мере привыкания [больного к этому яду], увеличивая дозу. Даже при сильном жаре использование сга, [входящего в состав цха-ба-гсум], допустимо.}

Эта «тройка силачей» «борется» с [болезнями] рлунг, проявляющими [себя] жаром.

[4-6] Шинг-кун, танг-кун, кха-ру-цха - эта «тройка» является «силачом», излечиваюшим «Жизненный» рлунг.

[7-9] Би-ша, дар-ма'и-гри-снйинг, цхер-снгон - «тройка», [являющаяся] «силачом», «побеждающим» колики.

[10-12] Дбанг-по-лаг-па, шуг-цхер, го-бйил - «тройка силачей», подавляющих «удушье» из-за рлунг.

[13-15] Пи-пи-линг, пхо-рис, бч'а-сга - «тройка силачей», «порождающих» «Огненную теплоту» [желудка].

[16-18] Го-снйод, ка-ра, заменителем которого предписывается [в соответствующих случаях брать] гур-гум, сбранг-рци - «тройка силачей», «устраивающих встречу» лекарств с болезнью.

[19-21] Два тайных компонента: менструальная кровь, [взятая] у вдовы, и мясо выкидыша11, а также широко известный12 дкар-по-цхиг-тхуб. Это - «тройка силачей», излечивающих бредовые состояния, [обусловленные болезнью] гнйан.

Все двадцать один «силач» берутся в равных дозах и перемешиваются [для получения лекарства. Этот состав следует] принимать на рассвете по [обычной мерной] ложечке. В традиции Жамбы [это лекарство] является наиболее подходящим при болезнях «Жизненного» рлунг, а также при рлунг с жаром, коликах из-за рлунг, «удушьи», рлунг [в условиях] холода и т.д. - при всех разновидностях рлунг; [нет ни одной болезни рлунг, которая] не излечивалась бы этим «Составом из силачей».

Если [болезнь] тяжело поддается лечению из-за влияния [демонов] гдон, то [дать состав] «Кхйунг-ргод-драг-по», соответствующий [прописи] «Кхйунг-5», [где все компоненты взяты] в равных дозах, к которой необходимо присоединить тайные компоненты, «возвысив» их13. Тайные компоненты: сердце воина, убитого в бою, и ша-чхен, или сердце и кровь яка в «сопровождении» двух [следующих]: шинг-кун и кха-ру-цха, или вышеописанные менструальная кровь и мясо зародыша с добавлением вторичных ингредиентов - дза-ти и ли-ши. [Это] лекарство несомненно поможет. Затем [лечить] любым из вышеописанных [составов]: «Срог-'дзин-11» или «Го-йу-сбйор-па»14, к которым добавить [в качестве] вторичного ингредиента тайное лекарство - сердце зайца. Всех взять поровну, а тайного лекарства необходимо добавить побольше.

[Т.4.2.] Процедуры. Прижечь в «точках рлунг»: 6-й и 7-й позвонки, дкар-наг-мцхамс, бйа-рог-миг, ан-стонг-данг-по и т.п. или поставить «горячие» банки спереди и сзади [груди /?/]; при наличии признаков крови и мкхрис рекомедуется пустить кровь [из сосуда] снод-ка. Затем [дать описанный] в тантре «Сэ-'бру-8» из сэ-'бру [050], шинг-цха [010], суг-смел [010], пи-пи-линг [030], сга [040], дз'а-ти [010], гур-гум [010], ка-ко-ла [010] или [другой вариант этого же состава]: сэ-'бру [010], шинг-цха [010], суг-смел [010], пи-линг [030], дз'а-ти [010], шинг-кун [010], кха-ру-цха [010], сга [010] - оба эти состава подходят.

При опасном головокружении давать носовое лекарственное масло из ли[-ши], дза[-ти], гур-гум, ка-ра и топленого масла. Прижечь в трех [точках]: спйи-бо, мцхогс-ма, лтаг-па'и-сдуд-сго; в точке сдуд-сго сделать масляный компресс.

Если «примешиваются» другие болезни, полезно [привлекать] вспомогательные [лекарства].

[Т.4.3-4] Диета и образ жизни: обычные для болезней рлунг.

[Этим] завершается третья глава, [в которой даны] наставления «О лечении болезней «Жизненного» рлунг» из «Дополнений» к тайной Тантре наставлений восьмичленного сущностного нектара, [уподобляемого] драгоценности, преодолевающей страдания, кинжалу, пресекающему аркан преждевременной смерти.

 

Примечания к главе 3.

1 Классификация демонов гдон нами не производилась.

2 Т.е., например, пульс - «исчезающий», то ясно слышен, то вдруг теряется и т. п.

3 Т.е. фобии.

4 Здесь «главными» логично было бы принять самые большие по весу, т.е. дз'а-ти и сердце человека.

5 Букв. «почти не содержащее ядовитых компонентов».

6 Согласно с. 3, при этой болезни будут «сильное беспокойство и [больной временами] впадает в бессознательное состояние».

7 Т.е., запивая этим отваром.

8 Видимо, два способа получения сливового сока - из свежих и из сушеных плодов.

9 Здесь тиб. национальный продукт из квашеного молока - жо (или шо).

10 Здесь фигурными скобками выделено отступление в тексте от основной темы. В данном случае описывается состав, состоящий из семи «троек» - всего 21 компонент, «отвечаю­щий» за различные «проявления» болезни. Но здесь в случае, когда болезнь «проявляет» себя жаром, имеется альтернативное лекарство, взятое из устной традиции. Однако, это лекарство следует применять отдельно - вне основного состава /?/ Кроме того, для удобства анализа прописи здесь «тройки» нами пронумерованы - 1-я цифрами [1-3] и т. д.

11 В комментарии даются разъяснения по этим двум «тайным» лекарственным компонентам.

12 Т.е. не относящийся к разряду «тайных» лекарств.

13 Т.е. взять побольше по весу, чем остальные.

14 Видимо, описанный сразу за «Срог-'дзин-11», начинающийся с го-йу.

 

 

Глава 4. О лечении [одной из] двадцати болезней рлунг

[согласно классификации по виду - рлунг, подобного] голове шакала.

 

[Здесь разъясняется] одна из двадцати [согласно классификации по виду] болезней рлунг - т.н. [«рлунг, подобный] голове шакала», [описываемая в] четырех [темах]: причины, условия, признаки и лечение.

[Т.1.] Причин - три: [изначально присутствующие] в теле рлунг, кровь и чху-сер.

[Т.2.] Условия: [эта болезнь] возникает из-за козней демонов клу, гнйан и демонов местности, бессонницы, охлаждения, многословия и т.п., что «порождает» рлунг; чрезмерных физических усилий, дневного сна, «порождающих» кровь и мкхрис, [а также из-за] диеты и образа жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.