КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы теоретизирования в качественном исследовании
Врезка 1. Поступательная аппроксимация (приближение, соответствие) как переформулировка концепций путем их постоянного неоднократного сопоставления со свидетельствами, полученными в поле. В процессе такого сопоставления концепции постоянно оттачиваются, в результате — свидетельства и теория наиболее адекватно соотносятся друг с другом. 2. Иллюстративный метод, где эмпирические свидетельства используются для того, чтобы проиллюстрировать или «привязать» теорию к эмпирии. Существовавшая ранее теория оставляет "открытые ящики», пустоты, не описанные теорией, и исследователь выясняет, могут ли полученные им эмпирические свидетельства заполнить эту нишу. Новые свидетельства могут как опровергнуть, так и подтвердить ранее существовавшую теорию.
3. Аналитическое сравнение (Дж.С. Миль). Исходя из уже существующих теорий, исследователь развивает идеи о повторяющихся образцах отношений или поведения. Он фокусируется на нескольких постоянно воспроизводящихся явлениях и ищет повторы таких образцов внутри определенного социального контекста. 4. Метод согласия развивает предыдущий тип теории, фокусируясь на том, что является об- щим для всех случаев. Исследователь устанавливает, что случаи имеют сходный общий результат, и ищет общие факторы, приведшие к такому сходству. 35 Glaser В.С, Strauss A.L. The discovery of grounded theory: Strategies for qualitative research. Chicago:Aldine, 1967. P. 3. 36 Glaser B.G. Doing Grounded Theory: Issues and Discussions. Sociology Press, 1998. P. 50. Ядро граунд-теории включает несколько компонентов: 1. Эмпирический, итерационный (многократный) подход к сбору и анализу данных. Это означает, что данные собираются, анализируются и пересматриваются циклически, что позволяет улучшить контроль ученого за качеством собираемой информации. 2. Постоянное применение сравнительного метода при построении теории. Поиск сходства в совершенно различных явлениях предпринимается для того, чтобы ярче высветить суть явления либо социологическую переменную. Блестящий пример — ответ А. Страусса на вопрос своего давнего коллеги и сторонника «понимающей социологии» Эверетта Хьюза: «Что общего у священника и проститутки?» Ответ был таким: «Тот и другой совершают свое дело скрытно, поэтому для постороннего глаза оно наполнено таинственности». Увидеть общие черты между столь далекими явлениями — суть качественного метода. Сравнительный анализ может также применяться по отношению к аналогичным случаям для выявления их противоположностей. Два представителя одного поколения могут начинать с одинакового социального положения и достичь высокого служебного статуса, но двигаться к этому разными путями (траектория мобильности). Здесь при сравнительном анализе оказалось, что условия и результаты в двух случаях схожие, а характер процесса — разный. 3. Особый способ составления выборки, который принято называть теоретическим. Акцент поставлен не на репрезентативность данных, а на получение богатого эмпирического материала, на базе которого 4. Метод различия отбирает случаи, которые сходны по большинству своих параметров, но по некоторым существенно различаются. Фиксируются черты, которые делают случаи схожими, и черты, посредством которых они различаются. Путем сопоставления исследователь отыскивает черты, которые ведут к различиям в причинах и результатах. 5. Анализ доменов. Этнографический подход Дж. Спредли37 основывается на определении базовых единиц культурного окружения — доменов, организующих определенную концепцию или идею. Путем объединения доменов в более широкие темы достигается более широкая интерпретация культурного смысла данного сообщества. 6. Идеальные типы являются моделями или абстракциями социальных отношений или процессов, которые используют многие социологи. Они являются чистыми образцами, которые позволяют соотнести реальные проявления с определенной идеальной моделью. 7. Выделение контекста применяется как способ сопоставления идеальных типов в разных кон- трастных контекстах, что позволяет выявить специфическое или уникальное в каждом из контекстов. 9. Аналогии служат для логического сравненияс целью доказательства, что два явления илиобъекта определенным способом сходны. 10. Поиск опровергающих или отсутствующихслучаев представляет собой мысленный эксперимент, концентрирующийся на отсутствииданной характеристики в реальной жизни. Рассуждение строится по принципу: что бы произошло, если бы данная характеристика присутствовала? Это позволяет осознать отсутствие явления и проинтерпретировать егоотсутствие для данного случая. Источник: Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных/ В сб.: Возможности использования качественной методологии в тендерных исследованиях. М., 1997. С. 66-85; Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 210-212. 37 Spradlcy J. The Ethnographic Interview. L.: Holt, Rinehart and Winston, 1979. можно сделать глубокие и оригинальные обобщения. Выдвижение гипотез и преемственность с предыдущими социологическими теориями отступает на задний план. 4. Качественная теория принимает так называемый фасетный вид, при котором она разбивается на множество полуавтономных теоретических областей, понятий, суждений, которые, не прибегая к помощи всей теории, можно по отдельности использовать для объяснения новых фактов и явлений. Так, создавая ранний вариант качественной методологии, Гласер и Стряусс в середине 1960-х гг. провели исследование престарелых больных в медицинском госпитале, для которого придумали понятия «осознание своего статуса» и «контекст сознания». На протяжение последующих 15 лет они применяли оба эти понятия к самым разным ситуациям и исследованиям, фасетная классификация интерпретируется как способ сортировки терминов в заданной области знаний в гомогенные, взаимно исключающие наборы, каждый из которых отпочковывается от универсального набора по-нятии по одному определенному критерию^.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |