КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аргументативный диалог
В.Ю. Голубев Врезка
Когда аргументатор создает свою аргументацию, он всегда имеет в виду определенную аудиторию, перед которой он собирается излагать свои мысли. Соответственно, он стремится подобрать такие средства убеждения, которые были бы наиболее эффективны именно для этой аудитории. При этом аргументатор для достижения своей цели может апеллировать не только к разуму читателей или слушателей с помощью средств логики, но и воздействовать на их чувства. Здесь следует оговориться, что в категорию ошибок в использовании апеллирования входят не только ошибки, связанные с воздействием на слушателей или читателей через их чувства, т.е. посредством апелляции к их чувствам, но и различные ошибки, возникающие в результате апеллирования к незнанию людей, авторитету, мнению большинства, традиции или чувству юмора. " Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 17. На страницах журнала регулярно выступают секретари республиканских, областных, городских и районных партийных организаций, руководители предприятий и учреждений, ответственные работники министерств и ведомств», — рапортовал в своей юбилейной статье «Социс»12. Дальше перечислялись примеры того, как верно служит социология делу марксизма-ленинизма: широкий общественный резонанс вызвали опыт формирования и использования трудовых ресурсов в Львовской области, мероприятия по укреплению семьи, намеченные постановлением ЦК Компартии Литвы, обсуждение перспектив научно-технического прогресса в Центре по изучению общественного мнения ЦК Компартии Грузии, опыт идеологического воздействия на образ жизни различных категорий трудящихся, накопленный партийными организациями Азербайджана, и т.д. Тем не менее, слово у «Социса», как показывают углубленные исследования, часто расходилось с делом — и расхождение это было скорее в пользу читателя и профессиональной науки. Любопытные факты обнаружил Г.А. Ивахненко, проведя сравнительный анализ (методом индексирования отдельных лексических единиц в научных статьях) публикаций ИНИОНА и «Социса за период с 1987 по 1995 г. Он пришел к выводу, что журнал «Социологические исследования» изначально стремился стать профессиональным журналом, несмотря на тесную связь с марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом13. Иначе говоря, в заголовках статей «Социса» идеологемы (исторический материализм, критика буржуазной идеологии и др.) встречаются даже чаще, чем в названиях советских книг, выпущенных в период застоя и хранящихся в ИНИОНе. Но в самом содер- Первая ошибка — аргументатор просит аудиторию принять истинность его тезиса, так как не существует доказательства противного. Апелляция к мнению людей или к мнению большинства — популистский прием в аргументации. Он состоит в том, что аргументатор ссылается на популярность того или иного мнения среди людей, доказывая тем самым его истинность. Часто, совершая эту ошибку, аргументатор адресует свой призыв людям, обремененным предрассудками, утверждая, что они должны поверить в истинность его тезиса, поскольку большинство людей в него верит. При этом он не приводит никаких доказательств. Апелляция к человеческим чувствам — одна из наиболее распространенных ошибок. Аргументатор стремится заставить аудиторию принять его точку зрения, вызывая у людей чувства страха или жалости, как по отношению к себе, так и по отношению к третьим лицам, о которых идет речь. Апеллирование к авторитету ошибочно в двух случаях. Во-первых, когда кажущийся авторитетным источник таковым в данной области не является. Во-вторых, когда ссылка на авторитет, даже при наличии у него необходимых экспертных знаний, используется, чтобы воспрепятствовать свободному и всестороннему рассмотрению проблемы. В последнем случае авторитетный источник характеризуется как непогрешимый, aero мнение — как достаточное для доказательства любого тезиса. Апелляция к традиции является ошибкой, если аргументатор требует признать что-то истинным только потому, что такова традиция. Другой ошибкой, по мнению К. Райбаки и Д. Райбаки'4, является неправомерное обращение к чувству юмора 12 Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. с. 36. 1 -1 Ивахненко Г.А. Динамика социологического знания (Сравнительный анализ методом семантического спектра материалов ИН ИОНа и журнала «Социологические исследования») // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 137. 14 Rybacki К., Rybacki D. Advocacy and Opposition. An Introduction to Argumentation. New Jersey, 1991. жании статей, в том, что скрыто под пологом, гораздо больше профессионального содержания и настоящей науки, чем идеологии. В информационном поле науки академические журналы занимают центральное место. В отличие от монографий, ежегодников и сборников они дают читателю свежую и разностороннюю информацию. Разнообразие рубрик и жанров, охватывающих все содержательное поле текущей науки, снижает монотонность восприятия, дает более многомерную и разнообразную когнитивную панораму научной мысли. Как правило, журнал является печатным органом какого-либо учреждения — исследовательского института, научного центра фонда или факультета в университете, — поэтому основной корпус статей будет написан сотрудниками этих учреждений. Так, долгие годы журнал «Социологические исследования» издавался под эгидой Института социологических исследований АН СССР, пока в 1990-е годы не выяснилось, что он все-таки является органом отделения философии и права АН СССР. Будучи центральным научным учреждением, координирующим социологические разработки в различных регионах страны, институт оказывал серьезное влияние на тематику своих исследований, а заодно и на содержание журнала. Правда, выходил небольшой казус: хотя ИСИ АН СССР считал «Социс» своей собственностью, его сотрудники публиковались в нем неохотно. В передовой, посвященной 10-летию «Социса», говорилось: «немногим больше 5% научных сотрудников института являются активными авторами журнала, редко появляются статьи по итогам разработки плановых тем. Нуждается в улучшении и качество публикаций, которое должно соответствовать авторитету ведущего читателей с помощью иронии или сарказма. Обращение к юмору может послужить причиной потери нити аргументации, а также средством намеренного отказа обсуждать контраргументы оппонента. Апеллирование к эстетическому чувству читателей или слушателей — еще одна распространенная ошибка. Она состоит в том, что в угоду создания привлекательности сообщения аргумен-татор жертвует логической правильностью. Используя различные стилистические средства и риторические приемы, такие, как меткие сравнения и сопоставления, парадоксы, параллелизм, повторы, риторические вопросы и т.д., автор аргументативного дискурса может намеренно или случайно уйти от обязанности доказывать выдвинутое им положение, поскольку тогда был бы невозможен тот стилистический эффект, которого он добивается. Ошибка апеллирования к незнанию состоит в том, что аргументатор, обращаясь к аудитории, стремится убедить ее, воспользовавшись незнанием читателями точной формулировки аргумента оппонента. В американском газетно-журнальном стиле речи можно выделить три типа подразумева- емой критической дискуссии. Дискуссия первого типа ведется по единой теме, ее участники знают своего оппонента и прекрасно осведомлены о выдвигаемых за и против аргументах. Она напоминает обычный диалог. Ее можно встретить в рубрике писем в редакцию. В дискуссии второго типа аргументаторы не знают своего оппонента, но прекрасно осведомлены о выдвигаемых аргументах. Данный тип дискуссии представлен в рубрике за и против. Наконец, дискуссия третьего типа ведется по более общей теме, ее участники не знают конкретного оппонента и недостаточно хорошо осведомлены о возможных аргументах. Она представлена в статьях с выражением точки зрения, комментариях и редакционных статьях. К числу других ошибок аргументирования относятся поспешное обобщение, атака на личность оппонента и т.д.'5 Сокращено и адаптировано по источнику: Голубев В.Ю. Аргументативный диалог в американской газете: взаимовлияние логического и языкового аспектов дискурса // http://www.argumentation. spb.ru/2000_1/papers/1_2000p5. htm 15 См.: Еемерен ван Ф., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992. академического учреждения. Но, к сожалению, качество работ оставляет желать лучшего»16. С одной стороны, постоянно подчеркивалось, что ученые ИСИ АН СССР — ум, честь и гордость социологической науки, с другой — редакция отклоняла статьи этих самых ученых в виду низкого качества. Структура журнала, как правило, отражена в названиях, количестве и последовательности его рубрик, которые выстраиваются по иерархии значимости, и отражает степень значимости темы-рубрики в текущем фронте науки. В ситуации журнальной монополии, а именно таковая существовала в СССР с 1974 по 1991 г., когда «Социс» был единственным периодическим изданием на всей территории страны, неизбежно формируются неписаные правила поведения, противоречащие или расходящиеся с теми нравственными принципами, по которым живет все общество. Например, официальной нормой общежития в социалистическом обществе является равенство людей независимо от служебного ранга. Однако публикации в «Социсе» строились по иерархическому ранжиру. Статью академика или маститого профессора не напечатать было нельзя, даже если она была плохого качества. В первую и самую престижную рубрику «Теория и методология» не попадали авторы ниже доктора наук. Приближенные к редакции и непосредственные сотрудники могли по знакомству «устроить» публикацию, пройти успешно барьеры редколлегии, как-то походатайствовать. Наибольшими привилегиями пользовался главный редактор и его замы, которые публиковали буквально всех своих аспирантов, друзей и знакомых. Правда, часто им самим приходилось «дотягивать» слабые статьи либо просить кого-то из редакторов сделать подобное «одолжение». Монопольный статус накладывает особую ответственность на роль и функции главного редактора ведущего журнала. Как в советское время, так и сегодня (хотя ситуация на социологическом журнальном рынке серьезно изменилась) главный редактор должен выступить с так называемой «передовицей», где он либо разъясняет курс партии применительно к задачам социологии, либо критикует отдельных ученых, которые, по его мнению (точнее сказать, его личное мнение отражает групповое мнение номенклатурных работников), в чем-то отклонились, не туда пошли, что-то недопоняли и т.п. Функцию передовицы выполняют также собственные статьи главного редактора или ведущих ученых, помещенные в центральной рубрике, например, «Теории и методологии», где всему научному сообществу разъясняется, как надо правильно понимать предмет, объект структуру и методы социологии, какие понятия употреблять в научном обиходе, а каких следует избегать. Создается иллюзия того, что высказывается частное мнение автора статьи, но на самом деле ученым задаются четкие идеологические ориентиры, выверенные в вышестоящих инстанциях. При этом обращение к читателю идет не от первого лица (я считаю, мне кажется), а от второго (мы думаем, на наш взгляд), что лишь усиливает эффект присутствия коллективного мнения, которое якобы (или на самом деле) стоит за спиной автора и от имени которого он поучает взрослых людей. Сложность положения главного редактора заключается в том, что по своему академическому профилю он узкий специалист. Так, до прихода в журнал и в первые годы А.Г. Харчев был ведущим в стране специалистом по ls Автор — редакция — читатель // Социологические исследования. 1984. № 3. С. 35. социологии семьи, А.В. Дмитриев — политической социологии, Ж.Т. Тощен-ко — социологии труда и социальному планированию. Однако статус руководителя научного и общественно-политического журнала, каковым считается «Социс», предполагает куда более широкий взгляд на вещи, умение ориентироваться во всех проблемах социологии, поддерживать любые школы и направления. Эволюция от специалиста к «дженералисту» наблюдается у всех руководителей «Социса» приблизительно во второй половине их пребывания на посту. Во всяком случае, у каждого из них были публикации по предмету социологии, тенденциям ее развития, современному состоянию общества. Журнал выступает свободной трибуной обмена мнениями ученых по фундаментальным и прикладным вопросам науки. Тем не менее в советское время КПСС осуществляла гласный и негласный контроль над всеми институциями академической науки, включая научные журналы. В годы застоя, вспоминает С.С. Рапопорт, существовала особая процедура контроля, которую должен был пройти рядовой научный сотрудник, желавший опубликовать статью в «академическом журнале: 1) для обсуждения текста в секторе нужны были две письменные рецензии, подписанные учеными не ниже кандидата наук (текст рецензии должен был быть положительный плюс один абзац с указанием мелких недостатков; нередко "болванки" рецензии заготавливали сами авторы); 2) затем статья читалась и обсуждалась в секторе, а протокол с рекомендацией публиковать прилагался к статье; 3) затем текст читал руководитель научного учреждения, который подписывал его в печать (тексты большого объема еще обсуждались на ученом совете, выделявшем своих рецензентов); 4) за дальнейшее прохождение текста уже отвечали главный редактор журнала, редколлегия и непосредственный редактор статьи; 5) наконец, важнейшая контрольная инстанция — цензура (Главлит), где надо было получить две санкции — сначала печатать, затем распространять тираж. Опубликованный текст попадал под контроль вышестоящих партийно-идеологических инстанций; их реакция имела четко разработанную шкалу: нулевая — означала нормальное прохождение текста; негативная — могла быть выполнена в форме телефонного звонка руководству института; более суровый вариант — рецензия или абзац в обзоре в официальной печати...»17. Научному сотруднику приходилось проходить множество препятствий, прежде чем выбраться на административный простор, получить признание или добиться публикации. И везде действовал институт поручителей-покровителей: благосклонные рецензенты, звонок в редакцию, ходатайство научного руководителя или члена редколлегии. Научный журнал можно уподобить бассейну, в который втекает больше, чем вытекает. В роли фильтров выступают — редакция, осуществляющая первичную сортировку присылаемых материалов, и редколлегия, состоящая из авторитетных ученых, которые выносят окончательный вердикт статье. Например, в «American Sociological Review» до 3/4 всех присылаемых статей отклоняется ввиду их низкого качества. При этом не играет никакой роли, прислан материал практическим или академическим социологом18. В 1984 г. 17 Рапопорт С.С. Социология времен тоталитаризма: компендиум для нынешних // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 255. 18 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.Rev. 1980. Vol. 45. № 6. P. 893, 896. редакция «Социса» признавалась: она принимает к опубликованию примерно каждую вторую из поступающих рукописей — остальные отклоняются19. Но и у отклоненных статей положение было не столь безнадежным, как может показаться. Только 1—3% статей имели печать — никогда не будут опубликованы в журнале. Всем другим давался шанс на исправление. В «Социсе», например, и сейчас существует очень гибкая шкала приговора — от «полностью отклонить» (не отвечает научному уровню академического журнала, не соответствует профилю социологического издания) до «исправить, доработать». Редактор или член редколлегии, отвечающий заданное направление либо протежирующий автору, созванивается (встречается, списывается) с ним и в мягких пастельных тонах уговаривает его кое в чем пойти на уступки журналу: что-то сократить, что-то расширить, сослаться на кого надо, вычеркнуть кого следует, убрать резкие оценки, добавить конкретики и т.д. Статьи, требующие косметического ремонта, возвращаются в редакцию через неделю или месяц, нуждающиеся в коренной переработке — через полгода или не возвращаются вовсе. Авторы различаются по уму, таланту и стыдливости. Профессионализм играет последнюю роль: одних он заставляет высокомерно отметать любые замечания, других загоняет в кропотливую и долговременную переработку материала. Маститых и ленивых ученых приходится прощать — редакции не с руки ссориться с теми, кто может нанести ей вред, пусть и моральный. Не ссорятся со скадалистами, нервными и откровенно шизоидными (такие тоже, к сожалению, попадаются в авторском корпусе). Распространенные недостатки отклоняемых материалов — нет постановки острых или актуальных проблем, проблема поставлена, но не проанализирована, рыхлая и непоследовательная логика изложения, непонятный или наукообразный язык, нечеткость используемых терминов, спорность аргументации, отсутствие «паспорта» исследования (место, год, выборка, организаторы), перечислительный характер подачи эмпирического материала («а теперь ответы на следующий вопрос анкеты») и др. И в 1980-е, и в 1990-е гг. редакция журнала боролась с двумя крайностями своих авторов — схоластическим теоретизированием и абстрактным эмпиризмом. «Авторы отклоненных редакцией статей обычно исходят из ложного представления о теоретическом как о чем-то неконкретном, полагают, что стоит изложить ту или иную точку зрения, описать то или иное социальное явление в достаточно общих терминах — это и будет теория». К ним примыкают статьи, «почти целиком состоящие из трюизмов, общих мест, кое-как замаскированных под философскую рефлексию...Что же касается отклоненных статей прикладного, эмпирического характера, то их главный недостаток в следующем. Изготовлены они по такому рецепту: сначала выдвигается какой-либо тезис, затем следуют факты, призванные этот тезис проиллюстрировать, подкрепить... Если проанализировать причины, по которым редакция отклоняет статьи, то обнаружится, что все они так или иначе сводятся к двум основным: теоретическим статьям не хватает конкретности, а материалам, содержащим эмпирическую информацию, — теоретической глубины»20. " Автор — редакция — читатель// Социологические исследования. 1984. № 3. С. 38. -"Там же. С. 41-42. Выполнение функции научного фильтра для академического журнала выступает не менее важным делом, чем служение каналом научной коммуникации. Сообщество профессионалов, объединившееся вокруг периодического издания, стоит на страже высоких идеалов и чистоты академических знаний. Оно не допускает в свои ряды посторонних и случайных людей, стремящихся превратить науку в способ извлечения прибыли, дополнительный заработок, трамплин для карьеры или поприще для сомнительной деятельности. В передовой статье, посвященной юбилею «Социса», в частности, говорилось: «Еще приходится сталкиваться со стремлением получить ''теплое местечко" в науке, уклониться при этом от напряженного труда, с преобладанием личных и групповых интересов над общественными и, что греха таить, с самым обыкновенным рвачестом и невежеством. Однако "диссертабельности" с необходимостью предшествует "публикабельность", сопровождаемая всеми соответствующими атрибутами, главный среди которых — убеждение в том, что в журнал можно только "пробиться", а качество работы — вопрос второстепенный. Причем замечено, что "пробивная сила" прямо пропорциональна безграмотности автора. Что делать? Решение этого вопроса зависит не от благих пожеланий, а от неуклонного проведения в науке принципа оплаты не степеней и дипломов, а конкретного трудового вклада специалиста... Анализ показывает: чаще всего авторы ограничиваются беглым изложением результатов исследований, которые мало что добавляют к уже известному. Порой статьи сводятся к унылому описанию табуляграмм, перечислению полученных распределений»21. Несомненно, журналы сыграли выдающуюся роль в развитии академической и научной социологии на ранних этапах. Их лицо и направленность задавалась главными редакторами, в числе которых находились такие видные фигуры, как Э. Дюркгейм, Вебер, Л. Визе, А. Смолл, Вормс. Часто они служили средством кристаллизации научной школы, а затем ее рупором. Учебники и статьи в академических журналах — два наиважнейших канала общения как для ученых, так и для студентов. По мнению Горовитца, учебник — исключительно важный канал связи для 8 млн студентов США в деле приобщения их к академической социологии. По мнению Брауна и Гиммартена, журнальная статья — модель для всех желающих добиться научного успеха22.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |