Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключ опросника




Ответ, данный в соответствии с ключом, оценивается от 1 до 3 баллов.

1. Экстраверсия-интроверсия: «да» - (1,7,13,19,25,31,37)х3; (4,43)х2; «нет» — 2х1.

2. Ригидность-пластичность: «да» - (8,26,32)х3; (2,14,20,38,44)х2; «нет»-37х2; (19,46)х1.

3. Эмоциональная возбудимость-уравновешенность: «да» - (15,21,33,39,45)х3; (3,9)х2; 27х1.

4. Темп реакций: «да» - (4,16,28)х3; (10,22,34,40,46)х2; (17,29,37)х1.

5. Активность: «да» - (5,11,17,23,29,35,41,47)х3; 10х1;; «нет» — 38х1.

6. Искренность: «да» - (30,36,42,48)х3; (6,12)х2; (18,24,25)х1; «нет» — 23х1

 

Обработка результатов:

1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов по шкале «искренность».

Если показатель по этой шкале 13—20 баллов — высокая надежность результатов, 8—12 — средняя, 1—7 — низкая.

Таблица интерпретации результатов

 

  Очень высокая Высокая Средняя Высокая Очень высокая  
Экстраверсия 22 - 26 17 -21 12 - 16 7 -11 0 - 6 Интроверсия
Ригидность 16 -23 12 -15 7 - 11 3 - 6 0 - 2 Пластичность
Эмоциональная возбудимость 18 - 20 14 - 17 8 - 13 4 - 7 0 - 3 Эмоциональная устойчивость
Быстрота реакций 20 - 22 14 - 19 9 - 13 5 - 8 0 - 4 Медлительность реакций
Активность 24 - 26 21 - 23 14 - 20 9 - 13 0 - 8 Пассивность

 

Сангвиник. Высокие показатели активности, пластичное экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Холерик. Высокие показатели активности, ригидности экстраверсии, эмоциональной возбудимости и темпа реакций.

Флегматик. Высокая активность, ригидность, интроверсия эмоциональная уравновешенность, замедленный темп реакций.

Меланхолик. Низкая активность, высокая интровертированность, высокая эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Учение о функциональных системах: их строение, характеристики и роль в нейропсихологии.

2. Современные представления о локализации ВПФ в головном мозге.

3. Понятие фактора, симптома, синдрома.

4. Синдромный анализ дефекта.

5. Морфологическая и функциональная организация мозга человека: прецентральная и постцентральная области мозга – строение и функции.

6. Первичные поля больших полушарий мозга и их функции.

7. Вторичные поля и их функции.

8. Третичные поля и их функции.

9. Общий анализ трех функциональных блоков головного мозга человека.

10. 1-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

11. 2-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

12. 3-й функциональный блок мозга: его расположение, строение и функции.

13. Законы работы всех трех функциональных блоков мозга.

14. Связь речи с другими психическими процессами (восприятием, памятью, мышлением)

15. Мозговые основы и психофизиологическая структура речи.

16. Роль моторного, сенсорного и семантического компонента слова в формировании и реализации речи.

17. Функции речи.

18. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев о значении и смысле слова.

19. Передняя и задняя речевые зон: нарушение видов и форм речи при поражении каждой из речевых зон.

20. Классификация афазий А. Р. Лурия.

21. Общий путь анализа и исследования афазии.

22. Пути восстановления ВПФ.

23. Путь перестройки функциональных систем: три направления этого пути.

24. Нейропсихологическая реабилитация: цели, задачи, содержание.

25. Принципы и методы восстановительного обучения: общая характеристика.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АМБИДЕКСТРИЯ — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

АУДИАЛЬНЫЙ — относящийся к органам слуха.

ВЕРБАЛЬНЫЙ (словесный) — обозначение форм знакового материала, процессы оперирования с этим материалом.

ВИЗУАЛЬНЫЙ — относящийся к органам зрения.

ДЕКСТРАСТРЕСС — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.

ДИСГРАФИЯ — наличие специфических ошибок в письме.

ДИСЛЕКСИЯ — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное не-сформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ — полушарие, преобладающее в активности.

ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.

ИНТРОВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями социальной адаптации.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ — ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — неравноценность, качественное различие того «вклада», который де-(ает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративно-целостную систему, формирующийся и онтогенезе.

МИНИМАЛЬНАЯМОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ — небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

МОДАЛЬНОСТЬ — ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).

МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО (комиссуры, межполушарные связи) - толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

МОТОРИКА — развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

НЕВРОЗ — выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.

НЕВРОТИЗАЦИЯ — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.

ПАТТЕРН — структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — навязчивое повторение одних и тех же движений.

ПИСЧИЙ СПАЗМ — невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.

ПОЛОВЫЕ ДИХОТОМИИ — половые различия.

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ — период развития человека до рождения

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА — нервный аппарат восприятия анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы

I СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

II СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система способов регуляции психической активности, связанная с речью.

СИНКИНЕЗИИ — дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).

СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ — последовательные функции.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ - распределение психических функций между правым и левым полушарием.

ЭКСТРАВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Анохин П. К. Принципиальные основы общей теории функциональных систем. – М., 1971.

2. Проблемы нейропсихологии (Психофизиологические исследования) / Под. ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. – М., 1977.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

4. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии. – М., 1978.

5. Лурия А. Р. Язык и сознание. – М., 1979.

6. Лурия А. Р., Хомская Е. Д. Нейропсихологические симптомы поражения медиальных отделов мозга// Глубинные структуры мозга. Т. 1. – М., 1969

7. Ратанова Т. А. Психофизиологические основы индивидуальности. – М.: 1999.

8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

9. .Хомская Е. Д. Нейропсихология. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательство московского университета, 1987

10. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

11. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.