Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занимательно о разных науках




Врезка

Культурология и социология двойственны по своей природе, ибо они являются:

а) социальными науками (для них главное —объективные закономерности);

б) гуманитарным знанием (для них главное —ценности).

Но двойственны они в разной степени, т.е. про­центная доля социального и гуманитарного у них различна: для социологии важно на 70% быть

социальной наукой и на 30% — гуманитарным знанием, а для культурологии наоборот — на 30% социальной наукой и на 70% гуманитарным знанием.

Отсюда следует, что социология и культурология — дополняющие друг друга и пересекающиеся науки. Культурология на 70% питается гуманитарным знанием (философией культуры, этикой, эстети­кой, историей, искусствознанием, литературове­дением и др.) и на 30% — социальным знанием (социологией, антропологией, этнографией).

той. К 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США пре­кратили подготовку по социальной работе. Тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было. А вот в России тесная связь социоло­гии и социальной работы в начале 90-х гг. XX в. еще только оформилась. Во многих вузах до сих пор существуют и успешно развиваются совмест­ные кафедры. Объяснение надо искать, видимо, в запоздалом появлении в нашей стране социальной работы как разновидности профессиональной и научной деятельности.

Система взаимоотношений социологии с рассмотренными выше соци­альными науками может быть представлена в матричной форме. Матри­ца — это прямоугольная таблица каких-либо элементов, состоящая из m строк и п столбцов. Образовавшаяся на пересечении строк и столбцов клетка, имеющая двойное подчинение, заполняется цифрами или симво­лами. Понятие «матричная организация» пришло в социологию из матема­тики через экономику. Матричный анализ использовался также в эконо­мике для выявления экономических взаимосвязей между объектами (мат­ричное моделирование).

Предлагаемая матрица должна быть заполнена студентами в ходе само­стоятельной работы. С помощью справочной литературы им предстоит вне­сти в соответствующие ячейки таблицы описание научной картины, общей теории и т.д. по каждой социальной науке.

Первый столбец таблицы, как нетрудно заметить, заполнен теми же ме­тодологическими единицами, что и первый столбец внутридисциплинарной матрицы социологии (табл. 1). Это объясняется тем, что картина мира, об­щая и частные теории, эмпирические и прикладные исследования, методо-

Таблица 1 Междисциплинарная матрица социологии

 

  Социальные и гуманитарные науки
Уровни и типы знания Социология Социальная психология Психология Экономика Политология Антропология Философия Культурология Другие науки
Картина мира                  
Общая теория                  
Частная теория                  
Эмпирическое исследование                  
Прикладное исследование                  
Методология                  
Методика и техника                  

логия и методика как обязательные компоненты присутствуют во всех соци­альных науках. Скажем, картина мира в социальной психологии, экономи­ке, политологии, антропологии и социологии построена вокруг поведения групп людей в социальной среде, но в одном случае под этой средой пони­мается рынок, в другом — сообщество знакомых людей («значимых "дру­гих"»), в третьем — примитивная община. Картина мира как совокупность философских воззрений на устройство, сущность и природу изучаемого дан­ной наукой фрагмента общества (или социальной реальности) похожа в раз­ных науках, поскольку во многом похож объект изучения — люди. Кроме того, в экономике, политологии, антропологии, социальной психологии, социологии применяются близкие методы эмпирического исследования. Разумеется, много общего у них и в плане методологии.

В табл. 1 представлены не только социальные науки, но и гуманитарные дисциплины. Между ними, несмотря на видимое сходство, множество раз­личий, особенно касающихся методов и способов познания социальной ре­альности. Социальные науки ориентированы преимущественно на количе­ственные, а гуманитарные — на качественные показатели.

Не только общество, но и культуру изучает не одна, а множество наук и дисциплин. Поэтому и культурология, подобно социологии, может быть представлена свойственной ей междисциплинарной матрицей.

Под разным углом зрения культуру в целом либо ее отдельные стороны изучают философия культуры, эстетика, этика, педагогика, искусствознание, литературоведение, архитектура, музыка, социология, социология культуры, социология труда, социология города, социальная психология, культуроло­гия, культурная антропология, социальная антропология, психологическая антропология, археология, этнография, этнология (рис. 16).

Рис. 16. Науки, изучающие культуру 255

БОРЬБА С «РОДСТВЕННИЦАМИ»

На протяжении долгого времени как европейским, так (позже) и амери­канским социологам приходилось бороться за самостоятельность своей на­уки, размежевание с родственными дисциплинами, с которыми постоянно смешивали социологию. Две «кузины» социологии — психология и эконо­мика, а также одна «дальняя родственница»— биология— выступали одно­временно непримиримыми врагами юной социологии. На заре своего суще­ствования ей пришлось вести с ними жесткую борьбу — как на теоретичес­ком, так и на практическом уровнях.

Такую борьбу вели на исходе XIX в. представители первого поколения американских социологов. Так, Л. Уорд (1841—1913) активно отстаивал ав­тономный статус социологии, ее независимость от биологии: если мы при­знаем биологические процессы естественными, то должны признать соци­альные процессы искусственными (artificial). Фундаментальный принцип биологии — естественный отбор, а социологии — искусственный отбор. Если природа эволюционирует благодаря устранению слабых, то человеческий прогресс совершается благодаря защите слабых. Историческая заслуга Л. Уорда состоит в том, что он одним из первых в США попытался освобо­дить социологию от биологических пут. Социологию он считал прикладной, ориентированной на социальные реформы дисциплиной.

Л. Уорд прожил яркую и интересную жизнь. Научную деятельность на­чинал в качестве геолога и палеонтолога, был одним из основателей палео­ботаники. Большую часть жизни он провел в государственных органах, за­нимаясь самой разной научной работой. Социологию ему пришлось препо­давать только в течение семи лет. Но и здесь он достиг немалого, успев стать первым президентом Американского социологического общества.

Л. Уорда можно назвать величайшим защитником социократического типа демократии. Присоциократии, или идеальной демократии, индивиду­ализм и конкуренция должны исчезнуть, хотя индивидуальные желания и интересы останутся, как останутся и индивидуальные свободы. Но это уже будут цивилизованные желания, которые, реализуясь, не нарушают общей гармонии и не вредят общему благу. Л. Уорд поддерживал профсоюзное движение, симпатизировал пролетариату и выступал за равенство классов. Однако всеобщее равенство, по его мнению, означает равенство стартовых возможностей, одинаковый доступ к образованию всех, но не равенство ко­нечных результатов, оборачивающееся на деле государственным социализ­мом и уравниловкой.

Как считал Л. Уорд, раздвоено не только человеческое существо, разры­вающееся между миром природного и миром социального, но и человечес­кое общество. В нем одновременно царствуют слепые законы естественного отбора, заставляющие людей не щадить друг друга в конкурентной борьбе, и разумные законы добра, основанные на высоких гуманистических ценнос­тях. По оценкам Л. Козера, Л. Уорд заложил основы дуалистического под­хода в социологии5.

>ser L. American trends //A history of sociological analysis. L., 1979. P. 299.

Размежевание социологии с психологией происходило особенно трудно, очень долго и не всегда последовательно. Ранние американские социологи, хотя и выступали за самостоятельность социологии, не всегда точно могли представить ее предмет, поэтому социология у них наполовину перемешана с психологией.

Так, Ф. Гиддингс (1855—1931) представлял социологию как специальную науку, опирающуюся на достижения естествознания. Он не мыслил ее вне широкого применения статистических методов. Но этим научная социоло­гия, по его мнению, не должна ограничиваться. Она прибегает также к пси­хологической и даже физиологической интерпретации данных. Поэтому общество у Ф. Гиддингса не только и не столько социальный феномен, сколь­ко физико-психологический организм — результат одновременно бессозна­тельной эволюции и сознательного развития (усилий интеллигенции и всех мыслящих людей).

Социологическое учение Ф. Гиддингса базировалось на двух центральных понятиях — понятиях сходства и возбуждения. Он считал, что многообразие форм поведения — это предмет психологии общества, которую иначе назы­вают социологией. Эта наука, статистическая по своим методам, стремится, во-первых, факторизировать множественность поведения, во-вторых, объяс­нить генезис форм поведения, их интеграцию, дифференциацию и функци­онирование в терминах: 1) возбуждения и 2) сходства (большего или мень­шего) частей реагирующего механизма.

По мнению А. Гоулднера, социология возникла в начале XIX в. как рези-дуальная дисциплина: она изучала то, что «выпало в осадок» из других наук, что ими игнорировалось, т.е. взаимоотношения больших социальных групп, функционирование социальных институтов, взаимодействие классов и сло­ев, отклоняющееся поведение и т.п. Возникновение социологии произошло в тот исторический момент, когда внимание общественности сместилось с естественных наук, изучавших природу, на социальные науки, изучавшие человека и общество. Именно в это время формируются экономика, этно­графия, психология.

Фронтальное наступление на биологию и экономику провел в 20—30-е гг. XX в. великий американский социолог Толкотт Парсонс. Собственно пер­вая и самая крупная его работа, посвященная социальному действию, на 2/3 представляет отчет об институциональном дискурсе со своими оппо­нентами. Парсонс подробно описывает, почему они не правы, чем социоло­гия отличается от биологии, почему они изучают разные законы и вообще находятся в разных научных измерениях, почему не следует социологию путать с экономикой и т.п. Страницы огромного фолианта пестрят датами, именами, ссылками на работы, которые сегодня не представляют никакой научной ценности, поскольку и биология, и экономика ушли далеко вперед, а нужны (да и то весьма сомнительно) небольшому кругу историков науки. За напряженной научной полемикой скрывалось вполне земное желание Парсонса сформировать факультет социологии и стать его деканом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.