КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология культуры
Как и социология труда, социология культуры представляет собой отрасль социологии. Предмет социологии культуры — любые культурные процессы, происходящие в обществе и охватывающие большие социальные группы. В сферу ее изучения входят интересы, мотивы, ценностные ориентации широких масс. Ее специфика определяется особенностями эмпирических методов — анкетного опроса, интервью, наблюдения кинозрителей, читателей, посетителей музеев и т.д., дающих сведения об их культурных предпочтениях, художественных вкусах, мнении о прочитанном и др. Изучение этого среза реальности не входит в качестве отдельной темы ни в культурологию, ни в этнографию, ни в антропологию. Социологию культуры интересует, почему молодежь предпочитает авангардную музыку, абстрактную живопись, модернистский театр, а пожилые люди склонны к более консервативным формам искусства; зависит ли интенсивность посещения учреждений культуры от возраста, пола, образования; зависят ли культурные предпочтения людей (например, увлечение авангардным или традиционным искусством) от размера дохода, места проживания (город — село, столица — периферия и т.д.), социального положения; какова по содержанию и интенсивности досуговая деятельность у разных слоев населения, у разных по характеру труда групп работников и т.д. Социология культуры включает множество подцисциплин: социология образования, социология науки, социология морали, социология религии, социология искусства, социология досуга, социология спорта и др. Сегодня наблюдается тенденция к еще более узкой специализации знания, поэтому внутри подцисциплин выделяются самостоятельные тематические области и направления, например: в социологии искусства — социология театра, социология чтения, социология кино, социология концертной деятельности, социология изобразительных искусств; в социологии образования — социология средней школы, социология профессионально-технического образования, социология высшей школы (социология студенчества) (рис. 24). Иногда социология культуры подвергается чрезмерной специализации и дроблению. Так, по мнению видного специалиста Л.Н. Когана, социология культуры «включает в себя несколько относительно самостоятельных научных дисциплин, которые могут быть объединены в три связанные друг с другом группы.
1. Группа социологических дисциплин, связанных преимущественно с изучением материальной культуры: а) социология культуры материального производства; б) социология культуры быта; в) социология физической культуры; г) социология сексуальной культуры. 2. Группа социологических дисциплин, относящихся преимущественно к духовной культуре: а) социология образования; б) социология науки; в) социология нравственной культуры; г) социология религиозной культуры; д) социология художественной культуры. 3. Группа социологических дисциплин, которые не могут быть однозначно отнесены ни только к материальной, ни только к духовной культуре, т.е. представляющих собой "вертикальное сечение" и материальной, и духовной культуры: а) социология политической культуры; б) социология правовой культуры; в) социология экономической культуры; г) социология эстетической культуры; д) социология экологической культуры»34. Вряд ли целесообразно такое дробление социологии культуры. Внутри этой отрасли социологии существует множество подотраслей, но множество ограниченное. Если, скажем, в США по социологии популярной культуры, или поп-социологии, проведены тысячи эмпирических исследований и опубликованы сотни книг и статей, то данная подотрасль имеет право на самостоятельное бытие. А если по социологии экологической культуры или со-циолотии культуры материального производства, выделенных Л. Котаном, не написано ни одной работы, то следует сомневаться в наличии этих областей знания вообще. Другие специалисты, в частности Ю.А. Клейберг35, предлагают выделять в сфере социологии культуры следующие субдисциплины: ♦ социология досуга; ♦ социология города и села; ♦ социология науки; ♦ социология воспитания; ♦ социология девиантного поведения; ♦ социология массовых коммуникаций; ♦ социология игры; ♦ социология общения; ♦ социология менеджмента; ♦ социология технологий культуры и досуга. Таким образом, круг проблем, которые охватываются социологией культуры, очень широк. Сюда входят: изучение воздействия разных форм общения (лекции, речи на митинге, беседы) на аудиторию; анализ состава создателей ценностей культуры (профессиональных и самодеятельных) по возрасту, полу, социальному положению, стажу работы, образованию; выяснение социальных ролей творцов и потребителей культурной продукции, зависимости продукции от характера труда ученых, музыкантов, актеров, режиссеров, администрации; исследование жизненного цикла художественного произведения, например книги, в том или ином сообществе (написание, рецензирование, сдача в издательство, редактирование, публикация, обретение популярности или забвение, цитирование, критика, превращение в классику и т.п.) и творческой карьеры самих писателей, художников, ученых и др. Внутри отрасли в качестве самостоятельного образования выделяется прикладная социология культуры. Специфика социологического изучения содержания телепередач, книг, спектаклей, фильмов состоит в том, что социология изучает массовые, вероятностные, обладающие регулярностью культурные феномены. В ее задачу не входит объяснение эстетической ценности произведения искусства, его своеобразия и неповторимости — это прерогатива кинокритики и искусствоведения. Социолог, обращаясь к анализу культурного явления, выделяет устойчивые, единообразные, сравнимые единицы, поддающиеся дальнейшей квантификации. эганЛ.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992. С. 15. хейберг Ю.А. Программа курса «Социология культуры и досуга» // Социологические исследова- |я. 1993. №7. С. 35-41.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |