Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хоторнский эффект




Социокультурный статус социолога-практика

С долей уверенности можно утверждать, что академическая социология, по разнообразию социокультурных ролей ученого, монохроматична. У нее всего один цвет в палитре. Академический социолог — почти всегда каби­нетный деятель: он преподает, исследует или консультирует в лаборатории, аудитории или офисе, т.е. в среде себе подобных.

Напротив, прикладные социологические исследования полихроматичны, многоаспектны. Куда только не закидывает судьба ученого-практика. Если расположить играемые им роли на некотором континууме, то окажется, что количество ролей чрезвычайно велико и многообразно. На первом полюсе континуума — самом «тихом» — располагаются академические социологи, которые занимаются прикладными исследованиями от случая к случаю: либо ради подработки, либо ради интереса. На противоположном полюсе мы мо­жем поместить экстремальные роли практического специалиста. Так, мно­гие специалисты в области ПСИ трудятся администраторами тюрем, психи­атрами в госпиталях для душевнобольных людей, домах престарелых и инва­лидов и т.п.

Социология преступности накладывает на ученого особые обязательства, он постоянно контактирует с криминогенной субкультурой — наркоманами, владельцами оружия, профессиональными ворами и убийцами, преступны­ми синдикатами, мафиозными образованиями, проститутками, алкого­ликами, юношескими бандформированиями. Проводя включенное наблю­дение — а это самый эффективный и наиболее полный источник информа­ции, — ученый постоянно рискует жизнью. У него особый социокультурный статус, ролевое поведение, которое предполагает знание языковых символов,

мотивов преступного поведения, норм конспирации, стереотипов восприя­тий «посторонних» и многое другое. У него должны быть выдающиеся спо­собности; если ученый не сможет наладить доверительные контакты с пре­ступным миром, у него останется один-единственный источник — занимать­ся кабинетной работой, т.е. цитировать труды своих коллег-криминалистов.

В учебниках социологу рекомендуют занимать нейтральную позицию, когда он сталкивается с респондентами или заключает контракт с админис­трацией. Но жизнь опровергает иллюзии ученого, как только он попадает в организацию. Поначалу к социологу на предприятии относятся по-дружес­ки. Но вот наступает первая фаза исследования: для сбора предварительной информации, анализа заводской документации и беседы с экспертами социо­логу подолгу приходится вращаться среди руководства предприятия и цехов, консультировать и консультироваться с менеджерами и специалистами фун­кциональных служб.

Буквально через месяц, вспоминает собственный путь практической ра­боты Д. Миллер, рабочие начинают смотреть на него как на марионетку ад­министрации или, что еще хуже, штатного агента39. Все, о чем социолог вы-спрашиваету простыхлюдей, воспринимается ими как доносительство, выве­дывание каких-то секретов с целью передать информацию наверх.

Не ведая о том, другой социолог — Р. Брайн, будучи еще старшекурсни­ком социологического факультета, вознамерился провести эмпирическое исследование на предприятии. Он не ставил перед собой сложных задач, ограничившись обычным опросом. Брайн спрашивал респондентов о том, кто кого любит или не любит, кто кому симпатизирует и к кому равнодушен. Особых трудностей не предвиделось, однако рабочие не пошли на контакт. Они отвечали неискренне, отмечая как эмоционально приемлемых буквально всех поименованных в анкете. Опрос грозил сорваться. Пришлось изменить методику и конструкцию вопросника. Во второй раз Брайн спрашивал рес­пондентов только о десяти самых близких им товарищах. Опрос удался, но Брайн пришел к выводу, что исследователь способен сильно влиять на ход и результаты опроса40.

Подобные случаи подтверждают давно известную истину — она называ­ется хоторнским эффектом — влиянием ученого на ход исследования. Это остается в индустриальной социологии неустранимым фактором. Социолог не может остаться нейтральным, как бы он к этому ни стремился. Его пове­дение «в поле» — результирующая двух систем ценностей: науки и организа­ции. Он должен быть готов к компромиссу между двумя мирами (рабочих и менеджеров), в которых он вынужден жить и трудиться.

Miller D.C. The Impact of Organization and Research Value Structures on Research behavior // Applied sociology: oportunities and problems / Ed. by A.W.Gouldner and S.M.Miller. N.Y.: Free Press, 1965. P. 39-41. 4" Brain R.K. The Researcher's Role: A case Study // Human organization. 1950. Vol. 9. P. 23-28.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.