Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка гипотез




Процесс формулировки гипотез занимает главенствующее место в соци­ологическом исследовании. Научная работа социолога в целом зависит от качества выдвинутых гипотез. Зеттерберг сформулировал три критерия при­емлемости гипотезы: 1) эмпирические данные должны компоноваться в том виде, какой предсказан гипотезой; 2) необходимо отклонять непроверяемые гипотезы; 3) необходимо создавать, а затем отклонять альтернативные гипо­тезы, оставляя одну проверенную.

Выдвижение гипотезы — процесс творческий, опирающийся преимуще­ственно на опыт и интуицию ученого. Первоначально гипотеза предстает в форме метафоры, которую затем подвергают логической интерпретации, всесторонней проработке, редакции и шлифовке. Второй этап носит наиме­нование разработки гипотезы. В отличие от первого он целиком рационален и похож скорее не на написание стихотворения или рассказа, а на его редак­тирование, критику и переписывание.

Предположим, социолога озарила догадка о том, что экономический кри­зис в обществе может вести не только и не столько к нравственной деграда­ции народа, как об этом пишут средства массовой информации, сколько —

подобно социальному расслоению на множество различных миров, слоев — к ценностной дифференциации, распаду некогда монолитной системы цен­ностей, основанной на идеологии коммунизма, на множество систем цен­ностных ориентации, которые индивиды теперь выбирают по собственному усмотрению.

Возможно, что в основе подобной гипотезы лежала аналогия между со­циальной дифференциацией, уже произошедшей в российском обществе к середине 90-х гг., и только еще формирующейся ценностной дифференци­ацией, о которой мало упоминали или вообще не упоминали в литературе.

Аналогия всегда имеет метафоричес­кий характер. Классический пример — аналогия между обществом и живым организмом Г. Спенсера, давшая жизнь целому направлению в науке. Но мета­форы нельзя проверить опытным пу­тем. Они играют роль подпорок на пути к формированию логически непроти­воречивой, конкретной и научно обо­снованной гипотезы. Такой путь в обя­зательном порядке проходит каждый социолог — от студента до профессора.

Как быть в нашем случае? Проверить гипотезу на уровне всего обще­ства не удается. Кроме того, говорить о дифференциации всей системы ценностей бессмысленно. Целесообразно выбрать узкий сегмент в обще­стве и системе ценностей, на которых и проверить гипотезу. Можно ли говорить об изменении ценностей у пожилых людей? Вряд ли, поскольку это самая консервативная часть общества. Молодежь от 17 до 25 лет так­же можно исключить, поскольку они сформировались при другом строе. Остается средняя возрастная категория, захватившая коммунистическую и посткоммунистическую системы ценностей и на себе испытавшая про­цесс нравственного перелома. Затем нужно выбрать главные и второсте­пенные ценностные ориентиры в жизни человека, например — вера в доб­ро, Бога, товарищескую взаимовыручку и т.д. Социолог методом опроса выясняет, в какой степени и в каком направлении претерпели изменение главные и второстепенные ценности. Может оказаться, что первые не изменились, а вторые подверглись радикальному пересмотру, и наоборот. Это лишь один вариант рассуждения. Возможны иные варианты. Напри­мер, изучается не один слой, а сравниваются разные возрастные катего­рии с целью выяснить, в каком из них произошли ценностные изменения и в каком направлении.

Таким образом, в процессе разработки первоначальная и весьма расплыв­чатая гипотеза превращается в совокупность более конкретных и вполне проверяемых на опыте частных гипотез.

Чаще всего социологическое исследование и создание новой теории на­чинаются с какой-то интересной идеи, догадки, направленной на решение проблемной ситуации. Первые варианты решения проблемы социолог ищет в литературе: вдруг найдется готовое решение. Он изучает литературу, дан­ные других исследований, «примеряет» теоретические положения, которые

могут обосновать правильность выдвинутой гипотезы, конкретное подтвер­ждение которой он проверяет уже в собственном исследовании. Шаг за ша­гом выстраивается стройное здание будущей теории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.