Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справочные сведения. 1. Ответы на контрольные вопросы с одновременным обсуждением отдельных методических вопросов расследования




План занятий

1. Ответы на контрольные вопросы с одновременным обсуждением отдельных методических вопросов расследования.

2. Разбор задач. Устное и письменное выполнение заданий (возмо­жен выход за рамки сформулированных заданий).

3. Подведение итогов и постановка заданий к следующему за­нятию.

Правила техники безопасности, инструкции по охране труда и технике безопасности и требования промышленной безопасности, нарушение которых в предусмотренных уголовным законом случа­ях считается преступлением, являются нормативными предписани­ями, устанавливающими требования безопасности при выполнении рабочими и служащими работ в производственных помещениях, па территории предприятия, па строительных площадках и в иных ме­стах, где рабочие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Эти правила, требования (инструкции) могут быть об­щими, отраслевыми и предназначенными для конкретного предпри­ятия (организации) и отдельных профессий и видов работ. Общие правила содержат единые нормативные требования но охране труда и техники безопасности для предприятий всех форм собственности независимо от сферы (отрасли) хозяйственной деятельности и ве­домственной подчиненности. Отраслевые правила (инструкции) обычно носят типовой характер. Правила для конкретного предпри­ятия (организации), отдельных профессий и видов работ разраба­тываются с учетом общих и отраслевых нормативных требований и носят частный и специальный характер.

Тема 23. Расследование преступных нарушений требований безопасности... 527

Указанные нормативные требования но охране труда, технике без­опасности и промышленной безопасности в своей основе являются правовыми. Обычно в них (особенно в отраслевых, специальных и ча­стных) содержится значительное число сугубо технических и техно­логических требований но безопасному выполнению соответствую­щих работ. В правовой части этих норм следователи и суд должны разбираться самостоятельно, а в специальной технической части — с помощью соответствующих специальных познаний. Отмеченные спе­циальные знания целесообразно использовать и в случаях отсутствия в анализируемых нормах какой-либо нужной для следствия информа­ции. Так, круг лиц, отвечающих за безопасность тех работ, при произ­водстве которых имело место происшеетвие, обычно устанавливается самим следователем путем ознакомления с положениями о распреде­лении обязанностей между инженерно-техническими работниками, соответствующими правилами по технике безопасности, инструкция­ми, ведомственными указаниями, приказами. Однако па практике встречаются случаи, когда в указанных документах не содержится та­кой перечень. В подобных ситуациях становится возможным эксперт­ное решение такого вопроса путем подведения конкретного факта под общие требования правил техники безопасности.

Соответственно следует учесть, что установление самого факта на­рушения правил техники безопасности ответственным должностным лицом или конкретным исполнителем работ не всегда свидетельству­ет о факте совершенного ими преступления. Наличие преступления в каждом конкретном случае устанавливается лишь при соответствую­щей причинной связи допущенных нарушений с наступившими вред­ными последствиями и исследования всех обстоятельств происше­ствия.

Следовательно, уяснение при расследовании травматических про­исшествий на производстве всех обстоятельств и причинно-следст­венных связей невозможно без тщательного изучения указанных нор­мативных требований. Содержащаяся в них информация составляет основу нормативной модели (матрицы), сопоставление (наложение) которой па собранную следствием первичную и последующую инфор­мацию об обстоятельствах исследуемого события помогает устано­вить факты отклонения или соблюдения правил техники безопасно­сти в поведении участников этого события, очертить круг правонару­шителей и определить направления исследования причинной связи фактов и обстоятельств с наступившими последствиями.

Между тем, как показывает следственная практика, в материалах таких уголовных дел часто отсутствуют указания на то, какие конк­ретные пункты правил охраны труда и-техники безопасности были па-

Раздел IV. Криминалистическая методика расследования

рушены в расследуемом случае, какие из них привели к указанным в законе вредным последствиям. Это обстоятельство, особенно при не­достаточно тщательно исследованной причинной связи допущенных нарушений с наступившими последствиями, в ряде случаев служит основанием для направления дела на дополнительное расследование или для вынесения оправдательного приговора.

С самого начала расследования, помимо изучения соответствую­щих правил охраны труда и техники безопасности, необходимо вести поиск соответствующей криминалистической информации, свойст­венной для таких преступлений и значимой для их расследования. В этой связи необходимо обращать внимание на следующее:

все обстоятельства поведенческого характера участников травма­тического происшествия (в том числе и самих потерпевших), выявляя из них те, которые соответствуют правилам техники безопасности, и послужили причиной (одной из причин) наступивших вредных по­следствий. Эта информация важна для уяснения всех особенностей преступного поведения правонарушителей;

состояние конкретной производственной обстановки (уровень ор­ганизации производственных процессов, их техническую оснащен­ность, характер их сложности и напряженности) с учетом вида произ­водства и особенностями выполняемых работ;

общее состояние па производстве охраны труда и техники безопас­ности па том участке, где имело место происшествие.

Эта информация не только помогает разобраться в обстановке со­вершения преступления, по и в факторах, повлиявших на характер преступного поведения правонарушителей.

Вместе с тем необходимо выявить факты, свидетельствующие о механизме совершения данного преступления. Важно получить пред­ставление как о механизме нарушения правил охраны труда и техники безопасности, так и о механизме самого травматического события. Это необходимо для выявления структуры причинной связи всех фактов и обстоятельств данного события и их роли в наступлении вредных последствий.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в целях обеспече­ния соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей произ­водственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специали­ста по охране труда. В организациях с численностью более 10 рабо­тников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда.

Тема 23. Расследование преступных нарушений требований безопасности... 529

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в соответствии с этим Законом осуществляется Феде­ральной инспекцией труда — единой федеральной централизованной системой государственных органов. В соответствии с Законом поста­новлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. утверждено поло­жение о Федеральной инспекции труда в составе Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Эта инспекция через своих государственных инспекторов труда в субъектах РФ осуществ­ляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодате­льства РФ о труде и охране труда па их территории. При этом они ин­спектируют предприятия, расследуют в установленном порядке не­счастные случаи па производстве и т.д.

Общественный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работника­ми, представительными органами, которые вправе создавать в этих це­лях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (до­веренных) лиц по охране труда. Указанные лица обладают значитель­ными правами, в том числе и правом принимать участие в расследовании несчастных случаев па производстве и профессиональ­ных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследо­вание.

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промыш­ленности также осуществляет Федеральная служба по технологиче­скому надзору и Федеральная служба по атомному надзору России (на подконтрольных им предприятиях). Расследование несчастных случаев па производстве осуществляется в соответствии с требовани­ями ст. 229-231 Трудового кодекса РФ, а также в соответствии с По­ложением об особенностях расследования несчастных случаев на про­изводстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным по­становлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 г.

Материалы расследования несчастных случаев на производстве и технического расследования, осуществляемого указанными органами, как правило, являются первичными данными по такого рода делам. В них описываются обстоятельства происшествия и делаются выводы о причинах происшествия и ответственных за него лицах. Наличие та­ких материалов в распоряжении следователей помогает им ориенти­роваться в сути происшедшего, выдвигать необходимые следственные версии, выбирать нужные направления и средства расследования. Од­нако эти материалы органов, обязанных надзирать за охраной труда и техникой безопасности (в том числе и па данном предприятии), могут быть не в полной мере объективными. Поэтому они должны быть крн-

34 - 4068

Раздел IV. Криминалистическая методика расследования

тическн оценены и не могут связывать инициативу следователе!! в вы­явлении обстоятельств, не рассмотренных ведомственным расследо­ванием, устанавливать иные причины происшествия и других винов­ных лиц.

Соответственно при расследовании таких преступлений следова­телям часто приходится взаимодействовать с государственными инс­пекторами труда или работниками упомянутых федеральных служб, а также с другими членами комиссий, осуществляющими расследова­ние несчастных случаев и аварий па производстве.

Комиссию по расследованию группового и тяжелого несчастного случая на производстве, а также несчастного случая па производст­ве со смертельным исходом возглавляет государственный инспек­тор по охране труда. При групповом несчастном случае с числом погибших пять и более комиссию возглавляет Главный государст­венный инспектор по охране труда по субъекту РФ, а па объектах, подконтрольных Федеральной службе по технологическому надзо­ру, — руководитель соответствующего территориального органа это­го ведомства. При крупных авариях с жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительст­вом РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.