КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разгром социологии
Переломным этапом и вместе с тем началом нового периода в послереволюционном развитии отечественной социологии следует считать 1922 г. В этом году В.И. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле про- ухарин Н.И. Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии. М. Пг.: Госиздат, 1922. грамм и содержания курсов по общественным наукам; многим профессорам, в связи с их враждебностью марксизму, была запрещена преподавательская деятельность. В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. В это время почти во всех петроградских вузах были созданы кафедры общественных форм. Новая учебная дисциплина преподавалась до 1924 г. Иногда ее называли генетической социологией, так как это был искусственно разработанный вариант социологизированной истории. С 1923/24 учебного года впервые в университете и институтах Петрограда были введены лекции и семинары по историческому материализму, которые читали М.В. Серебряков, В.А. Быстрянский, Н.Н. Андреев, Э.Э. Эссен, Б.А. Фингерт, И.С. Плотников и другие марксисты. С этого времени в ленинградских вузах начинается преподавание «подлинно научной социологии»54. За пределы страны в это время было выслано около 160 деятелей науки и культуры55. В эмиграцию отправились П.А. Сорокин, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, А.В. Пошехонов, В.А. Мякотин, П. Милюков, В. Чернов, Г. Гурвич, Н. Тимашев, Ф. Степун, С. Франк, П. Новгородцев, Е. Спекторский и многие другие выдающиеся философы и социологи. Другая часть старой интеллигенции56 пыталась как-то вписаться в новый контекст обществоведческой науки, найти свое место в социалистическом обществе, влиться в ряды марксистов. Социологическая тематика разрабатывалась в исследовательских и учебных учреждениях промарксистской ориентации, среди которых ведущую
роль играл Институт красной профессуры. Он был создан в 1921 г. в Москве по инициативе В. И. Ленина для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В 1922 г. в Петрограде при Коммунистическом университете был создан Научно-исследовательский институт, который наряду с подготовкой квалифицированных кадров занимался исследовательской деятельностью в области гуманитарных наук. В 1922— 1924 гг. создаются Коммунистические университеты в Омске, Харькове, Казани, Смоленске и других городах. В 1924 г. Социалистическая академия общественных наук, основанная в 1918 г., была переименована в Коммунистическую академию. В 1925 г. при Коммунистической академии были созданы общество статистиков-марксистов под руководством М.Н. Фалькнер-Смита и С.Г. Струмилина и Обще- Социология: история, основы, институционализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp Новиков Н.В. Условия возникновения и развития социологии в России // Русская социология: Меж-вуз. сб. / Под ред. А.О. Бороноева. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. С. 14. Среди них Н.И. Кареев, Н.А. Гредескул, Е.В. Тарле (позднее они даже избирались членами Академии Наук СССР), М.К. Лемке, К.М. Тахтарев, В.В. Святловский, В.С.Серебренников, Н.С.Державин, А.Ф. Кони, Н.Я. Марр, В.А. Быстрянский, А.И.Тюменев, Н.Н.Андреев, Е.А. Энгель. ство историков-марксистов, в которое вошли М.Н. Покровский, В.П. Волгин, П.О. Панкратова и др. Университетские аудитории в это время наполнили рабфаковцы, а кафедры заняли партийные и идеологические работники. Компартия и советское правительство вели активную работу по подготовке собственных марксистских кадров. Особое внимание уделялось совершенствованию работы высшей школы, укреплению ее марксистскими преподавательскими кадрами. В ноябре 1922 г. СНК РСФСР принял постановление «Об установлении перечня обязательных для вузов общественных дисциплин», которое вводило в высшей школе изучение исторического материализма, политической экономии, истории ленинизма, истории социализма. Особое внимание уделялось пропаганде и изучению теоретического наследия основоположников марксизма. Широкая популяризация идей исторического материализма в журналах «Большевик», «Вестник Социалистической академии», «Под знаменем марксизма» послужила основой для постепенной перестройки идеологических отношений. По существу начавшийся процесс означал уничтожение научной социологии: вместо объективного анализа, позволяющего обнаружить болевые проблемы развития общества, появился совершенно особый стиль препарирования действительности, который, по аналогии с литературой, можно было бы назвать «социологическим реализмом». Его главная цель — иллюстрация достижений социализма, борьба с чуждой идеологией и преданность законам классовой борьбы. Научные дискуссии сами собой прекращаются, поскольку основные оппоненты марксистов оказались кто за рубежом, кто в лагерях, а кто-то был расстрелян. Подобная атмосфера воцарилась не только в социологии, но и во всем обществознании. Некому было продолжать классические традиции отечественной социологии. Освободившееся место в 30—40-е гг. заняла генерация последовательных марксистов. Еще 1918 г. были предприняты первые шаги по реорганизации вузов. Декретом Совнаркома были отменены все ученые степени и звания, введена выборность профессуры и коллегиальность руководства, означавшие в условиях советского режима отмену прежних академических свобод, поли-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |