Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Немецкая школа социологии




Если для французской школы основными темами исследования были разделение труда, коллективное сознание и солидарность, религия и само­убийство, историческая динамика общества, то для представителей немец­кой школы социологии таковыми являлись отчуждение труда, рациональ­ность и бюрократия, эволюция капитализма и развитие общества, религия, социальные институты и общности, мотивация экономического поведения. Основные представители этой школы — выдающиеся немецкие ученые Г. Зиммель, Ф. Теннис и М. Вебер.

На Георга Зиммеля (1858—1918), автора более 30 книг, посвященных фи­лософии культуры, социологии, этике, эстетике, истории философии, наи­большее влияние оказали идеи немецкой исторической школы, с предста-

вителями которой он поддерживал личные контакты, учение К. Маркса (это чувствуется в главной работе Зиммеля «Философия денег»), философия жизни (поздний период творчества Зиммеля), а самое главное — воззрения немецкого философа И. Канта (ему посвящены докторская диссертация Зиммеля и многочисленные работы по методологии).

Рассматривая динамику культуры, Зиммель предлагает глобальную схе­му ее развития, в которой описывается процесс бесконечного порождения жизнью новых культурных форм. Со временем последние окостеневают, становясь тормозом дальнейшего движения жизни, а потому заменяются новыми формами, обреченными пережить ту же судьбу. Развитие культуры проходит через противоборство и конфликт противоположных начал — со­держания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и «объективной» куль­тур. «Трагедия культуры» заключается в неустранимости данного противо­речия. Сама жизнь как неоформленное начало противостоит культуре, во­плотившей принцип формы вообще. Отсюда берет начало термин «формальная социология», основными понятиями которой являются «содер­жание» (исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человечес­ких взаимодействий) и «форма» (универсальный способ воплощения и реали­зации исторически изменчивых содержаний). Человеческое общество — странная смесь и взаимодействие формы и содержания.

Важной категорией в его учении выступала ценность, которая, будучи фундаментальным отношением, определяла все другие отношения в обще­стве. Над миром конкретного бытия, считает Зиммель, возвышается мир идеальных ценностей, выстраивающий совершенно иную иерархию вещей и отношений, чем та, которая существует в материальном мире. Два мира — материальный (мир вещей) и идеальный (мир ценностей) — сосуществуют, как пересекающиеся вселенные, как два измерения одного мира — тут и здесь одномоментно.

В «Философии денег» (1890) Г. Зиммель предпринял глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Он рассмотрел современный индустриальный мир, миграцию и подготовку рабочей силы, различия между умственным и физическим трудом, отношения лидерства, господства и под­чинения, денежный обмен на бирже, механизм действия меновой и потре­бительной стоимости, наконец, проблемы социальной и групповой диффе­ренциации.

Категория денег послужила Г. Зиммелю тем увеличительным стеклом, благодаря которому удалось лучше рассмотреть скрытые механизмы соци­альной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических фор­мах. Через категории «труд», «отчуждение», «ценности» Г. Зиммель выхо­дит на феноменологию капитализма. Возникновение денег разрушает лич­ностный характер отношений между людьми. Их место занимают анонимные, безличные отношения. Этот, казалось бы, негативный момент в социальной эволюции имеет неожиданные позитивные следствия: вмес­те с денежным расчетом и анонимностью в человеческие отношения втор­гается рационализм, или рациональность. Проникшая в сферу делового предпринимательства рациональность формирует совершенно новый тип человека — принципиально открытого для отчуждения и денежного расчета. Его субъективный мир незащищен перед неумолимой логикой объектива-

ции. Деньги — символическая мера равенства людей перед небытием. В чистом виде деньги сначала отражают ценностное отношение вещей (хро­нологически раньше люди стали сравнивать и оценивать друг с другом две вещи, как два товара), а затем проникают в мир человеческих отношений и становятся мерой ценностного отношения людей. Деньги уравнивают лю­дей (негативное равенство) как производителей или потребителей вещей, созданных человеческим трудом. По мере того как вещь из цели превраща­ется в средство достижения чего-либо, работник все больше отчуждается от продукта и средств труда.

Зиммель внес вклад в развитие социологического анализа города, рели­гии, познания, его идеи нашли отражение в философской антропологии. Г. Зиммель и М. Вебер разработали принципиально новую методологию со­циального познания, совершив своего рода коперниканский переворот в со­циологии. С них да еще с Э. Дюркгейма она, собственно, и начинается как строгая научная дисциплина.

Социология Фердинанда Тенниса (1855—1936) — один из первых опытов построения системы формальных, «чистых» категорий социологии, позво­ляющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем,

а также тенденции социальных измене­ний. Он разделил социологию на «об­щую» и «специальную». Первая должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, об­щие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на «чистую» (теоретическую), «приклад­ную» и «эмпирическую» (социографию) изучает собственно социальную жизнь. В своем главном труде «Община и общество» (1887) Теннис предложил ставшую позже классической ти­пологию социальности: сообщество (община), где господствуют непосред­ственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Субъектами отношений родства выступают члены семейной ячейки: мать и дети, братья и сестры, отец (различные виды отно­шений и позиций в семье). Наряду с семьей к отношениям «общинного» («со-общностного») типа относятся соседство и дружба. Субъектом обществен­ных отношений является «лицо» — объект формально-юридических связей. «Лицо» есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, слу­чайным образом.

Множество лиц способно составить систему и конституировать «фиктив­ное лицо», представленное собранием или отдельным индивидом. Если «общинные» отношения предполагают «высшую самость», то «обществен­ные» — «искусственное лицо». Отсюда следует и различие главных экономи­ко-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о «владении», «земле», «территории», «семейном праве», во втором (обществе) — об «имуществе», «деньгах», «обязательственном» (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса и контракта (договора).

Касаясь динамики общества, Теннис полагал, что «общинная» со­циальность в ходе истории все больше вытесняется «общественной» соци­альностью. Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хо­зяйствования, деревенской и городской жизни, религии, государства, по­литики, общественного мнения и т.д. С течением времени Теннис включил в свою типологию дополнительные признаки: плотность социальной свя­зи, количество участников, сотрудничающий или соперничающий харак­тер связи, — в результате чего получалась очень подробная схема, которая в полном виде нашла отражение в одной из его последних работ — «Введе­ние в социологию» (1931).

Самым выдающимся представителем немецкой школы, без сомнения, является Макс Вебер (1864—1920), энциклопедически образованный уче­ный, внесший неоценимый вклад практически во все сферы социологии. Правовед по образованию (юриспруденцию он изучал в Гейдельбергском университете), он начинал свою научную деятельность с исследований в области экономической истории. Его диссертация, посвященная средне­вековым торговым компаниям, выполнена в духе исторической полит­экономии.

Характерно, что с ранних работ Вебер заявляет основные принципы сво­ей методологии: 1) тесная связь эмпирической социологии с исторической; 2) первичность социокультурных факторов (в частности, религии) при объяснении экономического и трудового поведения. Средний период твор­чества с точки зрения социологии отмечен его участием в эмпирических исследованиях в промышленности, и только поздний дает необходимые ис­точники для идей Вебера как вполне определившегося теоретического со­циолога. В 1905 г. появляется его всемирно известная книга «Протестант­ская этика и дух капитализма», а в 1922 г. посмертно выходит фунда­ментальная работа «Хозяйство и общество».

В методологии М. Вебера можно выделить несколько основных момен­тов: 1) концепция идеального типа; 2) метод причинно-следственного (ка­узального) объяснения; 3) принцип сопереживающего понимания моти­вов поведения; 4) принцип отнесения к ценности. Они возникли из по­пытки объединить эвристику естественных и гуманитарных наук, перенести в социологию все самое рациональное из них и таким способом усилить ее познавательные возможности. Из первых Вебер позаимство­вал каузальный метод и приверженность точным фактам, из вторых — метод понимания и «отнесения к ценности». Он резко выступал против психологизации социологии и использования в ней оценочных суждений, основанных только на субъективных мнениях ученого. Одновременно Вебер не соглашался с применением метафизических универсалий типа «общество», «народ», «государство», «коллектив», полагая, что объектом исследования может быть только индивид, ведь только он обладает мотивацией, сознанием и рациональным поведением. Абстрактные же понятия суть метафоры, в которых нивелируется конкретный индивид. Это еще один шаг навстречу естествознанию и требованиям позитивиз­ма. Но отступлением от него и шагом к чистой философии надо считать принцип понимания.

Разумеется, М. Вебер не выступал против вероятностно-статистичес­ких методов в социологии. Но статистическая связь повторяющихся яв-

лений сама по себе еще мало что значит, ведь она может быть случайной. Обнаружение с помощью количественных методов статистических свя­зей — лишь первый этап. Второй этап предполагает установление внут­ренней обусловленности связи между явлениями или поступками, т.е. поиск логики мотивов, содержания поступков или того социального смыс­ла, который люди придают своим действиям, ориентируясь на «значимых других». Только в этом случае вероятность связи получит логическое доказательство. Стало быть, социологическое объяснение является не только фактуально вероятностным, но и субъективно значимым. Подоб­ный синтез и дает причинное объяснение в социологии. Наблюдая цепочку реальных действий людей (например, забастовку), мы должны сконстру­ировать их правдоподобное объяснение на основе внутренних мотивов. Мотивы мы приписываем благодаря знанию того, что в схожих ситуаци­ях большинство людей поступают точно также, руководствуясь аналогич­ными мотивами.

Суть социологии капитализма можно тезисно выразить так: 1) капита­лизм — это универсально-исторический процесс, охватывающий всю исто­рию человечества; 2) в разные эпохи различные страны, начиная с древнего Китая, Египта, Вавилона, предпринимали попытки приблизиться к рацио­нальному (правильному, цивилизованному) капитализму, но удалось это сде­лать только нескольким наиболее развитым странам Западной Европы в Новое время; 3) ключевым моментом, предопределившим успех стран Запада в построении капитализма, явились не развитая промышленность или эко­номика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии — протестантизм; 4) существует множество форм капитализма, среди них толь­ко одна является истинной, а все другие — ложными подобиями.

Процесс «капитализации» всех стран мира, их нацеленность на пост­роение у себя высшей формы товарно-денежных отношений М. Вебер на­зывает рационализацией, высшим проявлением которой стало зарождение современного капитализма. М. Вебер полагал, что западноевропейский ка­питализм — явление в мировой истории уникальное, оно может никогда больше не повториться, ибо не повторится то стечение обстоятельств, ко­торые его вызвали (главные среди них — протестантизм и соответствую­щая ему трудовая этика). К правильной модели капитализма не смогли приблизиться древние и средневековые государства, которым из общего набора предпосылок всякий раз недоставало то одного, то двух условий. Идеи западного капитализма не смогла реализовать Россия (ее анализу Вебер посвятил две крупные статьи). Причины — неразвитость средних городских слоев, господство традиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии («архаического аграрного коммунизма»), ут­рата частной собственностью священного ореола неприкосновенности, неразвитость личностного начала и основ буржуазной демократии. Огром­ную роль здесь играет импортированный капитал, хотя общество в целом базируется на архаическом аграрном коммунизме. Иначе говоря, того стечения уникальных обстоятельств — оригинальная религиозная этика труда, необычная экономическая структура, индивидуальные свободы и независимая (секулярная) университетская наука, автохтонная буржуазия и сильный денежный класс, которые породили западный капитализм, — в России быть не может. Зрелый капитализм, импортированный в отста-

лую страну, только усилит, по мнению Вебера, радикальные социалисти­ческие элементы, которые приведут к революции, а та, в свою очередь, усилит власть бюрократии.

Ныне теория Вебера признана во всем мире. Именно ее считают наибо­лее правильной в объяснении природы капитализма. Ей отдают предпоч­тение даже экономисты, привыкшие выводить одни экономические явле­ния из других. Заслуга Вебера в том, что он научил нас видеть за экономи­ческими событиями более фундаментальные, невидимые глазу и не просчитываемые в денежном эквиваленте движущие силы, лежащие в скла­де мышления и образе жизни людей. Именно от них зависит то, какой ка­питализм они себе построят. Социология Вебера оказала фундаментальное влияние на западную социологию XX в. Интерес к ней не угасает многие десятилетия, а в середине 70-х и конце 80-х гг. возник своеобразный «ве-беровский ренессанс».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.