Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место социологии среди наук




В литературе еще не сложилось окончательного мнения о том, куда имен­но следует зачислить социологию — в разряд социальных или гуманитарных наук.

С одной стороны, социология, психология, социальная психология, эко­номика, политология, а также антропология и этнография относятся к соци­альным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и со­ставляют своего рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литерату­роведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки опериру­ют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными мето­дами, социальные науки — формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квантифицированное, зна­ние. Другой критерий разграничения двух родов наук исходит из того, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных — элиминирование от ценностей, культурных и духовных артефактов.

Однако социология имеет много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислить в разряд гуманитар­ного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским, традициям.

В русской традиции социология часто мыслится как наука, исследующая также и духовные проблемы общества, его духовные ценности. Поэтому со­циология предстает и как социальное, и как гуманитарное знание. По своей исторической интенции подобная интерпретация совершенно бесспорна. Вспомним работы Н. Кареева, М. Михайловского, П. Сорокина и других российских социологов. Они поражают нас не только математическими рас­четами, формализованными построениями и богатством эмпирического ма­териала, но и особым вниманием к морально-нравственным проблемам. Та же характеристика относится и к трудам Н. Бердяева и С. Булгакова.

По всей видимости, социологию следует отнести к наукам с двойным ста­тусом: это и социальная, и гуманитарная дисциплина. Двойной статус отра­жается и в понимании сущности предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, об объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтов. Когда же стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гу­манитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокуль­турную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не наследственностью и не физиологией, как для генетика или медика, а культурным контекстом, т.е. традициями, обычая­ми, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ори­ентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направ­ления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (качественная методология, признание неустранимости человеческого воздействия на про­цесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей духовного начала и т.д.), например символический интеракционизм, феноменологичес­кая социология и др.

Кроме социальных и гуманитарных дисциплин существуют дисциплины естественные и технические. Физика, химия и биология относятся к разряду естественных фундаментальных наук, они раскрывают структуру материаль­ного мира. Радиоэлектроника, биотехнология и химия полимеров представ-

ляют собой технические дисциплины, или прикладное знание. Они опира­ются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

В начале XIX в. известный французский философ-позитивист О. Конт построил пирамиду научного знания (рис. 13). Все известные тогда фунда­ментальные области знания — математику, физику, химию и биологию — он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые про­стые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкрет­ные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучаю­щая многообразие и законы живого мира.

Наука об обществе в то время еще не выделилась в самостоятельную дис­циплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные на­уки — каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыкова­лись, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О. Конт решил, что насту­пило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему.

Поскольку никакого специального названия для науки об обществе тогда не существовало, Конт ввел в научный оборот термин «социология» (от лат. socius — общность, сообщество, коллектив, общество и греч. logos — учение, наука, знание). Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы получим обществознание или обществоведение. Слова «зна­ние» и «ведение» — синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс «общество-знание» означает то же, что «социология».

Вначале О. Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу зна­ния, изучающую историю, политику, экономику, культуру и развитие обще­ства. Он даже пытался на основе всемирно-исторических законов сформу­лировать идею о том, что общество якобы развивается с древнейших времен, проходя теологическую, метафизическую и позитивную стадии. Но контов-

Рис. 13. Пирамида наук О. Конта 242

ский закон оказался чрезмерно абстрактным и вскоре был забыт. И вообще многое из задуманного им казалось утопическим.

Социология, как и все другие науки, пошла по пути дифференциации зна­ния. Экономическую сферу общества стала изучать самостоятельная наука экономика, политическую — политология, внутренний (душевный) мир че­ловека — психология, традиции и обычаи народов — этнография, а динамику народонаселения — демография. И социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы.

Возникшая позже некоторых других наук, социология вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. Так всегда происходит с вновь возникающими науками. Молодым наукам свойственно обогащаться за счет тех дисциплин, которые сформировались раньше. Философия древ­нее физики, и последняя взяла у нее многие фундаментальные понятия: ма­терия, вещество, атом, причина, сила и др.

Заимствование — это еще и показатель преемственности развития науч­ного знания. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Расширяются объяснительные возможности науки. Старые по­нятия получают новую жизнь, их генеалогия удлиняется. Некоторые поня­тия имеют очень древнюю родословную; наиболее общие понятия именуют уже категориями, а это особая честь.

Из философии в социологию пришли такие категории, как «общество», «ценности», «индивид», «прогресс», «развитие» и др., из юриспруденции — «статус», из экономической отрасли знания — понятия «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар» и др. Социологи разработали и собственные понятия — «социализация», «девиантность», «делинквентное поведение», «интеракция» и т.д.

Специалисты в области методологии по-разному оценивают заимствова­ние понятийного аппарата: одни считают это позитивным процессом, веду­щим к взаимному сплочению и пониманию наук, другие относятся к заим­ствованию понятий отрицательно. Так, немецкий социолог Э. Шойх утверж­дает: в течение более чем 100 лет со дня своего рождения социология заимствовала из других наук, в частности из экономики, культурной антропо­логии, биологии и социальной истории, различные понятия, концепции, мо­дели. И что получилось? Социология является в интеллектуальном плане ско­рее реципиентом, нежели донором. В настоящее время социология колонизи­рована микроэкономикой, следуя интеллектуальной моде, которая ошибочно называет себя «рациональным выбором»4.

Вряд ли стоит так драматизировать ситуацию, так как заимствование — это вечный процесс «обмена веществ» в природе науки, активно происхо­дящего обмена знаниями и опытом. Утверждают, что главным донором яв­ляется философия — самая древняя система знания. Из нее возникли все прочие науки, которые по отношению к ней являются реципиентами. Но сколько она «наворовала» из мифологии и обыденного сознания? Трудно даже сосчитать! Кто в таком случае колонизатор, а кто — колонизируемый?

4 Култыгин В.П. Социальное знание и реальность: противоречия в познании и развитии современ­ного мира // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 10.

Язык науки, т.е. совокупность применяемых понятий и терминов, — это не только средство общения ученых, но и основной инструмент познания. Каждая наука имеет специфический язык общения и познания: услышав слова «дифференциал» или «умножение», вы отдаете себе отчет, что речь идет о математике, а слова «электрон» или «закон тяготения» вы безошибочно относите к физике, и т.д.

В области обществоведения ситуация сложнее. Как мы уже говорили, многие термины социология заимствовала: «функция», «группа» или «сила» — из естествознания, «общество», «власть», «личность» — и из фило­софии и т.д. Атермин «роль», имеющий в поведенческих науках важнейшее значение, скорее всего позаимствован из сферы театрального искусства. В ла­тинском языке слово «роль» имеет другой эквивалент — «персона». Перво­начально этот термин обозначал маску актера. «Персона» буквально означа­ет «говорить сквозь маску», а латинский глагол «персоно» переводится как «громко звучать», «оглашать звуками, шумом» и даже «играть на инструмен­те». Но постепенно понятие приобрело иное, привычное нам значение — роль, лицо, личность, положение.

Несмотря на терминологические заимствования, социальные науки об­ладают такими же строгими законами, методами исследования и эмпиричес­кими данными, как и отрасли естествознания. «Социальная апатия», «ста­тус», «лидерство», «рестрикционизм», «инновации», «социальные роли», «мозговая атака», «обогащение труда», «нормы», «ценности», «барьеры обще­ния», «каналы коммуникации» — эти и многие другие понятия используют­ся в языке поведенческих наук.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.