КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключ опросника
Ответ, данный в соответствии с ключом, оценивается от 1 до 3 баллов. 1. Экстраверсия-интроверсия: «да» - (1,7,13,19,25,31,37)х3; (4,43)х2; «нет» — 2х1. 2. Ригидность-пластичность: «да» - (8,26,32)х3; (2,14,20,38,44)х2; «нет»-37х2; (19,46)х1. 3. Эмоциональная возбудимость-уравновешенность: «да» - (15,21,33,39,45)х3; (3,9)х2; 27х1. 4. Темп реакций: «да» - (4,16,28)х3; (10,22,34,40,46)х2; (17,29,37)х1. 5. Активность: «да» - (5,11,17,23,29,35,41,47)х3; 10х1;; «нет» — 38х1. 6. Искренность: «да» - (30,36,42,48)х3; (6,12)х2; (18,24,25)х1; «нет» — 23х1
Обработка результатов: 1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника. 2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13—20 баллов — высокая надежность результатов, 8—12 — средняя, 1—7 — низкая. Таблица интерпретации результатов
Сангвиник. Высокие показатели активности, пластичное экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций. Холерик. Высокие показатели активности, ригидности экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций. Флегматик. Высокая активность, ригидность, интроверсия эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций. Меланхолик. Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Учение о функциональных системах: их строение, характеристики и роль в нейропсихологии. 2. Современные представления о локализации ВПФ в головном мозге. 3. Понятие фактора, симптома, синдрома. 4. Синдромный анализ дефекта. 5. Морфологическая и функциональная организация мозга человека: прецентральная и постцентральная области мозга – строение и функции. 6. Первичные поля больших полушарий мозга и их функции. 7. Вторичные поля и их функции. 8. Третичные поля и их функции. 9. Общий анализ трех функциональных блоков головного мозга человека. 10. 1-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции. 11. 2-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции. 12. 3-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции. 13. Законы работы всех трех функциональных блоков мозга. 14. Связь речи с другими психическими процессами (восприятием, памятью, мышлением) 15. Мозговые основы и психофизиологическая структура речи. 16. Роль моторного, сенсорного и семантического компонента слова в формировании и реализации речи. 17. Функции речи. 18. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев о значении и смысле слова. 19. Передняя и задняя речевые зон: нарушение видов и форм речи при поражении каждой из речевых зон. 20. Классификация афазий А. Р. Лурия. 21. Общий путь анализа и исследования афазии. 22. Пути восстановления ВПФ. 23. Путь перестройки функциональных систем: три направления этого пути. 24. Нейропсихологическая реабилитация: цели, задачи, содержание. 25. Принципы и методы восстановительного обучения: общая характеристика. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ АМБИДЕКСТРИЯ — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость). АУДИАЛЬНЫЙ — относящийся к органам слуха. ВЕРБАЛЬНЫЙ (словесный) — обозначение форм знакового материала, процессы оперирования с этим материалом. ВИЗУАЛЬНЫЙ — относящийся к органам зрения. ДЕКСТРАСТРЕСС — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире. ДИСГРАФИЯ — наличие специфических ошибок в письме. ДИСЛЕКСИЯ — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением. ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ — полушарие, преобладающее в активности. ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения. ИНТРОВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями социальной адаптации. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ — ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — неравноценность, качественное различие того «вклада», который де-(ает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию. МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся и онтогенезе. МИНИМАЛЬНАЯМОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей. МОДАЛЬНОСТЬ — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО (комиссуры, межполушарные связи) - толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга. МОТОРИКА — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. НЕВРОЗ — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы. НЕВРОТИЗАЦИЯ — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой. ПАТТЕРН — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов. ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — навязчивое повторение одних и тех же движений. ПИСЧИЙ СПАЗМ — невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог. ПОЛОВЫЕ ДИХОТОМИИ — половые различия. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ — период развития человека до рождения СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА — нервный аппарат восприятия анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы I СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. II СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система способов регуляции психической активности, связанная с речью. СИНКИНЕЗИИ — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе). СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ — последовательные функции. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ - распределение психических функций между правым и левым полушарием. ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анохин П. К. Принципиальные основы общей теории функциональных систем. – М., 1971. 2. Проблемы нейропсихологии (Психофизиологические исследования) / Под. ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. – М., 1977. 3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973. 4. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. – М., 1978. 5. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979. 6. Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга// Глубинные структуры мозга. Т. 1. – М., 1969 7. Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. – М.: 1999. 8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 9. .Хомская Е. Д. Нейропсихология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство московского университета, 1987 10. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2000. 11. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |