КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические журналы и публикации 1 страница
Врезка Историческая справка82 Середина 1950-х гг. ознаменована серьезными событиями в политической истории страны. XX съезд КПСС (14 — 25 февраля 1956 г.) стал во многом поворотным пунктом в истории страны. Съезд и особенно исторический доклад на нем Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Период в жизни страны, связанный со съездом, получил название «оттепели» (по одноименному роману И. Эренбурга). В этот период отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Произошла реорганизация Академии наук, из ведения которой были изъяты учреждения, разрабатывавшие прикладную тематику. Одновременно создавались институты и лаборатории проблемно-теоретического характера, особенно много в области физико-математических наук. В мае 1957 г. правительство СССР приняло решение о создании на востоке страны крупного научного центра — Сибирского отделения Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в стране исследовательским центром. Развитие получили в середине 50-х — начале 60-х гг. средства массовой информации. Радио- вещание охватило всю страну. На страницах журналов и газет разворачиваются дискуссии, связанные с критикой сталинизма и перспективами развития общества. Период «оттепели» стал периодом наиболее заметного подъема в экономике СССР, который достигался как за счет трудового энтузиазма широких масс трудящихся, так и в результате реформы хозяйственного механизма. Развитие советской экономики середины 50-х гг. проходило под знаком возрастания роли технического прогресса. Именно к этому времени относится начало научно-технической революции в СССР. В годы «оттепели» заметно повысился уровень жизни советского народа, причем в городах он был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Вторая половина 50-х — начало 60-х гг. были периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны, возникло большое количество общественных организаций, которые стали решать отдельные местные вопросы. Прежде всего это коснулось самого массового движения — профсоюзного. В эти же годы происходит рост рядов комсомола. Демократизация общественной жизни вызвала увеличение трудовой активности. Рождаются новые трудовые почины. Новаторы наряду с чисто производственными вопросами ставят широкий круг социальных задач, в том числе повышение уровня образования, квалификации и др. 78 Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядо-ва. 2-е изд., перераб. и доп. С. 69 М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 79. 79 Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении: Пер.с англ. М.: Иностр. лит., 1961. 80 Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпирическая социология. Крит, очерк. М.: Мысль, 1965. 81 Информационный бюллетень№ 1. Серия: Материалы, сообщения. М., 1967 (Научн. совет АН СССРпо проблемам конкретных социологических исследований. Советская социологическая ассоциацияОтдел конкретных социол. исследований Института философии СССР). 82 Информация с веб-сайта «Россия великая»: http://russia.rin.ru В. Гуд и П. Хатт, П. Лазарсфельд и М. Розенберг, М. Дюверже, Р. Кениг и др. По сведениям Ю.Н. Толстовой83, обобщившей исторические данные за соответствующий период, уже в 60-х—начале 70-х гг. были переведены многие фундаментальные работы западных авторов: С.С. Стивенса, П. Суппеса и Дж. Зинеса, П.Ф. Лазарсфельда (классиков теории социологического измерения), Л.Л. Терстоуна (первым предложившего конструктивный способ измерения установки и тем самым способствовавшего активному развитию соответствующей социально-психологической теории). Ряд фундаментальных статей, ставших классическими (Б.Ф. Грина об измерении установки, Н. Рашевского о модели подражательного поведения, Л. Гуттмана о шкальном анализе и т.д.), были опубликованы в сборнике «Математические методы в современной буржуазной социологии», вышедшем под редакцией Г.В. Осипова. Большую роль в его подготовке сыграл Э.П. Андреев. Те же исследователи инициировали издание учебника по статистическим методам Д. Мюллера и К. Шусслера (рассчитанного на читателя-гуманитария), сборника «Математические методы в социальных науках» (под редакцией П. Лазарсфельда и Н. Генри), книги «Американская социология» (под редакцией Т. Парсонса), содержащей интересующий нас обзор Р. Макгинниса. Много полезных результатов из области теории измерений, принадлежащих таким известным исследователям, как П.К. Фишберн, У.С. Торгерсон и другие, содержит публикация под редакцией Е.М. Четыркина. В тот период активизируются международные контакты. В СССР приезжали Р. Арон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Боттомор, И. Берлин, Р. Энджелл, У. Ростоу, А. Гоулднер, Ч. Райт Миллс, Г. Фридман, а США и Великобританию посетили Ю. Замошкин, В. Ядов, А. Зворыкин и др. По данным Г.С. Батыгина, проанализировавшего архивы Академии наук СССР, с 1957 по 1961 г. только Институт философии в Москве посетили 217 иностранных философов и социологов. В январе 1960 г. Отделение философских, правовых и экономических наук АН СССР рекомендовало для чтения лекций в Колумбийском и Гарвардском университетах о социологических исследованиях в СССР А.Ф. Окулова и Ц.А. Степаняна84. Несомненно, это сказалось на резком повышении научного уровня социологии. Т. Парсонс в 1964 г. отмечал очень высокие требования, которые предъявляют советские социологи к методике и технике эмпирических исследований. Среди наиболее сильных впечатлений от поездки в СССР — высокая интеллектуальная атмосфера философских дискуссий о социологии и чрезмерное влияние политической партии на развитие науки. Отсюда, считает он, гипертрофированный акцент на прикладные функции социологии. Акцент даже больший, чем в западных странах. Сказанное Парсонсом как нельзя более точно отражает положение дел в социологии труда. Международные контакты советских социологов, испытывавших жесткий идеологический прессинг в условиях закрытого общества, имели первостепенное значение для процесса институциализации науки. Они выполняли своеобразную функцию окна в Европу, через которое доносилось дуновение свежего ветра свободомыслия. «Исключительно важную роль в Маслова О.М., Толстова Ю.Н. Методология и методы // Социология в России / Под ред. В.А. Ядо-^ ва. 2-е изд., перераб. и доп. С. 69 М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 84. Ьатыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России /Под ред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 34. становлении советской социологии в 1950-е гг. сыграли заграничные контакты философского руководства и сопровождающих лиц. В 1956 г. энергичные шаги по установлению сотрудничества с Академией наук были предприняты ЮНЕСКО. Впервые советская делегация во главе с П.Н. Федосеевым участвовала во Всемирном социологическом конгрессе (Амстердам, август 1956 г.). Это событие стало переломным моментом в институциализации советской социологии. Философское руководство вернулось с конгресса, убежденное в необходимости развития марксистских социологических исследований. Была достигнута договоренность о посещении Москвы руководителями Международной социологической ассоциации. Решение вопроса о создании Советской социологической ассоциации уже не вызывало сомнений. Проблемы социологии стали постоянно обсуждаться на ученых советах, и осенью 1956 г. впервые прозвучало еще нереальное пожелание создать социологический журнал. Эта идея, по всей вероятности, согласованная с Федосеевым, была декларирована М.Д. Каммари, который активно участвовал в институционализации социологии»85. Воспитание нового человека и плановая экономика всегда считались главной сферой заботы Коммунистической партии. Задачи воспитания были отданы на откуп философам и идеологам, а экономика, производство, трудовой коллектив — экономистам и социологам. Трудовой коллектив стал первичной ячейкой воспитания нового типа работника и нового, коммунистического отношения к труду. Социологи труда выполняли функцию соединительного звена между философами, которые занимались идеологическими вопросами и разработкой макросоциальной модели общества, и экономистами, решавшими конкретные проблемы производства. «В массовом сознании того времени преобладала научно-техническая экзальтация. Дискуссия между "физиками" и "лириками" явно завершалась победой "физиков". Постепенно формировалась технократическая идея научного управления обществом (неявная альтернатива стратегии и тактике классовой борьбы). Социология удачно вписывалась в "научную" версию коммунистического строительства, ее задача заключалась в информационном обеспечении формирования "нового человека" и перерастания социалистических общественных отношений в коммунистические»86. На волне политической «оттепели» появились крупные исследования в сфере труда, давшие заметный толчок развитию прикладной социологии. Конкретные результаты были получены при исследовании проблем рабочего и внерабочего времени (Институт экономики Сибирского отделения АН СССР), подъема культурно-технического уровня рабочего класса (Уральский университет), процесса превращения труда в первую жизненную потребность (Педагогический институт Красноярска). В конце 50-х — начале 60-х гг. сотрудники сектора социологических исследований Института философии АН СССР (А.А. Зворыкин, Г.В. Осипов, И.И. Чангли и др.) провели комплексное изучение новых форм труда и быта на предприятиях Москвы, Горьковской области и других регионов страны. Специалисты Московского университета под руководством Г.М. Андреевой исследовали социальные проблемы автоматизации производства на Первом шарикоподшипниковом заводе (Москва). 85 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции//Социология в России/ Подред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 33. 86 Там же. С. 35-36. В 1960 г. рабочая группа, созданная за год до того в рамках сектора исторического материализма Института философии АН СССР для подготовки книги «Новые формы труда и быта» (на материалах Горьковской области), преобразована в сектор исследований новых форм труда и быта. Заведующим сектором становится Г.В. Осипов. Основными задачами сектора являлись исследования конкретных процессов коммунистического строительства, изучение коммунистических форм труда и быта и изучение влияния технического прогресса". Тогда же, в 1960 г., Б.А. Грушин открывает Институт общественного мнения при газете «Комсомольская правда». В 1964 г. на базе социологической лаборатории философского факультета ЛГУ создается Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ), а в АОН при ЦК КПСС создана группа конкретных социологических исследований и методики идеологической работы. «Затем отделы и лаборатории создаются при многих партийных органах, райкомах, обкомах, крайкомах. АОН становится серьезным конкурентом Академии наук в том, чтобы возглавить "социологическое движение" в стране и стать координирующим центром»88. В 1965 г. решением Бюро ЦК ВЛКСМ создана группа для проведения конкретных социологических исследований (В. Васильев, А. Кулагин, В. Чупров, Ю. Торсуев), перед которой выдвигалась масштабная задача изучения проблем коммунистического воспитания молодежи (сегодня этой тематикой, применительно к новым условиям, занимается только В. Чупров). Вслед за этим Академия наук СССР, подхватив эстафету у ЦК ВЛКСМ, поручила изучение молодежной проблематики сразу нескольким своим институтам: Институту философии, Институту государства и права, Ленинградской кафедре философии, Отделу экономических исследований Уральского филиала АН. Зажатые между двумя полюсами — идеальными представлениями о социализме (философия) и реальными проблемами производства (экономика) — социологи вынуждены были выполнять двойную роль. С одной стороны, партия призывала результатами эмпирических исследований доказывать преимущества социализма, с другой — средствами прикладных методов устранять его недостатки, т.е. ликвидировать «родимые пятна» капитализма. На Всесоюзной конференции по конкретным социологическим исследованиям в Академии общественных наук при ЦК КПСС в 1966 г. будущий за- 57 В 1966 г. постановлением президиума АН СССР сектор исследований новых форм труда и бытаИнститута философии был преобразован в Отдел конкретных социологических исследований. Онсостоял из проблемных тематических групп, ставших впоследствии ядром ИКСИ. Постановлениемпредусматривалось, что в дальнейшем на базе отдела «необходимо организовать Институт конкретных социологических и социально-психологических исследований». 58 Пугачева М.Г. История создания Советской социологической ассоциации // http://www.isras.rssi.ru/ ROS_CCA_Hist.htm ведующий отделом пропаганды ЦК КПСС Е.М. Тяжельников предлагал создать партийно-государственную структуру социологических центров в СССР89, а партийные инстанции видели в социологии новый эффективный способ идеологической деятельности на научной основе. Академик М.Б. Ми-тин, фигура очень заметная и влиятельная на идеологическом фронте обще-ствознания в 1950—70-е гг., предложил «послать бригаду теоретических работников, работающих над проблемами коммунистического воспитания, на завод им. Кирова в Ленинград и действительно изучить, посмотреть, как идет становление нового человека»90. В такой обстановке — культивирования теоретических иллюзий и ложного оптимизма — зарождалась советская социология, и все это происходило в период политической «оттепели», получивший название «ренессанса свободомыслия». На волне исторического оптимизма, искренней гордости за достижения социализма многие социологи с энтузиазмом изучали процессы превращения труда в первую жизненную потребность. В то же время эмпирические исследования в том, что касается методики и техники, ориентировались на современные достижения западной социологии. Новая наука рождалась, по существу, в старых пеленках. В качестве общесоциологической теории выступал исторический материализм, что и было зафиксировано в уставе Советской социологической ассоциации91. Напротив, эмпирическая и прикладная ориентации социологии отражали стремление действительно разобраться в ситуации и помочь людям. Социология этого периода притягивала творческие силы интеллигенции. Важные сдвиги в институциализации отечественной социологии произошли в конце 1960-х гг. 25 февраля 1966 г. Президиум Академии наук СССР принял постановление «О мерах по улучшению организации и координации конкретных социальных исследований». В Академии был создан Научный совет по проблемам конкретных социальных исследований, сектор исследования новых форм труда и быта в Институте философии преобразовался в отдел конкретных социальных исследований. В Институте экономики была организована лаборатория социально-экономических и демографических проблем, сектор конкретных исследований культуры и быта народов СССР был создан в Институте этнографии, а в Институте государства и права — лаборатория социально-правовых исследований. Центральному экономико-математическому институту поручалась разработка математических моделей социальных процессов92. В Институте философии активно обсуждалась идея создания самостоятельного социологического института, основой которого должен был стать Отдел конкретных социологических исследований Г.В. Осипова, назначенного в 1966 г. президентом Советской социологической ассоциации. Судя по документам, в 1966 г. в Ленинграде хотели создать Институт социологии на базе философской кафедры Чагина. Было даже решение президиума АН (оно осталось не выполненным) о создании институ- 89 Проблемы научного коммунизма. М.: Мысль, 1968. Вып. 2. 90 Пугачева М.Г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР, 1968—1972 годы // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 159. 91 Решение, устав, руководящие органы Советской социологической ассоциации. М: АН СССР, ССА,1977. 92 Развитие исследований в области общественных наук // Вестник Академии наук СССР. 1966.№5. тов в Свердловске и Ленинграде93. Кроме того, ставился вопрос об организации печатного органа социологов — на этот раз об издании в Ленинграде журнала «Социологические науки»94. Вторая половина 1960-х гг. занимает особое место в развитии и институ-циализации отечественной социологии. В своей книге по истории отечественной социологии В. Шляпентох выделяет 1965— 1972 гг. как отдельный период и называет его не иначе как «Золотым веком»95. Для представителей его поколения он, возможно, был действительно лучшим. Однако у каждого поколения, прожившего свою судьбу и творившего совсем в иные времена, найдется свой «золотой век». Как бы то ни было, но кульминацией выделенного периода следует считать 1968 г., когда был создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР. Первым его директором стал академик A.M. Румянцев, вице-президент Академии наук. Изучив историю этого учреждения по архивным материалам, М.Г. Пугачева пишет: «Идея конкретных исследований в советской версии социологической теории — историческом материализме — возникла в 1950 году. Установка на "конкретность" являла собой не вполне отчетливую, но многообещающую альтернативу "схоластическому теоретизированию" и "догматизму". Противостояние определилось, когда во второй половине 50-х годов в общественную науку вошла новая генерация интеллектуалов, знающих иностранные языки и ориентированных на интеграцию советского обществоведения с западной социологической традицией. В середине 50-х годов встречаются первые упоминания о создании социологического института, а в начале 60-х этот вопрос ставился уже на довольно высоком уровне — некоторыми иерархами советской философии»96. Считается, что лучший и творчески наиболее насыщенный период в истории Института социологии РАН происходил дважды: 1) в 1968—1972 гг., когда директором являлся A.M. Румянцев; 2) в 1988—2000 гг., когда директором являлся В.А. Ядов. Общими чертами, которые характеризуют оба периода и отличают их от других этапов в истории Института (в частности, когда директорами были М.Н. Руткевич, Т. В. Рябушкин, В.Н. Иванов), являются следующие: а) свобода творческой деятельности, предоставляемая дирекцией как сотрудникам, так и руководителям отделов; б) переход от вертикально-интегрированной к матричной структуре организации, где исходной ячейкой служит проект; в) доминирование регионального стиля научной деятельности, прежде всего ленинградских социологов (включая и тех, кто переехал и обосновался в Москве), как в организации науки, так и в духовной атмосфере института. В промежутке между ними — период серости и рутины, как оценивают его некоторые историки, отмеченный жестким партийным контролем, идеологической ориентацией социологических исследований, господством административного командования. 93 Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах / Сост.: Батыгин Г.С, Ярмо-люк С.Ф., Пугачева М.Г. СПб., 1999. С. 51. 'м Пугачева М.Г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР, 1968—1972 годы // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 160. 'ъ Shiapentokh V. The Politics of Sociology in the Soviet Union. Boulder: Westview Press, 1987. % Пугачева М.Г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР, 1968—1972 годы // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 158. «С 1968 по 1971 г. в институте развертывались серьезные социологические проекты, результаты которых отчасти представлены в "Информационных бюллетенях ИКСИ АН СССР". Этот период можно с некоторой условностью назвать расцветом советской социологии. Научно-исследовательская работа в ИКСИ была организована по проектной системе. Проект объединял группу специалистов для решения конкретной проблемы. Проекты объединялись в направления. Направлений было три: 1) социальной структуры и социального планирования; 2) управления социальными процессами; 3) истории социологии. Первое направление возглавлялось Г.В. Осиповым, второе — Ф.М. Бурлацким, третье — И.С. Коном. К осени 1969 г. институт провел, помимо своих академических исследований, около двадцати опросов для ЦК КПСС, Московского горкома партии и других партийных органов. Положение института было двойственным. С одной стороны, он был частью идеологических учреждений партии, с другой — чужеродным элементом»97. Создание ИКСИ сыграло выдающуюся роль в институциализации отечественной социологии послевоенного периода. С него началась цепная реакция, приведшая к возникновению.множества других научных центров. Через некоторое время после образования ИКСИ были созданы отделы социологии в ряде институтов: во Всесоюзном институте системных исследований ГКНТ СССР и АН СССР (Москва), Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (Новосибирск), Институте социально-экономических проблем АН СССР (Ленинград), Институте экономики научного центра АН СССР (Свердловск) и др. В УССР, БССР, Армянской ССР, Литовской ССР, Грузинской ССР и других союзных республиках были сформированы социологические подразделения98. Помимо этого, был создан ряд исследовательских учреждений — Институт социально-экономических проблем (ИСЭП) АН СССР, Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований Ленинградского университета, а также социологические отделы и лаборатории во многих институтах и вузах. В системе научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных республик были сформированы научные подразделения, проводящие социальные исследования. Социальные и социологические исследования велись многочисленными социологическими лабораториями на предприятиях и производственных объединениях, созданными на общественных началах институтами и советами по социологическим исследованиям при партийных, комсомольских и других общественных организациях99. Таким образом, в конце 1960-х и начале 1970-х гг. в стране сформировалось несколько ведущих социологических центров: Ленинград, Тарту (Эстония), Москва, Новосибирск, Урал (Пермь, Свердловск), Куйбышев (ныне Самара), Киев, Ереван. 97 Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Подред. В.А. Ядова. М.,1998. С. 37. 98 История социологии: Учеб. пособ. для студентов гуманитарных фак-в высших учебных заведений /(Автор, кол.: А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.К. Румянцева и др.) Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др.2-е изд., перераб. и доп. Минск: Выш. шк., 1997. С. 350—356. " Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp К сожалению, в скором времени цепная реакция созидания сменилась реакцией торможения, а в некоторых случаях и разрушения уже существующего. Первым сигналом, говорившим о том, что заканчивается либеральная эпоха в отечественной социологии, связанная с хрущевской «оттепелью», и начинается новая, которую историки позже окрестят временем «застоя»100, послужило знаменитое «дело Левады», случившееся в 1969 г. Дата весьма знаменательная, причем по трем пунктам: I) прошло уже 5 лет, как Хрущева на политическом Олимпе сменил Брежнев, взявший курс на идеологическое закрепощение общества; 2) прошел всего один год со дня создания Института социологии, успевшего стать прибежищем для свободолюбивой интеллигенции, которая грозила превратить учреждение в очередной рассадник вольницы; 3) прошел ровно год после знаменитой «пражской весны» и ввода советских войск в Чехословакию. Одним словом, создание Института социологии, тогда именовавшегося ИКСИ, пришлось не на самый удачный в истории страны момент. Книга «Лекции по социологии» Ю.А. Левады101 подверглась на удивление жесткой критике. В течение четырех лет он читал свои лекции на факультете журналистики МГУ, и все время не было ни малейших претензий со стороны партийных органов. Весной 1969 г. они были опубликованы в виде двух небольших книг на ротапринте тиражом около 1 тыс. экземпляров. Ничего крамольного в тексте, по мнению автора, не было — не было даже намека на осуждение советского строя или сомнений в истинности марксизма. Совсем иного мнения придерживались ответственные работники аппарата ЦК КПСС. В отчете комиссии из ответственных партработников, доложенном ЦК КПСС, президенту АН СССР академику М. Келдышу, дирекции и партийному собранию института, говорилось, в частности, что в «Лекциях по социологии» Ю. Левады (Информационный бюллетень. № 20, 21. М., 1968) история советского общества рассматривалась в качестве этапа конвульсивного развития, сделана завуалированная попытка сблизить тоталитаризм с советским строем (вып. I, с. 7—8); трудящиеся, и прежде всего коммунисты, представлены людьми, ведущими двойную жизнь, выполнявшими в зависимости от обстановки — официальной и неофициальной — несколько ролей, лицемерившими и т.п. (вып. II, с. 30—32). В «Лекциях» произвольно, без опоры на факты, утверждалось, что «необходимость жить обществом возникает... потому, что иначе храниться и передаваться социальная информация из поколения в поколение не может» (вып. I, с. 53—54), что человек сложнее общества и его память больше памяти общества (вып. 1, с. 43), что личность есть центр активности общества (вып. II, с. 51), что государство — это социальный институт «для хранения элементов культуры и навязывания их людям» (вып. I, с. 58—59)102. Интерпретировать «дело Левады» и связанную с этим проверку ИКСИ партийной комиссией можно по-разному. Возможно, в деятельности института вскрылись серьезные недостатки, которые были вовремя пресечены |00В. Шляпентох назвал эти времена «веком серости». ""Левада Ю.А. Лекции по социологии // Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР. М., 1969. Вып. 20, 21. 1ЮПилипенко Н.В. Институт конкретных социальных исследований и развитие социологической науки в СССР (1968—1978 годы) // Российская социология 60-х годов в воспоминаниях и документах СП6РХГУ, 1999. С. 337-338. надзирающими инстанциями, а возможно, что руками автора одна, консервативная, группировка в ЦК КПСС, как она считала, «проморгавшая» в свое время создание Института социологии, сводила счеты с другой группировкой, трезво мыслящей, заглядывающей в будущее, более начитанной и образованной. Первая брала реванш не только за счет показательного линчевания одного из талантливейших социологов, но и ценой закрытий других изданий. «Действительно, ситуацию с критикой "Лекций" Ю.А. Левады следует рассматривать в контексте консервативной реакции и, в частности, целой серии "обсуждений" книг по общественным наукам. В апреле 1970 г. под удар попала книга П.В. Копнина "Философские идеи Ленина и логика", где автор "пытался дополнить общепринятое определение предмета марксистско-ленинской философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления положением о "человеке и проекции его бытия в будущее"; в мае этого же года в Институте философии была осуждена книга "Ленинизм и диалектика общественного развития". Авторов — Е.Г. Плимака и Г.С. Батищева — разгромили на партийном собрании и партбюро Института философии, о чем за подписью зав. отделом науки ЦК КПСС С. П. Трапезникова была составлена справка. В декабре 1970 г. в ИКСИ аварийно обсуждалась книга "Моделирование социальных процессов". Идея книги заключалась в самостоятельности социологии как конкретной науки»103. Только одним приказом от 28 июня 1972 г., как вспоминает Н.И. Лапин, был поставлен крест на 38 книгах104. Однако за год до чехословацких событий произошло другое, весьма симво-лическое явление, знаменующее первые шаги наступающей реакции. Одним из свидетельств начала строгой идеологической цензуры в конце 1960-х гг. был отказ крупному российско-американскому социологу «посетить свою роди ну до своей кончины» (записка Научного совета АН СССР по истории мировой культуры о приглашении в СССР президента Американского социологического общества П.А. Сорокина, 3 февраля 1967 г.)105. По всему было видно, что в советском обществе и в том числе в советской социологии наступает новая стадия, стагнационная. Период «хрущевской оттепели» сменился этапом «брежневского застоя». В общественной жизни ""Пугачева М.Г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР, 1968-1972 годы // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 169. 104 Подробнее см.: Российская социология шестидесятых годов: В воспоминаниях и документах / Ин-т социологии Рос. Академии наук (Отв.ред. и авт. предисл. Г.С. Батыгин; Ред.-сост. С.Ф. Ярмолюк). СПб., 1999. С. 253-266, 559-561.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |