Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимающая социология




Понимающая социология сформировалась в конце XIX — начале XX вв. как враждебное позитивизму направление. Она ведет свое происхождение от идей философии жизни и неокантианства. Основополагающую идею пони­мающей социологии сформулировал Вильгельм Дильтей (1833—1911), разгра­ничивший природу и общество как чуждые друг другу сферы бытия. Обще­ство создается бесконечной игрой человеческих взаимодействий и представ­ляет собой духовное начало.

Поскольку природа и общество так сильно отличаются друг от друга, раз­личными должны быть и методы их познания. Для природы больше подхо­дят те приемы причинно-следственного и статистического объяснения, ко­торые давно применяются в физике и других естественных дисциплинах. В социальном познании необходимы иные процедуры: интроспекция — само­наблюдение, благодаря которому чело­век заглядывает внутрь себя и изучает поток своего сознания; сопереживание, или понимание, благодаря которому мы можем заглянуть внутрь другого челове­ка, поставив себя на его место и пере­жив то, что в данный момент пережи­вает он; культурологический анализ — интерпретация духовных символов и объектов.

Единство этих трех методов познания заключается в том, что все они нацеле­ны на постижение духовного мира, ибо отдельный индивид, другие люди и общество в целом суть духовные образо­вания, которые открывают свою сущность только внутреннему взору. Духов­ное сопереживание и постижение Дильтей именует «пониманием» (das Verstehen). Позднее данный термин станет одним из ключевых в социологии М. Вебера. Поскольку человек—существо духовное, то и во внешнем мире он должен искать проявления духовного начала, делая их предметом своего изу­чения. Отсюда и название — «науки о духе», в число которых по сложившейся в XIX в. традиции включали также социологию.

В первой половине XX в. идеи понимающей социологии развивали в Гер­мании кроме В. Дильтея также Г. Зиммель и М. Вебер, а в США — Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Ф. Знанецкий и др.50

Автором самого термина «понимающая социология» и первой концептуальной разработки понимающей социологии был М. Вебер.

Макс Вебер (1 864— 1920) органично продолжал великие традиции немец­кой философии, прежде всего неокантианства и философии жизни. Тем не менее, обратившись к социологии, он предложил строить ее на совершен­но ином фундаменте. Благодаря усилиям его предшественников, в частно­сти представителей неокантианства (Г. Риккерт) и философии жизни (В. Дильтей), с одной, и немецкой исторической школы (В. Рошер, К. Книс) — с другой стороны, между естественными и гуманитарными на­уками образовалась такая глубокая пропасть, которая грозила разрушить це­лостность всего здания науки. Строить социологию по образу и подобию физики, опираясь на позитивистскую методологию, как это делали фран­цузы О. Конт и Э. Дюркгейм, Веберу не хотелось — слишком очевидным было различие двух родов знания. Но оно не было столь вопиющим, чтобы противопоставлять одно другому. Поэтому Вебер предложил свой путь, который можно назвать третьим путем: он объединил методы естественных и гуманитарных наук, но не механически, а органически.

Он намеревался оставить в социологии все ценное и от естествознания, и от гуманитарных наук. Вебер предложил объединить в социологии два метода — качественный, направленный на постижение скрытых мотивов и присущий гуманитарному знанию, и количественный, призванный изме­рять степень корреляции повторяющихся действий на основе статистичес­ких связей, присущий естествознанию. Социальную реальность, по Вебе­ру, надо, во-первых, интерпретировать, постигая внутренний смысл чело­веческих поступков, сопереживая с другими, во-вторых, объективно измерять при помощи статистики. Оба метода не противостоят друг другу, они дополняют друг друга и только в совокупности дают полную картину реальности. Каждый порознь дает только частичную истину. Субъективное «подразумевание» значения или мотивов действия дает такую же прибли­зительную картину, как и объективное измерение при помощи статисти­ческих средних величин.

Предложенный М. Вебером проект переустройства социального знания можно сравнить только с научной революцией, совершенной Коперником. Гуманистическая и естественно-техническая составляющие социологичес­кого знания отныне не разрывались, а соединялись в некую органическую целостность. У социологии появился двойной статус, который одновремен­но и усложнял ее жизнь, и открывал ей новые перспективы в познании мира. Отметим, что сходную революцию примерно в то же время стала пережи­вать и психология, но там революционный переворот до сих пор не завер­шился: гуманистическая и сциентистская составляющие находятся в про­тивоборстве, чаще ослабляя, нежели усиливая позиции психологии.

По существу, М. Вебер заложил фундамент современной социологии. Социология должна стремиться прежде всего к пониманию не просто чело-История буржуазной социологии первой половины XX века. М.,1979. С. 266; Современная запад­ная социология: Словарь. М., 1990. С. 268-269; Weber M. Wirtschalt und Gesellschaft. Tub., 1922; Dilthey W. Gesammelte Schriften. Lpz. В., 1925.

веческого поведения, а его значения. Любой общественный институт (госу­дарство, производство, право, семья), как и общество в целом, надо рассмат­ривать как бы с точки зрения интересов индивида. Иными словами, в этих обобщающих абстракциях, отображающих совместное поведение людей, надо искать то, что имеет значение для человека, что значимо для него. Только то, что ценится им как влияющее на его поведение, то и реально с социоло­гической точки зрения. Социолог призван понять смысл поступков челове­ка. Ученый должен выяснить, какой смысл придает своим поступкам сам человек, какую цель и значение вкладывает в них, какими мотивами и сти­мулами движим. Логика социологического изучения должна строиться та­ким образом, чтобы каждое отдельное действие можно было поместить в цепочку других мотивируемых и рационально понятых движений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.