Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 4 страница. [66]I. Kant. «Critik der practischen Vernunft»




[66]I. Kant. «Critik der practischen Vernunft». Riga, 1788. – 182.

 

[67]«Тугендбунд» («Tugendbund»– буквально: «Союз добродетели») – тайное политическое общество, возникшее в Пруссии в 1808 году. Общество ставило своей целью пробуждение патриотических чувств, борьбу за освобождение страны от наполеоновской оккупации и за установление конституционного строя. После поражения Наполеона оно подверглось репрессиям за требование конституции и вскоре распалось. – 184.

 

[68]Имеется в виду книга: L. Blanc. «Histoire de dix ans. 1830–1840». Т. I–V, Paris, 1841–1844 (Л. Блан. «История десяти лет. 1830–1840». Тт. I–V, Париж, 1841–1844), вышедшая в немецком переводе Л. Буля в Берлине в 1844–1845 годах. – 186.

 

[69]Cercle social (Социальный кружок) – организация, созданная представителями демократической интеллигенции, действовала в Париже в первые годы французской буржуазной революции конца XVIII века. Место Cercle social в истории коммунистических идей определяется тем, что его идеолог К. Фоше выдвигал требования уравнительного передела земли, ограничения крупных состояний, а также требование предоставления работы всем трудоспособным гражданам. Данная К. Фоше критика формального равенства, провозглашённого в документах французской революции, подготовила значительно более смелые выступления по этому вопросу руководителя «бешеных» Жака Ру. – 187.

 

[70]Цитируется анонимная статья «Пруссия со времени назначения Арндта до отставки Бауэра» из сборника «Einundzwanzig Bogen aus der Schweiz» («Двадцать один лист из Швейцарии»), изданного в 1843 г. в Цюрихе и Винтертуре мелкобуржуазным демократом, поэтом Г. Гервегом. – 188.

 

[71]J. Wade. «History of the Middle and Working Classes». 3rd ed., London, 1835 (Дж. Уэйд. «История среднего и рабочего классов». 3‑е изд., Лондон, 1835). – 189.

 

[72]Evil May‑day (злосчастный день мая) – под таким названием известно в истории восстание горожан 1 мая 1518 г. в Лондоне, направленное против засилья иностранных купцов; в нём приняли участие главным образом городские низы. – 191.

 

[73]Свободомыслящие (в оригинале на берлинском диалекте: Freijeister) – намёк на «Свободных».

«Свободные» – название существовавшего в первой половине 40‑х годов XIX в. младогегельянского кружка берлинских литераторов, ядро которого составляли Б. Бауэр, Э. Бауэр, Э. Мейен, Л. Буль, М. Штирнер и другие. Уже в своих письмах 1842 г. Маркс подверг критике «Свободных» и отказался публиковать их бессодержательные и претенциозные статьи в редактируемой им «Rheinische Zeitung». – 193.

 

[74]W. Weitling. «Garantien der Harmonie und Freiheit». Vivis, 1842 (В. Вейтлинг. «Гарантии гармонии и свободы». Веве, 1842). – 194.

 

[75]G. W. F. Hegel. «Grundlinien der Philosophie des Rechts». Berlin, 1821 (Г. В. Ф. Гегель. «Основы философии права». Берлин, 1821). Предисловие к этому произведению помечено 25 июня 1820 года. – 195.

 

[76]См. настоящее издание, том 1, стр. 405, 415, 556 и 557. – 197.

 

[77]Имеются в виду книги:

«Die Kommunisten in der Schweiz nach den bei Weitling vorgefundenen Papieren. Wortlicher Abdruck des Kommissionalberichtes an die H. Regierung des Standes Zurich». Zurich, 1843 («Коммунисты в Швейцарии, по документам, обнаруженным у Вейтлинга. Полный текст доклада комиссии правительству кантона Цюрих». Цюрих, 1843); автором доклада был И. К. Блюнчли;. Stein. «Der Socialismus und Communismus des heutigen Frankreichs». Leipzig, 1842 (Л. Штейн. «Социализм и коммунизм современной Франции». Лейпциг, 1842). – 198.

 

[78]См. настоящее издание, том 2, стр. 91, 58, 90 и 210. – 199.

 

[79]Congregatio de propaganda fide (Конгрегация пропаганды веры) – католическая организация, основанная папой с целью распространения католицизма во всех странах и борьбы с ересями. Конгрегация являлась одним из орудий реакционной политики папства и католических кругов. – 202.

 

[80]«Критика в образе переплётного мастера» – так Маркс и Энгельс иронически называют в «Святом семействе» Карла Рейхардта. В первом и втором выпусках «Allgemeine Literatur‑Zeitung» была напечатана статья Рейхардта «Сочинения о пауперизме», в которой подвергнута критике статья «Причины растущего пауперизма», входящая в состав книги А. Т. Вёнигера «Публицистические статьи». – 207.

 

[81]F. M. Eden. «The State of the Poor: or, an History of the Labouring Classes in England». Vol. 1–3, London, 1797 (Ф. M. Иден. «Положение бедных, или История трудящихся классов в Англии». Тт. 1–3, Лондон, 1797).. Guizot. «Histoire de la civilisation en France». T. 1–5, Paris, 1829–1832 (Ф. Гизо. «История цивилизации во Франции». Тт. 1–5, Париж, 1829–1832).. A. Monteil. «Histoire des francais des divers etats aux cinq derniers siecles». T. I – Х, Paris, 1828–1844 (А. А. Монтей. «История французов различных сословий за последние пять столетий». Тт. I–X, Париж, 1828–1844). – 207.

 

[82]Шекспир. «Тимон Афинский», акт IV, сцена третья. – 219.

 

[83]Banqueroute cochonne (свинское банкротство) – 32‑й из 36‑ти видов банкротства, которые различает Фурье. В своей незаконченной работе «О трёх внешних единствах» Фурье следующим образом определяет этот вид: «Свинское банкротство – это банкротство простака, который вместо того, чтобы действовать по основным правилам, разоряет жену, детей и себя, отдавая себя в руки правосудия и подвергаясь презрению друзей торговли, которые уважают только банкротов богатых и сообразующихся с великими началами». – 225.

 

[84]Изречение «Познай самого себя» было написано у входа в храм Аполлона в Дельфах. – 238.

 

[85]Согласно лженаучной идеалистической этике И. Бентама, выражающей точку зрения английского филистера, считаются моральными те действия человека, в результате которых сумма удовольствий превышает сумму страданий; составление скучнейших перечней удовольствий и страданий и подведение баланса с целью определения моральности поступка Маркс и Энгельс иронически называют «бентамовской бухгалтерией». – 249.

 

[86]Моабит – район в северо‑западной части Берлина.

Кёпеник – район в юго‑восточной части Берлина.

Гамбургские ворота – городские ворота на северной окраине Берлина. – 253.

 

[87]Посыльный Нанте (Eckensteher Nante) – персонаж из драмы К. Гольтая «Трагедия в Берлине»; на основе этого образа известный немецкий комик Ф. Бекман создал популярный фарс «Посыльный Нанте на допросе». Имя Нанто стало нарицательным для обозначения болтливого философствующего шутника, отпускающего по всякому поводу плоские остроты на берлинском диалекте. – 261.

 

[88]Блоксберг – вершина горного массива Гарц в Германии; по народным легендам, Блоксберг является местом, где ведьмы собираются на шабаш. Блоксбергами называются также многие возвышенные места Германии; с ними связываются суеверные представления о «нечистой силе». – 271.

 

[89]«Сын дикой природы» («Der Sohn der Wildnis») – драма Ф. Гальма, впервые поставленная в 1842 году. – 294.

 

[90]Spanso‑bocko – одно из жесточайших телесных наказаний, применявшихся колонизаторами в Суринаме (Южная Америка). – 300.

 

[91]Имеется в виду восстание рабов‑негров в 1791–1793 гг. на острове Гаити; восставшие во главе с Туссеном‑Лувертюром боролись за свободу, землю и независимость против плантаторов и колонизаторов и добились отмены рабства. – 201.

 

[92]Историческая школа права – реакционное направление в исторической и правовой науке, возникшее в Германии в конце XV III века. Реакционный романтизм – идеологическое направление первой половины XIX в., родственное исторической школе права. Характеристику этих направлений см. в статьях К. Маркса «Философский манифест исторической школы права» и «К критике гегелевской философии права. Введение» (настоящее издание, том 1, стр. 85–92 и 416). – 207.

 

[93]Из стихотворения А. Шамиссо «Трагическая история». – 210.

 

[94]«Десять таблиц» – первоначальный вариант закона «двенадцати таблиц» (Lex duodecim tabularum), древнейшего законодательного памятника Римского рабовладельческого государства; закон был принят в результате борьбы плебеев против патрициев в период республики, в середине V в. до н. э.; он послужил источником дальнейшего развития римского частного права. – 311.

 

[95]Штехели (Stehely) – владелец кондитерской в Берлине, где в 40‑х годах XIX в. собирались радикально настроенные литераторы. – 318.

 

[96]Saint‑Jacques le bonhomme – святой Жак (Иаков) – простак. Здесь цитируется книга библии Послание св. Иакова. – 321.

 

[97]Гейне. «Путешествие по Гарцу». – 327.

 

[98]Святая германдада – союз испанских городов, созданный в конце XV в. королевской властью, старавшейся использовать буржуазию в борьбе против крупных феодалов, в интересах абсолютизма. С середины XVI в. вооружённые силы святой германдады выполняли полицейские функции. В переносном, ироническом смысле святой германдадой называют полицию. – 339.

 

[99]Шпандау – крепость (западнее Берлина) с тюрьмой для политических заключённых. – 339.

 

[100]Сентябрьские законы – реакционные законы, изданные французским правительством в сентябре 1835 года; ограничивали деятельность суда присяжных и вводили суровые меры против печати. В отношении печати предусматривалось увеличение денежных залогов для периодических изданий и вводилось тюремное заключение и крупные денежные штрафы за выступления против собственности и существующего государственного строя. – 342.

 

[101]Magna Charta – Magna Charta Libertatum (Великая хартия вольностей) – грамота, предъявленная английскому королю Иоанну Безземельному восставшими крупными феодалами (баронами), использовавшими поддержку рыцарей и горожан. Хартия, подписанная 15 июня 1215 г. на лугу Раннимид у реки Темзы, ограничивала права короля, главным образом, в интересах крупных феодалов и содержала некоторые уступки рыцарству и городам; основной массе населения, крепостным крестьянам, хартия не давала никаких прав. – 349.

 

[102]Билль об отмене хлебных законов, принятый в 1846 г., предусматривал временное сохранение пониженных пошлин на ввоз хлеба из‑за границы до 1849 г., когда хлебные законы были окончательно ликвидированы. – 349.

 

[103]Аввакум – библейский пророк. Книга пророка Аввакума представляет собой смесь самых разнородных воззрений и выражает полное духовное бессилие и неспособность понять окружающую действительность. – 351.

 

[104]Имеется в виду работа: N. W. Senior. «Three Lectures on the Rate of Wages, Delivered before the University of Oxford, in Easter Term, 1830». London, 1830 (Н. У. Сениор. «Три лекции об уровне заработной платы, прочитанные в Оксфордском университете в весенний семестр 1830 года». Лондон, 1830). – 357.

 

[105]Пандекты – греческое название Дигест (лат. Digesta – собранное), важнейшей части свода римского гражданского права. Дигесты представляли собой собрание отрывков из сочинений римских юристов и выражали интересы рабовладельцев. Они были опубликованы в 533 г. при византийском императоре Юстиниане. – 360.

 

[106]Seehandlung (Морская торговля) – торгово‑кредитное общество, основанное в 1772 г. в Пруссии; это общество, пользовавшееся рядом важных государственных привилегий, предоставляло крупные ссуды правительству, фактически выполняя роль его банкира и маклера по финансовой части. В 1904 г. было официально превращено в прусский государственный банк. – 372.

 

[107]Levons‑nous! (Поднимемся!) – из девиза революционно‑демократического еженедельника «Revolutions de Paris» («Парижские революции»): «Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях. Поднимемся!»; еженедельник выходил в Париже с июля 1789 г. по февраль 1794 года. – 377.

 

[108]«Der hinkende Bote» («Хромой вестник») – так часто назывались народные календари, содержавшие запоздалые ежегодные новости. – 382.

 

[109]Имеются в виду социалисты‑утописты (в частности, Фурье и его последователи), сторонники утопического плана преобразования общества путём реформ, посредством так называемой «организации труда», которую они противопоставляли анархии производства при капитализме. – 392.

 

[110]Отыскание отцовства запрещено – формула из статьи 340 кодекса Наполеона (французского гражданского кодекса). – 398.

 

[111]Уилленхолл – небольшой город в графстве Стаффордшир в Англии, один из центров железоделательной промышленности. – 400.

 

[112]Намёк на посвящение книги М. Штирнера его жене Марии Денхардт. – 400.

 

[113]W. Godwin. «An Enquiry concerning Political Justice and its Influence on General Virtue and Happiness». Vol. 1–2, London, 1793 (У. Годвин. «Исследование относительно политической справедливости и её влияния на общую добродетель и благоденствие». Тт. 1–2, Лондон, 1793). – 402.

 

[114]Речь идёт об одном из важнейших положений Декларации прав человека и гражданина (Declaration des droits de l'homme et du citoyen) 1793 года, которая была составлена М. Робеспьером и принята Конвентом в период революционно‑демократической якобинской диктатуры. Заключительная, 35‑я статья Декларации гласила: «Когда правительство нарушает права народа, восстание является священнейшим правом и необходимейшей обязанностью всего народа и каждой отдельной его части». – 402.

 

[115]D. Ricardo. «On the Principles of Political Economy, and Taxation». London, 1817 (Д. Рикардо. «О началах политической экономии и налогового обложения», Лондон, 1817). – 403.

 

[116](Венок сонетов А. В. фон Шлегелю» из «Книги песен» Гейне. – 406.

 

[117]Таможенный союз германских государств, установивших общую таможенную границу, был основан в 1834 году. Со временем он охватил все германские государства, за исключением Австрии и некоторых мелких государств. Главенствующую роль в союзе играла Пруссия. Вызванный к жизни необходимостью создания общегермаиского рынка, Таможенный союз способствовал в дальнейшем и политическому объединению Германии. – 411.

 

[118]Гуманус – персонаж стихотворного фрагмента Гёте «Тайны». – 416.

 

[119]Гёте. «Фауст», часть I, сцена третья («Кабинет Фауста»). – 436.

 

[120]Кальдерон. «Мантибльский мост», акт I. – 452.

 

[121]Th. Oelckers. «Die Bewegung des Socialismus und Communismus». Leipzig, 1844 (Т. Элькерс. «Социалистическое и коммунистическое движение». Лейпциг, 1844). – 458.

 

[122]«Молодая Германия» – литературная группа, возникшая в 30‑х годах XIX в. в Германии и находившаяся под влиянием Гейне и Берне. Отражая в своих художественных и публицистических произведениях оппозиционные настроения мелкой буржуазии, писатели «Молодой Германии» (Гуцков, Винбарг, Мундт и др.) выступали в защиту свободы совести и печати. Взгляды младогерманцев отличались идейной незрелостью и политической неопределённостью; вскоре большинство из них выродилось в заурядных буржуазных либералов. – 459.

 

[123]«Rheinische Jahrbucher zur gesellschaftlichen Reform» («Рейнский ежегодник по вопросам социальной реформы») – журнал, издававшийся Г. Пютманом; вышло всего два тома, первый в Дармштадте в августе 1845 г., второй в местечке Бель‑Вю на немецко‑швейцарской границе в конце 1846 года. Общее направление ежегодника определялось участием в нем представителей «истинного социализма». – 460.

 

[124]«Коммунизм, социализм, гуманизм» – статья Германа Земмига. – 460.

 

[125]Имеется в виду статья М. Гесса «О нищете в нашем обществе и её устранении», напечатанная в «Deutsches Burgerbuch», 1845 г., стр. 22–48.

«Deutsches Burgerbuch» («Книга для немецких граждан») на 1845 г. – ежегодник, изданный Г. Пютманом в Дармштадте в декабре 1844 года. Общее направление ежегодника определялось участием в нём представителей «истинного социализма». Ежегодник «Deutsches Burgerbuch» на 1846 г. вышел в свет в Маннгейме летом 1846 года. – 461.

 

[126]Гейне. Цикл «Лирическое интермеццо», стихотворение 50‑е. Цитата изменена: в оригинале нет слова «немец» и нет курсива. – 462.

 

[127]Cabet. «Voyage en Icarie, roman philosophique et social». Deuxieme edition, Paris, 1842 (Кабе. «Путешествие в Икарию, философский и социальный роман». Второе издание, Париж, 1842). Первое издание своей книги Кабе выпустил в 1840 г. в двух томах под таким заглавием: «Voyage et aventures de lord William Carisdall en Icarie», traduits de l'Anglais de Francis Adams, par Th. Dufruit («Путешествие и приключения лорда Уильяма Кариздалла в Икарии», перевод Т. Дюфрюи с английского текста Фрэнсиса Адамса). – 463.

 

[128]«Systeme de la Nature ou Des Loix du Monde Physique et du Monde Moral». Par М. Mirabaud, Secretaire Perpetuel et l'un des Quarante de l'Academie Francaise. Londres, 1770 («Система природы, или О законах мира физического и мира духовного». Сочинение г‑на Мирабо, непременного секретаря и одного из сорока членов Французской Академии. Лондон, 1770). Действительным автором книги был французский материалист П. А. Гольбах, поставивший на своей книге, в целях конспирации, фамилию умершего в 1760 г. секретаря Французской Академии Ж. Б. Мирабо. – 463.

 

[129]Cabet. «Ma ligne droite ou Le vrai chemin du salut pour le peuple». Paris, 1841 (Кабе. «Моя правильная линия, или Истинный путь к благоденствию народа». Париж, 1841). – 464.

 

[130]Гейне. Стихотворение «Мир навыворот» из цикла «Современные стихотворения». – 469.

 

[131]Humaniora – совокупность учебных дисциплин, преподавание которых имело целью изучение классической античной культуры; гуманисты эпохи Возрождения и их последователи считали эти дисциплины основой гуманитарного образования и воспитания. – 479.

 

[132]Гейне. «Германия. Зимняя сказка», глава VII. – 473.

 

[133]«Строительные камни социализма» – статья Рудольфа Маттеи. – 474.

 

[134]Рефрен из немецкой детской песенки. Эти стихи часто употреблялись также в народной речи. – 480.

 

[135]«Neue Anekdota» («Новое из неизданного») – сборник статей М. Гесса, К. Грюна, О. Люнинга и др., выпущенный «истинными социалистами» в Дармштадте в конце мая 1845 года. – 488.

 

[136]К. Grun. «Die soziale Bewegung in Frankreich und Belgien. Briefe und Studien». Darmstadt, 1845 (К. Грюн. «Социальное движение во Франции и Бельгии. Письма и исследования». Дармштадт, 1845). – 489.

 

[137]Радамант – образ неумолимого судьи в древнегреческой мифологии. – 489.

 

[138]Моцарт, опера «Волшебная флейта», действие второе, ария Зарастро (перефразировано). – 490.

 

[139]Имеется в виду книга: L. Reybaud. «Etudes sur les Reformateurs ou Socialistes modernes» (Л. Ребо. «Очерки о новейших реформаторах, или социалистах»), первое издание которой вышло в Париже в 1840 году. – 496.

 

[140]«Oeuvres de Saint‑Simon, publiees en 1832 par Olinde Rodrigues». Paris, 1841 («Сочинения Сен‑Симона, изданные в 1832 г. Олендом Родригом». Париж, 1841).

«L'Organisateur» («Организатор») – еженедельный орган сен‑симонистской школы; издавался в Париже в 1829–1831 годах. – 497.

 

[141]«Lettres d'un habitant de Geneve a ses contemporains» («Письма женевского обитателя к современникам») – произведение Сен‑Симона, написанное в 1802 г. и анонимно изданное в Париже в 1803 году. – 501.

 

[142]H. Saint‑Simon. «Catechisme politique des industriels»; Oeuvres completes, livr. II, Paris, 1832 (А. Сен‑Симон. «Политический катехизис промышленников»; Полное собрание сочинений, вып. II, Париж, 1832). Первое издание, под названием «Катехизис промышленников», вышло в Париже в 1823–1824 годах. – 504.

 

[143]Н. Saint‑Simon. «L'Industrie». Paris, 1817–1818 (А. Сен‑Симон. «Промышленность». Париж, 1817–1818). – 504.

 

[144]Н. Saint‑Simon. «Nouveau Christianisme». Paris, 1825 (A. Сен‑Симон. «Новое христианство». Париж, 1825). – 507.

 

[145]«Le Producteur» («Производитель») – первый печатный орган сен‑симонистской школы; журнал издавался в Париже в 1825–1826 годах. – 510.

 

[146]«Le Globe» («Земной шар») – ежедневная газета, издававшаяся в Париже в 1824–1832 годах; с 18 января 1831 г. стала органом сен‑симонистской школы. – 510.

 

[147]Менильмонтан – предместье Парижа, где Анфантен, «верховный отец» сен‑симонистов, пытался в 1832 г. основать трудовую коммуну. – 512.

 

[148]Речь идёт о работе Б. П. Анфантена «Economie politique et politique» («Политическая экономия и политика»), которая была издана в виде отдельной книги в Париже в 1831 г., а первоначально печаталась в виде серии статей в газете «Le Globe». – 512.

 

[149]«Новая книга» («Livre nouveau») – рукописное произведение, содержавшее изложение учения сенсимонистов. Рукопись была составлена в июле 1832 г. на заседаниях группы руководителей сен‑симонистской школы во главе с Анфантеном (Барро, Фурнель, Шевалье, Дюверье, Ламбер и др.). По замыслу авторов эта книга должна была стать «новой библией» сен‑симонистской религии. – 513.

 

[150]Ch. Fourier. «Theorie des quatre mouvements et des destinees generales»; Oeuvres completes, 2 ed., t. 1, Paris, 1841 (Ш. Фурье. «Теория четырёх движений и всеобщих судеб»; Полное собрание сочинений, 2 изд., т. 1, Париж, 1841). Первое издание книги вышло анонимно в Лионе в 1808 году. – 514.

 

[151]Ch. Fourier. «Traite de l'Association domestique‑agricole». Paris – Londres, 1822 (Ш. Фурье. «Трактат о домо‑водческо‑земледельческой ассоциации». Париж – Лондон, 1822). – 514.

 

[152]«Vorwдrts!» («Вперёд!») – немецкая газета, выходила в Париже с января по декабрь 1844 г. два раза в неделю. В газете принимали участие Маркс и Энгельс. Под влиянием Маркса, который с лета 1844 г. стал принимать близкое участие в редактировании газеты, она начала приобретать коммунистический характер; газета развернула острую критику реакционных порядков в Пруссии. По требованию прусского правительства министерство Гизо в январе 1845 г. издало распоряжение о высылке Маркса и некоторых других сотрудников газеты из Франции; издание «Vorwarts!» прекратилось. – 531.

 

[153]Р. J. Proudhon. «De la creation de l'ordre dans l'humanite, ou Principes d'organisation politique». Paris, 1843 (П. Ж. Прудон. «О создании порядка в человечестве, или О принципах политической организации». Париж. 1843). – 533.

 

[154]«Die Neue Welt oder das Reich des Geistes auf Erden. Verkundigung». Genf, 1845. Книга представляет собой издание лекций Г. Кульмана, которые он читал в вейтлингианских общинах Швейцарии. Характеристику этой книги см. в статье Ф. Энгельса «К истории раннего христианства» (1894).

Рукопись следующей, пятой главы второго тома «Немецкой идеологии» («V. «Доктор Георг Кульман из Гольштейна», или Пророчество «истинного социализма»») написана рукой Вейдемейера и имеет в конце пометку «М. Гесс». Эта глава была, вероятно, составлена Гессом, переписана Вейдемейером и отредактирована Марксом и Энгельсом. – 535.

 

[155]Произведение Ф. Энгельса «Истинные социалисты» является непосредственным продолжением II тома «Немецкой идеологии».

К началу 1847 г. развитие «истинного социализма» привело к образованию, в пределах общего течения, различных групп (вестфальской, саксонской, берлинской и др.). В связи с этим Энгельс задумал переработать заново и дополнить раздел об «истинном социализме» в «Немецкой идеологии» (II том), – дать критику отдельных групп «истинных социалистов». Этот замысел был изложен в письме Энгельса к Марксу от 15 января 1847 года. Работа продолжалась по крайней мере до апреля (в тексте упоминается номер журнала «Grenzboten» от 10 апреля 1847 года) и дошла до нас в виде рукописи «Истинные социалисты». Судя по концу этой рукописи, можно предположить, что работа осталась не закопченной. Впервые работа «Истинные социалисты» была опубликована ИМЭЛС в издании сочинений Маркса и Энгельса на языке оригинала в 1932 году (см. Marx – Engels Gesamtausgabe, Abt. I, Bd. 6, S. 73–116). – 545.

 

[156]Намёк на то, что Г. Криге был редактором газеты «Der Volks‑Tribun».

«Der Volks‑Tribun» («Народный трибун») – еженедельная газета, основанная немецкими «истинными социалистами» в Нью‑Йорке; выходила с 5 января по 31 декабря 1846 года. – 546.

 

[157]Речь идёт о статье Ю. Мейера «Учение о народном хозяйстве в современной и грядущей форме», которая была напечатана в сборнике «Dies Buch gehort dem Volke», II год изд. (Билефельд, 1845).

«Dies Buch gehort dem Volke» («Эта книга предназначена для народа») – ежегодник, издававшийся О. Люнингом в Билефельде в 1845 г. и в Падерборне в 1847 году; всего вышло три тома. – 546.

 

[158]Названия отдельных созвездий иронически даны представителям «истинного социализма»: «Лев» – Герман Криге; «Рак» – Юлиус Хельмих; «Близнецы»: один – вероятно, Рудольф Ремпель, другой – Юлиус Мейер; «Овен» – Иосиф Вейдемейер; «Телец» – Отто Люнинг. – 546.

 

[159]«Gesellschaftsspiegel» («Зеркало общества») – ежемесячный журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией М. Гесса в Эльберфельде в 1845–1846 годах; всего вышло 12 номеров. – 547.

 

[160]Энгельс имеет в виду запрещение журнала «Weser‑Dampfboot».

«Weser‑Dampfboot» («Везерский пароход») – мелкобуржуазный журнал, постепенно превратившийся в издание «истинных социалистов»; выходил в Миндене в 1844 году: с января по октябрь – два раза в неделю, а в ноябре – декабре – раз в месяц. С ноября соредактором стал О. Люнинг. В конце 1844 г. журнал был запрещен и с начала 1845 г. стал выходить под названием «Das Westphalische Dampfboot».

Эридан – созвездие южного полушария, изображаемое в виде реки. – 547.

 

[161]Имеется в виду написанный Марксом и Энгельсом «Циркуляр против Криге» (см. настоящее издание, том 4). – 548.

 

[162]«Werkstatt» («Мастерская») – журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией Г. Ширгеса в Гамбурге в 1845–1847 годах. – 548.

 

[163]Beatus ille qui procul negotiis (блажен лишь тот, кто суеты не ведает; здесь: блажен тот, кто вдали от торговых дел). – Гораций. Эпод 2. Стих 1. – 549.

 

[164]Знак умножения (х) – корреспондентский знак одного из сотрудников журнала «Das Westphalische Dampfboot». – 554.

 

[165]На обложке журнала «Gesellschaftsspiegel» была изображена богиня возмездия Немезида. – 554.

 

[166]166 Далее Энгельс цитирует статьи Ф. Шнаке в журнале «Gesellschaftsspiegel», направленные против Гуцкова, Штейнмана и Опица. – 555.

 

[167]167 Из эпиграммы Гёте «Целостность». – 555.

 

[168]168 Имеется в виду одно из мест в работе Энгельса «Немецкий социализм в стихах и прозе» (см. настоящее издание, том 4), органически связанной со II томом «Немецкой идеологии» (ср. письмо Энгельса к Марксу от 15 января 1847 года). – 556.

 

[169]169 Шиллер. Стихотворение «Кубок» (немецкое название – «Der Taucher»). Цитата изменена: в оригинале не «трупы» (Leichen), а «чудовища» (Larven). – 558.

 

[170]По существовавшему в ряде германских государств законодательству о печати, от предварительной цензуры освобождались только книги, превышавшие по своему объёму 20 печатных листов. – 558.

 

[171]171 Далее Энгельс приводит три цитаты из стихотворения Гёте «Парк Лили». – 560.

 

[172]172 Rautenkrone (Рутовая корона) – высший орден Саксонии. – 562.

 

[173]173 Cosi fan tutti (так делают все) – крылатое выражение, происходящее от названия комической оперы Моцарта «Cosi fan tutte» («Так делают все женщины»). – 564.

 

[174]174 «Veilchen. Harmlose Blatter fur die moderne Kritik» («Фиалки. Невинные листки современной критики») – еженедельник «истинных социалистов»; издавался под редакцией Г. Шлюсселя в Бауцене (Саксония) в 1846–1847 годах. – 565.

 

[175]175 «Trier'sche Zeitung» («Трирская газета») – основана в Трире в 1757 г., под данным названием выходила с 1815 года; с начала 40‑х годов XIX в. – буржуазно‑радикальный орган; с середины 40‑х годов находилась под влиянием «истинных социалистов» и была подвергнута критике К. Марксом и Ф. Энгельсом. – 565.

 

[176]176 Из баллады Гёте «Фиалка». – 565.

 

[177]177 Гёте. «Фауст», часть I, сцена шестнадцатая («Сад Марты»). – 566.

 

[178]178 Карл Моор, Швейцер, Шпигельберг – действующие лица из драмы Шиллера «Разбойники». – 568.

 

[179]179 F. E. Rochow. «Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen». Brandenburg und Leipzig, 1776 (Ф. Э. Рохов. «Друг детей. Книга для чтения в сельских школах». Бранденбург и Лейпциг, 1776). Характеристику этой книги см. в произведении Ф. Энгельса «Анти‑Дюринг», отдел второй, глава V. – 574.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.141 сек.