Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы нейропсихологии. Краснодар, ул Красноармейская, 68




Е. В. Степкина, Н. А. Федоркина

Краснодар, ул Красноармейская, 68.

Усл. печ. л. 5,8. Тираж 500 экз. Заказ 73.

ПРАКТИКУМ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ

Учебное издание

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении   судебной экспертизы

(повторной, дополнительной)

 

 

  «   »       г.

(место составления)

 

 

(должность следователя (дознавателя),

  ,

классный чин или звание, фамилия, инициалы)

рассмотрев материалы уголовного дела №   ,

УСТАНОВИЛ:

 

(излагается основание назначения повторной

 

(дополнительной) судебной экспертизы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании изложенного и руководствуясь ст. 195, 199 и 207 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Назначить  

(повторную, дополнительную)

судебную экспертизу, производство которой поручить  

 

 

(фамилия, имя, отчество эксперта либо

 

наименование экспертного учреждения)

 

2. Поставить перед экспертом вопросы:

 

 

(формулировка каждого вопроса)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предоставить в распоряжение эксперта материалы и предметы:  

(какие именно)

 

 

 

4. Поручить:  

(кому именно)

 

 

разъяснить эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и предупредить его

 

об уголовной ответственности в соответствии со ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного

 

заключения.

 

Следователь (дознаватель)  

(подпись)

 

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «____»____________ 20___ г.

Одновременно я предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

 

Эксперт  

 

В авторской редакции

Подписано в печать 20.07.2011 Формат 60х84 1/8.

Отпечатано в типографии ООО «Касп Плюс»

 

 

 

 

(методическое пособие для практических занятий)

 

 

 

Волгоград


 

ББК 28. 072

РЕЦЕНЗЕНТ:

Доктор биологических наук, профессор каф. физиологии и химии ВГАФК Солопов И. Н.

 

Основы нейропсихологии (методическое пособие для практических занятий) / Сост.: Е. В. Степкина, Н. А. Федоркина. – Волгоград. 2002 – 23 с.

 

В пособии в допустимо краткой форме изложена основополагающая информация по основным разделам нейропсихологической диагностики с учетом требований государственного стандарта 2000 года по дисциплине «Основы нейропсихологии».

Каждая работа содержит краткое теоретическое вступление в тему и порядок выполнения работы.

Пособие предназначено для студентов специальности 031800 «Логопедия».

 

 

ББК 28. 072

Ó Составители: Е. В. Степкина, Н. А. Федоркина,

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………..4

Работа № 1. Определение типа функциональной асимметрии полушарий……………………..5

Работа № 2. Исследование двигательной сферы………………………………………………….6

Работа № 3. Исследование неречевого слуха и слухо-моторных координаций………………..8

Работа № 4. Речь и речевые процессы……………………………………………………………..9

Работа 5. Определение объема памяти при смысловом запоминании…………………………10

Работа 6. Определение индивидуальных видов памяти…………………………………………12

Работа 7. Исследование зрительной и слуховой памяти…………………………………………14

Работа 8. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания…………15

Работа 9. Оценка концентрации активного внимания……………………………………………16

Работа 10. Выявление и оценка устойчивости распределенного внимания…………………….17

Работа 11. Определение типа высшей нервной деятельности……………………………………19

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………….21

Краткий словарь терминов…………………………………………………………………………..22

Литература……………………………………………………………………………………………23


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка наиболее эффективных методов обучения отстающих детей младшего и среднего возраста массовой школы, а также детей с аномальным развитием, является актуальной проблемой современной медицины, дефектологии, педагогики и нейропсихологии. Среди неуспевающих школьников начальных кассов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эффективность обучения детей с проблемами психики и с аномальным развитием зависит от многоих факторов, но прежде всего от раннего выявления дефектов. Методикой, позволяющей обнаружить механизм (фактор), лежащий в основе дефекта, является нейропсихологическая методика обследования детей, адаптированный вариант которой представлен в данном пособии.

Целью данного пособия является совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальности 031800 «Логопедия», а также углубление их психологических знаний и вооружение практическими умениями в области нейропсихологической диагностики.

Пособие состоит из введения. 11 работ, контрольных вопросов, краткого словаря терминов и списка рекомендуемой литературы.

Пособие может быть полезно аспирантам, преподавателям, учителям.


Работа № 1. Определение типа функциональной асимметрии полушарий

(тест И. П. Павлова)

 

Наиболее точным приемом определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга является аппаратурная диагностика (электроэнцефалограмма и т. д.), однако в психологии и педагогике используется и нижеприведенная методика.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И. П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, — это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы харакгерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И. П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Цель работы: овладеть методикой определения типов ВНД человека.

Оборудование: 9 карточек со словами.

Ход работы:

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов: I вариант

1 я группа карточек — «карась», «орел», «овца».

2 я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать».

3 я группа карточек— «шерсть», «перья», «чешуя».

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Это мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

II вариант

1 я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя».

2 я группа карточек — «орел», «летать», «перья».

3 я группа карточек—«овца», «бегать»,», «шерсть».

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

III вариант

Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Испытуемый относится к смешанному типу.

Оформление работы:

Занесите в тетрадь результаты теста в Вашей группе:

Ф.И.О. Мыслительный тип (Л. п) Художественный тип (П. П) Смешанный тип
       
Итого:      

 

Сделайте вывод.

 

Работа № 2. Исследование двигательной сферы

У детей с задержкой психического развития и другими проблемами нередко обнаруживается возрастная недостаточность развития моторики, различных видов движения: движения плохо координированы, носят неловкий и нечеткий характер, иногда движения нецелесообразны, много лишних, ненужных движений, походка плохо координирована, снижены скорость и четкость, отсутствуют ритмика и плавность. Обследование двигательной сферы начинается с изучения нарушения или сохранности общих характеристик движений ребенка. Следует отмечать: а) общую подвижность, б) устойчивость, неустойчивость походки, в) координацию движений, г) скорость, д) плавность, е) переключаемость, ж) ритмику, з) умение двигаться под музыку. Затем исследуются предметно-бытовые и предметно-игровые навыки: а) спонтанные действия ребенка с предметами (в игровой деятельности), б) произвольные действия с предметами по речевой инструкции «возьми кубик», «поймай мяч», «посмотри в окно», в) без речевой инструкции по подражанию. Затем исследуется произвольная форма разных видов праксиса. В этой части изучаются все виды праксиса. Тесты на выполнение предметных действий и их количество предлагаются с учетом возраста ребенка. Все тесты выполняются по показу и по подражанию. Дается вербальная (словесная) инструкция и показывается нужное действие рук. В необходимых случаях дополнительно применяются пробы либо облегчающие, либо затрудняющие выполнение теста, что позволяет уточнить механизм нарушения и найти зону ближайшего развития ребенка.

Исследуются все виды праксиса — динамический, праксис позы, оральный,пространственный, конструктивный. Любое предметное действие может быть выполнено при условии, если с разных участков мозга поступают соответствующие импульсы в ответ на задачу — взять предмет, поднять или опустить руку и т.д. Каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия. Эта функциональная система, состоящая из различных афферентаций, всегда направлена на выполнение задачи. Повреждение какого-либо участка мозга или его недоразвитие ведут к нарушению всей функциональной системы и предметное действие нарушается, но всякий раз по-разному, и это зависит от того, какой участок мозга поражен. Последнее можно узнать, если проанализировать ошибки выполнения тестов.

Праксис позы — направлен на исследование кинестетических ощущений, участвующих в движениях, которые обеспечиваются теменными зонами коры головного мозга.

Динамический праксис — исследуется динамическая организация действий, их последовательность, способность к переключению с одного действия (или элемента) на другое. Эта составляющая движения обеспечивается задне-лобными отделами коры левого полушария. Динамическую организацию движения обеспечивают и глубинные отделы мозга, которые обеспечивают совместную работу обоих полушарий (мозолистое тело и др.). Для исследования состояния этих зон мозга используется тест на реципрокную координацию движений. Пространственный праксис — его исследование дает возможность судить о сохранности (или нарушении) пpocтpaнственной и сомато-пространственной организации предметных действий, выполнение их в пространстве. Эта составляющая двигательного акта обеспечивается работой теменных и теменно-затылочных зон коры мозга и совместной деятельностью пространственного, слухового, вестибулярного анализаторов. В целом сложные пространственные действия обеспечиваются третичной зоной ТРО — височно-теменно-затылочной зоной. Исследование сохранности этого вида праксиса является очень важным, т.к. сохранность этой зоны необходима для формирования и реализации целого ряда важнейших ВПФ.

Конструктивный праксис — также направлен на исследование сформированности пространственного восприятия и оптико-пространственных действий (теменно-затылочные зоны мозга).

Двигательные программы; реакция выбора движения по речевой инструкции.

Все описанные пробы направлены на исследование элементарных двигательных функций и предметных действий. В жизни человеку чаще всего приходится выполнять более сложные движения и действия, которые представляют собой уже целые программы, и подчиняются они внутренним схемам. Эти движения требуют уже участия речи - или внешней, или внутренней и осуществляются они работой наиболее высоких уровней организации мозга. Эти произвольные сложные про-1раммы действий чаще всего обнаруживают несостоятельность при поражениях, дисфункциях, или при недоразвитии лобных и лобно-височных зон мозга. Нарушается и роль речи, регулирующей эти движения.

Наиболее сложный вид движений (действий) представляют собой движения по типу реакции выбора по речевой инструкции. Эти пробы направлены на исследование наиболее высоких уровней организации произвольных действий, регулирующей роли речи в двигательной системе

Цель работы: овладеть методикой исследования двигательной сферы.

Оборудование: бумага, карандаш, спички (палочки).

Ход работы.

1. Праксис позы – кисти рук.

Тест на кинестетическую организацию предметных действий. Испытуемому предлагается, не глядя на свою руку, воспроизводить заданные положения пальцев руки:

А) Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо.

Б) Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты (коза).

В) Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты (ножницы).

Г) Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца (перебор).

Затем то же повторяют другой рукой.

Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:

- поза не выполнена – 1 балл;

- поза воспроизведена неточно – 0,5 балла;

- замедленное воспроизведение (поиск нужных движений) – 1 балл;

- поиск нужных движений продолжается от 10 до 30 с – 2 балла;

- поиск нужных движений продолжается более 30 с – 3 балла.

Первичные ошибки – не дифференцируется 1-й и 5-й пальцы, трудности при попытке сделать кольцо, поиски поз, перебор пальцев в поисках нужной позы – свидетельствует о дисфункции кинестетического анализатора, теменных отделов мозга.

2. Динамический праксис.

Тест на динамическую организацию двигательного акта. Испытуемому показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак – ребро – ладонь. Испытуемый выполняет пробу по словесной инструкции сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе:

А) Кулак – ребро – ладонь (10 повторений);

Б) Ладонь – кулак – ребро (повторить 2 раза, затем ребро – ладонь – кулак - 2 раза);

В) Последовательное касание стола 1-м, затем 2-м пальцем, 2-м, затем 5-м, (1-2, 1-5), и т. д., и так менять позы несколько раз.

Первичные ошибки – персеверации; трудности переключения с одного элемента на другой; замедленность выполнения действия; трудности запоминания программы.

Графическая проба «забор». Испытуемому предлагается продолжить рисовать «забор» по образцу, не отрывая руки в течение 20 сек.:

А) «треугольники»; Б) «квадраты»; В) «треугольник – квадрат».

В графической пробе может инертно повторяться один из элементов, трудности переключения на другой элемент, персеверации.

Ошибки в этих двух тестах говорят об инертности в двигательной сфере, о возможной патологии задне-лобных отделов левого полушария.

3. Реципрокная координация

Испытуемому предлагается (после демонстрации) одновременно ударять по столу двумя руками: правой, сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот – левой, сжатой в кулак, правой –раскрытой. Повторить 5 раз. Оценивается ритмичность движений и способность сменять положение рук синхронно: 0 баллов – быстро и без ошибок; 1 балл – без ошибок, но медленно; 2 балла – 1-2 ошибки; 3 балла – 3 и более ошибок.

Исследуется динамическая организация движений, но протекающая на более низком уровне строения мозга – это поражения мозолистого тела или парасагитальных отделов мозга. При этом отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно.

4. Пространственный праксис (пробы Хеда).

Испытуемому предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой – правого глаза, правой рукой левого глаза, правую руку согнуть в локте и поднять вверх (голосование), левая рука горизонтально пред грудью – ладонью вниз.

Критерии оценки: 1 балл – выполнены все задания, 2 балла – выполнена только простая ориентировка, 3 балла – не выполнено ни одного задания.

Возможные ошибки: замена правой руки на левую, ошибки пространственного расположения рук, путание левой и правой стороны и др. – связаны дисфункцией теменно-затылочных отделов мозга. Ошибки возможны также и при снижении психической активности (инактивности) по «лобному» типу.

5. Конструктивный праксис

Испытуемому предлагается скопировать фигуры, сделанные из спичек (палочек), в том же пространственном расположении.

Затем испытуемому предлагается копирование геометрических фигур, пространственно ориентированных.

Ошибки: неправильно располагает палочки внутри фигуры, путая правое и левое, низ и верх, иногда не может воспроизвести всю фигуру. Это может говорить о недоразвитии затылочных и теменно-затылочных отделов мозга.

6. Оральный праксис

По подражанию испытуемому предлагается выполнить 11 действий: 1) улыбнуться; 2) надуть щеки; 3) сделать губы трубочкой; 4) сделать губы как при звуке «о»; 5) оскалить зубы; 6) высунуть язык лопаткой (широким); 7) кончиком языка коснуться верхней губы; 8) поцокать языком; 9) поместить кончик языка в правый угол рта; 10) то же –в левый угол; 11) высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переключению. Невыполнение оценивается 3 штрафными баллами, неточное выполнение –1 балл, асимметрично выполненное движение или наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) – 2 балла. Нарушения в выолнении этого упражнения встречаются при поражении нижних отделов сенсо-моторной зоны и теменно-височных отделов, прилегающих к ней.

 

Работа № 3. Исследование неречевого слуха и слухо-моторных координаций

Исследования Л.С. Выготского показали, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, спираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы «базу» для развития болеe сложных психических, функций. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие восприятия различной модальности: зрительное предметное восприятие, восприятие пространству и пространственных отношений предметов, дифференцированный процесс звукоразличения, тактильное восприятие предметов (ощупывание) и т.д. — создает основу для обобщенного и дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь. А позже речь в свою очередь начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их. В этой работе обследуются процессы восприятия разной модальности слухового, оптического, тактильного гнозиса.

Цель работы: овладеть методикой исследования акустичесого гнозиса и слухо-моторных координаций.

Оборудовние: неречевые звуки, шумы, мелкие предметы.

Ход работы.

Тест на неречевой слух. Испытуемому предлагают прослушать с закрытыми глазами: шелест бумаги, звон ложечки о стакан, шум поезда, телефонный звонок, мелодию знакомой песни без слов и т.д.

Исследуется слуховое внимание, дифференцированное восприятие бытовых звуков. Неузнавание звуков, мотивов может говорить о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария.

Тест на слухо-моторные координации. Испытуемому предлагают: А) определить, сколько раз обследующий стучит по столу, или сколько ударов в каждой «пачке»:

- одиночные «пачки» (// или ///)

- серии «пачек» (// // // или /// /// ///)

Б) воспроизвести ритмы по образцу (слуховому): // // // или /// /// ///, затем // /// // ///; /// // ///.

В) воспроизвести по речевой инструкции – стучать по 2 раза; по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно; 2 сильно и 3 слабо.

Оценки: 1 балл – выполнены все задания; 2 балла – выполнены только простые ритмы; 3 балла – не выполнено ни одного задания.

Ошибки восприятия и их оценки говорят о дисфункции верхне-височных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения – это ошибки моторики: лишние удары – возможно заинтересованы темено-височные отделы, недостаточность ударов, замедленность, персеверации и др. – возможно задне-лобные отделы. Оценка ошибок по речевой инструкции позволит уточнить – это дисфункция премоторных, задне-лобных отделов коры левого полушария (ошибки по типу персевераций), или афферентных систем нижнетеменных отделов мозга (замедленность, моторные трудности выполнения). Затруднения в выполнении данного теста у детей старше 6 лет расценивается как один из признаков предрасположенности к дислексии.

Тест на стереогноз. Испытуемый с закрытыми глазами на ощупь определяет различные предметы (расческа, ключ, булавка, монета и т. п.) левой рукой, затем правой рукой.

Ошибки опознания указывают на дисфункцию зоны кожно-кинестетичесого анализатора, о дисфункции теменных отделов мозга.

 

Работа № 4. Речь и речевые процессы

Речь — одна из основных высших психических функций, которая должна быть обследована весьма тщательно. Известно, что речь у детей формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Исследовать нарушенную, He-1.формированную речь необходимо начиная с изучения процессов предметного восприятия и образов. Л.С. Выготский писал, что всякое слово имеет первоначальный образ-представление и рост словаря прямо связан с образованием многочисленных и многообразных связей между предметным образом и словом. Понимание речи также связано с развитием чувственной основы речи — предметных образов. Следует также вспомнить, что первыми словами у детей являются че названия предметов, а действий, т.е. глаголов. Важной является та роль речи, которую она выполняет в психической деятельности человека — она организовывает все ВПФ, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение, т.е. речь, формируясь и развиваясь как самостоятельный психический процесс, затем начинает выполнять и функции опосред-ствования ВПФ, их связывания и организации.

Цель работы: овладеть методикой исследования моторной, сенсорной стороны речи

Оборудование: карточки, предметы.

Ход работы.

Оценку по каждому тесту проводят по степени выраженности симптома: 1 балл - нет, 2 балла - слабо, 3 балла - сильно.

Спонтанная речь. Беседа с испытуемым на близкую ему тему. Возможны ответы 1-2 сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе. Ошибки: отсутствие ответа, эхолалии, персеверации и др. – возможная дисфункция задне-лобных и лобных отделов.

Автоматизированная речь. Испытуемому предлагается произнести цифровой ряд от 1 до 10; назвать дни недели; месяцы.

Могут быть литеральные (моторные и сенсорные) парафазии, аграмматизмы (разного происхождения).

Повторная речь. Испытуемого просят повторить: - звуки: у, б, л, н, д, т, х, р. – слоги: ба-па, да-та, би-ба-бо. – повторить слова: дочка, точка, кадр, кораблекрушение., - повторить фразу: «В саду за высоким забором росли яблоки».

Дефекты переключения при повторении пар звуков могут говорить о дисфункции задне-лобных отделов мозга или общем снижении активности коры. Ошибки повторения слов могут быть связаны: - с нарушением фонематического слуха (височные отделы – 22поле), - с инертностью речевого процесса(персеверации, контаминации) – задне-лобные отделы, - с нарушением слухо-речевой памяти (2-я височная извилина) и с нарушением моторной стороны речи (литеральные моторные парафазии и др.). ошибки при повторении фраз – неудержание объема фразы или последнего слова литеральные или вербальные парафазии указывают на дисфункцию височных отделов; контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз возможны соответственно при дисфункции лобных и задне-лобных отделов.

Понимание речи. 1. Испытуемый слушает и выполняет указания: «Закрой глаза. Открой рот. Положи руки на стол. Встань и подойди к двери, вернись обратно». Понимание нарушается при дисфункции височных отделов.

2. Испытуемый показывает названные предметы (по картинке, окружающие предметы) по одному (10), по два, по три (по 5 серий).

Увеличение объема может привести к забыванию последующих слов; замене одной картинки-другой; отказу; показу неадекватных картинок. Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины.

Понимание логико-грамматических конструкций. Испытуемого просят: а) показать карандашом –ключ, ключом – карандаш, ключом – тетрадь. б) положить тетрадь на ключ; карандаш на тетрадь, карандаш под тетрадь; в) показать какой предмет больше, меньше, светлее, темнее. г) разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама, брат отца, отец брата.

Эти пробы направлены на исследование грамматически связной речи. Ошибки в понимании могут указывать на патологию зоны ТРО левого полушария мозга.

 

Работа 5. Определение объема памяти при смысловом запоминании

Исследование памяти является важным для представления о состоянии не только познавательных процессов ребенка, но и речи, формирование и развитие которой тесно связано также и с состоянием мнестических процессов. Здесь исследуются общая и специальные виды памяти (зрительная, речевая, двигательная), произвольные и непроизвольные процессы запоминания и воспроизведения. Исследование памяти является важным для понимания состояния психической деятельности ребенка, т.к. она играет существенную роль в развитии мышления, «общего поведения», регуляции деятельности. Исследования показывают,, что мышление ребенка раннего возраста во многом определяется памятью. Кроме того, память участвует в формировании поведения ребенка, собственной его организации, мотивов поведения. Спиноза писал, что намерение — есть память.

Однако роль памяти в психической деятельности, в частности, в мышлении, меняется с возрастом. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить — значит вспоминать. А у подростков — память играет лишь вспомогательную роль в мышлении, для них, наоборот, писал Л.С. Выготский, — "...вспоминать — это значит мыслить". Важным при исследовании памяти является ее связь с речью и речевая организация памяти. Развитие памяти у детей (и у взрослых) идет по линии ее опосредствования другими ВПФ или предметами ("узелок на память", логические построения запоминания, образы-представления и др.). Собственно память отличается принципиально от опосредствованной памяти, которая является собственно организацией и включением других ВРФ в процесс запоминания — это более высокий этап развития памяти. При исследовании памяти у детей следует изучить способность детей к опосредствованному запоминанию (как зону ближайшего развития).

Цель работы: научиться определять объем механической и логической памяти при

смысловом запоминании, оценить кратковременную и долговременную память.

Оборудование: карточки со словами, секундомер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.