Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План занятий




КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Тема 4

Цель занятий

Усвоение понятия криминалистического изучения личности. Определение целей, направлений и объема криминалистического изу­чения личности в соответствии с задачами расследования; выработка навыка составления плана изучения личности обвиняемого. Практи­ческое освоение основных психологических методов изучения лично­сти; приобретение навыков диагностики основных свойств темпера-

Тема 4. Криминалистическое изучение личности

мента и психических состояний человека; приобретение навыков установления психологического контакта с участниками следствен­ных действий.

1. Ответы на контрольные вопросы.

2. Проверка усвоения теоретического материала.

3. Решение задач по определению объема и составлению плана изу­чения личности обвиняемого по конкретным исходным данным.

4. Решение задач по определению темперамента и диагностике психических состояний. Составление прогноза поведения обвиняемо­го в конкретных ситуациях.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом криминалистического изучения лич­ности?

2. Каковы цели криминалистического изучения личности?

3. Какие криминалистические задачи решаются на базе использо­вания гомологической информации?

4. Кто является субъектами криминалистического изучения лич­ности при расследовании преступлений?

5. На основе каких гомологических данных решается задача уста­новления тождества лица в криминалистике?

6. Какая роль отводится свойствам личности преступника (потер­певшего) в криминалистической характеристике преступления?

7. Какие общетактические задачи решаются на базе информации о личности участников следственного действия?

8. Какие задачи, возникающие в рамках отдельного следственного действия, решаются с учетом личностных особенностей его участ­ников?

9. Как криминалистическое изучение личности связано с иными аспектами изучения личности в сфере борьбы с преступностью?

10. В чем заключается организация криминалистического изуче­ния личности? Какие объективные и субъективные факторы влияют на осуществление следователем данного изучения?

11. Какие профессиональные качества необходимы следователю в практике общения с участниками уголовного процесса? Каково значе­ние коммуникативных навыков и интуиции следователя? В чем за­ключается негативная роль «косных стереотипов» при восприятии других людей и почему преобладание подобных стереотипов у следо­вателя ведет к его профессиональной деформации?

Раздел I. Теория и методология

12. Каков объем криминалистического изучения личности? В чем заключается содержание биологической, психологической и социаль­ной подструктур личности?

13. Какое криминалистическое значение могут иметь психологиче­ские свойства личности обвиняемого: темперамент, характер, способ­ности?

14. Как учитываются в криминалистической тактике особенности протекания психических процессов обвиняемого (восприятия, памя­ти, мышления, речи, воображения)?

15. Как учитываются в тактике следственных действий психиче­ские состояния, переживаемые его участниками? Каковы цели и мето­ды воздействия на психическое состояние участников процесса рас­следования со стороны следователя?

16. Каковы основные методы изучения личности в процессе рас­следования преступлений? В чем заключается специфика их исполь­зования следователем в условиях процессуальной деятельности?

17. В чем заключаются задачи и техника метода беседы при крими­налистическом изучении личности?

18. Какую криминалистически значимую информацию о личности обвиняемого (иного участника процесса) можно получить, непосред­ственно наблюдая за его поведением?

19. Как используется метод обобщения независимых характери­стик при изучении личности? Как оценивается полученная при этом информация?

20. В чем заключается биографический метод изучения личности? Какие биографические данные об обвиняемом (потерпевшем) особен­но важны в оценке его личности?

21. В каком направлении используется метод анализа результатов деятельности при криминалистическом изучении личности?

22. В чем заключается изучение личности неустановленного пре­ступника на первоначальном этапе расследования?

23. Какова специфика изучения личности обвиняемого и подозре­ваемого? В чем заключается особенность изучения личности обвиняе­мых по делам о групповых преступлениях?

24. В чем заключается криминалистическое изучение личности по­терпевшего?

25. Каковы задачи криминалистического изучения личности сви­детеля (объем, методы)?

26. Как осуществляется подбор понятых, педагога, психолога, пере­водчика? Какие данные о личности перечисленных участников след­ственных действий должен выявить следователь, привлекая их к учас­тию в процессе расследования?

Тема 4. Криминалистическое изучение личности

27. Каковы возможности и перспективы инструментальных мето­дов диагностики личности (научные, процессуальные, технические и тактические проблемы использования «детектора лжи»)?

Задача 1

Кобликов, работавший заведующим лабораторией в научно-ис­следовательском институте, на протяжении рада лет занимался хи­щениями денежных средств, оборудования и материалов, поступав­ших в лабораторию; при этом он незаконно списывал материальные ценности, завышал объемы выполненных работ, что влекло неза­конную выплату премий и т.п. Основанием привлечения Кобликова к уголовной ответственности послужило обнаружение недостачи материальных ценностей и подложных документов в ходе проверки работы лаборатории, которая проводилась по заявлению бывшей сотрудницы института Семеиковой, уволенной по представлению Кобликова за прогул.

Кобликов активно оспаривал предъявленное ему обвинение в хищении, объясняя недостачу халатностью и отсутствием у него не­обходимого опыта работы, и признал лишь факт подделки докумен­та, выявленный экспертизой. Заявление Семеиковой он называл клеветой на почве личных неприязненных отношений, сложивших­ся у него с Семенковой в связи с ее увольнением, грозил подать на нее в суд.

Следствием установлено, что Кобликов — высококвалифициро­ванный специалист в своей области, кандидат технических паук, является автором ряда изобретений. Он требователен к себе и под­чиненным; контактен с окружающими, умеет предупреждать конф­ликты в сложных ситуациях. Кобликову 57 лет, он не женат, про­живает с матерью в трехкомнатной кооперативной квартире. После окончания вуза и аспирантуры часто менял место жительства, пере­езжая из города в город, и место работы без видимых на то причин; увольнялся всегда по собственному желанию. Сослуживцы отме­чали такие черты характера Кобликова, как скрытность при внеш­ней общительности (о его образе жизни коллеги почти ничего не знали), стремление к материальному обогащению любой ценой (от­мечали факты предложений Кобликова заявить его соавтором вы­полненных подчиненными научных работ, обещая за полученный гонорар содействовать в ускорении внедрения результатов исследо­ваний).

1. Укажите, в каком объеме должна быть изучена личность обвиня­емого Кобликова. Из каких источников и какими методами может

Раздел I, Теория и методология

быть получена информация о личности Кобликова? Каковы возможно­сти использования метода обобщения независимых характеристик в данной ситуации? Какую роль могу т сыграть сведения о прошлой тру­довой деятельности Кобликова, о мотивах и причинах частой смены мест работы? Какие данные о личности Кобликова должны активно использоваться и учитываться при допросе (установлении психологи­ческого контакта, предъявлении доказательств) и при проведении дру­гих следственных действий (очных ставок, обыска)?

2. Составьте письменный план изучения личности обвиняемого Коб­ликова, пользуясь в качестве образца следующей формой:

 

 

Сведения о лично­сти обвиняемого, подлежащие уста­новлению Источники получения информации о личности обвиняемого Методы изучения личности обвиняемого
Какие следственные действия провести Какие документы истребовать
       
       
       

Задача 2

Во время распития спиртных напитков и возникшей на почве рев­ности ссоры Леонов совершил убийство своей сожительницы Троиц­кой, нанеся ей несколько ножевых ранений в брюшную полость. Лео­нов не отрицал содеянного, однако объяснил преступление внезапно нашедшим на него «затмением». Уже на втором допросе он перестал отвечать на вопросы следователя, неестественно таращил глаза, отво­рачиваясь при этом в сторону, издавал нечленораздельные звуки, не реагировал на обращенную к нему речь.

Из показаний лиц, знавших Леонова (его матери, брата, сосе­дей), стало известно, что Леонов ранее психическими расстройства­ми не страдал, черепно-мозговых травм не переносил. В семье и окружении Леонова лиц, страдающих психическими отклонениями, не было, и он не имел возможности наблюдать внешнее проявление у кого-либо симптомов психических расстройств. Леонов плохо учился в школе, с трудом окончил ПТУ, имел очень ограниченный кругозор, всем видам досуга предпочитал кино. В последнее время стал злоупотреблять алкоголем, после которого становился агрес­сивным, озлобленным, жестоким. Соседи Троицкой показали, что проживавший у нее Леонов часто оскорблял и избивал ее, причем без всякой причины.

Тема 4. Криминалистическое изучение личности

В период нахождения в следственном изоляторе Леонов активно общался с сокамерниками, не жаловался медицинскому персоналу на состояние здоровья, от приема пищи не отказывался. Зная, что в этом же следственном изоляторе содержится его знакомый, обвиняемый в совершении разбойного нападения, Леонов пытался вступить с ним в переписку. Эти сведения указывали на то, что за пределами кабинета следователя Леонов вел себя адекватно обстановке. Возвратившись в камеру после очередного допроса, на котором следователь обратил внимание Леонова на противоречивость его поведения, последний и в изоляторе стал демонстрировать те же «симптомы» психического рас­стройства, однако исключительно в моменты, когда в камеру входили сотрудники изолятора. Когда на очередном допросе следователь впер­вые огласил Леонову показания матери Троицкой, бывшей очевиди­цей убийства, обвиняемый, до этого не вступавший в контакт со сле­дователем, вдруг стал задавать вопросы о содержании показаний сви­детельницы.

На основе изложенного дайте объяснение поведения Леонова на до­просах и в камере следственного изолятора. Какую роль играет метод наблюдения за поведением обвиняемого в процессе расследования? Ка­ково значение получаемой в результате наблюдения информации?

Задача 3

Следователь принял решение о фиксации показаний обвиняемого Кротова путем записи хода допроса на видеопленку. С самого начала следственного действия ранее почти незаметное заикание Кротова резко усилилось. Кротов стал излишне нервничать, отчего речь его стала отрывистой, сбивчивой. Вскоре обвиняемый вообще отказался от свободного рассказа и лишь нехотя односложно отвечал на вопросы следователя, употребляя короткое «да» или «нет».

Позже выяснилось, что Кротов много лет страдает логоневрозом (заиканием). Специалист пояснил следователю, что логоневроз не влияет на речевой замысел больного этим недугом и поэтому Кротов без дефектов, свойственных устной речи, может выражать мысли в письменном виде.

Определите, какую тактическую ошибку допустил следователь при выборе способа фиксации показаний обвиняемого. Какой способ фиксации показаний в данном случае даст возможность получить бо­лее полные показания? При каких условиях?

Раздел I. Теория и методология

Тема 4. Криминалистическое изучение личности

Задача 4

Арефьев, 17 лет, обвиняется в совершении изнасилования. Вину в содеянном не признает, твердо придерживается данных на первом до­просе ложных показаний. В ходе допроса родителей, учителей и одно­классников Арефьева установлено, что Арефьев отлично учится, чита­ет много дополнительной литературы, занимается спортом. Быстро схватывает объяснения учителей на уроках, мгновенно решает задачи, вызывая восхищение преподавателей и учеников. Быстрота, молние­носность его мыслительного процесса ярко проявляются в разговоре: собеседник едва успевает произнести мысль, как Арефьев подхваты­вает ее и развивает, опережая автора.

В работе Арефьев легко переходит от одного дела к другому, при этом в соответствии со складывающейся ситуацией проявляет гиб- • кость и маневренность, легко принимая адекватное решение.

В общении с окружающими Арефьев не испытывает затруднений, но не склонен уступать или подражать другим. Он может высказать меткое замечание о ком-либо, но не склонен и не способен разобрать то или иное поведение во всей его сложности.

Занимаясь интересующей его работой, Арефьев выдерживает большие нагрузки. Утомление у него выражается прежде всего в по­вышенной раздражительности. Он вообще легко раздражается, осо­бенно к концу дня, когда накапливается усталость. Возбуждение в этих случаях часто переходит в озлобленность (при этом его мимика становится выразительной, он как бы гримасничает). Для восстанов­ления сил и душевного равновесия Арефьеву достаточно короткого времени. Трудности его не пугают. Однако в сложных ситуациях он сразу же, «с места», выявляет максимум своих возможностей: сколько бы времени пи дать ему на раздумье, его понимание остается на том же уровне, что и вначале.

В отношениях с девушками Арефьев несколько высокомерен и на­смешлив. Преступление совершил в квартире друга, где остался после вечеринки с одноклассницей Смирновой. По показаниям потерпев­шей, Арефьев бурно прореагировал на ее отказ совершить с ним поло­вой акт и применил грубое физическое насилие.

На первом допросе, отрицая предъявленное обвинение, Арефьев утверждал, что при установленных обстоятельствах не мог совершить половой акт со Смирновой, так как был сильно пьян и спал. Во время допроса в ответ па оглашение показаний потерпевшей Арефьев гром­ко кричал, активно жестикулировал, неожиданно потерял голос и в течение некоторого времени беззвучно и злобно шевелил побледнев-

шими губами. Следователь прекратил допрос. В ходе дальнейшего расследования было получено заключение судебно-медицинской экс­пертизы, которым устанавливалось, что групповая принадлежность спермы, обнаруженной в половых путях Смирновой, совпадает с груп­пой крови Арефьева. Следователь принял решение о производстве до­проса обвиняемого с целью предъявления ему полученных доказа­тельств.

Определите, какие из свойств темперамента проявились в поведе­нии Арефьева. К какому типу по темпераменту можно отнести этого обвиняемого? Оцените психическое состояние Арефьева во время пер­вого допроса. Правильно ли повел себя следователь, решив прекратить допрос в описанной ситуации? Составьте прогноз поведения обвиняе­мого на последующем допросе. Какие психологические свойства лично­сти Арефьева и как следует учитывать при допросе? При очной став­ке с потерпевшей?

Задача 5

Иванчук и Седых обвиняются в убийстве главврача районной санэпидемстанции Морозова и покушении на убийство его жены. Преступление совершено на даче Морозовых, в ночь с понедельни­ка на вторник. При задержании у Иванчука изъят пистолет ПСМ, из которого, как установила судебно-баллистическая экспертиза, были выстрелены две пули, извлеченные из трупа Морозова. У Се­дых изъят охотничий нож иностранного производства. Оба обвиня­емых были опознаны Морозовой. Иванчук и Седых признали себя виновными в инкриминируемых им деяниях, объяснив, что целью задуманного ими преступления было завладение имуществом по­терпевших (видеомагнитофоном и телевизором), но последние нео­жиданно для преступников в начале рабочей недели оказались на даче, что и изменило первоначальный замысел преступников. Когда проснувшийся от стука оконной рамы Морозов попытался задер­жать проникнувшего в дом через окно Седых, Ивапчук, стоявший снаружи у открытого окна, двумя выстрелами убил Морозова, а Се­дых ранил ножом его жену, вбежавшую в комнату на крик мужа. Увидев, что в соседнем доме зажегся свет, преступники попытались скрыться на машине, но были вскоре задержаны за превышение скорости работниками ГИБДД. Наличие у них оружия обвиняемые объяснили соображениями безопасности, так как должны были воз­вращаться с похищенным в город ночью по шоссе и боялись сами быть ограбленными.

Раздел 1. Теория и методология

Версия о корыстном мотиве убийства не подтверждалась другими материалами дела. По показаниям свидетелей, Морозовы жили весь­ма скромно и не имели сколько-нибудь ценных вещей, тем более на даче. Упомянутый видеомагнитофон был одолжен ими у знакомого и привезен на дачу накануне убийства. Их нахождение за городом в се­редине недели также не было случайным, так как Морозовы были в отпуске, который всегда проводили на даче.

При изучении личностей обвиняемых было установлено следую­щее. Иваичук, 29 лет, ранее дважды судимый (за хулиганство и соучастие в изнасиловании), после освобождения из колонии офи­циально нигде не работал, однако материальных затруднений, по показаниям свидетелей, не испытывал. Его часто видели среди при­ближенных Орлова — бывшего директора випзавода, а теперь орга­низовавшего предприятие по перевозке грузов на местных линиях. Иванчук отбыл наказание по прежним судимостям полностью, про­ведя в местах лишения свободы в общей сложности восемь лет. Ад­министрацией колоний характеризовался отрицательно: системати­чески нарушал режим, негативно влиял на других осужденных, стремился к неформальному лидерству. Был груб, самонадеян, жесток.

Седых, 20 лет, ранее не судим, был досрочно демобилизован из армии по состоянию здоровья в связи с перенесенной операцией по поводу язвы желудка. Воспитывался одной матерью, страдавшей алкоголизмом; рано ушел из дома, состоял па учете в инспекции по делам несовершеннолетних; был отчислен из техникума за неуспе­ваемость, часто менял место работы, так как был недисциплиниро­ван и ленив. Во время службы- в армии сразу попал под влияние неуставных отношений, однако сумел приблизиться к старослужа­щим, выполняя их поручения. Физически развит плохо, трусоват, всегда стремился иметь более сильного покровителя. По данным сотрудника инспекции но делам несовершеннолетних, в подростко­вом возрасте вел дневник, при этом активно фантазировал, припи­сывая себе поступки, которых не совершал. Седых также был заме­чен в окружении Орлова.

Связь Иваичука и Седых с Орловым обращала па себя внимание из-за личности и деятельности последнего. Орлов, 52 лет, ранее судим за хищение государственного имущества, отбыл наказание в виде ли­шения свободы сроком семь лет. В свое время приобретение у неуста­новленных лиц подложного диплома об окончании технологического института пищевой промышленности позволило Орлову, преследо­вавшему корыстные цели, четыре года занимать должность директора випзавода, где он и был уличен в хищении. После отбытия наказания

Тема 4. Криминалистическое изучение личности

Орлов, используя старые связи, вместе с бывшим директором автоба­зы винзавода Илюхиным сумел создать небольшое автопредприятие, среди работников которого большинство составляли ранее уволенные из государственных учреждений и с предприятий. Орлов характери­зовался как расчетливый и корыстолюбивый человек. Он обладал предприимчивостью, организаторскими способностями, умел уста­навливать контакты с нужными людьми, долго сохранять хорошие от­ношения; относил себя к категории незаслуженно пострадавших в го­ды застоя хозяйственников. Не скрывая факта судимости за хищение, тщательно утаивал то обстоятельство, что не имел специального обра­зования и пользовался подложными документами. Несмотря на то что по данным налоговых органов автопредприятие Орлова и Илюхина практически не имело прибыли, его работники, официально получав­шие невысокую заработную плату, быстро обогащались: руководители строили себе дома, приобрели автомашины, другие сотрудники также были хорошо материально обеспечены, а помещение автобазы было переоборудовано и отремонтировано.

В связи с многочисленными жалобами жителей на антисанитарное состояние территории, окружавшей автохозяйство, главный санитар­ный врач района Морозов начал проверку фактов нарушения сани­тарно-гигиенических правил и оштрафовал Орлова. Помимо этого, в ходе осмотра помещений на территории автохозяйства Морозов обна­ружил факты, указывающие па то, что там осуществлялось незакон­ное производство алкогольных напитков, о чем он сообщил в право­охранительные органы. Оперативными мероприятиями было уста­новлено, что с территории автопредприятия были срочно вывезены в большом количестве запасы спирта и стеклотары. Тем временем Морозов проверил несколько партий спиртного, продававшегося в магазинах района, и обнаружил в магазине ТОО «Виктория» некон­диционную водку с примесью этилового спирта. Директор магазина Витручевская представила документы о поставке указанной партии с винзавода, однако товарно-транспортные накладные на перевозку дайной продукции оказались подложными.

Витручевская в торговле начала работать недавно, специально­го образования не имела, на должность директора магазина была реко­мендована своей сестрой, работавшей диспетчером в автохозяйстве Орлова. Витручевской 30 лет, разведена, одна воспитывает ребенка.

Заместитель Орлова Илюхин известен как опытный работник, имеет стаж работы в автохозяйствах более 30 лет. Его жена — пенсио­нерка, ранее работала в торговле.

Установленные факты позволили следствию выдвинуть версию о деятельности в районе организованной преступной группы, включаю-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.