КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и сущность гипотезы
НАУЧНАЯГИПОТЕЗА Опрос, проведенный на первом курсе социологического факультета одного из московских вузов, дал неожиданные — с точки зрения знакомства студентов с природой научного исследования — и в то же время весьма показательные результаты. Когда аудиторию спросили, в чем заключается главная задача эмпирического исследования в социологии, то были получены следующие ответы: - собрать фактический материал; - получить новые научные знания; - помочь решить социальные проблемы. Ни один студент не назвал главного — проверить гипотезы. На самом деле эмпирическое исследование, в отличие от прикладного, имеет своей главной целью именно проверку гипотез. Расширение научных знаний — это следствие решения главной задачи, а решение социальных проблем вообще не является целью фундаментального исследования. И, уж конечно, таковой никак не выступает сбор фактического материала. Журналисты, специалисты по маркетингу или опросам общественного мнения тоже задают вопросы людям и обобщают факты. Но подобная процедура не имеет отношения к эмпирическому исследованию в социологии, ибо они не выдвигают и не проверяют гипотезы. Роль гипотез в научном познании невозможно переоценить. Гипотезы — стержень научной теории. Ради них она и создается. В гипотетической форме выражена связь явлений. Все другие элементы социологического исследования — программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ — играют обслуживающую роль. Ведь сущность человеческого мышления выражается в установлении зависимости, тенденций, закономерностей. Научная гипотеза — это теоретическое утверждение о предполагаемой связи двух или нескольких явлений, выраженных понятиями. В гипотезе предполагается причинно-следственная связь между одной и другой группой фактов. С одной стороны, гипотеза — это вероятностное знание, кото- рое требует эмпирического подтверждения, обращения к фактам. С другой — гипотеза представляет собой новое знание, которого не содержалось в исходных постулатах теории. После проверки данной гипотезы на соответствие-несоответствие фактам она должна быть обоснована теоретически. Итак, существуют два способа подтверждения гипотезы: эмпирический и теоретический. В первом случае гипотеза получает право на существование, право на жизнь. Во втором — обосновывается ее статус в системе научного знания, определяются ее место, функции и роль. Поэтому методологи утверждают, что гипотеза должна иметь двойной статус — быть логически (теоретически) и эмпирически истинной, о чем мы поговорим ниже. Теория является системой гипотез, объединенных отношениями выводимости. Гипотезы — главный элемент теории на стадии ее формирования и проверки. Ученый проверяет не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. Устанавливая истинность гипотез, он доказывает истинность самой теории. Правда, существует более сильное допущение о связи гипотез и теории. Оно гласит, что гипотезы, которые в данный момент проверяет на опыте ученый, это не часть теории, а вся теория. Действительно, кроме гипотез в теории имеются постулаты — бывшие гипотезы, получившие со временем статус доказанных аксиом. Но в науке не существует неопровержимых истин. В таком случае обе части теории — система исходных постулатов и система только что выдвинутых гипотез — одинаково проблематичны. «Поскольку каждое из предложений теории, в том числе ее постулаты, может быть опровергнуто, теория состоит из гипотез. Нет ни одной научной теории, получившей окончательное подтверждение, зато любая из них опровергается частично либо полностью»1. В нашей стране в течение 70 лет неопровержимой и единственно правильной считалась марксистская теория общества. Но в начале 90-х гг. Россия от социализма перешла к капитализму, и возникли сомнения в истинности некогда абсолютной теории, а позже она подверглась серьезной критике. Жизнь показала неосуществимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, в том числе о непрерывности перехода общества от стадии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этой теории могут утверждать, что виновато не учение, а его плохое воплощение в СССР; противники этой теории могут утверждать, что она ошибочна. Но ни те, ни другие не смогут опровергнуть утверждения: «если в стране победил социализм, то она становится страной победившего коммунизма, не претерпевая революционной ломки». Поэтому никакие поражения практики социализма не могут опровергнуть ее теорию в глазах сторонников. Они будут находить все новые причины того, почему каждая последующая реализация теории на практике была искажена, и уводить теорию марксизма от критики. А это значит, что марксизм всегда останется гипотезой, истинность которой люди вновь и вновь захотят проверить на практике. Хотя с логической точки зрения гипотеза представляет собой условно-категорическое умозаключение по формуле «если... то...», любое предположение о социальной реальности можно считать гипотезой. В широком смысле гипотеза — это вопрос. Научная гипотеза — это вопрос, заданный в соответ- 1 Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высших учебных заведений. М., 1995. С. 119. ствии с научными правилами. Когда на вопрос получен ответ (подтверждение), гипотеза становится неотъемлемой частью научного знания. Совсем необязательно называть гипотезой суждение типа: «Если рабочий класс имеет более низкий по сравнению со средним классом уровень образования, то он меньше участвует в активном создании культурных ценностей». Хотя именно такие образцы больше всего ценятся в науке. Можно сформулировать более простое суждение, например: «Рабочие реже читают литературу, посещают театры и музеи по сравнению с представителями других классов», — проверить его на практике и считать, что подтверждена или опровергнута научная гипотеза. Формулировка «если... то...» больше подходит для выдвижения причинно-следственных (каузальных) гипотез. Но они могут быть также и описательными, как в нашем случае. Каузальная гипотеза может принимать и другие формы, к примеру, «чем... тем...». В таком случае ученый ставит в предположительную зависимость два явления (процесса) и устанавливает между ними количественную причинно-следственную связь: «Чем выше смертность населения, тем быстрее сокращается его численность при условии отсутствия внешнего пополнения». Пример научной гипотезы из научно-исследовательского проекта «Детерминация солидарного сознания и солидарных действий» (Институт социологии РАН, руководитель — проф. В.А. Ядов): «Вероятность участия в солидарных акциях (рабочих) тем выше (при прочих равных условиях), чем более высоки признаки солидарного сознания на трех уровнях: уровне ценностей, уровне обобщенных установок и уровне поведенческой готовности к действию». Для проверки гипотезы предполагается разработать обобщенный тест на измерение состояний (составляющих) солидарного сознания и после валидизации проверить его предсказательную силу путем сопоставления полученных показателей с фактическим поведением обследуемых в реальной ситуации трудового конфликта.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |