Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые амазонки




Л. Круглое

Врезка

ЭТНОЛОГИЯ

Однозначного понимания данного термина в литературе не существует, поэтому в разных источниках можно встретиться с разными его трактовка­ми. Все специалисты согласны лишь в том, что этнология находится на сты-

ке нескольких дисциплин, основные из которых — социальная и культурная антропология, фольклористика, социолингвистика и семиотика.

За рубежом этнология понимается как наука о народах (преимуществен­но «примитивных»), в то время как этнография рассматривается как сово­купность эмпирических данных о них. Э. Дюркгейм рассматривал этноло­гию как описательную дисциплину, материалы которой обобщает социоло­гия. Согласно К. Леви-Строссу, этнология XX в. — это область познания новых культур и новых проблем, она в большей степени, чем этнография ориентирована на теорию и методологию, объяснение и понимание социо­культурных процессов. «Это сравнительная дисциплина; ее цель — описать культурные (а изначально и физические) различия между народами и объяс­нить эти различия посредством реконструкции истории их развития, миг­раций и взаимодействий. Термин "этнология" происходит от греческого сло­ва "этнос" — народ, связанный общими обычаями, нация»29.

В русской науке этнографию и этнологию преимущественно считали си­нонимами (наряду с «народоведением»), хотя в последнее время наметилась тенденция к их размежеванию. В одном из недавних словарей этнологичес­ких терминов утверждается, что «в узком понимании этнология — теорети­ческое народоведение, в отличие от описательного — этнографии», а «основ­ным предметом изучения этнологии является находящаяся в постоянном развитии теория этноса, определение принципов классификации народов и их субординации, а также методов и способов обработки эмпирического, фактологического материала»30.

Автор этого материала — журналист Леонид Круглое, руководитель программы «Исчезаю­щая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и най­дено племя лесных женщин — воинов-амазонок....Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что не­сет цивилизация, но и от таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах — величайшее богат­ство и ценность, из-за них идут постоянные вой­ны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали су­перосторожными, великолепно владеют муж­ским оружием — луками и копьями. Они бди­тельно охраняют свою территорию и безжало­стны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джун-

глей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.

Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно со­гласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности — охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщи­нами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смот­рят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.

Скорее всего, много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обо­сновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.

Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли

s Winthrop R.H. Dictionary of Concepts in Cultural Anthropology. N.Y., Westport, Connecticut, L., 1991. P. 101. Краткий этнологический словарь. М.: Фонд «Социальный мониторинг», 1995. С. 90.

Этнология рассматривает этнографию как материал для своих выводов и обобщений, дает ей необходимые объяснительные механизмы, вырабатывает способы систематизации, обобщения и истолкования этнографических дан­ных. «Современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковая является в большой мере описательной наукой. Эт­нология является ее теорией»31. По всей видимости, этнология изучает и сравнивает результаты работы этнографов — эмпирические данные, собран­ные из разных обществ. Этнологи строят научные обобщения и выводят тен­денции, устанавливая универсальные, общие и специфические черты у раз­ных обществ.

Несмотря на значительное сходство, антропология и этнология — разные науки. Как следует из их названия, основу первой составляет отдельный че­ловек (антропос), основу второй — целый народ (этнос). «Этнология шире, чем антропология, по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографи­ческих процессов в поле зрение антропологии никогда не попадали, и иссле­дователей, изучающих эти проблемы, антропологами как правило не назы­вают. А раз так, то антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии»32.

Сопоставляя различные точки зрения, можно заключить, что этнология — это: 1) то же, что и этнография; 2) самостоятельная научная дисциплина, изу­чающая и сравнивающая результаты работы этнографов — эмпирические дан-

}ить все выше по реке и глубже в лес. Изве-=1 истории из тех мест, откуда теперь ушли ■иена амазонок. Захваченная женщина рожа-ебенка для своего нового мужа и затем вос-ывала его в ненависти к отцу, принуждая гь его, когда вырастет. Был случай, когда осшая девочка в 12 лет убила своего отца и >м ушла в джунгли, забрав как пропуск оже-=>е матери. Специальное ожерелье, которое чт только лесные женщины, совсем спрятаться и не показываться нико-i мире они не могут. Им нужны мужчины для

цолжения рода. Поэтому раз в году, когда ет пальма саго, часть племени отправляется >лгий поход к ближайшим племенам, где /т мужчины. Они незаметно подходят к де-не, используя все свои лесные навыки, и:олько дней присматриваются из кустов. За-

тем амазонки оставляют возле домов избранни­ков небольшие букеты из лесных цветов — знак, говорящий о том, что «мы здесь». В страхе находятся обе стороны. Женщины бо­ятся нападения, поэтому никогда не расстают­ся с оружием, а мужчин пугает агрессивность со­вершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они при­нюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунг­ли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, воз­можно, не увидеться уже больше никогда. Из­вестен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.

Плод любви — девочек — оставляют жить в пле­мени, а мальчиков убивают, принося в дар лес­ным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу. Источник: МК. 1996. 22 марта.

фье СВ. Что изучает этнология? // http://svlourie.narod.rU/hist-ethnology/l.htm#_ftn3 1м же.

ные, собранные из разных обществ; 3) теоретическая часть этнографии; 4) то же, что и социальная (культурная) антропология.

Проблемное поле современной этнологии очень широкое — она, в част­ности, изучает ритуалы, обычаи, верования различных народов; системы родства и родственных кланов; социальную и политическую структуру на­родов (семейные отношения, отношения власти); системы воспитания и динамику культурных черт (культурные изменения); психологические осо­бенности народов; их системы ценностей и картины мира; особенности меж­культурных контактов; этногенез, причины возникновения и распада наро­дов, их расселение и возникающие у них демографические процессы, и т.д.33 Многое из названого изучается и другими науками, в том числе этнографи­ей, культурологией, социологией, антропологией. А это означает, что пред­метные области указанных наук пересекаются. Такое в мировой науке про­исходит постоянно, ничего пагубного в том нет. Плохо лишь то, что науч­ное дублирование размывает территориальные границы, не позволяет четко отделить одну дисциплину от другой. В результате между терминами «этно­логия» и «антропология» в современной науке исчезли всякие границы. Од­них и тех же ученых, работающих в разных направлениях антропологии, называют то антропологами, то этнологами. Две науки почти слились, а зна­чит, стали взаимозаменяемыми. В конечном счете от этого теряется их ак­туальность, новизна, значение. В первой половине XIX в. этнология вклю­чала в себя физическую антропологию, во второй половине ее считали со­ставной частью социальной антропологии34.

В нашей стране отношение к этнологии было различным. Так, в конце 1920-х гг. в СССР преобладало отрицательное отношение. На совещании этнографов 1929 г. было высказано мнение о том, что «поскольку этноло­гия претендует на звание отдельной от социологии дисциплины, она дол­жна быть признана не чем иным, как буржуазным суррогатом обществове­дения»35. Однако этнологию «наказали» не за то, что она попыталась про­возгласить свою самостоятельность от социологии. Самой социологии при советской власти жилось нелегко, над ней, как домоклов меч, постоянно висел исторический материализм, от имени которого социологам заявля­ли: для чего вам самостоятельная наука, если есть философия марксизма-ленинизма. Советские идеологи боялись другого: как бы те теоретические обобщения о развитии народов и культур, которые сделают этнологи, не противоречили историческому материализму. Поскольку этот «всевластный господин» занял все господствующие высоты в социальной теории, еще кого-то допускать на них он не мог. Все другие науки должны были распо­лагаться ниже, занимаясь исключительно сбором эмпирических фактов. Именно такую роль исполняли социология и этнография, но никак не эт­нология. Вот почему ее решили заменить этнографией — наукой описатель­ной и неопасной.

Немаловажен такой факт: нынешний лидер в области антропологической науки, созданный в 1933 г. и являющийся одним из старейших гуманитар­ных институтов в России (напомним: Институт социологии основан только

" Лурье СВ. Указ. соч.

Этнография и смежные дисциплины. М., 1994. С. 68. 35 Там же.

в 1968 г.), на протяжении 60 лет именовался Институтом этнографии АН СССР. Лишь в конце XX в. ситуация изменилась, и он был преобразован в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Не­приятие социальной теории, открыто заявленное советской властью, сказа­лось на названии центрального органа социологической науки, который в момент своего образования назывался Институтом конкретных социальных исследований АН СССР (1968 г.) и только в 1990-е гг. был преобразован в Институт социологии РАН. Таким образом, и социология, и антропология в лице этнографии занимались сбором и обобщением эмпирических фактов, но никак не осмыслением фундаментальных тенденций человеческого суще­ствования и открытием новых закономерностей, разработкой общих теорий.

Сегодня этнология внедряется в научно-исследовательские институты и центры, занимает почетное место в учебных курсах и на университетских ка­федрах. Иными словами, с опозданием на много десятилетий в стране фор­мируются прочные институциональные и организационные основы этноло­гии. Европейский университет в Санкт-Петербурге имеет в своем составе фа­культет этнологии, где обучаются по трем направлениям: культурная антропология; фольклористика; социолингвистика. Штат Института этнологии и антропологии РАН состоит из более чем 200 высококвалифи­цированных исследователей в области этнологии, истории, социологии, ре­лигиеведения, культурной и физической антропологии. Исследовательская работа сосредоточена на изучении этнической истории и культуры народов бывшего СССР и других стран, проблем межэтнических отношений и этни­ческих конфликтов. Институт ежегодно публикует более 50 научных моно­графий, журнал «Этнографическое обозрение» и серию исследований по теме «Прикладная и неотложная этнологии». С 1992 г. ИЭА РАН проводит иссле­дования в области предотвращения и урегулирования конфликтов. В 1997 г. в ИЭА образован Центр по изучению религий и этно-конфессиональному картографированию.

В этнологической науке систематизирован обширный эмпирический материал о народах мира, России и сопредельных стран, накоплены значи­тельные теоретические знания. Вместе с тем современная отечественная эт­нология переживает переломный период: по мнению экспертов, ее отлича­ют концептуальный плюрализм, методологический эклектизм, остро крити­ческое отношение к теоретическому наследию советского периода и активная адаптация зарубежных теорий. Важное значение имеет также тот факт, что в последние десятилетия в мире, особенно в России, значительно усложнились этническая ситуация и межэтнические отношения, а этнология, долгое вре­мя находившаяся под запретом, оказалась не готовой к их осмыслению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.