Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутриаисциплинарная матрица социологии




Э

катастроф, станут главной проблемой, вопросы антрозоологии приобретут еще большую актуальность. Официальным органом Общества является жур­нал «Антрозоология» («Anthrozoology»). Кроме того, активно заявили о себе Институт антрозоологии (Великобритания), Общество поведения животных (США), Международное общество антрозоологии и др.

Авангардным направлением считается киберантропология (Cyber-anthropology), изучающая структуру, динамику и природу интернет-сообществ (виртуальных комьюнити) и киберкультуры. Под виртуальными сообщества­ми в киберантропологии понимаются не только подростки, проводящие все свое время в интернет-кафе и за домашними компьютерами. Этот термин произошел от понятия «антропология киборгов» («cyborg anthropology»), при-думенного Донной Харавей (Donna Haraway) и использованного ею в своей книге «Обезьяны, киборги и женщина» для описания общения между пред­ставителями разных цивилизаций: людьми, животными и машинами. Кибе-рантропология рассматривает человека как цифровой аналог передатчика ин -формации. Французский просветитель Ламетри первым уподобил человека ма­шине, в индустриальную эпоху машинная метафора получила воплощение в паровых турбинах и паровозах, а в электронную эпоху Макклюэн свел чело­века к устройству, которое переводит информацию в энергию и деятельность. В начале XX в. появилась идея ноосферы Вернадского, а в конце XX в. широ­ко распространились идеи искусственного разума и биокиборгов. Машины времени, переносящие вымышленных героев из примитивного настоящего в техносовершенное будущее, разрушили традиционную пространственно-вре­менную систему координат, в которой существует не виртуальный, а реаль­ный мир. Некоторые исследователи, в том числе Шерри Теркли, установили, что для детей, долго проводящих время в Интернете, компьютер стал вторым «Я» или зеркалом, в котором оно отражается.

Киберантропология ныне стала популярной на многих факультетах, ее ма­териалы расположены в Интернете. Одним из ключевых здесь является по­нятие «киберпространство», введенное в научный оборот У. Гибсоном. Оно обозначает совокупность всех информационных ресурсов, доступных мас­совой аудитории благодаря новым технологиям, прежде всего компьютеру и сети Интернет.

Киберантропология имеет и другие наименования, в частности интерак­тивная антропология — в самом широком смысле это анализ электронных сообществ, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и другими способами, т.е. то, что обычно подходит под термин коммуникаций, базирующихся на вычисли­тельной технике (CMC). При этом интерактивная компьютерная среда ква­лифицируется как разновидность субкультуры или сообщества, по ряду важ­ных параметров отличающаяся от физических сообществ49.

Визуальная антропология. История визуальной антропологии неотдели­ма от истории научно-познавательного и документального кинематографа. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А. Хэддон от­правился с фотокамерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. И с тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструмен­тами исследования в руках многих антропологов. На первом этапе съемки

интерактивной антропологии // http://bspu.ab.rU/D_educ/public/v4.9/dm49p8.htm

велись преимущественно в труднодоступных малоизвестных районах, вни­мание привлекали в первую очередь редкие экзотические культуры. Опаса­ясь за их судьбу и учитывая возможность полного их исчезновения в усло­виях наступления техногенной цивилизации, антропологи стремились как можно полнее и в короткие сроки запечатлеть их образ жизни. Уже в 1920-х гг. на Западе формируются крупные фонды аудиовизуальной инфор­мации, сыгравшие значительную роль в превращении визуальной антропо­логии в самостоятельную научную дисциплину. В 1984 г. в США учреждено Общество визуальной антропологии (Society for Visual Anthropology — SVA), которое организует и поощряет инициативные исследования — не только вы­полнение фотографии и создание кино­фильмов, но и получение бескамерных документальных источников, посвя­щенных культуре жестов, танцев, вер­бальных и художественных символов у разных народов мира. В качестве источ­ников визуальной антропологии могут стать культовые сооружения, наскаль­ная живопись, исторические фотогра­фии, старые граммофонные записи и др. SVA выпускает периодические издания «Visual Anthropology Review» и «Visual Anthropology», организует ежегодные научные конференции. В американс­ких университетах можно получить ученые степени (магистра и доктора) по визуальной антропологии.

Сегодня визуальная антропология, не утратив былого интереса к редким и экзотическим культурам, стремится отобразить и другие антропологичес­кие явления: социальные, художественные, педагогические, религиозные и т.д.50 Одним из уникальных инструментов является видеомониторинг куль­туры — длительные многолетние съемки представителей одной культуры, раскрывающие ее историческую динамику. Проведенная в рамках програм­мы INTAS совместно со специалистами из ФРГ и Российского гуманитар­ного государственного университета (РГГУ) работа по поиску архивных эт­нографических лент помогла создать своего рода фундамент для постанов­ки видеомониторинга в разных регионах.

Более того, сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. Она вклю­чает в себя помимо съемки сбор, хранение и распространение экранных ма­териалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаган­ду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы обра­зования, культуры, СМИ. Огромную помощь в развитии аудиовизуальной антропологии оказывает современная электронная техника. Средства совре­менной информационной технологии, в том числе компьютер, портативные видеокамеры, синхронно записывающие звук, мультимедийные дисковые системы, цифровая техника, позволяют оперативно копировать кадры, мон-

Harper D. An argument for visual sociology // Image-Based Research: A Sourcebook for Qualitative Researchers. L.; Bristol, PA: Falmer Press, 1998; Рокитянский В. Визуальная антропология: Частное расследование. М., 2000.

тировать фильмы, включать в работу огромные объемы виртуальной доку­ментации, архивировать и создавать на их основе банк аудиовизуальной информации, осуществлять международный обмен данными51.

В аудиовизуальной антропологии формируется оригинальная теория эк­ранного (кинематографического, аудиовизуального) языка, тяготеющая к неэкспрессивным средствам выражения. Предполагается, в частности, что первичные аудиовизуальные документы (материалы съемки) должны отли­чаться реалистичностью, т.е. быть непрерывными, нужно избегать неесте­ственных ракурсов и движений камеры, сохранять целостность звучания речи, музыки, шумов, правдоподобность освещения и уж во всех случаях ис­ключать всякого рода инсценировки. В отличие от традиционной техноло­гии документального кино, в аудиовизуальной антропологии дружеские контакты с объектом изучения, примитивной общностью, первобытным племенем продолжаются и после окончания съемки: ученые не только по­казывают и передают общине отснятые материалы, но и проводят дискуссии, просветительскую, а иногда и благотворительную деятельность, помогая народности поддерживать свои культурные традиции.

Отличительная черта антропологического кинематографа — отсутствие дуб­лей при съемке, конечной целью является не фильм, а содержание и полнота отснятого материала. Такая методика была применена для видеодокументиро­вания жизни молоканских и старообрядческих общин в 1992—1998 гг. видеогруп­пой Центра визуальной антропологии МГУ. За несколько лет было осуществ­лено около 300 часов видеодокументаций в Ставропольском и Краснодарском краях, в Пермской области и Удмуртии, в Молдавии и на Украине. Съемки проводились более чем в 50 селениях. Впервые столь полно снимались старо­обрядческие службы и моления, были запечатлены религиозные обряды в по­повских и беспоповских общинах. Подробно зафиксированы домашние и по­левые крестьянские работы, всевозможные ремесла: ткачество, плетение, изго­товление валенок и т.д. Одновременно решалась задача демонстрации полевой методики археографического анализа. Главной целью видеодокументации ста­ло создание портретной галереи старообрядцев. Более сотни человек рассказа­ли перед камерой о своей жизни, вере, отношениях с государством, семьей. Каждое интервью воспринимается как открытие, вхождение в неведомый для современников загадочный мир древней культуры. На материалах только пер­вого года экспедиционных съемок было создано четыре фильма52.

Педагогическая антропология. За последние десятилетия в нашей стране стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и при­кладной дисциплины педагогическая антропология53. В Западной Европе она рассматривалась в конце 60 — начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования. Особенно активно педагогическая антропология развивалась в 1960—90-е гг.

:ксандров Е.В. Обоснования и принципы визуально-антропологического мониторинга // http:// w-koi8.socio.msu.ru/visualsoc/lv.htm жсандров Е.В. Указ. соч.

1иков П.К. Педагогическая антропология. М., 1986; Бим Бад Б.М. Педагогическая антрополо-■ М., 1998; Максакова В.И. Педагогическая антропология. М., 2001; Огурцов А.П. Педагогичес-антропология: поиски и перспективы // Человек. 2002. № 1; http://courier.com.ru/homo/ H02ogurtsov.htm; Самохин Ю. Вероисповедание как феномен социальной и этнической адапта-1 человека // http://kraevedenie.chat.ru/reiig_sc.htm; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. 1-2. Париж, 1953.

в Германии54, где за эти годы выделились пять подходов55:1) интеграционно-научный (Г. Рот, А. Флитнер); 2) философско-антропологический (О. Больнов, В. Лох); 3) феноменологический, подчеркивавший включенность исследова­теля в исследуемую ситуацию (М.Я. Лангевелд); 4) диалектико-рефлексив-ный, рассматривающий образование как процесс самореализации индивида (В. Клафки), понимаемого как субъект, способный к рефлексивному отно­шению к себе и к окружающему миру; 5) диалогический. Именно педагоги­ческая антропология выдвинула проблематику сущности человека как субъекта образования. Университет Российской академии образования и Институт теории образования и педагогики РАО в 2002 г. провели Между­народную научную конференцию «Педагогическая антропология: концеп­туальные основания и междисциплинарный контекст».

Религиозная антропология. В связи с ренессансом православия в России заметно оживился интерес крелигиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие корни. Так, в 2001 г. в Институте философии РАН состоялся се­минар на тему «Философская и религиозная антропология в современной дис­куссии», в котором приняли участие православные богословы и российские фи­лософы. О религиозной антропологии писал в своих работах, в том числе «Смысл творчества» и «Проблема человека», Н.А. Бердяев56. Он утверждал, что истоки религиозной антропологии надо искать в том числе и в творчестве Ф. Достоев­ского: «Все его творчество — антропологические опыты и эксперименты. Досто­евский — не художник-реалист, а экспериментатор, создатель опытной метафи­зики человеческой природы... Он создал небывалый тип художественно-гности­ческой антропологии»57. Он также писал о том, что природа человека и человеческой души должна более всего раскрыться в России. В России возможна новая религиозная антропология. Отщепенство, скитальчество и странничество — русские черты, и они наряду с другими социокультурными феноменами могут стать предметом ее изучения. «Проблема отношения христианства к миру, к кул ь-туре, к обществу, к современности, которая очень мучила русскую христианскую мысль от Бухарева до Вл. Соловьева и Н. Федорова, есть прежде всего проблема религиозной антропологии»58, — считал выдающийся русский философ.

54 Loch W. Die anthropologische Dimension der Padagogik. Essen, 1963; Kochellis P. Der wissenschaftlicheAspekt im padagogischen Denken//Wissenschaft und Weltbild. 1965. Bd. 18. Hf. 3; Roth H. PadagogischeAnthropologie. Hannover, 1966; Meinberg E. Zur Entwicklung anthropologischer Konzepte in der Padagogiknach dem 2. Weltkrieg // Padagogjsche Rundschau. 1973. Bd.32. Hf. 9. S. 695-712; Meinberg E. DasMenschenbild der modernen Erziehungswissenschaft. Darmstadt, 1988; Liedtke M. PadagogischeAnthropologie als anthropologische Fundierung der Erziehung// Diskussion: Padagogische Anthropologie.Munchen, 1980; Loch W. Der Mensch im Modus des Konnens. Anthropologische Fragen padagogischenDenkens // Diskussion Padagogische Anthropologie / Hrsg. E. Konig. Munchen, 1980; Derbolav J.Padagogische Antyropologie alsTheorie derindividuellen Selbstverwirklichung// Diskussion PadagogischeAnthropologie. Munchen, 1980; Einfuhrung in die padagogische Anthropologie / Hrsg. Ch.Wulf. Weinheim und Basel, 1994.

55 Theorien und Konzepte der padagogische Anthropologie / Hrsg. J. Petersen und G.B. Reinert. Donauworth,

1994. S. 19-20.

56 Бердяев Н.А. Проблема человека (К построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50.С. 3—26. Бердяев Н.А. Стилизованное православие // http://www.magister.msk.ru/library/philos/ berdyaev/berdn023.htm; Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века // http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn025.htm

57 Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // http://www.pereplet.ru/dostoevsky/ berdl.html

ss Бердяев Н.А. О характере русской религиозной мысли XIX века// http://www.magister.msk.ru/library/ philos/berdyaev/berdn025.htm

В XX в. проблема религиозного понимания человека становится одним из решающих факторов осмысления современной ситуации в культуре59. Религиозная антропология — научная и богословская дисциплина, решаю­щая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (кон­цепции Г. Плеснера, М. Шелера, А. Гелена, Г.Э. Хенгстенберга, Э. Корета, В. Паненберга, К. Ранера). Ее, в частности, интересуют проблемы происхож­дения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, оправдания, воскресения, преображения, теологическая танатология, поиски антропологических кор­ней религии, антропологического доказательства бытия Бога; изучение сре­ды обитания человека и перспектив цивилизации; ноосфера и антропосфе-ра; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности. В рамках этой дисциплины решается вопрос о том, определяется ли специ­фика культуры религией (на чем настаивал, например, А. Тойнби) или, на­против, культура выбирает соответствующую религию и адаптирует ее к сво­им традициям (близкую мысль высказывали Вл. Соловьев, а также современ­ный русский ученый Н. Моисеев). В границах религиозной антропологии оформились в качестве самостоятельных ответвлений языческая, исламская, семитская, христианская, православная, католическая и протестантская ан­тропологии. Корни православной антропологии, которая делала акцент на активности самого человека (а именно такая антропология развивалась ре­лигиозными космистами), надо искать в традиции исихазма (священнобез-молвия), возникшего в аскетической практике еще в IV—VII вв., но теорети­чески развитого св. Григорием Паламой60. Она нашла свое продолжение в уникальных идеях русского космизма как направления научно-философской мысли, к которому принадлежат Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.Н. Му­равьев, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич, А.К. Манеев; в религиозно-философской антропологии Ф.М. Достоевско­го, учении Вернадского о ноосфере, в философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева61. Представление о третичном устройстве

('зьмицкас Б.Ю. Религиозно-философская антропология К. Ранера // Философия. Религия. Куль-'ра. М.: Наука, 1980; Кимелев Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропо->гия. М.: Наука, 1985; Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998; Рус-сая религиозная антропология: Антология: В 2 т. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшина. I., 1997; Уваров М.С. Религиозная антропология в ситуации постмодерна // http:// ithropologia.spbu.ru/ru/texts/uvarov/rapostm.html; Киприан (Керн), архим. Антропология св. Гри->рия Паламы/Вст. ст. А.И. Сидорова. М., 1996 (Репринт, изд.: Париж, 1950); Пантелеймон, иером. нтропология по творениям св. Иоанна Дамаскина // Богословский Вестник. 1914, март. С. 475— '8; Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии // Вестник русского христианского шжения. 1989. № 154. С. 81—96; Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской ггропологии. М., 1993; М., 1996; Проблема телесности в антропологии исихазма// Новые идеи в илософии: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. Пермь, 1998. С. 176-178; Сердце в эавославной антропологии // Православный Летописец Санкт-Петербурга. 2000. № 1. С. 65-77; епомнящий И. О православной антропологии // http://www.zavet.ru/publ/nauk001.htm. рот. Иоанн Мейендорф. Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981; Хоружий С.С. Пра-эславно-аскетическая антропология и кризис современного человека // http://www.pravoslavie.ru/ ibytia/chelovekkonf/horuzhy.htm. гменова С.Г. Русский космизм // http://sufism.ru/barzah/cosm03.htm

народа-личности (религия, душа, культура) опирается на православную ан­тропологию с ее учением о тройственном составе природы человека (дух, душа, тело). Сегодня православная антропология входит в число основных православных вероучительных дисциплин; составление полного свода пра­вославной антропологии, которое должно иметь большое миссионерское значение и послужить дальнейшему развитию социальной концепции Рус­ской православной церкви, объявляется приоритетной задачей.

Внутри современной антропологии сегодня формируются новые отрас­ли и разделы: управленческая антропология62, социальная антропология орга­низаций, художественная антропология63, тендерная антропология (Г. Крипе, Дж. Фридландер, И. Кон, Н. Пушкарева), антропология возраста, интегра-тивная антропология, эниологическая антропология (опыт внедрения вос­точной медицины) и др. Антропология возраста — один из разделов социаль­ной (культурной) антропологии — исследует возраст человека как био- и социокультурный феномен64. В рамках данного направления рассматривается процесс становления социально-возрастного неравенства в традиционных обществах, его реализация в современных этнических культурах и субкуль­турах, конфликты между поколениями.

62 Шепель В.М. Управленческая антропология. М., 2001.

63 Савельева В.В. Художественная антропология. Алматы: АГУ им. Абая, 1999; Удодов Б.М. Пушкин:художественная антропология. Воронеж, 1999.

64 Бочаров В.В. Антропология возраста: Научное исследование. СПб., 2001.

Не только междисциплинарное, но и внутридисциплинарное знание представляет собой сложноразветвленную и функционально взаимосвя­занную систему. Ее элементами выступают уже не отдельные науки, а отрасли знания внутри одной науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.