КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План занятий
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Тема 4 Цель занятий Усвоение понятия криминалистического изучения личности. Определение целей, направлений и объема криминалистического изучения личности в соответствии с задачами расследования; выработка навыка составления плана изучения личности обвиняемого. Практическое освоение основных психологических методов изучения личности; приобретение навыков диагностики основных свойств темпера- Тема 4. Криминалистическое изучение личности мента и психических состояний человека; приобретение навыков установления психологического контакта с участниками следственных действий. 1. Ответы на контрольные вопросы. 2. Проверка усвоения теоретического материала. 3. Решение задач по определению объема и составлению плана изучения личности обвиняемого по конкретным исходным данным. 4. Решение задач по определению темперамента и диагностике психических состояний. Составление прогноза поведения обвиняемого в конкретных ситуациях. Контрольные вопросы 1. Что является предметом криминалистического изучения личности? 2. Каковы цели криминалистического изучения личности? 3. Какие криминалистические задачи решаются на базе использования гомологической информации? 4. Кто является субъектами криминалистического изучения личности при расследовании преступлений? 5. На основе каких гомологических данных решается задача установления тождества лица в криминалистике? 6. Какая роль отводится свойствам личности преступника (потерпевшего) в криминалистической характеристике преступления? 7. Какие общетактические задачи решаются на базе информации о личности участников следственного действия? 8. Какие задачи, возникающие в рамках отдельного следственного действия, решаются с учетом личностных особенностей его участников? 9. Как криминалистическое изучение личности связано с иными аспектами изучения личности в сфере борьбы с преступностью? 10. В чем заключается организация криминалистического изучения личности? Какие объективные и субъективные факторы влияют на осуществление следователем данного изучения? 11. Какие профессиональные качества необходимы следователю в практике общения с участниками уголовного процесса? Каково значение коммуникативных навыков и интуиции следователя? В чем заключается негативная роль «косных стереотипов» при восприятии других людей и почему преобладание подобных стереотипов у следователя ведет к его профессиональной деформации? Раздел I. Теория и методология 12. Каков объем криминалистического изучения личности? В чем заключается содержание биологической, психологической и социальной подструктур личности? 13. Какое криминалистическое значение могут иметь психологические свойства личности обвиняемого: темперамент, характер, способности? 14. Как учитываются в криминалистической тактике особенности протекания психических процессов обвиняемого (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения)? 15. Как учитываются в тактике следственных действий психические состояния, переживаемые его участниками? Каковы цели и методы воздействия на психическое состояние участников процесса расследования со стороны следователя? 16. Каковы основные методы изучения личности в процессе расследования преступлений? В чем заключается специфика их использования следователем в условиях процессуальной деятельности? 17. В чем заключаются задачи и техника метода беседы при криминалистическом изучении личности? 18. Какую криминалистически значимую информацию о личности обвиняемого (иного участника процесса) можно получить, непосредственно наблюдая за его поведением? 19. Как используется метод обобщения независимых характеристик при изучении личности? Как оценивается полученная при этом информация? 20. В чем заключается биографический метод изучения личности? Какие биографические данные об обвиняемом (потерпевшем) особенно важны в оценке его личности? 21. В каком направлении используется метод анализа результатов деятельности при криминалистическом изучении личности? 22. В чем заключается изучение личности неустановленного преступника на первоначальном этапе расследования? 23. Какова специфика изучения личности обвиняемого и подозреваемого? В чем заключается особенность изучения личности обвиняемых по делам о групповых преступлениях? 24. В чем заключается криминалистическое изучение личности потерпевшего? 25. Каковы задачи криминалистического изучения личности свидетеля (объем, методы)? 26. Как осуществляется подбор понятых, педагога, психолога, переводчика? Какие данные о личности перечисленных участников следственных действий должен выявить следователь, привлекая их к участию в процессе расследования? Тема 4. Криминалистическое изучение личности 27. Каковы возможности и перспективы инструментальных методов диагностики личности (научные, процессуальные, технические и тактические проблемы использования «детектора лжи»)? Задача 1 Кобликов, работавший заведующим лабораторией в научно-исследовательском институте, на протяжении рада лет занимался хищениями денежных средств, оборудования и материалов, поступавших в лабораторию; при этом он незаконно списывал материальные ценности, завышал объемы выполненных работ, что влекло незаконную выплату премий и т.п. Основанием привлечения Кобликова к уголовной ответственности послужило обнаружение недостачи материальных ценностей и подложных документов в ходе проверки работы лаборатории, которая проводилась по заявлению бывшей сотрудницы института Семеиковой, уволенной по представлению Кобликова за прогул. Кобликов активно оспаривал предъявленное ему обвинение в хищении, объясняя недостачу халатностью и отсутствием у него необходимого опыта работы, и признал лишь факт подделки документа, выявленный экспертизой. Заявление Семеиковой он называл клеветой на почве личных неприязненных отношений, сложившихся у него с Семенковой в связи с ее увольнением, грозил подать на нее в суд. Следствием установлено, что Кобликов — высококвалифицированный специалист в своей области, кандидат технических паук, является автором ряда изобретений. Он требователен к себе и подчиненным; контактен с окружающими, умеет предупреждать конфликты в сложных ситуациях. Кобликову 57 лет, он не женат, проживает с матерью в трехкомнатной кооперативной квартире. После окончания вуза и аспирантуры часто менял место жительства, переезжая из города в город, и место работы без видимых на то причин; увольнялся всегда по собственному желанию. Сослуживцы отмечали такие черты характера Кобликова, как скрытность при внешней общительности (о его образе жизни коллеги почти ничего не знали), стремление к материальному обогащению любой ценой (отмечали факты предложений Кобликова заявить его соавтором выполненных подчиненными научных работ, обещая за полученный гонорар содействовать в ускорении внедрения результатов исследований). 1. Укажите, в каком объеме должна быть изучена личность обвиняемого Кобликова. Из каких источников и какими методами может Раздел I, Теория и методология быть получена информация о личности Кобликова? Каковы возможности использования метода обобщения независимых характеристик в данной ситуации? Какую роль могу т сыграть сведения о прошлой трудовой деятельности Кобликова, о мотивах и причинах частой смены мест работы? Какие данные о личности Кобликова должны активно использоваться и учитываться при допросе (установлении психологического контакта, предъявлении доказательств) и при проведении других следственных действий (очных ставок, обыска)? 2. Составьте письменный план изучения личности обвиняемого Кобликова, пользуясь в качестве образца следующей формой:
Задача 2 Во время распития спиртных напитков и возникшей на почве ревности ссоры Леонов совершил убийство своей сожительницы Троицкой, нанеся ей несколько ножевых ранений в брюшную полость. Леонов не отрицал содеянного, однако объяснил преступление внезапно нашедшим на него «затмением». Уже на втором допросе он перестал отвечать на вопросы следователя, неестественно таращил глаза, отворачиваясь при этом в сторону, издавал нечленораздельные звуки, не реагировал на обращенную к нему речь. Из показаний лиц, знавших Леонова (его матери, брата, соседей), стало известно, что Леонов ранее психическими расстройствами не страдал, черепно-мозговых травм не переносил. В семье и окружении Леонова лиц, страдающих психическими отклонениями, не было, и он не имел возможности наблюдать внешнее проявление у кого-либо симптомов психических расстройств. Леонов плохо учился в школе, с трудом окончил ПТУ, имел очень ограниченный кругозор, всем видам досуга предпочитал кино. В последнее время стал злоупотреблять алкоголем, после которого становился агрессивным, озлобленным, жестоким. Соседи Троицкой показали, что проживавший у нее Леонов часто оскорблял и избивал ее, причем без всякой причины. Тема 4. Криминалистическое изучение личности В период нахождения в следственном изоляторе Леонов активно общался с сокамерниками, не жаловался медицинскому персоналу на состояние здоровья, от приема пищи не отказывался. Зная, что в этом же следственном изоляторе содержится его знакомый, обвиняемый в совершении разбойного нападения, Леонов пытался вступить с ним в переписку. Эти сведения указывали на то, что за пределами кабинета следователя Леонов вел себя адекватно обстановке. Возвратившись в камеру после очередного допроса, на котором следователь обратил внимание Леонова на противоречивость его поведения, последний и в изоляторе стал демонстрировать те же «симптомы» психического расстройства, однако исключительно в моменты, когда в камеру входили сотрудники изолятора. Когда на очередном допросе следователь впервые огласил Леонову показания матери Троицкой, бывшей очевидицей убийства, обвиняемый, до этого не вступавший в контакт со следователем, вдруг стал задавать вопросы о содержании показаний свидетельницы. На основе изложенного дайте объяснение поведения Леонова на допросах и в камере следственного изолятора. Какую роль играет метод наблюдения за поведением обвиняемого в процессе расследования? Каково значение получаемой в результате наблюдения информации? Задача 3 Следователь принял решение о фиксации показаний обвиняемого Кротова путем записи хода допроса на видеопленку. С самого начала следственного действия ранее почти незаметное заикание Кротова резко усилилось. Кротов стал излишне нервничать, отчего речь его стала отрывистой, сбивчивой. Вскоре обвиняемый вообще отказался от свободного рассказа и лишь нехотя односложно отвечал на вопросы следователя, употребляя короткое «да» или «нет». Позже выяснилось, что Кротов много лет страдает логоневрозом (заиканием). Специалист пояснил следователю, что логоневроз не влияет на речевой замысел больного этим недугом и поэтому Кротов без дефектов, свойственных устной речи, может выражать мысли в письменном виде. Определите, какую тактическую ошибку допустил следователь при выборе способа фиксации показаний обвиняемого. Какой способ фиксации показаний в данном случае даст возможность получить более полные показания? При каких условиях? Раздел I. Теория и методология Тема 4. Криминалистическое изучение личности Задача 4 Арефьев, 17 лет, обвиняется в совершении изнасилования. Вину в содеянном не признает, твердо придерживается данных на первом допросе ложных показаний. В ходе допроса родителей, учителей и одноклассников Арефьева установлено, что Арефьев отлично учится, читает много дополнительной литературы, занимается спортом. Быстро схватывает объяснения учителей на уроках, мгновенно решает задачи, вызывая восхищение преподавателей и учеников. Быстрота, молниеносность его мыслительного процесса ярко проявляются в разговоре: собеседник едва успевает произнести мысль, как Арефьев подхватывает ее и развивает, опережая автора. В работе Арефьев легко переходит от одного дела к другому, при этом в соответствии со складывающейся ситуацией проявляет гиб- • кость и маневренность, легко принимая адекватное решение. В общении с окружающими Арефьев не испытывает затруднений, но не склонен уступать или подражать другим. Он может высказать меткое замечание о ком-либо, но не склонен и не способен разобрать то или иное поведение во всей его сложности. Занимаясь интересующей его работой, Арефьев выдерживает большие нагрузки. Утомление у него выражается прежде всего в повышенной раздражительности. Он вообще легко раздражается, особенно к концу дня, когда накапливается усталость. Возбуждение в этих случаях часто переходит в озлобленность (при этом его мимика становится выразительной, он как бы гримасничает). Для восстановления сил и душевного равновесия Арефьеву достаточно короткого времени. Трудности его не пугают. Однако в сложных ситуациях он сразу же, «с места», выявляет максимум своих возможностей: сколько бы времени пи дать ему на раздумье, его понимание остается на том же уровне, что и вначале. В отношениях с девушками Арефьев несколько высокомерен и насмешлив. Преступление совершил в квартире друга, где остался после вечеринки с одноклассницей Смирновой. По показаниям потерпевшей, Арефьев бурно прореагировал на ее отказ совершить с ним половой акт и применил грубое физическое насилие. На первом допросе, отрицая предъявленное обвинение, Арефьев утверждал, что при установленных обстоятельствах не мог совершить половой акт со Смирновой, так как был сильно пьян и спал. Во время допроса в ответ па оглашение показаний потерпевшей Арефьев громко кричал, активно жестикулировал, неожиданно потерял голос и в течение некоторого времени беззвучно и злобно шевелил побледнев- шими губами. Следователь прекратил допрос. В ходе дальнейшего расследования было получено заключение судебно-медицинской экспертизы, которым устанавливалось, что групповая принадлежность спермы, обнаруженной в половых путях Смирновой, совпадает с группой крови Арефьева. Следователь принял решение о производстве допроса обвиняемого с целью предъявления ему полученных доказательств. Определите, какие из свойств темперамента проявились в поведении Арефьева. К какому типу по темпераменту можно отнести этого обвиняемого? Оцените психическое состояние Арефьева во время первого допроса. Правильно ли повел себя следователь, решив прекратить допрос в описанной ситуации? Составьте прогноз поведения обвиняемого на последующем допросе. Какие психологические свойства личности Арефьева и как следует учитывать при допросе? При очной ставке с потерпевшей? Задача 5 Иванчук и Седых обвиняются в убийстве главврача районной санэпидемстанции Морозова и покушении на убийство его жены. Преступление совершено на даче Морозовых, в ночь с понедельника на вторник. При задержании у Иванчука изъят пистолет ПСМ, из которого, как установила судебно-баллистическая экспертиза, были выстрелены две пули, извлеченные из трупа Морозова. У Седых изъят охотничий нож иностранного производства. Оба обвиняемых были опознаны Морозовой. Иванчук и Седых признали себя виновными в инкриминируемых им деяниях, объяснив, что целью задуманного ими преступления было завладение имуществом потерпевших (видеомагнитофоном и телевизором), но последние неожиданно для преступников в начале рабочей недели оказались на даче, что и изменило первоначальный замысел преступников. Когда проснувшийся от стука оконной рамы Морозов попытался задержать проникнувшего в дом через окно Седых, Ивапчук, стоявший снаружи у открытого окна, двумя выстрелами убил Морозова, а Седых ранил ножом его жену, вбежавшую в комнату на крик мужа. Увидев, что в соседнем доме зажегся свет, преступники попытались скрыться на машине, но были вскоре задержаны за превышение скорости работниками ГИБДД. Наличие у них оружия обвиняемые объяснили соображениями безопасности, так как должны были возвращаться с похищенным в город ночью по шоссе и боялись сами быть ограбленными. Раздел 1. Теория и методология Версия о корыстном мотиве убийства не подтверждалась другими материалами дела. По показаниям свидетелей, Морозовы жили весьма скромно и не имели сколько-нибудь ценных вещей, тем более на даче. Упомянутый видеомагнитофон был одолжен ими у знакомого и привезен на дачу накануне убийства. Их нахождение за городом в середине недели также не было случайным, так как Морозовы были в отпуске, который всегда проводили на даче. При изучении личностей обвиняемых было установлено следующее. Иваичук, 29 лет, ранее дважды судимый (за хулиганство и соучастие в изнасиловании), после освобождения из колонии официально нигде не работал, однако материальных затруднений, по показаниям свидетелей, не испытывал. Его часто видели среди приближенных Орлова — бывшего директора випзавода, а теперь организовавшего предприятие по перевозке грузов на местных линиях. Иванчук отбыл наказание по прежним судимостям полностью, проведя в местах лишения свободы в общей сложности восемь лет. Администрацией колоний характеризовался отрицательно: систематически нарушал режим, негативно влиял на других осужденных, стремился к неформальному лидерству. Был груб, самонадеян, жесток. Седых, 20 лет, ранее не судим, был досрочно демобилизован из армии по состоянию здоровья в связи с перенесенной операцией по поводу язвы желудка. Воспитывался одной матерью, страдавшей алкоголизмом; рано ушел из дома, состоял па учете в инспекции по делам несовершеннолетних; был отчислен из техникума за неуспеваемость, часто менял место работы, так как был недисциплинирован и ленив. Во время службы- в армии сразу попал под влияние неуставных отношений, однако сумел приблизиться к старослужащим, выполняя их поручения. Физически развит плохо, трусоват, всегда стремился иметь более сильного покровителя. По данным сотрудника инспекции но делам несовершеннолетних, в подростковом возрасте вел дневник, при этом активно фантазировал, приписывая себе поступки, которых не совершал. Седых также был замечен в окружении Орлова. Связь Иваичука и Седых с Орловым обращала па себя внимание из-за личности и деятельности последнего. Орлов, 52 лет, ранее судим за хищение государственного имущества, отбыл наказание в виде лишения свободы сроком семь лет. В свое время приобретение у неустановленных лиц подложного диплома об окончании технологического института пищевой промышленности позволило Орлову, преследовавшему корыстные цели, четыре года занимать должность директора випзавода, где он и был уличен в хищении. После отбытия наказания Тема 4. Криминалистическое изучение личности Орлов, используя старые связи, вместе с бывшим директором автобазы винзавода Илюхиным сумел создать небольшое автопредприятие, среди работников которого большинство составляли ранее уволенные из государственных учреждений и с предприятий. Орлов характеризовался как расчетливый и корыстолюбивый человек. Он обладал предприимчивостью, организаторскими способностями, умел устанавливать контакты с нужными людьми, долго сохранять хорошие отношения; относил себя к категории незаслуженно пострадавших в годы застоя хозяйственников. Не скрывая факта судимости за хищение, тщательно утаивал то обстоятельство, что не имел специального образования и пользовался подложными документами. Несмотря на то что по данным налоговых органов автопредприятие Орлова и Илюхина практически не имело прибыли, его работники, официально получавшие невысокую заработную плату, быстро обогащались: руководители строили себе дома, приобрели автомашины, другие сотрудники также были хорошо материально обеспечены, а помещение автобазы было переоборудовано и отремонтировано. В связи с многочисленными жалобами жителей на антисанитарное состояние территории, окружавшей автохозяйство, главный санитарный врач района Морозов начал проверку фактов нарушения санитарно-гигиенических правил и оштрафовал Орлова. Помимо этого, в ходе осмотра помещений на территории автохозяйства Морозов обнаружил факты, указывающие па то, что там осуществлялось незаконное производство алкогольных напитков, о чем он сообщил в правоохранительные органы. Оперативными мероприятиями было установлено, что с территории автопредприятия были срочно вывезены в большом количестве запасы спирта и стеклотары. Тем временем Морозов проверил несколько партий спиртного, продававшегося в магазинах района, и обнаружил в магазине ТОО «Виктория» некондиционную водку с примесью этилового спирта. Директор магазина Витручевская представила документы о поставке указанной партии с винзавода, однако товарно-транспортные накладные на перевозку дайной продукции оказались подложными. Витручевская в торговле начала работать недавно, специального образования не имела, на должность директора магазина была рекомендована своей сестрой, работавшей диспетчером в автохозяйстве Орлова. Витручевской 30 лет, разведена, одна воспитывает ребенка. Заместитель Орлова Илюхин известен как опытный работник, имеет стаж работы в автохозяйствах более 30 лет. Его жена — пенсионерка, ранее работала в торговле. Установленные факты позволили следствию выдвинуть версию о деятельности в районе организованной преступной группы, включаю-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |