Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл научной дисциплины




S

Прикладная социология культуры — научное направление в рамках социо­логии культуры, занимающееся социокультурной диагностикой культурной инфраструктуры, анализом эмпирических данных, разработкой и внедрени­ем практических рекомендаций, управленческим консультированием местных властей по улучшению культурной ситуации в данном городе, округе, райо­не, губернии и т.д. Прикладной социолог способен оказать городской адми­нистрации неоценимую помощь в правильном планировании и размещении учреждений социального, культурного и бытового назначения. Именно он выяснит, в какое время суток и в какие районы города больше всего приезжа­ют и отъезжают люди, какие культурные учреждения посещаются интенсив­нее, стоит ли строить в «спальных районах» театры и музеи или ограничиться, как это практикуется в последние годы, кафе и ресторанами, какой должна быть репертуарная политика кинотеатров и видеосалонов в зависимости от возраста, пола и уровня образования жителей района. Социолог выяснит пол­ный список культурных потребностей и предпочтений горожан на сегодняш­ний день. Построив рейтинг всевозможных учреждений культуры (театров, клубов, библиотек, музеев), он поможет установить, что именно и в каком количестве стоит ныне строить, а что необходимо «заморозить». Так, далеко не все поверили уральским социологам, выявившим еще в 1968 г. тенденцию к значительному сокращению посещаемости кинотеатров, особенно городских. Однако этот прогноз оправдался (исследование Л.Н. Когана).

Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную вели­чину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре воз­никает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологичес­кого знаний36.

Жизненный цикл научной дисциплины — это последовательность взлетов и падений научной активности на протяжении всего времени существования данной дисциплины.

Первое, что следует отметить в связи с этим, — это разная продолжитель­ность существования научных дисциплин. Социология труда зародилась в конце XIX в., достигла своего пика в середине XX в., испытала упадок в конце XX в., но и в начале XXI в. нельзя говорить о том, что дисциплина оконча­тельно исчезла. Направление изучения образа жизни, если можно его отно­сить к разряду дисциплин, возникло в начале 70-х гг. и исчезло в начале 90-х гг. XX в. Данная отрасль появилась на свет по конъюнктурным сообра­жениям, не имеющим ничего общего с научной деятельностью, что связано с обращением политиков от КПСС к образу жизни советских людей, кото­рый должен был подчеркнуть преимущества социализма. Данное направле-

Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специаль­ностей /Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. С. 42.

ние умерло естественной смертью вместе с исчезновением КПСС и ее соци­альной программы.

Таким образом, в зависимости от продолжительности существования научной дисциплины ее цикл должен принимать различный вид: на корот­ком историческом промежутке должно быть меньше подъемов и спадов, на длинном — больше. Короткий жизненный цикл может напоминать одногор­бого верблюда — взлет и падение, а длинный жизненный цикл может похо­дить на двугорбого и даже «многогорбого» верблюда. Чем дольше существу­ет научная дисциплина или отрасль науки, тем сложнее у нее биография и замысловатее график динамики.

В общем виде можно выделить две модели жизненного цикла научной дисциплины (отрасли) — простую и сложную (рис. 25).

Согласно простой модели развивалось изучение образа жизни, а соглас­но сложной модели — социология труда.

Индивидуальную схему можно составить практически для любой субдис­циплины, отрасли или направления в социологии. Вначале необходимо об­говорить начальные условия: 1) отображается мировая социология в целом или национальная (американская, французская, российская); 2) как учиты­вается количество публикаций в данной отрасли по годам (обобщающие ра­боты, библиотечные каталоги или иные источники); 3) что считать относя­щимся к данной отрасли: а) работы, целиком посвященные избранной те­матике, скажем социологии города, б) работы, в которых данная тематика упоминается или изучается наряду с другими проблемами (при этом необ­ходимо установить, является ли избранная тематика доминирующей или рядовой); 4) учитываются только опубликованные исследования или и не­опубликованные, также, к примеру, научные отчеты о проведенных эмпи­рических исследованиях, хранящиеся в ведомственных архивах, в архивах на­учных учреждений и т.д.

Затем можно переходить к построению графика жизненного цикла дис­циплины. В наше время одним из лучших (если не наилучшим) обобщаю­щих трудов, на основании которого можно построить «биографию» той или иной социологической отрасли, является созданная учеными Института со-

Рис. 25. Простая (а) и сложная (б) модель жизненного цикла научной дисциплины:

— количество публикаций в данной отрасли; В — историческое время (в годах); С — кривая, изображающая траекторию жизненного цикла данной дисциплины (отрасли)

циологии РАН «Социология в России» под редакцией В.А. Ядова, вышед­шая двумя изданиями — в 1996 и 1998 гг.

В этом труде, дающем ретроспективу развития отечественной социоло­гии за полтора столетия, ведущие социологи страны, каждый специалист в своей отраслевой дисциплине изобразили в главных темах, исторических фактах, теоретических и эмпирических исследованиях динамический порт­рет той или иной области: общественного мнения, аграрной социологии, социологии молодежи и др. Касаясь развития своей отрасли, практически все авторы подчеркивают, как правильно заметил в своей рецензии на эту книгу А.Г. Здравомыслов, точки разрыва в поступательном движении научной мысли. Почти во всех отраслевых главах говорится о нарушении преемствен­ности: о перерыве в развитии социальной урбанистики почти на 30 лет, пре­кращении конкретных исследований села с середины 1930-х гг., репрессиях по отношению к тем, кто занимался социологией труда и производства, и обусловленном этим разрыве поколений в данной области социологическо­го знания, прекращении существования социологии образования в качестве позитивной науки на долгий период, об аналогичных процессах в области социологии религии, демографии, о запрещении эмпирических исследова­ний советской политики, прекращении изучения различных форм отклоня­ющегося поведения и динамики общественного мнения37.

Прерывное развитие социологии в нашей стране как: а) исследователь­ской дисциплины и б) образовательной дисциплины имеет совершенно осо­бый сценарий, влечет достижения и последствия для общества, отличные от сценария, достижений и последствий науки с непрерывной траектори­ей развития. На исторической карте отечественной социологии следует от­метить три ключевые точки: 1) «рождение» социологии, происходившее в 1860—1880-е гг.; 2) юридическая, когнитивная и институциональная «смерть» социологии в 1930-е гг. в связи с началом массовых репрессий; 3) второе «рождение» социологии в 1960-х гг. В отличие от стран непрерыв­ного социологического образования (США, Франция, Англия), страны пре­рывного социологического образования (Германия, Россия, Италия) не сформировали регулярной традиции. Отсутствие регулярной традиции оз­начает помимо других недостатков нарушение межпоколенческой преем­ственности у живых носителей научных знаний, нарушение личного кон­такта при передаче знаний от учителя к ученику, возвратные движения науки при каждом следующем «рождении», трудности в институциализа-ции (приходится заново пробивать правительственные постановления, раз­решающие деятельность представителей данной профессии, вновь учреж­дать кафедры, факультеты, журналы и др.).

Непрерывное развитие социологической науки отвечает ряду требований:

а) между различными фазами одного и того же процесса должна бытьпреемственность во времени, т.е. следующая фаза продолжает развиваться стого момента, на котором остановилась предыдущая, либо продолжает ре­шать те задачи, которые не успела решить предыдущая стадия развития;

б) все стадии одного процесса, если он обладает признаком развития,должны иметь восходящую линейную (в отдельных ситуациях циклическую)

Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // http://www.user.cityIine.ru/~grizdrav/rsoc.html

направленность, т.е. социальное развитие должно называться прогрессом — постепенным восхождением от низших к высшим стадиям;

в) между различными стадиями восходящего процесса должна сохранять­ся преемственность поколений — живых носителей традиций и норм. Это означает, что если между двумя соседними стадиями выпало несколько по­колений людей и разорвалась живая эстафета передачи накопленных знаний, социального опыта и традиций, то неправомерно говорить о том, что перед нами две стадии одного процесса.

Ни один из указанных критериев не характерен для российской социо­логии. Прерывистая линия развития означает также утечку мозгов в связи с обострившимися политическими условиями в стране. Подобное наблю­далось в нашей стране дважды: а) когда в 1922 г. В.И. Ленин постановил собрать всю русскую интеллигенцию и отправить ее в эмиграцию; б) когда в 1970—1980-е гг. прокатилась волна еврейской эмиграции и страну поки­нули некоторые квалифицированные социологи. Экономическая эмигра­ция начала и середины 1990-х гг. не нанесла серьезного урона отечествен­ной социологии, хотя и вытолкнула за границу часть кадров (их было не­много и выдающейся квалификацией они не обладали).

Прерывистое развитие означает, что возрождение социологии начинает­ся с «обучения у Запада». В 1960-е гг. в области методики и техники эмпи­рических исследований, как, впрочем, и в теоретико-методологической сфе­ре, советские социологи учились — открыто или тайно — у американских социологов. Концептуальная зависимость одной страны от другой означает, что в течение долгого времени серьезного прорыва в фундаментальной об­ласти науки ждать не следует. Это означает также, что все новации — теоре­тические, методологичесие, методические — будут иметь не национальный, а импортный характер.

Наряду с прерывистым развитием жизненный цикл российской социо­логии имеет еще одну неприятную особенность — запаздывающую институ-циализацию, т.е. создание факультетов, кафедр, профессиональных ассоци­аций, журналов и других элементов научной инфраструктуры. Ключевые точки институциализации социологии в США и России отстоят во времени друг от друга на 100 лет. Первый профессиональный журнал в США появился в 1895 г. («American Journal of Sociology»), а в России — в 1974 г. («Социоло­гические исследования»). Первый социологический факультет возник в Чи­каго в 1892 г., в Москве — в 1989 г. Вековое отставание в институциализа­ции социологии чревато рядом негативных последствий: первое — страна за­паздывающего развития вынуждена сегодня повторять и воспроизводить то, что в развитых странах было создано позавчера; второе — национальная со­циология на позднем этапе включается в уже сложившуюся систему разде­ления научного труда, где основные роли, рейтинги и престижи расписаны, а места заняты. Очень долгое время ей приходится утверждать себя на меж­дународной арене, доказывая свой научный приоритет в тех или иных тема­тических областях и направлениях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.