КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические журналы и публикации 2 страница
105См.: Социология и власть: документы и материалы. 1953-1968 /Под ред. Л.Н. Москвичева. М.: Academia, 1997. возобладали консервативные настроения и инертность, усилилась цензура печати, возобновились преследования инакомыслящих. Творческие возможности для социологов вновь сузились. Тем не менее начало 70-х гг. ознаменовалось созданием модернизированной (либерализованной) версии марксистской теории исторического развития. Она получила название теории развитого социализма, главным выразителем которой стал Р.И. Косолапое. По сравнению с марксизмом сталинского типа в ней было много нового: отсутствовала теория экспорта революции и утверждался принцип мирного сосуществования, всестороннего развития личности, примат социальной сферы над экономической. Считалось, что концепция развитого социализма выполняет роль общефилософской теории, где обнаруживаются закономерности функционирования всего общества, а социология конкретизирует их до уровня социальных общностей, классов, групп. Главным в ней была не ориентация на изменение, а тенденция к сохранению прежних ценностей социализма в гуманизированном варианте. Не исключено, что известный вклад, стимулирующий этот поворот в идеологической позиции партии, внесли исследования социологов, которые призывали к гуманизации труда, учету личности работника, совершенствованию социальных отношений на производстве. В 1972 г. Институт конкретных социальных исследований возглавил М.Н. Руткевич, которого многие либералы считают «агентом влияния» самой консервативной прослойки ЦК КПСС. Новый директор полностью перестроил программу института. Из ИКСИ уволились десятки сотрудников. Прошло немного времени, и Руткевич вступил в прямой конфликт с идеологическим куратором АН СССР П.Н. Федосеевым и был отстранен от руководства институтом в 1976 г. Судя по публикациям П. Федосеева в журнале «Социологические исследования», он всегда интересовался и помогал развитию социологической науки. Разумеется, так, как понимал ее задачи и миссию. Период «застоя» не был таким мрачным, как это принято иногда думать. Ни один из разбежавшихся из ИКСИ ведущих социологов не пропал, все прекрасно пристроились, создавая себе новые кафедры, центры, институты, беспрепятственно публикуясь, выезжая за границу, проводя эмпирические исследования, выступая с лекциями и готовя себе многочисленных учеников. В «процессе разбегания» крылась известная польза для социологии в целом. Концентрация в одном месте множества талантливых людей обычно чревата возникновением межличностных конфликтов, противостоянием парадигм и подходов, усилением центризма и административного начала. Просто волею судьбы коллектив ИКСИ не успел дожить до той фазы, когда превышается критическая масса. Только борьба с внешним врагом объединяла во многом очень разных людей. «Разбегание галактик» оказало на развитие региональной социологии двойственное влияние: с одной стороны, уволенные из ИКСИ специалисты могли организовать новые исследовательские центры и повысить кадровый потенциал периферии, с другой — сократилось количество эмпирических исследований, проводимых на местах. Действительно, отмечает Г.С. Батыгин106, несмотря на «разгром», почти все ведущие социологи сохранили достаточно высокий статус в академической 106 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 38. структуре и, за немногими исключениями, могли публиковать свои работы. Вероятно, в региональных социологических центрах также наблюдалось свертывание социологических программ. К началу 1980-х гг. отмечено снижение количества эмпирических социологических исследований почти вдвое, в 1983 г. зафиксировано 99 завершенных исследований по всей стране107. Тем не менее на протяжении последующих 25 лет институциональная структура отечественной социологии оставалась по преимуществу моноцен-тричной — главные силы социологов концентрировались в Москве, здесь проходило большинство научных конференций, принимались жизненно важные для науки решения, выпускался единственный профессиональный журнал «Социологические исследования». Усиливается интеграция социологии и партийных институтов. В 1977 г. на философском факультете МГУ на отделении научного коммунизма введена специальность «прикладная социология»; созданы социологические факультеты в вечерних университетах марксизма-ленинизма при многих городских комитетах КПСС. Во времена застоя, несмотря на усиление идеологического пресса и цензуры, социологическое сообщество страны продолжало, часто весьма успешно, выполнять свой профессиональный долг. За период с 1972 по 1985 г. в стране было проведено большинство крупномасштабных эмпирических исследований, которые в последующий период либо существенно сократились в числе, либо полностью прекратились. Ленинградские социологи выпустили моногра фию по измерению ценностных ориентации, в которой была развита диспози-ционная концепция социального поведения личности108; новосибирская школа Т.И. Заславской получила интересные результаты в области системного анализа сельских регионов109; заметным событием стал выпуск в Новосибирске сборника «Математика в социологии», в котором опубликованы работы ведущих зарубежных и советских специалистов по математической социологии110; оригинальные социологические работы были опубликованы в Киеве, Свердловске, Таллинне, Москве. Феномен расхождения социальных установок (вербальное поведение) и реального поведения в начале 80-х гг. основательно изучен одесскими социологами во главе с И.М. Поповой. В опубликованной в 1985 г. монографии при помощи тонких методик были проанализированы данные 25 исследований на предприятиях, проведенных за период с 1970 по 1983 г. Ученые обнаружили сложные взаимоотношения между удовлетворенностью трудом (вербальное поведение) и текучестью кадров (реальное поведение), их расхождение и совпадение. Проблемы инженерного труда изучались в другом исследовании, которое, как и упомянутые выше, стало важным событием в отечественной социоло- |07Эмпирические социологические исследования в СССР: Каталог. 1981—1982. М.: Институт социологических исследований АН СССР, 1985. |08Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. ""Заславская Т.И. К методологии системного изучения деревни // Социологические исследования. 1975, № 3; Социально-демографическое развитие села: Региональный анализ / Под ред. Т.И. Заславской и И.Б. Мучника. М.: Статистика, 1980. ""Математика в социологии: Моделирование и обработка информации /Под ред. А.Г. Аганбегяна, X. Блейлока, Ф. Бородкина, Р. Будона, В. Капекки. М.: Мир, 1977. 7ое гии труда. В 1965, 1970, 1976, 1977 гг. группа социологов (Л.С. Бляхман, В.Р. Полозов, В.Я. Суслов, Ф.Л. Мерсон, Ю.Г. Чуланов, Г.Ф. Галкина, А.К. Назимова, Г.В. Каныгин и др.) под руководством О.И. Шкаратана провела повторное исследование на машиностроительных предприятиях Ленинграда. Основная задача — изучение социальной структуры рабочей силы, изменений в содержании и характере труда, условий труда и быта, мотивации и отношения к труду. Авторам удалось выявить ряд важных тенденций и особенностей в сфере труда: снижение престижа цеховых руководителей, изменение ценностных ориентации на содержание труда у инженеров, связь внутризаводской мобильности и удовлетворенности работой, взаимосвязь эффективности труда с его условиями, зарплатой и квалификацией работника. Именно в это время начал выходить периодический орган социологов — журнал «Социологические исследования» (сокращенное наименование «Со-цис»), сформировалась отраслевая структура социологии, издано большое количество научных монографий, учебных и методических пособий, произошло накопление методологического опыта и формирование профессионального сообщества. Появляются переводы зарубежных социологов"', в том числе французских авторов Р. Пэнто и М. Гравитца «Методы социальных наук»"2, и ставшая настоящим бестселлером книга Э. Ноэль «Массовые опросы. Введение в методику демоскопии»(1978, переиздана в 1994 г.). Существенно расширяется спектр отечественных работ по теории и методологии, методике и технике проведения социологических исследований"3. Введение социологического образования (по специальности «прикладная социология»"4) потребовало издания специализированных методических пособий, ориентированных на отраслевые направления"5. Таким образом, социология развивается довольно интенсивно: в рамках АН СССР уже существует более 40 научных подразделений социологического профиля. В вузах число социологических лабораторий и секторов, увеличившись за 1972—1977 гг. в 4 раза, достигает 200; вузовская социология выполняет значительный объем работ по заказам заводов и других организаций"6. 111 Математические методы в социальных науках /Под ред. П. Лазарсфельда и Н. Генри / Пер. с англ. под. ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1973. ":Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1972. "'Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986; Дави-дюк Г.П. Введение в прикладную социологию. Минск: Вышэйшая школа, 1975; Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969; Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: МГУ, 1972; Методологические и методические основы социологического исследования. Ашхабад: Ылым, 1986; Рабочая книга социолога/ Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 1976; 2-е изд. М.: Наука, 1983. "4Лишь через 3 года после принятия решения министерства социологическая специализация «прикладная социология» открывается в главном вузе страны — МГУ, а позже в вузах Ленинграда, Белоруссии, в Уральском и некоторых других университетах, чаше всего на философских факультетах. !ЬВеличко А.Н., Подмарков В.Г. Социолог на предприятии. М.: Московский рабочий, 1976; Герчи-ков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1984; Как провести социологическое исследование: В помошь идеологическому активу /Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: Политиздат, 1985; Методологические и методические проблемы контент-анализа: Тезисы докладов / Отв. ред. А.Г. Здравомыслов. М.—Л., 1973. Вып. 1, 2; Методология и методика системного изучения советской деревни/ Отв. ред. Т.Н. Заславская и Р.В. Рывкина. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1980; Фомичева И.Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. М.: МГУ, 1980; Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М.: Статистика, 1973. "6Руткевич М.Н. Итоги пятилетней деятельности Советской Социологической Ассоциации//Социологические исследования. 1977. № 3. В конце 1970-х гг. для студентов и аспирантов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. В 1976 г. в области прикладной социологии было занято почти 900 научных и научно-педагогических работников, из них 20 докторов и более 240 кандидатов наук; ССА объединяла 400 коллективных и 15 тыс. индивидуальных членов"7. Отделы, лаборатории, центры научной организации труда промышленных предприятий, фабрик, заводов и строек составляют большинство коллективных членов ССА. Многие газеты вводят рубрики «Помогли социологи», «Общественное мнение» и подобные"8. Годы перестройки (1985—1991) всколыхнули духовную и социально-политическую атмосферу в обществе. Политические изменения, как и в период «оттепели», рождали у населения, прежде всего у интеллигенции, надежду на скорые социальные и экономические преобразования. Во время горбачевской модернизации народ интересовался цифрами и фактами, социальным расслоением и кризисами социальных институтов, а не поэтическими образами, дискурсом физиков и лириков, далекими мирами, как это происходило в хрущевский период. Отмечается небывалый читательский бум, резко растут тиражи многих газет и журналов, некоторые из них достигают десятков миллионов. Из глубокого подполья к читателям возвращаются запрещенные ранее имена и произведения. Уходит в прошлое противопоставление российской и зарубежной (эмигрантской, диссидентской) культуры, утрачивается надобность чтения между строк, оппозиционная мысль звучит на улицах, трибунах, в газетах и на телевидении. Рождаются и набирают силу многочисленные общественные инициативы. После смены руководства КПСС в 1985 г. XXVII съезд провозглашает курс на ускорение научно-технического прогресса, развитие гласности. На волне горбачевской перестройки на ключевые посты в Академию наук СССР и в ЦК КПСС пришли, как и в годы хрущевской «оттепели», либерально настроенные интеллектуалы, ориентированные на усиление роли гуманитарного образования и человеческий фактор в производстве. В руководстве многих академических учреждений происходит постепенный переход от жестких командных к мягким демократическим методам управления. В 1988 г. Высшая аттестационная комиссия включает социологию в номенклатуру специальностей научных работников: создается Всесоюзный Центр изучения общественного мнения при ЦК Профсоюзов. В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества»"9. В перечне научных специальностей социология впервые была отделена от философии, а Институт социологических исследований АН СССР получил новое название: Институт социологии АН СССР. Его директором-организатором стал авторитетный социолог, либерал по убеждениям, В.А. Ядов, работавший до этого ведущим научным сотрудником Ленинградского филиала Института истории естествознания и техники АН СССР. '"Пилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968-1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах СПбРХГУ, 1999. С. 331-345. "8Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 16. 119О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества // Социологические исследования. 1988. № 5. С. 98. Отказавшись от традиционной системы централизованного планирования исследований, он предоставил сотрудникам свободу в выборе научных тем (проектов). В структуре Института произошло внутреннее разделение по направлениям: одно возглавил В.А. Ядов, другое — Г.В. Осипов. В начале 1991 г. Институт разделился на две половины: меньшая часть сотрудников (около 100 человек) ушла с Г.В. Осиповым в новый Институт социально-политических исследований АН СССР, директором которого он вскоре стал. Большая часть сотрудников осталась в старом здании (здесь же находится редакция журнала «Социологические исследования»), под руководством В. Ядо-ва. В конце 1980-х гг. возникло принципиально новое учреждение, прецедента которому в советские времена не существовало, а именно — Всесоюзный центр изучения общественного мнения (директор Т.И. Заславская, затем Ю.А. Левада), сотрудники которого, переняв все самое передовое у американских опросных фирм, и прежде всего знаменитого института Гэллапа, в короткие сроки создали разветвленную опросную сеть, разработали очень эффективные методические инструменты и «снимали» самую горячую информацию о социальном настроении и состоянии общественного мнения по всей стране. Переломное время между горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами было отмечено ростом политического активизма социологов, участием в народных движениях и фронтах, публичными выступлениями за рыночные реформы и демократизацию общества, критикой советской системы и монополии КПСС. Распад СССР и превращение бывших союзных республик в суверенные государства разрушил некогда единое социологическое сообщество, распространявшееся на огромную территорию. Взамен формальных связей и тесной кооперации создавались новые системные связи, носившие преимущественно неформальный, личный характер. Распалась некогда могучая Советская социологическая ассоциация, на ее развалинах постепенно произросло сразу несколько объединений (ассоциаций) отечественных социологов, которые дополняли и одновременно соперничали друг с другом не только за новых членов, финансы, признание, но и за тематическое пространство. Прежде всего это Российское общество социологов (РОС) и Профессиональная социологическая ассоциация. В 1989 г. отменено преподавание в вузах истории КПСС, исторического и диалектического материализма, политической экономии социализма и научного коммунизма. Началось массовое преобразование кафедр научного коммунизма в вузах: около тысячи их, столкнувшись с новыми вызовами, стали менять учебные планы и переименовываться в кафедры социологии, политологии и культурологии. В стране сформировался рынок социологических услуг, созданы негосударственные научные учреждения, десятки социологических фирм специализируются на изучении спроса и предложения, организации предвыборных кампаний, управленческом консультировании. Финансовую, организационную и научную самостоятельность приобрели небольшие (часто временные) коллективы научных сотрудников, которые иногда именуют себя центрами и институтами |2°. Среди позитивных тенденций развития и институциализации отечественной социологии в последнее время Ю.Н. Толстова отмечает: переводы клас- Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 40. сических и современных работ ведущих западных социологов, повышение интереса к истории отечественной социологии, реабилитация и издание ранее запрещенных работ отечественных социологов конца XIX — начала XX в. (дореволюционный период и советский период 20—30-х гг.), издание переводных и отечественных учебников по методологии и теории социологии, развитие методологических представлений в сфере эмпирических исследований121. Начиная с 90-х гг. были переведены и изданы работы П. Сорокина, М. Вебе-ра, Э. Дюркгейма, В. Зомбарта, К. Поппера, Р. Арона, Г. Маркузе, П. Бурдье; специализированные сборники переводов, отражающих состояние американской социологической мысли: Т. Парсонс, Дж. Мид, Р. Мертон и др. Появляются новые факультеты социологии в университетах и педагогических институтах, межфакультетские кафедры в технических вузах. Социологию начинают преподавать в техникумах и технических училищах, в школах. В 1989 г. решением Президиума ССА АН СССР, Госкомитета по народному образованию и Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ созданы Высшие социологические курсы (директор — СВ. Наталушко). Они давали лицам с высшим образованием диплом социолога высшей квалификации с правом преподавания социологии, первый набор был в 1991 г. последний — в 1997 г. За это время подготовлено более 150 специалистов, при курсах работал ежегодный семинар выпускников и преподавателей, выходил ежегодник «Социологические очерки»122. Множится число социологических изданий, прежде всего периодических123. Социология включена в число обязательных вузовских дисциплин. Поданным Министерства высшего и среднего специального образования Российской Федерации, в стране к 1996 г. имелось 53 факультета и отделения социологии, в государственных вузах работали 250 кафедр социологии (включая социологию, соединенную с другими дисциплинами), еще примерно 15 кафедр открыто в негосударственных университетах. Растет численность кандидатов и докторов наук124. Началась грантовая поддержка научных исследований. Благодаря созданному в 1988 г. Дж. Соросом фонду «Культурная инициатива» и созданному в 1995 г. фонду «Институт "Открытое общество"» принципиально изменилась ситуация с выпуском учебников и учебных пособий: появились книги нового поколения, количество учебной литературы возросло в несколько раз. Ежегодный выпуск книг и брошюр по социологии составляет 300—400 наименований125. Десятки студентов и аспирантов получили 121 Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядо-ва. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 91. 122Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 21. 123С 1991 г. — «Социология. 4 М: Методология, методы математические модели», с 1992 г. — «Вопросы социологии», с 1993 г. — «Мир России», с 1994 г. — «Социологический журнал» и «Социальный конфликт», с 1998 г. — «Журнал социологии и социальной антропологии» и др. 124 Численность утвержденных кандидатов и докторов социологических наук Москвичев Л.Н. Воспроизводство научного потенциала социальных и гуманинтарных дисциплин // Социологические исследования. 1998. № 5. 125 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Подред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 41. возможность учиться в европейских и американских университетах. В стране появился успешный опыт соединения российских и западных образовательных стандартов при подготовке специалистов высшей квалификации, он институциализировался в создание Европейского университета в Санкт-Петербурге (ректор Б. Фирсов) и Московской высшей школы социальных и экономических наук (ректор Т. Шанин). Вначале 1990-х гг. Институт теории и истории социализма (раньше он был Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) был преобразован в Российский независимый институт национальных и социальных проблем. Ряд учреждений и служб перешли на коммерческую основу. Среди них наиболее весомые: Vox Populi — служба профессора Б.А. Трушина и Институт независимых исследований в Санкт-Петербурге, руководитель В.М. Воронков. В настоящее время в стране существует немало исследовательских центров и кафедр, среди которых можно отметить коллективы социологических факультетов МГУ (В.И. Добреньков), Санк-Петербургского (А.О. Барано-ев), Алтайского (СИ. Григорьев), Московского социального (Г.И. Осадчая) университетов, уральских социологов (Г.Е. Зборовский, Л.Я. Рубина), Независимого института национальных и социальных проблем (М.К. Горшков), Ростовского университета (Ю.Г. Волков) и др. Отмечая несомненные успехи институциализации социологии в России рубежа тысячелетий, необходимо отметить ряд негативных моментов и проблемных точек роста науки. Первая касается социологического образования. Неожиданная легализация социологии в начале 1990-х гг., создание многочисленных факультетов, отделений, кафедр, специализаций и курсов социологии остро поставило проблему кадрового обеспечения. Если в стране десятилетиями не существовало высшего социологического образования, а затем в одночасье оно начинается во всех городах и весях, то совершенно очевидно, что социологию будут преподавать не социологи. По данным И.А. Бутенко, даже в середине 1990-х гг. кадровая проблема не была решена: «Уровень преподавания социологии в значительном числе новых и старых вузов оставляет желать лучшего, поскольку нередко преподавателями этой дисциплины выступают бывшие профессора научного коммунизма и исторического материализма или другие лица, не имеющие ни специального образования, ни практического опыта в сфере социологии. В 1995—1997 гг. обладателям ученых социологических степеней, наряду с работниками научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, стали некоторые федеральные министры и их заместители, политические деятели и прочие лица, мало связанные с научной деятельностью»126. Однако не только кадровые проблемы привели к тому, что в конце 1990-х гг. в процессе институциализации отечественной социологии происходили кризисные явления. Низкая оплата труда академических социологов привела к рапространению вторичной занятости, практики дополнительных заработков, невозможности покупать необходимую литературу, оттоку кадров из вузовской и академической науки, коррупции в преподавательской среде (взятки за вступительные и текущие сессионные экзамены). Дополнительные "''Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 29. занятия не оставляют времени для повышения квалификации. «Трудовые перегрузки ученых делают формальными многие обсуждения, устные и письменные: среди социологов растет разобщенность. Совокупный тираж журналов, выходящих крайне редко и нерегулярно, не достигает и четверти по сравнению с 1990 г. Государственная поддержка исследовательских проектов в силу скудости государственных средств зачастую оказывается почти символической и в любом случае не позволяет проводить масштабные полевые исследования»127. Не всегда высокое качество преподавания и исследовательской работы со стороны некоторых в спешке организуемых социологических служб и фирм заставляют все чаще говорить о дискредитации дисциплины128. Общие тенденции институциализации российской социологии, на фоне происходящих в стране политических изменений, И.А. Бутенко129 очертила так: ♦ социально-политическая ситуация в XXI в. остается далекой от стабильности; ♦ устойчивое развитие демократии все еще является делом будущего; ♦ центральные СМИ все более явно выражают интересы тех или иных финансовых групп; ♦ общественное мнение развито слабо и подвержено манипуляциям; ♦ место социологов на общественной сцене занимают специалисты по политическим технологиям; ♦ социология оказалась не в чести у власти, эту дисциплину в 1999 г. вывели из государственного стандарта для высшего образования; ♦ в результате чего начались сокращения преподавателей и объединения кафедр; ♦ общество не жалует социологов: согласно данным Фонда «Общественное мнение», лишь 45% взрослых россиян доверяют цифрам, ими получаемым130. Сегодня в сфере образования в целом и в социологии в частности сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, учебные заведения сталкиваются со все большими трудностями, преподавателям месяцами не выдают зарплату, задерживается стипендия студентам, хорошее образование почти недоступно малообеспеченным слоям, полностью разрушена система воспитательной работы в вузах. Учебные заведения не получают средств на ремонт, литературу, периодические издания, обостряется проблема качества обучения. С другой стороны, система образования стала более гибкой, маневренной, гораздо более разнообразной и интересной. Возникли новые виды учебных заведений, развернута подготовка специалистов по совершенно новым, иногда экстравагантным специальностям, издается обширная учебная и методическая литература. Например, объемы методической литературы по социологии (в сравнении с 1980-ми гг.) возросли в 10—15 раз. '"Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 29. |28Осипов Г.В. Что происходит в социологии? // Вестник РГНФ. 1997. № 1. 129Бутенко И.А. Российское общество социологов: краткий курс истории объединения. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. С. 35. 130ФОМ-Инфо. 1998. № 43. Любая наука представляет собой сложный комплекс когнитивных и социальных показателей. В организации науки, а тем более в ее социальной составляющей — процессе институциализации науки — важное место занимают публикации. Крестьянин выращивает хлеб, продает его на рынке и благодаря вырученным за него деньгам узнает истинную цену произведенной продукции. Конечной продукцией отчитываются рабочие, врачи, писатели, юристы и т.д. У каждой профессии своеобразная форма конечного продукта деятельности (товар или услуга), способ и технологии его получения, системы вознаграждения за труд и общественного признания результатов труда. ИНСТИТУТ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ Публикация выступает наиважнейшим способом оповещения общественности о проделанной ученым работе, получения общественной оценки своего труда, его признания и, отчасти, материального вознаграждения (гонорар за книгу или статью). Научная публикация относится не только к когнитивной структуре науки, имеющей дело с иерархией знания, методами и предметом науки, школами, парадигмами и т.п., но и к социальной. Социальная структура науки включает систему коммуникаций ученых, формальные и неформальные отношения между ними, механизмы формирования научных сообществ, престиж профессии, способы общественного признания и вознаграждения труда и др. Известный специалист в области методологии науки американец Д. Дж. С. Прайс1 называет институт научных публикаций важным уровнем дисциплинарной структуры науки и относит его к числу социальных институтов. Он подразделяет его на ряд подуровней, или эшелонов. Первый эшелон — журнальные статьи, второй — учебники, монографии, хрестоматии, справочники, энциклопедии. Они дополняются третьим эшелоном — научны- 1 Прайс Д. Дж. С. Малая наука, большая наука // Наука о науке. М., 1966.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |