Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комментарии 3 страница. от великого до смешного – один шаг




от великого до смешного – один шаг. Ред.

 

 

помимо его воли. Ред.

 

 

в просторечии. Ред.

 

 

старую весёлую и молодую печальную Англию. Ред.

 

 

стульчаку. Ред.

 

 

В подлиннике игра слов: Eselsbrьcke (ослиный мост) означает пособие для тупых или ленивых школьников (нечто вроде «шпаргалки»). Ред.

 

 

Это не то, это не то! Ред.

 

 

Мастер Конрад фон Вюрцбург, «Золотая кузница», стих 143.

 

 

Вот. Ред.

 

 

не тронь меня! Ред.

 

 

попросту. Ред.

 

 

философским романом. Ред.

 

 

под углом зрения вечного. Ред.

 

 

работникам. Ред.

 

 

бездельникам. Ред.

 

 

все мы братья, все – друзья. Ред.

 

 

под углом зрения вечного. Ред.

 

 

золото – только лишь химера. Ред.

 

 

нам запрещён доступ к земле, воде, воздуху и огню. Ред.

 

 

ибо им запрещён доступ к воздуху и воде. Ред.

 

 

войну всех против всех. Ред.

 

 

подновлённое. Ред.

 

 

наоборот. Ред.

 

 

равенство, солидарность, единство интересов. Ред.

 

 

свободном развитии всех задатков. Ред.

 

 

отталкивающего труда. Ред.

 

 

привлекательный труд. Ред.

 

 

еврейского и мистического аллегорического гимна. Ред.

 

 

«Эрнст, степной житель». Ред.

 

 

чистое ничто. Ред.

 

 

национальным имуществом; слово «sur» само по себе имеет и значение предлога «на». Ред.

 

 

все. Ред.

 

 

собственники. Ред.

 

 

класса самого многочисленного и самого бедного. Ред.

 

 

учёных. Ред.

 

 

художников. Ред.

 

 

остальное человечество, присоединяющееся к лозунгу: Равенство. Ред.

 

 

работников. Ред.

 

 

специально. Ред.

 

 

феодальный, промежуточный и промышленный классы. Ред.

 

 

Все через промышленность, все для неё. Ред.

 

 

фабриканты, купцы. Ред.

 

 

Игра слов; Stein – фамилия, «Stein» – «камень». Ред.

 

 

способность. Ред.

 

 

каждому по его способности, каждой способности по её делам. Ред.

 

 

отталкивающим трудом и привлекательным трудом. Ред.

 

 

гражданином государства. Ред.

 

 

здесь: членом гражданского общества. Ред.

 

 

Игра слов: «Genus» означает «использование», а также «наслаждение». Ред.

 

 

более или менее. Ред.

 

 

помимо своей воли. Ред.

 

 

И вот мой коммунист готов! Ред.

 

 

старейшин. Ред.

 

 

старшины. Ред.

 

 

Кодексом общности. Ред.

 

 

Разделяй и властвуй. Ред.

 

 

в моду. Ред.

 

 

Предостережение философам! Ред.

 

 

как пустяк. Ред.

 

 

сериальная диалектика. Ред.

 

 

попыткой завоевать благосклонность. Ред.

 

 

для вящей славы бога. Ред.

 

 

В одной неизданной лекции наш пророк, впрочем, высказал это совершенно открыто.

 

 

простого вида. Ред.

 

 

сложный вид. Ред.

 

 

простейший вид. Ред.

 

 

так называемых. Ред.

 

 

Игра слов: «Triebfeder» – «пружина», «Schreibfeder» – «перо». Ред.

 

 

простодушно. Ред.

 

 

о, святая простота! Ред.

 

 

несмотря ни на что. Ред.

 

 

ограниченных консерваторов. Ред.

 

 

прогрессивных консерваторов. Ред.

 

 

в году. Ред.

 

 

чистосердечно. Ред.

 

 

от него на милю разит Тевтобургским лесом! Ред.

 

 

свободу торговли. Ред.

 

 

наиболее сложное из всего, что есть в Германии. Ред.

 

 

наоборот. Ред.

 

 

Большая Медведица. Ред.

 

 

злословным, гордым, вероломным, коварным. Ред.

 

 

справедливое упорядочение. Ред.

 

 

произволу. Ред.

 

 

Жалкий простачок! Ред.

 

 

Игра слов: «Schlusselblume» («первоцвет») может означать также «цветок Шлюсселя». Ред.

 

 

Малый пёс. Ред.

 

 

благие пожелания. Ред.

 

 

Увы! из этого ничего не вышло. Ред.

 

 

доброго болотного мещанина. Ред.

 

 

студиоз, изучающий юридические или камеральные науки. Ред.

 

 

Нёйхаус. Ред.

 


[1]«Тезисы о Фейербахе» написаны К. Марксом в Брюсселе весной 1845 г. и находятся в его «Записной книжке» 1844–1847 годов. Впервые они были опубликованы Ф. Энгельсом в 1888 г. в приложении к отдельному изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»; там же указаны место и время написания тезисов.

Заглавие «Тезисы о Фейербахе» дано Институтом Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина в соответствии с предисловием Энгельса к его работе «Людвиг Фейербах». В приложении к той же работе они были озаглавлены: «Маркс о Фейербахе». В «Записной книжке» Маркса имеется заголовок: «К Фейербаху».

Издавая «Тезисы» в 1888 г., Энгельс внёс в них некоторые редакционные изменения, чтобы сделать этот документ, не предназначавшийся Марксом для печати, более понятным для читателя. В настоящем издании «Тезисы» даются в том виде, как они были опубликованы Энгельсом, с добавлением, на основании рукописи Маркса, тех курсивов и кавычек, которые отсутствуют в издании 1888 года – 1.

 

[2]«Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков» – совместное произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, над которым они работали в 1845–1846 годах.

Весной 1845 г. Маркс и Энгельс решили написать сообща эту книгу и с сентября 1845 г. вплотную приступили к работе над ней. Рукопись, объёмом около 50 печатных листов, состояла из двух томов, первый из которых содержал, главным образом, разработку основных положений исторического материализма и критику философских взглядов Л. Фейербаха, Б. Бауэра и М. Штирнера, а второй – критику взглядов различных представителей «истинного социализма».

Работа над «Немецкой идеологией» была в основном закончена к лету 1846 года. К этому времени была готова большая часть I тома – главы, посвящённые критике взглядов Б. Бауэра и М. Штирнера («Лейпцигский собор»), – а также и большая часть II тома. Над первым разделом I тома (критика взглядов Л. Фейербаха) работа продолжалась ещё во второй половине 1846 г., но так и не была завершена.

В мае 1846 г. основная часть рукописи I тома была перевезена Л. Вейдемейером из Брюсселя в Вестфалию, где её собирались издавать местные предприниматели – «истинные социалисты» Ю. Мейер и Р. Ремпель. Однако в июле 1846 г., после того как в Вестфалию была переслана большая часть рукописи II тома, эти издатели отказались публиковать «Немецкую идеологию». В 1846–1847 гг. Маркс и Энгельс делали неоднократные попытки найти в Германии издателя для своего произведения. Однако из‑за препятствий со стороны полиции и вследствие отказа издателей, являвшихся заинтересованными представителями чех направлений, против которых боролись Маркс и Энгельс, – эти попытки оказались безрезультатными. При жизни Маркса и Энгельса была опубликована только одна, IV глава II тома «Немецкой идеологии» – в журнале «Das Westphalische Dampfboot» за август и сентябрь 1847 года.

Несколько страниц II главы I тома «Немецкой идеологии» (стр. 97–99 настоящего тома) почти текстуально совпадают с анонимной заметкой, опубликованной в VII выпуске журнала «Gesellschaftsspiegel» (за январь 1846 г.; раздел «Сообщения и заметки», стр. 6–8) и датированной: «Брюссель, 20 ноября».

В VI выпуске журнала «Gesellschaftsspiegel» (раздел «Сообщения и заметки», стр. 93–96) была опубликована анонимная заметка, вторая половина которой местами текстуально совпадает с V главой II тома «Немецкой идеологии».

Заглавие произведения и заголовки первого и второго томов в рукописи не сохранились. Они даны на основании статьи К. Маркса «Заметка против Грюна».

Заголовки и расположение материала в главе «Фейербах» даны на основании заметок Маркса и Энгельса на полях рукописи, а также в соответствии с самим содержанием главы.

Разделение главы «Святой Макс» на две части – «1. Единственный и его собственность» и «2. Апологетический комментарий» – дано, исходя из указаний авторов в начале главы и из всего ее содержания (в рукописи описка: «7. Апологетический комментарий»).

Главы II и III второго тома «Немецкой идеологии» в рукописи отсутствуют.

Некоторые места дошедшей до нас рукописи пострадали от «грызущей критики мышей». Эти места, восстановленные на основе уцелевших частей фраз, заключены в квадратные скобки. Встречающиеся в рукописи пропуски отмечены в подстрочных примечаниях. Все необходимые, весьма немногочисленные, редакционные вставки также заключены в квадратные скобки. – 7.

 

[3]Диадохи – полководцы Александра Македонского, вступившие после ею смерти в ожесточённую борьбу друг с другом за власть. В ходе этой борьбы (кон. IV – нач. III в. до н. э.) монархия Александра, представлявшая собой непрочное военно‑административное объединение, распалась на ряд отдельных государств. – 15.

 

[4]Термин «Verkehr» в «Немецкой идеологии» имеет очень широкое содержание. Этот термин включает материальное и духовное общение отдельных индивидов, социальных групп и целых стран. Маркс и Энгельс в этой работе показывают, что материальное общение, и прежде всего общение людей в процессе производства, является основой всякого иного общения. В терминах «Verkehrsform», «Verkehrsweise», «Verkebrsverhaltnisse» («форма общения», «способ общения», «отношения общения»), которые употребляются в «Немецкой идеологии», нашло выражение складывавшееся в это время у Маркса и Энгельса понятие производственных отношений. – 19.

 

[5]Термин «Stamm», который переводится в «Немецкой идеологии» как «племя», имел в 40‑х годах XIX в. в исторической науке более широкое значение, чем в настоящее время. Он обозначал совокупность людей, имеющих общее происхождение от одного и того же предка, и охватывал современные понятия «род» (Gens) и «племя» (Stamm). Точное определение и различение этих понятий было впервые дано в книге Л. Г. Моргана «Древнее общество» (1877). В этом главном произведении выдающегося американского этнографа и историка впервые было выяснено значение рода как основной ячейки первобытно‑общинного строя и тем самым была заложена научная основа для всей истории первобытного общества. Обобщив результаты исследовании Моргана, Энгельс всесторонне раскрыл содержание понятий «род» и «племя» в своём произведении «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). – 20.

 

[6]Аграрный закон римских народных трибунов Лициния и Секстия, принятый в 367 г. до н. э. в результате борьбы плебеев против патрициев, запрещал римским гражданам владеть более чем 500 югерами (ок. 125 га) земли из государственного земельного фонда (ager publicus). – 22.

 

[7]«Deutsch‑Franzosische Jahrbucher» («Немецко‑французский ежегодник») издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нём были опубликованы произведения К. Маркса: «К еврейскому вопросу» и «К критике гегелевской философии права. Введение», а также произведения Ф. Энгельса: «Наброски к критика политической экономии» и «Положение Англии. Томас Карлейль. «Прошлое и настоящее»» (см. настоящее издание, том 1, стр. 382–413, 414–429, 544–571, 572–597). Эти работы знаменуют окончательный переход Маркса и Энгельса к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге.. Engels und К. Marx. «Die heilige Familie, oder Kritik der kritischen Kritik. Gegen Bruno Bauer und Consorten». Frankfurt a. M., 1845 (Ф. Энгельс и К. Маркс. «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». Франкфурт‑на‑Майне, 1845). См. настоящее издание, том 2, стр. 3–230. – 32.

 

[8]Этот вывод о возможности победы пролетарской революции лишь одновременно в передовых капиталистических странах и, следовательно, о невозможности победы революции в одной стране, получивший наиболее законченную формулировку в работе Энгельса «Принципы коммунизма» (1847), был верен для периода домонополистического капитализма. В новых исторических условиях, в период монополистического капитализма, В. И. Ленин, исходя из открытого им закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, пришёл к новому выводу – о возможности победы социалистической революции первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой, стране и о невозможности одновременной победы революции во всех странах или в большинстве стран. Формулировка этого нового вывода была впервые дана в статье В. И. Ленина «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915). – 34.

 

[9]«Hallische Jahrbucher» и «Deutsche Jahrbucher» – сокращённое название литературно‑философского журнала младогегельянцев, издававшегося в виде ежедневных листков в Лейпциге с января 1838 по июнь 1841 г. под названием «Hallische Jahrbucher fur deutsche Wissenschaft und Kunst» («Галлеский ежегодник по вопросам немецкой науки и искусства») и с июля 1841 по январь 1843 г. под названием «Deutsche Jahrbucher fur Wissenschaft und Kunst» («Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства»). До июня 1841 г. журнал редактировался А. Руге и Т. Эхтермейером в Галле, а с июля 1841 г. – А. Руге в Дрездене. – 40.

 

[10]Песнь о Рейне – широко использованное националистами стихотворение немецкого мелкобуржуазного поэта И. Беккера «Немецкий Рейн»; стихотворение это было написано в 1840 г. и с тех пор многократно перелагалось на музыку. – 40.

 

[11]Имеется в виду статья Л. Фейербаха «О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его собственностью»» в журнале «Wigand's Vierteljahrsschrift» за 1845 г., т. II.

«Wigand's Vierteljahrsschrift» («Трёхмесячник Виганда») – философский журнал младогегельянцев; издавался О. Вигандом в Лейпциге в 1844–1845 годах. В журнале участвовали Б. Бауэр, М. Штирнер, Л. Фейербах и др. – 41.

 

[12]L. Feuerbach. «Grundsatze der Philosophie der Zukunft». Zurich und Winterthur, 1843 (Л. Фейербах. «Основные положения философии будущего». Цюрих и Винтертур, 1843). – 41.

 

[13]Имеется в виду статья Б. Бауэра «Характеристика Людвига Фейербаха» в журнале «Wigand's Vierteljahrsschrift» за 1845 г., т. III стр. 86–146. – 43.

 

[14]G. W. F. Hegel. «Vorlesungen uber die Philosophie der Geschichte»; Werke, Bd. IX, Berlin, 1837 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по философии истории»; Сочинения, т. IX, Берлин, 1837). – 48.

 

[15]Лига против хлебных законов была основана в 1838 г. манчестерскими фабрикантами Кобденом и Брайтом. Так называемые хлебные законы, направленные на ограничение или запрещение ввоза хлеба из‑за границы, были введены в Англии в интересах крупных землевладельцев – лендлордов. Выставляя требование полной свободы торговли, Лига добивалась отмены хлебных законов с целью снижения заработной платы рабочих и ослабления экономических и политических позиций земельной аристократии. В своей борьбе против землевладельцев Лига пыталась использовать рабочие массы. Однако именно к этому времени передовые рабочие Англии встали на путь самостоятельного политически оформленного рабочего движения (чартизм).

Борьба между промышленной буржуазией и земельной аристократией из‑за хлебных законов закончилась принятием в 1846 г. билля об их отмене. – 50.

 

[16]J. Aikin. «A Description of the Country from thirty to forty Miles round Manchester». London, 1795 (Дж. Эйкин. «Описание окрестностей Манчестера на протяжении от тридцати до сорока миль». Лондон, 1795). – 59.

 

[17]Цитируется «Lettre sur la Jalousie du Commerce» («Письмо о соперничестве в торговле») из книги И. Пинто «Traite de la Circulation et du Credit». Amsterdam, 1771 («Трактат об обращении и кредите». Амстердам, 1771), стр. 234 и 283. – 59.

 

[18]A. Smith. «An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations». London, 1776 (А. Смит. «Исследование о природе и причинах богатства народов». Лондон, 1776). – 59.

 

[19]«Марсельеза», «Карманьола», «Ca ira» – революционные песни периода французской буржуазной революции конца XVIII века. Последняя песня имела рефрен: «Ah! ca ira, ca ira, ca ira. Les aristocrates a la lanterne!» («Дело пойдёт на лад. Аристократов на фонарь!»). – 70.

 

[20]J. J. Rousseau. «Du Contract social, ou, Principes du droit politique». Amsterdam., 1762 (Ж. Ж. Руссо. «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Амстердам, 1762). – 76.

 

[21]«Битва гуннов» – известная картина Каульбаха, написанная в 1834–1837 годах. Картина изображает битву духов павших воинов, происходящую в воздухе над полем сражения. – 79.

 

[22]«Das Westphalische Dampfboot» («Вестфальский пароход») – ежемесячный журнал «истинных социалистов»; издавался под редакцией О. Люнинга в Билефельде с января 1845 по декабрь 1846 г. и в Падерборне с января 1847 по март 1848 года. – 80.

 

[23]Имеется в виду статья М. Штирнера «Рецензенты Штирнера» в журнале «Wigand's Vierteljahrsschrift». за 1845 г., т. III, стр. 147–194. – 81.

 

[24]Santa casa (святой дом) – так называлось здание инквизиции в Мадриде. – 81.

 

[25]Dottore Graziano (Доктор Грациано) – персонаж итальянской комедии масок; тип лжеучёного, педанта. – 81.

 

[26]Вторым томом книги Б. Бауэра «Die gute Sache der Freiheit und meine eigene Angelegenheit». Zurich und Winterthur, 1842 («Правое дело свободы и моё собственное дело». Цюрих и Винтертур, 1842) здесь иронически называется статья Б. Бауэра о Фейербахе в журнале «Wigand's Vierteljahrsschrift» (см. примечание 13). – 82.

 

[27]Речь идёт о книгах Л. Фейербаха: «Geschichte der neuern Philosophie. Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnitz'schen Philosophie». Ansbach, 1837 («История новой философии. Изложение, анализ и критика философии Лейбница». Ансбах, 1837); «Pierre Bayle». Ansbach, 1838 («Пьер Бейль». Ансбах, 1838); «Das Wesen des Christenthums». Leipzig, 1841 («Сущность христианства». Лейпциг, 1841) и о статье Л. Фейербаха «Zur Kritik der «positiven Philosophie»» («К критике «позитивной философии»»), напечатанной анонимно в «Hallische Jahrbucher» за 1838 год. – 83.

 

[28]См. настоящее издание, том 2, стр. 154. – 83.

 

[29]Вопрос об Орегоне – вопрос о владении областью Орегон на тихоокеанском побережье Северной Америки. Борьба за захват Орегона закончилась в 1846 г. разделом этой области между США и Англией. – 83.

 

[30]В. Bauer. «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker». Bd. 1–2, Leipzig, 1841; Bd. 3, Braunschweig, 1842 (Б. Бауэр. «Критика евангельской истории синоптиков». Тт. 1–2, Лейпциг, 1841; т. 3, Брауншвейг, 1842).

В. Bauer. «Das entdeckte Christenthum». Zurich und Winterthur, 1843 (Б. Бауэр. «Раскрытое христианство». Цюрих и Винтертур, 1843).. W. F. Hegel. «Phanomenologie des Geistes». Bamberg und Wurzburg, 1807 (Г. В. Ф. Гегель. «Феноменология духа». Бамберг и Вюрцбург, 1807); это произведение цитируется в «Немецкой идеологии» по изданию: G. W. F. Hegel. Werke, 2‑te Aufl., Bd. II, Berlin, 1841 (Г. В. Ф. Гегель. Сочинения, 2 изд., т. II, Берлин, 1841). – 84.

 

[31]См. настоящее издание, том 2, стр. 154 и сл. и 209–211. – 84.

 

[32]См. настоящее издание, том 2, стр. 154–156. – 85.

 

[33]См. настоящее издание, том 2, стр. 86 и сл. – 88.

 

[34]Перефразировка реплики из 2‑й сцены 3‑го акта немецкого перевода комедии Шекспира «Двенадцатая ночь»: слово «милость» (Gunst) заменено словом «искусство» (Kunst). – 91.

 

[35]Цитируемое из «Literatur‑Zeitung» выражение было приведено в «Святом семействе» (см. настоящее издание, том 2, стр. 163).

«Literatur‑Zeitung» – сокращённое название ежемесячника «Allgemeine Literatur‑Zeitung» («Всеобщая литературная газета»); издавался младогегельянцем Б. Бауэром в Шарлоттенбурге с декабря 1843 по октябрь 1844 года. – 94.

 

[36]См. настоящее издание, том 2, стр. 10. – 95.

 

[37]См. настоящее издание, том 2, стр. 131. – 96.

 

[38]«Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe» («Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности») – ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником «Rheinische Zeitung», a с октября того же года – одним из её редакторов. В «Rheinische Zeitung» был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать всё более определённый революционно‑демократический характер. Правительство ввели для «Rheinische Zeitung» особо строгую цензуру, а затем закрыло её. – 97.

 

[39]Слова из драмы Шиллера «Смерть Валленштейна», действие IV, явление двенадцатое. – 99.

 

[40]См. настоящее издание, том 2, стр. 109–117 и 119. – 99.

 

[41]«Was jehen mir die jrinen Beeme an?» («Какое мне дело до зелёных деревьев?» – на берлинском диалекте). – Гейне, «Путевые картины. Луккские воды», глава четвёртая (перефразировано). – 103.

 

[42]Книга: Max Stirner. «Der Einzige und sein Eigenthum». Leipzig, Verlag von Otto Wigand, 1845 (Макс Штирнер. «Единственный и его собственность». Лейпциг, издательство Отто Виганда, 1845) – вышла в свет в конце 1844 года. – 102.

 

[43]Имеются в виду критические выступления против книги Штирнера: статья Шелиги «Единственный и его собственность» в журнале «Norddeutsche Blatter» за 1845 г., мартовский выпуск; статья Фейербаха «О «Сущности христианства» в связи с «Единственным и его собственностью»» в журнале «Wigand's Vierteljahrsschrift» за 1845 г., т. II; брошюра Гесса «Die letzten Philosophen». Darmstadt, 1845 («Последние философы». Дармштадт, 1845). Штирнер выступил с ответом на эту критику и с защитой своей книги в третьем томе «Wigand's Vierteljahrsschrift» за 1845 г. – в статье «Рецензенты Штирнера». Эта последняя статья иронически именуется в «Немецкой идеологии» «апологетическим комментарием» к книге Штирнера. – 103.

 

[44]Риджент‑стрит – одна из главных улиц Лондона. – 110.

 

[45]G. W. F. Hegel. «Encyclopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse». Heidelberg, 1817 (Г. В. Ф. Гегель. «Энциклопедия философских наук в сжатом очерке». Гейдельберг, 1817). Это произведение состоит из трёх частей: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. – 114.

 

[46]G. W. F. Hegel. «Vorlesungen uber die Naturphilosophie»; Werke, Bd. VII, Berlin, 1842 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по философии природы»; Сочинения, т. VII, Берлин, 1842). – 115.

 

[47]Jacques le bonhomme (Жак‑простак) – ироническое прозвище крестьянина во Франции. – 119.

 

[48]Сезострис – легендарный фараон древнего Египта. – 121.

 

[49]Эммануил – персонаж романа Жан Поля «Геспер, или 45 дней собачьей почты». – 124.

 

[50]Integer vitae scelerisque purus (человек безупречной жизни и чистый от преступлений). – Гораций. «Оды», книга первая, ода XXII, стих 1. – 125.

 

[51]Сочинение Аристотеля «О душе». – 128.

 

[52]G. W. F. Hegel. «Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie», Bd. 3; Werke, 2‑te Aufl., Bd. XV, Berlin, 1843 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии», т. 3; Сочинения, 2 изд., т. XV, Берлин, 1843). – 133.

 

[53]Верный Эккарт – герой немецких средневековых сказаний, типичный образ преданного человека, надёжного стража. – 135.

 

[54]G. W. F. Hegel. «Wissenschaft der Logik». Nьrnberg, 1812–1816 (Г. В. Ф. Гегель. «Наука логики». Нюрнберг, 1812–1816). Это произведение состоит из трёх частей: 1) объективная логика, учение о бытии (год изд. 1812); 2) объективная логика, учение о сущности (год изд. 1813); 3) субъективная логика, или учение о понятии (год изд. 1816). – 126.

 

[55]Цитируется статья Л. Фейербаха «Предварительные тезисы к реформе философии», опубликованная во втором томе сборника «Anekdota zur neuesten deutschen Philosophie und Publicistik» («Неизданное из области новейшей немецкой философии и публицистики»), выпущенного А. Руге в Швейцарии (Цюрих и Винтертур) в 1843 году. – 146.

 

[56]До революции 1848 г. на улицах Берлина и в парке Тиргартен было запрещено курение – под угрозой денежного штрафа или телесного наказания. – 149.

 

[57]Ироническое прозвище силезских поляков в Германии. – 151.

 

[58]Имеется в виду первая «опиумная война» (1839–1842) – захватническая война Англии против Китая, положившая начало превращению Китая в полуколониальную страну. – 153.

 

[59]G. W. F. Hegel. «Vorlesungen uber die Philosophie der Religion», Bd. 2; Werke, 2‑te Aufl., Bd. XII, Berlin, 1840 (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по философии религии», т. 2; Сочинения, 2 изд., т. XII, Берлин, 1840). – 158.

 

[60]Речь идёт о сочинениях Ф. Бэкона: «De Dignitate et Augmentis Scientiarum» («О достоинстве и приращении наук»), вышло в Лондоне в 1623 г.; «Novum Organum» («Новый Органон»), вышло в Лондоне в 1620 г… и «The Essays or Counsels Civil and Moral» («Опыты или наставления политические и нравственные»), последнее прижизненное издание вышло в Лондоне в 1625 году. – 160.

 

[61]Ecce iterum Crispinus (вот снова Криспин) – так начинается IV сатира Ювенала, бичующая (в первой своей части) Криспина, одного из придворных римского императора Домициана. В переносном смысле эти слова означают: «опять тот же самый персонаж» или «опять то же самое». – 160.

 

[62]Два друга свободы (Deux amis de la liberte) – под таким псевдонимом Керверсо (Kerverseau) и Клавлен (Clavelin) издали в Париже в конце XVIII – начале XIX вв. многотомное сочинение «История революции 1789» («Histoire de la Revolution de 1789»). – 166.

 

[63]G. Browning. «The Domestic and Financial Condition of Great Britain; Preceded by a Brief Sketch of Her Foreign Policy; and of the Statistics and Politics of France, Russia, Austria, and Prussia». London, 1834 (Дж. Браунинг. «Внутреннее и финансовое положение Великобритании; с предшествующим кратким очерком её внешней политики, а также статистики и политики Франции, России, Австрии и Пруссии». Лондон, 1834). – 169.

 

[64]Купферграбен – канал в Берлине и одна из его набережных. На Купферграбене жил Гегель. – 172.

 

[65]Из стихотворения Гофмана фон Фаллерслебена «Лишь в Германии!». – 173.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.