Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 1 страница. Далее в рукописи перечёркнуто: «У немецкого идеализма нет никакого специфического отличия по сравнению с идеологией всех остальных народов




 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «У немецкого идеализма нет никакого специфического отличия по сравнению с идеологией всех остальных народов. Эта последняя также считает, что идеи господствуют над миром, идеи и понятия она считает определяющими принципами, определённые мысли – таинством материального мира, которое доступно только философам.

Гегель завершил позитивный идеализм. У него не только весь материальный мир превратился в мир мыслей, а и вся история – в историю мыслей. Он не довольствовался тем, что регистрировал мысленные вещи, он пытался изобразить и акт их производства.

Немецкие философы, выбитые из мира своих грёз, протестуют против мира мыслей, которому они… представление о действительном, телесном…

Все немецкие философские критики утверждают, что идеи, представления, понятия господствовали до сих пор над действительным миром людей и определяли его, что действительный мир есть продукт мира идей. Так это остаётся и по сей день, но так не должно быть впредь. Они отличаются друг от друга по тому способу, каким они хотят спасти человечество, изнывающее, согласно их взгляду, под властью своих собственных навязчивых мыслей; они отличаются друг от друга в зависимости от того, что именно они объявляют навязчивыми мыслями; но они сходятся в своей вере в это господство мыслей, они сходятся в своей вере в то, что акт их критической мысли должен привести существующее к гибели, – одни из них при этим полагают, что для этого достаточно их изолированной мыслительной деятельности, другие намерены завоевать общее сознание.

Вера, что реальный мир есть продукт мира идей, что мир идей…

Заблудившись в своём гегелевском мире мыслей, немецкие философы протестуют против господства мыслей, идей, представлений, которые до сих пор, согласно их взгляду, т. е. согласно иллюзии Гегеля, производили, определяли, держали под своей властью действительный мир. Они заявляют протест и прекращают…

Согласно гегелевской системе, идеи, мысли, понятия производили, определяли, держали под своей властью действительную жизнь людей, их материальный мир, их реальные отношения. Его бунтующие ученики перенимают это у него…». Ред.

 

 

буквально: мёртвая голова, здесь в смысле: мёртвые останки. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто; «Мы предпосылаем поэтому специальной критике отдельных представителей этого движения некоторые общие замечания, ближе выясняющие общие им всем идеологические предпосылки. Этих замечаний будет достаточно, чтобы охарактеризовать точку зрения нашей критики в той мире, в какой это необходимо для понимания и обоснования последующих отдельных критических очерков. Мы направляем эти замечания именно против Фейербаха, потому что он единственный, кто сделал хотя бы некоторый шаг вперед и чьи работы можно разбирать de bonne foi [всерьёз].

1. Идеология вообще, в частности немецкая философия

А. Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга. История природы, так называемое естествознание, нас здесь не касается; историей же людей нам придется заняться, так как почти вся идеология сводится либо к превратному пониманию этой истории, либо к полному отвлечению от неё. Сама идеология есть только одна из сторон этой истории». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «выступившей с притязанием на роль абсолютной спасительницы мира от всякого зла. Религия всё время рассматривалась и трактовалась как последняя причина всех противных этим философам отношений, как исконный враг». Ред.

 

 

целиком, от начала до конца. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Первый исторический акт этих индивидов, благодаря которому они отличаются от животных, состоит не в том, что они мыслят, а в том, что они начинают производить необходимые им средства к жизни». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Но эти отношения обусловливают не только первоначальную, естественно возникшую телесную организацию людей, в особенности расовые различия между ними, но и всё её дальнейшее развитие – или отсутствие развития – по сей день». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Представления, которые создают себе эти индивиды, суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации. Ясно, что во всех этих случаях эти представления являются сознательным выражением, – действительным или иллюзорным, – их действительных отношений и деятельности, их производства, их общения, их общественной и политической организации. Обратное допущение возможно лишь тогда, когда, помимо духа действительных, материально обусловленных индивидов, предполагается ещё какой‑то особый дух. Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это есть опять‑таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Гегель. Геологические, гидрографические и т. д. условия. Человеческие тела. Потребность, труд». Ред.

 

 

Жилищное строительство. Само собой разумеется, что у дикарей каждая семья имеет свою пещеру или хижину, как у кочевников – отдельный шатёр. Это раздельное домашнее хозяйство становится ещё более необходимым вследствие дальнейшего развития частной собственности. У земледельческих народов общее домашнее хозяйство так же невозможно, как и общее земледелие. Большим шагом вперёд была постройка городов. Однако во все прежние периоды уничтожение обособленного хозяйства, неотделимое от уничтожения частной собственности, было уже потому невозможно, что для этого не было ещё материальных условий. Организация общего домашнего хозяйства предполагает развитие машин, использование сил природы и многих иных производительных сил, например водопровода, газового освещения, парового отопления и т. д., устранение [противоположности] города и деревни. Без этих условий само общее хозяйство, в свою очередь, не станет новой производительной силой, будет лишено всякого материального базиса, будет основываться на чисто теоретической основе, т. е. будет простой причудой и приведёт лишь к монастырскому хозяйству. – Что оказалось ещё возможным, так это концентрация в городах и постройка общих зданий для различных определённых целей (тюрьмы, казармы и т. д.). Само собой разумеется, – упразднение раздельного хозяйства не отделимо от упразднения [Aufhebung] семьи.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Люди имеют историю потому, что они должны производить свою жизнь, и притом определенным образом. Это обусловлено их физической организацией, так же как и их сознание». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Моё отношение к моей среде есть моё сознание». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «С этим совпадает первая форма идеологов, попы». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Религия. Немцы с идеологией как таковой». Ред.

 

 

Далее в рукописи следует заметка: «До сих пор мы рассматривали главным образом лишь одну сторону человеческой деятельности – обработку природы людьми. Другая сторона, обработка людей людьми… Происхождение государства и отношение государства к гражданскому обществу». Ред.

 

 

Термин «burgerliche Gesellschalt» означает «буржуазное общество», а также «гражданское общество». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Так называемая объективная историография заключалась именно в том, чтобы рассматривать исторические отношения в отрыве от деятельности. Реакционный характер». Ред.

 

 

– мировая арена. Ред.

 

 

В рукописи пробел. Ред.

 

 

NB. Ошибка Фейербаха заключается не в том, что лежащую под носом чувственную видимость он подчиняет чувственной действительности, устанавливаемой путём более точного изучения чувственных фактов, а в том, что в конечном счёте он не может справиться с чувственностью без того, чтобы рассматривать её «глазами» – т. е. через «очки» – философа.

 

 

– самопроизвольного зарождения. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Если мы тем не менее останавливаемся здесь на истории подробнее, то лишь потому, что немцы привыкли при словах «история» и «исторический» представлять себе всё, что угодно, но только не действительность, блестящий пример чего являет «елейно‑медоточивый» святой Бруно». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «(Всеобщность соответствует: 1) классу contra [против] сословие, 2) конкуренции, мировым сношениям и т. д., 3) большой численности господствующего класса, 4) иллюзии общих интересов. Вначале эта иллюзия правдива. 5) Самообману идеологов и разделению труда)». Ред.

 

 

Пометка Маркса на солях: «Человек как таковой = «мыслящему человеческому духу»». Ред.

 

 

– лавочник. Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Она сперва поглощает принадлежащие непосредственно государству отрасли труда, а затем – все ± [более или менее] идеологические сословия». Ред.

 

 

О том, что означает здесь выражение «уничтожение труда» (Aufhebung der Arbeit), – см. настоящий том, стр. 65–70, 78, 192. Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «и производство стекла в средние века». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Мелкая буржуазия, среднее сословие, крупная буржуазия». Ред.

 

 

Хотя движение капитала значительно ускорилось, оно всё ещё оставалось сравнительно медленным. Раздробление мирового рынка на отдельные части, каждая из которых эксплуатировалась особой нацией, устранение конкуренции между нациями, неповоротливость самого производства и неразвитость денежной системы, проходившей ещё первые ступени развития, – всё это сильно тормозило обращение. Следствием этого был мелочный, грязный торгашеский дух, свойственный всем тогдашним купцам и всем методам торговли. По сравнению с владельцами мануфактур, а тем более с ремесленниками, они были, конечно, крупными бюргерами – буржуа, но по сравнению с купцами и промышленниками следующего периода они оставались мелкими бюргерами. Ср. А. Смита18.

 

 

более или менее. Ред.

 

 

Конкуренция изолирует друг от друга индивидов – не только буржуа, но ещё более пролетариев, несмотря на то, что она сводит их вместе. Поэтому проходит не мало времени, пока эти индивиды сумеют объединиться, не говоря уже о том, что для этого объединения, – если ему не предстоит остаться лишь местным, – крупная индустрия должна сперва создать необходимые средства, а именно крупные промышленные города и дешёвые, быстрые пути сообщения. Поэтому лишь после долгой борьбы можно победить всякую организованную власть, противостоящую этим изолированным индивидам, живущим в условиях, которые ежедневно воспроизводят эту изолированность. Требовать противного равносильно требованию, чтобы в эту определённую историческую эпоху не существовало конкуренции или чтобы индивиды выкинули из головы отношения, над которыми они вследствие своей изолированности не имеют никакого контроля.

 

 

владение на основании права римских граждан. Ред.

 

 

Пометка Энгельса на полях: «(Ростовщичество!)». Ред.

 

 

– право употребления и злоупотребления, т. е. право распоряжаться вещью по своему произволу. Ред.

 

 

– злоупотреблять. Ред.

 

 

– право злоупотребления. Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Отношение для философов равнозначно идее. Они знают лишь отношение «Человека» к самому себе, и поэтому все реальные отношения становятся для них идеями». Ред.

 

 

Здесь недостаёт четырех страниц рукописи. Ред.

 

 

добывающих промыслах. Ред.

 

 

ассоциацию индивидов. Ред.

 

 

– ассоциации капиталов. Ред.

 

 

Пометка Энгельса на полях: «Сисмонди». Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Эти люди заинтересованы в том, чтобы сохранить нынешнее состояние производства». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «современную форму деятельности, при которой господство…» Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Между тем как насчёт этой необходимости революции все коммунисты как во Франции, так и в Англии и в Германии давно уже согласны между собой, святой Бруно продолжает спокойно грезить и думает, что «реальный гуманизм», т. е. коммунизм, ставится «на место спиритуализма» (который не занимает никакого места) только для того, чтобы пользоваться почитанием. И тогда, – продолжает он грезить, – «придёт, наконец, спасение, земля станет небом, а небо– землёй». (Богослов всё никак не может позабыть о небе.) «Тогда радость и блаженство будут звучать небесными гармониями из века в век» (стр. 140). Святой отец церкви будет немало изумлён, когда неожиданно для него наступит день страшного суда, в который всё это свершится, – день, утренней зарёй которого будет зарево пылающих городов, – когда среди этих «небесных гармоний» раздастся мелодия «Марсельезы» и «Карманьолы» с неизбежной при этом пушечной пальбой, а такт будет отбивать гильотина; когда подлая «масса» заревёт са ira, ca ira и упразднит «самосознание» с помощью фонарного столба19. У святого Бруно меньше всего оснований рисовать себе утешительную картину «радости и блаженства из века в век». Мы воздерживаемся от удовольствия априорно конструировать поведение святого Бруно в день страшного суда. Трудно также, решить, следует ли понимать совершающих революцию пролетариев как «субстанцию», как «массу», которая хочет низвергнуть критику, или как «эманацию» духа, у которой ещё не хватает нужной для переваривания бауэровских мыслей консистенции». Ред.

 

 

более или менее. Ред.

 

 

против человека. Ред.

 

 

помимо их воли. Ред.

 

 

Пометка Маркса на полях: «Производство самой формы общения». Ред.

 

 

в свою очередь. Ред.

 

 

Личная энергия индивидов отдельных наций – немцы и американцы – энергия уже благодаря скрещиванию рас, – поэтому немцы кретинообразны; во Франции и Англии и т. д. иноземцы поселились на развитой уже почве, в Америке на совершенно свежей почве, в Германии же первоначальное население не тронулось с места.

 

 

Пометка Энгельса на полях: «(Фейербах: Бытие и сущность)». Ред.

 

 

Часто встречающееся у святого Макса положение, что каждый становится всем тем, что он есть, благодаря государству, – по сути равносильно положению, что буржуа есть лишь экземпляр рода буржуа; здесь предполагается, что класс буржуазии существовал уже до индивидов, из которых он состоит. (Рукою Маркса на полях: «Предсуществование класса у философов». Ред.)

 

 

NB. Не нужно забывать, что уже необходимость сохранить существование крепостных и невозможность крупного хозяйства, которая влекла за собой распределение allotments [мелких участков земли] между крепостными, очень скоро свели невинности крепостных по отношению к феодалам к такому среднему уровню оброка и барщины, который сделал возможным для крепостного накопление движимого имущества, что облегчало ему побег от своего владельца и давало ему возможность устроиться в качестве горожанина, а также порождало дифференциацию среди крепостных; таким образом, беглые крепостные были уже наполовину буржуа. При этом ясно также, что крепостные крестьяне, владевшие каким‑нибудь ремеслом, имели больше всего шансов приобрести движимое имущество.

 

 

протокол. Ред.

 

 

первичную, ещё бесформенную материю. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «В глубине сцены появллется Dottore Gra ziano25, иначе – Арнольд Руге, под видом «необычайно хитроумной и политической головы» (Виганд, стр. 192)». Ред.

 

 

буквально: за алтари и очаги; в переносном смысле: за свой дом и кров, за своё собственное дело. Ред.

 

 

то есть. Ред.

 

 

В подлиннике игра слов: Eselsbrьcke (мост для ослов) означает пособие для тупых или ленивых школьников (нечто вроде «шпаргалки»). Ред.

 

 

сборщика пошлины. Ред.

 

 

полпенни. Ред.

 

 

разделяй и властвуй. Ред.

 

 

специфический запах. Ред.

 

 

самопроизвольного зарождения. Ред.

 

 

независимо от опыта; здесь в смысле: заранее. Ред.

 

 

после праздника, т. е. после того, как событие произошло, задним числом. Ред.

 

 

злая воля наших буржуа, придерживающихся золотой середины. Ред.

 

 

Столько шума из‑за омлета! Ред.

 

 

состав преступления. Ред.

 

 

мосьё. Ред.

 

 

мадам критика. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто:

«5. Святой Бруно на своей «триумфальной колеснице».

Прежде чем расстаться с нашим «победоносным и уверенным в победе» отцом церкви, вмешаемся на минуту в глазеющую массу, которая сбегается с таким же жаром, когда он «едет на своей триумфальной колеснице и пожинает новые триумфы», как и в то время, когда генерал Том Там делает диверсию со своими четырьмя пони. Если при этом раздаются уличные песни, то ведь то обстоятельство, что человека встречают уличными песнями, «заключается в понятии» триумфа «вообще»». Ред.

 

 

простодушно. Ред.

 

 

буквально: с яйца, т. е. с самого начала. Ред.

 

 

В оригинале игра слов: «sagen» – «говорить, сказать», «Sage» – «сказка, миф». Ред.

 

 

свободный от блага размышления и учёта. Ред.

 

 

В оригинале на берлинском диалекте (Unjebildeten). Peд.

 

 

здесь: члены гражданского общества. Ред.

 

 

В оригинале на берлинском диалекте (Jebildeten). Ред.

 

 

граждане государства. Ред.

 

 

«Шаман и спекулятивный философ означают низшую и высшую ступень иа лестнице внутреннего человека, монгола» (стр. 453).

 

 

свободный от блага размышления и учета. Ред.

 

 

любитель мудрости; философ. Ред.

 

 

мудреца. Ред.

 

 

мудреца. Ред.

 

 

бессмертная смерть. Ред.

 

 

с натяжкой. Ред.

 

 

наслаждение. Ред.

 

 

невозмутимости духа. Ред.

 

 

общественном договоре. Ред.

 

 

по преимуществу. Ред.

 

 

мысленной оговоркой. Ред.

 

 

воздержание от уверенных суждений. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «подобно тому, как французские аристократы сделались после революции учителями танцев во всей Европе, а английские лорды скоро найдут себе подобающее место – в качестве конюхов и собачников цивилизованного мира». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечеркнуто: «Штирнер должен был, наоборот, показать нам, как греческий мир, даже после своего разложения, продолжал ещё долгое время существовать, – как, рядом с ним, римляне достигли мирового господства, какие вообще дела вершили они на земле, как развился и распался римский мир и как греческая и римская древность нашла, наконец, свою гибель: идеалистически – в христианстве, материалистически – в переселении народов». Ред.

 

 

другу торговли. Ред.

 

 

В оригинале на берлинском диалекте (alle jeworden). Ред.

 

 

Ср. «Святое семейство, или Критика критической критики», где уже были воспеты прежние геройские подвиги этого божьего человека.

 

 

по специальности; специально. Ред.

 

 

причину самой себя. Ред.

 

 

посредством приложения. Ред.

 

 

Игра слов: «Wesen» означает «сущность», а также «дело, промысел». Ред.

 

 

под углом зрения вечного. Ред.

 

 

общественным животным. Ред.

 

 

друзья торговли. Ред.

 

 

Отец. Ред.

 

 

Игра слов: «Hammel»– «баран», «Himmel» – «небо». Ред.

 

 

последовательности времен. Ред.

 

 

посредством приложения. Ред.

 

 

священной собственности. Ред.

 

 

господства террора. Ред.

 

 

порядочным людям. Ред.

 

 

синие фраки, Ред.

 

 

В оригинале на берлинском диалекте (allerjebildetste). Ред.

 

 

посредством приложения. Ред.

 

 

Повторение – мать учения. Ред.

 

 

силы инерции. Ред.

 

 

кавалер из Ламанчи. Ред.

 

 

«безразличие». Ред.

 

 

провинциальный дворянин. Ред.

 

 

вкривь и вкось, на все лады. Ред.

 

 

В «Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» это было сделано, согласно характеру излагаемого вопроса, только по отношению к правам человека, провозглашённым французской революцией. Впрочем, всё это понимание конкуренции как «прав человека» можно обнаружить у представителей буржуазии ещё за столетие до того (Джон Гемпден, Петти, Буагильбер, Чайлд и т. д.). По вопросу об отношении теоретических либералов к буржуа ср. сказанное выше об отношении идеологов класса к самому этому классу.

 

 

в году. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечеркнуто: «и этим для него «достигается конечная цель» всякой критики и все кошки становятся серыми; тем самым он признаёт свой незнание действительной основы и действительной сути господства буржуазии». Ред.

 

 

дружище. Ред.

 

 

каждый для себя, каждый у себя. Ред.

 

 

основательно. Ред.

 

 

посредством приложения. Ред.

 

 

состояние. Ред.

 

 

Зенон, постановление о новых работах. Ред.

 

 

Здесь недостаёт четырёх страниц, содержавших окончание впервой логической конструкции» и начало «второй логической конструкции». Ред.

 

 

равенство. Ред.

 

 

порядочным людям. Ред.

 

 

И вы называете свободной страну, где человек не может высечь своего негра? Ред.

 

 

братство. Ред.

 

 

равенстве. Ред.

 

 

Игра слов: «die rechte Gesellschaft» – «настоящее общество»; «ihm rechte Gesellschaft» – «общество, которое ему по душе». Ред.

 

 

exempli gratia – для примера, например. Ред.

 

 

состояние. Ред.

 

 

государство. Ред.

 

 

в году. Ред.

 

 

Перечёркнуто подстрочное примечание: «Прудон, которого коммунистический рабочий журнал «La Fraternite» резко критиковал за концепцию равной заработной платы, за «работника вообще» и за прочие экономические предрассудки, встречающиеся у этого примечательного писателя, и от которого коммунисты не восприняли ничего, кроме его критики собственности…» Ред.

 

 

Далее в рукописи перечеркнуто: «Кто, кроме Штирнера, способен вложить в уста аморальным революционным пролетариям подобные моральные глупости – пролетариям, которые, как это известно во всём цивилизованном мире (куда, правда, Берлин, будучи лишь «образованным», не относится), возымели нечестивое намерение не «честно заработать» своё «довольство», а завоевать его!» Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «И в заключение он предъявляет коммунистам моральное требование, чтобы они спокойно обрекли себя на вечную эксплуатацию со стороны рантье, купцов, промышленников и т. д., – ибо они не могут устранить эту эксплуатацию без того, чтобы уничтожить, вместе с тем, «благоденствие» этих господ! Jacques le bonhomme, выступающий здесь чемпионом крупных буржуа, может не обременять себя чтением нравственных проповедей коммунистам, которые могут ежедневно выслушивать подобные проповеди, в гораздо лучшем исполнении, от его «добрых бюргеров»». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «и они не постесняются сделать это именно потому, что для них «благо всех», как «живых индивидов», выше «благоденствия» существующих общественных классов. «Благоденствие», которым наслаждается рантье в качестве рантье, не есть «благоденствие» индивида как такового, а благоденствие рантье, не индивидуальное, а – в рамках данного класса – общее благоденствие». Ред.

 

 

мощным ягодицам. Ред.

 

 

«между ягодицами». Ред.

 

 

«простым видом». Ред.

 

 

«сложного вида». Ред.

 

 

«вдвойне сложного». Ред.

 

 

более или менее. Ред.

 

 

снова Криспин. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Святой Макс опять приписывает себе здесь мудрость смелого натиска и удара, словно вся его трескотня о восстающем пролетариате не является неудачным перепевом Вейтлинга и его, состоящего из воров, «пролетариата», – Вейтлинга, одного из немногих коммунистов, которых он знает по милости Блюнчли». Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Во Франции все коммунисты упрекают сен‑симонистов и фурьеристов в миролюбии, отличаясь от них преимущественно отказом от всякого «полюбовного решения вопроса», – подобно тому, как в Англии чартисты отличаются, главным образом, тем же признаком от социалистов». Ред.

 

 

самоотверженности, долге, французской национальности, рабочем объединении. Ред.

 

 

общность. Ред.

 

 

собственность, индивидуальность и личность. Ред.

 

 

собственность. Ред.

 

 

своё, особенное. Ред.

 

 

моё. Ред.

 

 

мнение. Ред.

 

 

собственность. Ред.

 

 

особенность. Ред.

 

 

особенный, свойственный. Ред.

 

 

Далее в рукописи перечёркнуто: «Действительная частная собственность есть как раз самое всеобщее – нечто, что не имеет никакого отношения к индивидуальности и даже прямо разрушает её. Поскольку я проявляю себя как частный собственник, постольку я не проявляю себя как индивид – тезис, ежедневно доказываемый браками по расчёту». Ред.

 

 

стоимость, ценность. Ред.

 

 

торговля, общение. Ред.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.291 сек.