Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила формулировки гипотез




При формулировке гипотез необходимо помнить следующие правила.

1. Гипотезы должны быть концептуально ясными. Следует избегать дву­смысленных, туманных и противоречивых понятий, которые вы ис­пользуете и при помощи которых формулируете свои гипотезы. К тому же лучше всего каждое понятие снабдить операциональным определе­нием. Если понятие незнакомо или вы точно не знаете его смысл, об­ратитесь к: а) справочной литературе; б) другим исследованиям, где оно может встретиться и где оно, возможно, операционально уже опреде­лено. Если ни то ни другое не помогает, поговорите со специалистами или проведите в исследовательской группе коллективное обсуждение и не расходитесь, пока не выясните точное значение термина и спосо­бы его эмпирического обнаружения (список референтов).

2. Гипотезы должны иметь эмпирические референты. Эмпирическими ре­ферентами называются живые люди или материальные объекты, кото­рые охватываются данным термином или понятием. Социолог выдви­гает гипотезу о том, что пенсионеры меньше инвестируют деньги в развитие экономики, чем молодежь. Кто именно понимается под пен­сионерами и молодежью? Если к пенсионерам относить женщин стар­ше 55 и мужчин старше 60 лет, то следует ли опрашивать тех, кто, в силу специфики характера труда, вышел на пенсию в более раннем возрас­те? Ведь известно, что военные, балерины, шахтеры и люди некоторых других профессий выходят на пенсию раньше. Кого относить к моло­дежи? Тех, кому уже исполнилось 25 лет, или тех, кто, достигнув 33, все еще числится в рядах «молодых ученых»? Таким образом, точное установление эмпирических референтов означает на практике обнару­жение адреса вашего исследования, тех, кого надо опрашивать, учиты­вать, за чем или за кем надо наблюдать. Эмпирическим референтом могут быть реальные чувства, явления, процессы. Например, подавлен­ное настроение может выступать референтом или признаком фрустра­ции, повышение курса доллара — референтом или признаком инфля­ции, забастовка — референтом или признаком движения протеста. В одних случаях термины «эмпирический референт» и «эмпирический признак» выступают синонимами, а в других их надо различать. Но об этом мы поговорим особо.

3. Гипотезы не должны содержать моральных оценок или суждений. Утвер­ждения типа «преступники ничем не хуже бизнесменов», «женщины не должны занимать руководящих постов» или «капиталисты эк­сплуатируют рабочий класс» не являются научными. Для того чтобы избавиться от моральных оценок, надо отсортировать используемые понятия на оценочные и фактологические. Вторые можно оставить в первоначальном варианте, а первые необходимо перевести в разряд фактологических. Не надо использовать такие слова, как «должны», «следует», «плохой» и т.п. Например, термин «плохие родители» — оце­ночный, ему можно подобрать научный эквивалент: «родители, обла­дающие капризным и своенравным характером, подавляющие индивидуальность ребенка, не умеющие и не стремящиеся заботиться о нем».

4. Не удовлетворяйтесь общей гипотезой, если ее можно разбить на подги-потезы. Недостаточно сделать обобщенный прогноз войны: мы долж­ны определить время, место и участников (категории населения, чис­ленность войск и т.д.). Предположение о всеобщем закате цивилизации не является гипотезой, которую можно проверить. Вместо этого мы можем предположить, что урбанизация негативно влияет на здоровье населения. Но будет лучше, если мы разобьем общую гипотезу на не­сколько частных и выскажемся насчет сокращения рождаемости, рос­та числа разводов, увеличения видов заболевания и количества заболев­ших, если поставим в зависимость размер города и уровень смертнос­ти, дифференцированный по видам и причинам, и т.д.

5. Гипотезы должны быть привязаны к методам и инструментам. Ранееуже говорилось о том, что у каждой гипотезы или совокупности ги­потез должны быть «свои» инструменты и средства проверки. Социо-

лог, который не знает, какие методы подходят для проверки его ги­потез, навряд ли преуспеет в постановке ценных исследовательских вопросов. Для некоторых гипотез, особенно крупномасштабных, труд­но или невозможно найти подходящий метод проверки, устраиваю­щий или убеждающий всех. Социально-экономические гипотезы Маркса не были подтверждены собранными им самим данными. Никакого социологического исследования он не проводил и провес­ти не мог, а исторические и статистические данные, которые Маркс использовал для доказательства теории, не всегда были бесспорными. Обобщенные гипотезы и утверждения лучше было бы разбить на под-гипотезы, но этого не было сделано. Полезно еще раз просмотреть методическую литературу, посоветоваться с коллегами и специалис­тами, составив перечень методов, наиболее подходящих для провер­ки ваших гипотез. Некоторые проблемы, например стратификация или межнациональные отношения, изучались множеством методов. Попытайтесь установить, почему данный конкретный метод исполь­зуется в одном случае и не используется в другом. Ознакомьтесь с критикой выбранного метода и, возможно, его современными моди­фикациями. Выясните, можно ли одни темы исследовать при помо­щи методов, созданных для других проблем. Например, можно ли исследовать проблему религиозного поведения при помощи методов измерения установок или социометрических выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.