Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чистые и средние типы




«Законы» социологии — это, по Веберу, социологические обобщения, т.е. «типичные вероятности», ограниченные или сведенные к разультатам наблю­дения. Утверждения наблюдения, или вероятностные предположения, под­водят социолога к выводу, что при определенных условиях должна произойти ожидаемая последовательность социальных действий, которые могут интер­претироваться в терминах типичных мотивов и типичных субъективных на­мерений действующих лиц. Речь здесь идет о рациональных действиях типа «средства—цель». В отличие от цели, которая выбирается индивидом свобод­но, средства ее достижения «задаются» объективно, т.е. самой ситуацией, как «неизбежные».

Не только функциональный, но и психологический подход выполняет по отношению к социологии вспомога­тельную роль. Психология, по мнению Вебера, связана с социологией ничуть не теснее, чем другие науки. Он счита­ет, что недоразумение может происхо­дить из неправильного понимания тер­мина «психическое», которым обозна­чают все, что не является «физическим». Однако, по его представлениям, любая процедура, связанная с интеллектуаль­ным процессом — выработкой решений или рассуждениями, — не относится к психическим актам. Вебер такие процедуры называет чисто рациональны­ми действиями. И большинство утверждений о «законах» социологии име­ют ту же самую природу.

Можно считать доказанным, полагает Вебер, что социология нацелена на формулирование понятий, связанных с «чистым типом». Она обобщает ин­вариантные явления в эмпирических процессах. Этим социология отлича­ется от истории, которая ориентирована на причинный анализ и объяснение индивидуальных действий, на описание структур и способов присвоения личностью культурных смыслов. В основании и социологии и истории, формулировке их понятий лежит эмпирический материал. Но по сравнению с историей социологические понятия и обобщения более абстрактны, менее конкретны. Зато они представляют собой более точные инструменты позна­ния, так как нацелены на изучение «значения» поведения. Познавая рацио­нальные, а частично также и иррациональные акты (аффективные и мисти-

ческие действия), социология формулирует их «значение» или смысл в тер­минах теоретических понятий.

С одной стороны, социология больше оторвана от реальности и витает в абстракции, с другой — благодаря этому она помогает глубже понять реаль­ность. Социология показывает, с какой степенью приближения конкретные исторические явления могут быть отнесены к той или иной социологичес­кой категории. Так, например, одно и то же историческое явление в первом случае можно классифицировать как феодальное, во втором какродоплемен-ное (патримониальное), в третьем — бюрократическое, в четвертом — хариз­матическое. Для того чтобы установить точное значение этих терминов, со­циологу необходимо сформулировать чистые идеальные типы соответству­ющих форм действия, которые в каждом случае включают в себя наивысшую степень вероятности логической интеграции благодаря их полной адекват­ности на уровне значения. Конечно, в жизни трудно найти такой феномен, который бы точно подходил под идеально сконструированный чистый тип.

Подобная ситуация напоминает физическую реакцию, уравнение кото­рой рассчитывается исходя из предположения об абсолютном вакууме. По­этому-то социологи, не имея абсолютно точного инструмента, пользуются средними величинами или типами, которые имеют статистический харак­тер. То есть такими понятиями, которые не требуют кропотливой методоло­гической разработки, тщательного обсуждения. Но всякий раз, когда мы оперируем статистически типичными случаями, термины, описывающие их, должны соотноситься с методом понимания. Соотнесение статистического типа с идеальным уместно до тех пор, пока не появилось новое понятие, отражающее идеальный тип. Ведь любая теоретическая классификация ус­ловна.

В социологии средние величины, или средние типы, могут формулиро­ваться с относительной степенью точности и только там, где они описывают незначительные расхождения между действиями, которые качественно ос­таются одними и теми же. И вот что примечательно: в подавляющем боль­шинстве случаев мотивы реальных действий являются качественно гетеро­генными (разнородными). Поэтому невозможно и неправильно говорить о «средних» величинах в истинном смысле слова. По этой причине типы со­циального действия в экономической теории идеальные являются абстракт­ными, т.е. нереалистичными. Ведь они говорят о том, что должно происхо­дить в идеальных условиях, когда, например, действие полностью рациональ­но или ориентированно исключительно на экономические цели. Разумеется, идеальный тип может использоваться и в тех ситуациях, где действие людей определяется не только экономическими целями, где значительны всевоз­можные отклонения, вызванные традициями, аффектами, ошибками и на­вязыванием внеэкономических ценностей.

Для того чтобы применение идеально-типической конструкции было корректным, надо произвести две процедуры. Во-первых, в каждом конк­ретном случае (или в среднем по данному классу случаев) необходимо вы­яснить, в какой степени действие детерминировано экономическими при­чинами, а в какой — влиянием других факторов, последствия которых так­же ощущаются. Во-вторых, надо отметить различие между реальными событиями и идеальным типом, а также проанализировать роль неэконо­мических мотивов.

Та же самая процедура применяется и в истории, которая также опериру­ет причинными связями. Так, объясняя кампанию Мольтке и Бенедика, необходимо мысленно представить себе, как должен был действовать каж­дый из них, обладай он всей полнотой сведений о противнике и своих соб­ственных возможностях. Затем исследователь сравнивает реальное поведе­ние с мысленной конструкцией и пытается дать причинное объяснение на­блюдаемым отклонениям, которые можно приписать влиянию таких факторов, как дезинформация, стратегические просчеты, логические ошиб­ки, личный темперамент и т.д. Здесь он действительно использовал идеаль­но-типическую конструкцию рационального поведения, хотя она и не была разработана им во всех деталях.

Теоретические понятия социологии, по мнению М. Вебера, являются идеальными типами, но не только с объективной точки зрения, а также и в их приложении к субъективным процессам. В подавляющем большинстве случаев реальное действие протекает таким образом, что его субъективное значение вообще не осознается или осознается индивидом только наполо­вину, т.е. является неартикулируемым. Действующее лицо, вероятнее всего, только подразумевает точное значение своих поступков, нежели «знает», что делает, или твердо отдает себе в этом отчет. В большинстве случаев его дей­ствия регулируются импульсами или навыками. Очень редко, в стандартных ситуациях или в ситуации следования общей тенденции, субъективное зна­чение как рациональных, так и иррациональных поступков осмысленно. Идеальный тип полностью осознаваемых действий — это скорее маргиналь­ный случай. Любое социологическое и историческое исследование, если оно имеет дело с эмпирическими фактами, должно учитывать подобное обстоя­тельство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.