КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые амазонки
Л. Круглое Врезка ЭТНОЛОГИЯ Однозначного понимания данного термина в литературе не существует, поэтому в разных источниках можно встретиться с разными его трактовками. Все специалисты согласны лишь в том, что этнология находится на сты- ке нескольких дисциплин, основные из которых — социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика. За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимущественно «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как совокупность эмпирических данных о них. Э. Дюркгейм рассматривал этнологию как описательную дисциплину, материалы которой обобщает социология. Согласно К. Леви-Строссу, этнология XX в. — это область познания новых культур и новых проблем, она в большей степени, чем этнография ориентирована на теорию и методологию, объяснение и понимание социокультурных процессов. «Это сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миграций и взаимодействий. Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация»29. В русской науке этнографию и этнологию преимущественно считали синонимами (наряду с «народоведением»), хотя в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. В одном из недавних словарей этнологических терминов утверждается, что «в узком понимании этнология — теоретическое народоведение, в отличие от описательного — этнографии», а «основным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала»30. Автор этого материала — журналист Леонид Круглое, руководитель программы «Исчезающая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и найдено племя лесных женщин — воинов-амазонок....Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и от таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богатство и ценность, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали суперосторожными, великолепно владеют мужским оружием — луками и копьями. Они бдительно охраняют свою территорию и безжалостны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джун- глей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры. Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно согласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу. Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи. Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли s Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991. P. 101. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд «Социальный мониторинг», 1995. С. 90. Этнология рассматривает этнографию как материал для своих выводов и обобщений, дает ей необходимые объяснительные механизмы, вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографических данных. «Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Этнология является ее теорией»31. По всей видимости, этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные, собранные из разных обществ. Этнологи строят научные обобщения и выводят тенденции, устанавливая универсальные, общие и специфические черты у разных обществ. Несмотря на значительное сходство, антропология и этнология — разные науки. Как следует из их названия, основу первой составляет отдельный человек (антропос), основу второй — целый народ (этнос). «Этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали, и исследователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не называют. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии»32. Сопоставляя различные точки зрения, можно заключить, что этнология — это: 1) то же, что и этнография; 2) самостоятельная научная дисциплина, изучающая и сравнивающая результаты работы этнографов — эмпирические дан- }ить все выше по реке и глубже в лес. Изве-=1 истории из тех мест, откуда теперь ушли ■иена амазонок. Захваченная женщина рожа-ебенка для своего нового мужа и затем вос-ывала его в ненависти к отцу, принуждая гь его, когда вырастет. Был случай, когда осшая девочка в 12 лет убила своего отца и >м ушла в джунгли, забрав как пропуск оже-=>е матери. Специальное ожерелье, которое чт только лесные женщины, совсем спрятаться и не показываться нико-i мире они не могут. Им нужны мужчины для цолжения рода. Поэтому раз в году, когда ет пальма саго, часть племени отправляется >лгий поход к ближайшим племенам, где /т мужчины. Они незаметно подходят к де-не, используя все свои лесные навыки, и:олько дней присматриваются из кустов. За- тем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь». В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни. Плод любви — девочек — оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу. Источник: МК. 1996. 22 марта. фье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 1м же. ные, собранные из разных обществ; 3) теоретическая часть этнографии; 4) то же, что и социальная (культурная) антропология. Проблемное поле современной этнологии очень широкое — она, в частности, изучает ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства и родственных кланов; социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти); системы воспитания и динамику культурных черт (культурные изменения); психологические особенности народов; их системы ценностей и картины мира; особенности межкультурных контактов; этногенез, причины возникновения и распада народов, их расселение и возникающие у них демографические процессы, и т.д.33 Многое из названого изучается и другими науками, в том числе этнографией, культурологией, социологией, антропологией. А это означает, что предметные области указанных наук пересекаются. Такое в мировой науке происходит постоянно, ничего пагубного в том нет. Плохо лишь то, что научное дублирование размывает территориальные границы, не позволяет четко отделить одну дисциплину от другой. В результате между терминами «этнология» и «антропология» в современной науке исчезли всякие границы. Одних и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Две науки почти слились, а значит, стали взаимозаменяемыми. В конечном счете от этого теряется их актуальность, новизна, значение. В первой половине XIX в. этнология включала в себя физическую антропологию, во второй половине ее считали составной частью социальной антропологии34. В нашей стране отношение к этнологии было различным. Так, в конце 1920-х гг. в СССР преобладало отрицательное отношение. На совещании этнографов 1929 г. было высказано мнение о том, что «поскольку этнология претендует на звание отдельной от социологии дисциплины, она должна быть признана не чем иным, как буржуазным суррогатом обществоведения»35. Однако этнологию «наказали» не за то, что она попыталась провозгласить свою самостоятельность от социологии. Самой социологии при советской власти жилось нелегко, над ней, как домоклов меч, постоянно висел исторический материализм, от имени которого социологам заявляли: для чего вам самостоятельная наука, если есть философия марксизма-ленинизма. Советские идеологи боялись другого: как бы те теоретические обобщения о развитии народов и культур, которые сделают этнологи, не противоречили историческому материализму. Поскольку этот «всевластный господин» занял все господствующие высоты в социальной теории, еще кого-то допускать на них он не мог. Все другие науки должны были располагаться ниже, занимаясь исключительно сбором эмпирических фактов. Именно такую роль исполняли социология и этнография, но никак не этнология. Вот почему ее решили заменить этнографией — наукой описательной и неопасной. Немаловажен такой факт: нынешний лидер в области антропологической науки, созданный в 1933 г. и являющийся одним из старейших гуманитарных институтов в России (напомним: Институт социологии основан только " Лурье СВ. Указ. соч. Этнография и смежные дисциплины. М., 1994. С. 68. 35 Там же. в 1968 г.), на протяжении 60 лет именовался Институтом этнографии АН СССР. Лишь в конце XX в. ситуация изменилась, и он был преобразован в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Неприятие социальной теории, открыто заявленное советской властью, сказалось на названии центрального органа социологической науки, который в момент своего образования назывался Институтом конкретных социальных исследований АН СССР (1968 г.) и только в 1990-е гг. был преобразован в Институт социологии РАН. Таким образом, и социология, и антропология в лице этнографии занимались сбором и обобщением эмпирических фактов, но никак не осмыслением фундаментальных тенденций человеческого существования и открытием новых закономерностей, разработкой общих теорий. Сегодня этнология внедряется в научно-исследовательские институты и центры, занимает почетное место в учебных курсах и на университетских кафедрах. Иными словами, с опозданием на много десятилетий в стране формируются прочные институциональные и организационные основы этнологии. Европейский университет в Санкт-Петербурге имеет в своем составе факультет этнологии, где обучаются по трем направлениям: культурная антропология; фольклористика; социолингвистика. Штат Института этнологии и антропологии РАН состоит из более чем 200 высококвалифицированных исследователей в области этнологии, истории, социологии, религиеведения, культурной и физической антропологии. Исследовательская работа сосредоточена на изучении этнической истории и культуры народов бывшего СССР и других стран, проблем межэтнических отношений и этнических конфликтов. Институт ежегодно публикует более 50 научных монографий, журнал «Этнографическое обозрение» и серию исследований по теме «Прикладная и неотложная этнологии». С 1992 г. ИЭА РАН проводит исследования в области предотвращения и урегулирования конфликтов. В 1997 г. в ИЭА образован Центр по изучению религий и этно-конфессиональному картографированию. В этнологической науке систематизирован обширный эмпирический материал о народах мира, России и сопредельных стран, накоплены значительные теоретические знания. Вместе с тем современная отечественная этнология переживает переломный период: по мнению экспертов, ее отличают концептуальный плюрализм, методологический эклектизм, остро критическое отношение к теоретическому наследию советского периода и активная адаптация зарубежных теорий. Важное значение имеет также тот факт, что в последние десятилетия в мире, особенно в России, значительно усложнились этническая ситуация и межэтнические отношения, а этнология, долгое время находившаяся под запретом, оказалась не готовой к их осмыслению.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |