КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послереволюционный этап развития социологии
После Февральской, а затем и Октябрьской революций процесс институ-ционализации социологии продолжался. Поначалу он даже усилился. В это время наблюдается бурный расцвет научных обществ, литературно-художественных и прочих объединений, создано много учебных заведений, обществ, печатных изданий; образуются новые кафедры в Петроградском и Ярославском университетах, появляются секции, союзы и ассоциация по изучению общественных наук в университетах Казани (С. Форфоровский, 25 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М., 1995. С. 18. 26 Там же. 27 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 22. Б76 Н. Кочергин, Н. Первушин, П. Кругляков, С. Ушаков и др.), Томска (С. Солнцев, Г. Иосифов, М. Михайловский), Владивостока (М. Ершов, Н. Кохановский). Публикуются первые официальные учебники (Т. Фадеева, Н. Кочергина, П. Сорокина и др.)- Активизируется научно-исследовательская деятельность: проводятся крупные социально-экономические, социально-психологические и этнографические исследования. Социологический институт В октябре 1918 г. был организован Социо-Библиографический институт (сокращенно его называли Инсоцбибл). В 1919 г. после годичного существования Институт, приняв в свои ряды известных социологов (К.М. Тахтарева, Н.Л. Гредескула и П.А. Сорокина), был преобразован в Социологический институт28. Идеологически он представлял разношерстное объединение из марксистов (М. Серебряков, С. Оранский, Е. Энгель, И. Чернышев и др.) и немарксистов (Н. Кареев, П. Сорокин и др.). Впрочем, подобным качеством вте годы, как и в любой другой переходный период, отличались многие научные центры. По своему организационно-правовому статусу Институт являлся профессиональной ассоциацией ученых, которая ставила перед собой следующие задачи: «1) популяризацию социологических знаний и 2) библиографизацию: а) всех новых явлений в области изучения социальных наук; б) всех правительственных и важнейших общественных мероприятии в социальной жизни, поскольку таковые находят отражение в печати, и в) главнейших, представляющих общий интерес явлений в области социальной жизни, отражаемой современной печатью... Одновременно с этим институт задается целью помочь всем желающим в ознакомлении с литературой по теории социальных наук и по практическим способам решения социальных проблем. С этой целью Институт собирает библиотеку специально по общественным наукам и устраивает публичные лекции и чтения»29. За свою недолгую историю Социологический институт успел сделать многое, в частности, началась подготовка ряда монографических работ по истории социологии и ее современному состоянию, был составлен сводный каталог мировой литературы по социологии, подготовлены к печати переводы книг американских авторов. Сотрудники Института и приглашенные специалисты — В.Ф. Боцяновский, Г.Е. Калинин, П.А. Сорокин, Н.А. Гре-дескул, А.А. Гизетти, П.И. Люблинский, В.В. Водовозов, Н.И. Кареев, П.В. Мокиевский, Э.Л. Радлов, Е.В. Тарле и др. — организовали публичные лекции для всех желающих получить социологическое образование30. В нескольких номерах недолго выпускавшегося «Вестника Института» публиковались программы курсов социологии Ф. Гиддингса, Л. Вуда, Э. Росса, П.А. Сорокина, К.Н. Тахтарева31. :s Наука и ее работники. 1920. № 1. С. 24-26. :9 Социобиблиологический институт// Социобиблиологический Вестник. 1919. № 1-3. С. 1. "' Деятельность института // Социобиблиологический вестник. 1919. № 4—6. 11 Социологический (бывш. социобиблиологический) Институт // Наука и ее работники. Пг. 1920. № 1.С. 24-25. G77 Обсуждение фундаментальных вопросов социологической науки Институт проводил на совместных заседаниях Русского социологического общества им. М.М. Ковалевского. Наряду с переводческой, лекционно-пропаган-дистской и научно-библиографической деятельностью Институт вел исследовательскую работу по сбору эмпирических данных о самых разных сторонах жизнедеятельности общества. В том числе по инициативе П. Сорокина были проведены анкетные обследования уровня жизни и социально-экономического положения населения Петрограда за годы войны и революции32. Научные планы Социологического института простирались еще дальше. В частности, К.М. Тахтарев, возглавивший Институт в 1920 г., обратился в Наркомпрос с проектом о создании Российского социологического института. Планировалось, что он развернет свою деятельность по следующим направлениям: «1) научная разработка социологии и других теоретических и прикладных общественных наук; 2) обеспечение надлежащего научного уровня высшего социологического образования в России; 3) распространение социологических знаний в народных массах»33. На будущее учреждение возлагалась задача подготовки профессиональных исследователей-эмпириков, специалистов-теоретиков по разным отраслям социологии, преподавателей высшей школы. В нем предусматривалось также обучение советских работников и общественно-политических деятелей. К сожалению, предложение о создании более крупного, чем Социологический институт, учреждения не встретило поддержки у руководства Наркомпроса. А в 1921 г. был закрыт и Социологический институт34. Причины отказа в создании форпоста социологической науки в стране неизвестны. Возможно, они были идейно-политическими, а может быть, причиной служила элементарная нехватка средств. Могло сказаться отсутствие личной заинтересованности и поддержки социологического проекта кем-то из высших советских руководителей. Во всяком случае, вто же самое время вождь пролетариата В.И. Ленин, уже готовивший замысел о высылке за границу ведущих социологов и философов, нашел деньги, и немалые (около 5 млн руб. золотом), для создания другого института — Центрального института труда. В 1920 г. по прямому указанию В.И. Ленина в Москве создается Институт труда, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ). В отличие от Социологического института Сорокина и Тахтарева центральный институт труда А. Гастева сыграл в истории страны более заметную роль. Достаточно сказать, что ЦИТ в короткие сроки удалось подготовить до 0,5 млн квалифицированных рабочих и специалистов, создать разветвленную систему внедренческих фирм (знаменитых оргстанций), занимавшихся совершенствованием организации труда и управления, добиться международного признания у немцев, французов и американцев как безусловных лидеров менеджмента 1920-х гг., побеждать на международных выставках и симпозиумах. В постановлении Совета Труда и Обороны в качестве цели деятельности ЦИТ ставились разработка, демонстрация и пропаганда основных принципов научной организации труда (НОТ), обобщение передо- 32 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М.: Онега, 1995. С. 32. 33 Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк. Л.: Лен-издат, 1971. С. 67. 34 Социология: история, основы, институционализация в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u. m/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_nov 14. asp вого опыта и координация деятельности всех других научно-исследовательских учреждений страны, изучающих труд. Соответственно своей ведущей роли ЦИТ получил широкие права: непосредственно обращаться в правительство, созывать всероссийские съезды для координации работ по НОТ в общегосударственном масштабе. Различие между двумя важнейшими учреждениями отечественной социологии первых послеоктябрьских лет кроется в следующем: 1) Социологический институт Сорокина был враждебен марксизму, напротив, ЦИТ Гас-тева, в прошлом видного подпольщика и большевика, делал все ради практической победы «социализма по всему фронту»; 2) Институт Сорокина имел теоретическую направленность, обслуживал потребности образованной части населения и не имел никаких выходов на народное хозяйство, а ЦИТ разработал оригинальную методологию социальной инженерии, был направлен на работу с широкими массами трудящихся, приносил огромную пользу всему народному хозяйству страны. Известны слова В.И. Ленина о том, что построить социализм, многократно не повысив производительность труда, мы не сможем. А поднять эффективность труда, не внедрив самые передовые системы НОТ, невозможно. Несмотря на очевидное различие двух институтов, судьба их была одинаково плачевной: Социологический институт прикрыли в начале 1920-х гг., а ЦИТ в своем изначальном качестве перестал функционировать в начале 1930-х, превратившись в обычный отраслевой НИИ — придаток авиационной промышленности. Так по-разному (различие здесь — вопрос скорее формы, чем содержания) советская власть расправлялась с фундаментальной и прикладной социологией: представителей одной, за ненадобностью, высылала за рубеж, представителей другой превращала в ничем не приметных советских служащих. Наконец, по отношению к самым непримиримым использовалась высшая мера наказания — 10 лет без права переписки. Такова была участь А. Га-стева, который был, как и П. Сорокин, ученым с мировым именем. Кафедра социологии В 1920 г. в Петроградском государственном университете открывается первый в России факультет общественных наук с кафедрой социологии во главе с П. Сорокиным. Наряду с большой организационной работой (в июне 1918 г. им была составлена «Записка об учреждении Института социальных наук») П. Сорокин занимается составлением учебников по социологии для учебных заведений страны, работает над созданием программ. Факультет призван был сочетать преподавательскую и широкую научно-исследовательскую деятельность как эмпирического, так и теоретического порядка. В 1920/ 21 учебном году на факультете слушатели могли познакомиться с интереснейшими курсами, пожалуй, не уступавшими тем, которые читались в лучших университетах Европы или Америки: П.А. Сорокин — система общей социологии, К.М. Тахтарев — генетическая социология, Н.И. Кареев и Н.А. Гредескул — история социологических учений, В.В. Святловский35 — 1 Святловский В.В. — последний представитель научной династии, прославившейся своим вкладом в развитие отечественной социологии труда и земской статистики, написавший в первые годы советской власти ряд интереснейших книг, в том числе социально-экономический словарь. G79 история социалистических учений. Наряду с такими общеобязательными курсами студентам предлагались факультативы, в частности П.А. Сорокин вел уголовную социологию, а А.Ф. Кони — этику общежития36. В 1921 — 1922 гг. в столице какое-то время действовал «Кружок объективного изучения — массового и индивидуального — поведения людей». Его почетным председателем был академик И. Павлов, а действующим — П. Сорокин. Сюда входили питерские профессора и преподавательская молодежь, попрофессии биологи и социологи, а по теоретическим воззрениям — сторонники бихевиоризма (в том числе Г.П. Зеленый, В.В. Савич и др.). Названиебихевиоризма возникло не случайно. Это единственное в социологии течение, которое находится в приграничной Информация - знания, которые вы приобре- зоне между биологией и социологией, таете, когда ищете совершенна другое. пытаясь построить точные, математи- Неизе. ческие вычисляемые формулы социального поведения человека. И.А. Голосен-ко и В.В. Козловский именуют этот кружок (иногда его называют обществом) «бихевиористским социологическим институтом»37. Правильнее было бы сказать «институция», подразумевая некую не учрежденную властями в качестве стационарного учебного заведения практику научного общения специалистов между собой, носившую скорее полуформальный характер. Его деятельность была прервана властями почти сразу из-за политических настроений И. Павлова и П. Сорокина. Созидательная деятельность продолжалась до середины 20-х гг., после чего и прежние традиции, и новые институты начинают постепенно уходить из сферы научной жизни и к концу десятилетия исчезают совсем вместе со словом «социология». К середине 1920-х гг. вся печать становится партийной. Возвращается цензура. Научные и общественно-политические ассоциации упраздняются или переходят под полный партийный контроль (профсоюз, природоохранные, спортивные объединения). Большевики, изменившие политический строй России, сломавшие социальную структуру общества, прежние экономические устои общества, образ жизни, мировоззрение и традиции населения, мечтавшие о мировой революции и переустройстве всего мира, не могли довольствоваться тем, что в недрах нового общества сохраняются «старорежимные» науки, прежде всего философия, экономика, социология и психология. В новом обществе, полагали они, и науки об обществе должны быть совершенно иными. Старую профессуру и свободу слова они терпели очень недолго — каких-нибудь 5—7 лет, пока шла гражданская война и все внимание компартии было сосредоточено на внешних угрозах. Как только они разобрались со своими врагами за рубежами родины, большевики незамедлительно направили свой взор на внутренних, идейных врагов и принялись наводить порядок в изрядно разрушенном двумя войнами научном хозяйстве страны — разумеется, таким образом, как они понимали этот порядок. 36 Клушин В.И. Первые ученые-марксисты Петрограда. Историко-социологический очерк. Л.: Лен- издат, 1971. С. 226-228. " Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX—XX вв. М.: Онега, 1995. С. 33.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |