Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциализация социологии в Европе




ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ ЗА РУБЕЖОМ

Формальное университетское обучение социологии, ведущее к доктор­ской степени, впервые предложено в США. В университетах других стран социология как отдельная дисциплина развивалась очень медленно. Ни в одной стране, кроме США, не было создано необходимых условий для формального социологического обучения на академических факульте­тах через систему высшего образования. Только в США формальное социологическое обучение распространилось на учебные курсы докол-лежской подготовки.

В конце XIX в. на Западе начинается процесс институциализации социо­логии.

В процессе институциализации социологии лидировала Франция. Идея создания международных научных центров, специальных журналов, системы социологического образования к этому времени вполне созрела. Социологи испытывали потребность в живых контактах с коллегами разных стран, в соединении усилий кафедр и факультетов, укреплении связей учащих и уча­щихся. К концу столетия Европа — от Парижа и Лондона до Берлина, Вены и Рима — покрылась сетью социологических обществ1. «В Париже открылся Международный социологический институт, наметивший проводить регуляр­но, каждые три года, Всемирные социологические конгрессы: началось изда­ние редактируемых Э. Дюркгеймом "Социологических ежегодников", публи­ковавших научные обозрения из разных стран мира. Основанное в Париже Социологическое общество стало проводить свои ежемесячные заседания. В течение одного десятилетия было учреждено множество социологических

' Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новые идеи в социологии. Вып. 1. СПб., 1913. С. 1.

журналов, налаживается выпуск монографий по социологии. С конца 80-х годов делает свои первые шаги социологическое образование: открылась ка­федра социологии в Сорбонне во главе с Дюркгеймом. В Парижской школе права, в Высшей школе общественных наук и других учебных заведениях Франции налаживается систематическое преподавание социологии. Лекции по социологии стали регулярно читаться в университетах Германии, и имя Г. Зиммеля приобрело не меньшую известность, чем имена Э. Шеффле и Л. Гумпловича, знаменитых в то время лекторов Вены и Граца. Социология как самостоятельный предмет преподавалась в ряде провинциальных университетов Франции (Бордо, Тулуза и др.). В двух университетах Бельгии также приступили к изучению социологии. Проработавший здесь в течение 25 лет де Грееф создал учебник, принятый позднее в качестве руководства по социологии во многих американских университетах»2. В 1889 г. в Ecole des Haute начинает читать лекции по социологии Леон Мартье. В 1895 г. профес­сор Летурно объявил свой курс лекций в Парижской школе антропологии, а в 1895/96 учебном году приступил к чтению лекций по политической со­циологии в Свободной школе политических наук в Париже профессор Г. Тард. Здесь же открывается Свободная школа социальных наук, руководимая Функ-Брентано, где курс «Введение в социологию» читал Р. Вормс. Декретом от 22 июня 1896 г. в Бордо учреждалась кафедра социологии, преподавание на ко­торой возлагалось на профессора Э. Дюркгейма.

Таким образом, «в последние десятилетия прошлого века социология как учебная дисциплина была введена в программы университетов Франции, других европейских стран и Америки. Наиболее интенсивная работа прово­дилась социологами Франции, которая по традиции продолжает удерживать приоритет в области социологии»3.

В 1890-е гг. преподавание социологии организуется и в университетах других стран: в Берлине (Зиммель), Австрии (Гумплович), Гельсингфорсе (Вестермарков), Утрехте (Штейнмен), Копенгагене (Сарке). Первые курсы социологии начали читаться в Токио и других городах. В Германии М. Ве-бер преподает курс социологии во Фрайбургском (1893—1896), Гейдельберг-ском (1896-1898) и Мюнхенском (1902-1920) университетах4.

Хотя в Германии академические ученые заинтересовались социологией рано и в нескольких крупных университетах были основаны кафедры, соци­ология понималась как гуманитарная, а не научная дисциплина и никогда не получала широкой поддержки даже среди гуманитариев. Но именно в Германии появились такие авторы, которые оказали на мировую социоло­гию решающее влияние — К. Маркс, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм. Их связь с университетами была незначительной. Маркс дей­ствовал исходя из политических мотивов. Зиммель имел регулярную профес­суру по философии в Берлинском университете только в конце своей жиз­ни, возможно, потому что он, как и Маркс, был евреем. Вебер преподавал в Гейдельберге время от времени, причиной перерывов служила болезнь. Маннгейм бежал от нацистов и нашел убежище в Лондонской экономичес­кой школе. Только Теннис имел полную академическую карьеру в универ-

2 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 21.

Там же. А Давыдов Ю.Н. Вебер М. Современная западная социология. М: Политиздат, 1990. С. 50.

ситете Киля. Хотя социологов до 1933 г. можно было найти в большинстве германских унитерситетов, трудились они не только на кафедрах социоло­гии, но и на кафедрах философии и политэкономии. Но сильного исследо­вательского центра в рамках университетов так и не появилось.

К 1933 г. благодаря университетским лекциям в Германии было под­готовлено целое поколение молодых социологов, но после прихода нацис­тов все они вынуждены спасаться бегством. Из тех, кого в 20-е гг. считали крупными социологами, в университете остался преподавать только Лео­польд фон Визе.

Несмотря на кажущиеся очевидными успехи институциализации социологии, в XIX и начале XX в. обучение социоло­гии в Европе не достигло столь впечат­ляющих успехов, как в США. Если оно и получало прибежище в университетах, то не так, как в США: независимым ча­стным ученым разрешали читатьлекции или, что еще ранее, создавали кафедру социологии для известных ученых. Чаще профессор экономики, истории, права, политической экономии или философии предлагал обучение по «социологии», хотя и не под ее собственным именем. Георг Зиммель преподавал социологию под именем философии, М. Вебер и В. Парето — под именем экономики. Только Дюркгейм и еще немногие европейцы в XIX в. получили академичес­кий титул как социологи. Например, Дюркгейм был профессором социоло­гии и образования в Парижском университете.

Академические круги Франции интенсивно сопротивлялись социологии. Лишь Дюркгейму удалось добиться получения для социологии универси­тетского статуса — вначале через лекторский курс для университета Бордо (1887), а затем для Сорбонны (1902). Так же как в Англии и в некоторой сте­пени в США, во Франции первые 20 лет академическая социология тесно ассоциировалась с антропологией. В США социология доминировала в этом партнерстве, а в Англии и Франции — наоборот. В нескольких университе­тах Франции распространилась историческая и философская социология, а эмпирическая социология сконцентрировалась вне университетов, в ряде институтов. Именно во Франции социология впервые стала университетской дисциплиной и имела прочные академические традиции, хотя в качестве учебного курса она долго не получала должного развития и считалась непре­стижной специализацией5.

Несмотря на очевидный успех работ Ч. Спенсера, Ч. Бута и Хобхауза, в популяризации социологии академическая социология в Англии развивалось очень медленно. Одна из причин — успех социальной антропологии в британ­ских университетах, достигнутый благодаря работам А. Радклифф-Брауна и Б. Малиновского. Первый определил свою науку как сравнительную социо­логию. Другая причина — отношение к социологии академической элиты. Замкнутая группа, сосредоточенная в Оксфорде и Кэмбридже, не интересова-

5 Шматко Н.А. Горизонты социоанализа // http://bourdieu.narod.ru/socioanalyse.htm

лась жизнью современной Англии, была полна предрассудков и не желала науки, критически относящейся к обществу. Затем ситуация изменилась, и в 2001 г. в Англии насчитывалось 130 университетов, большинство из которых предлагали курсы социологии. В частности, отделение социологии, входящее в состав факультета социальных наук университета Ланкастера, согласно офи­циальным оценкам, относится к пятерке лучших в стране в области исследо­ваний, а по шкале качества обучения занимает 21/24 место. Эксперты отно­сят отделение социологии Ланкастера к числу самых лучших в мире.

В первой половине XX в. обучение социологии в США и Европе чаще все­го происходило не на кафедрах социологии, а в смешанных департаментах. Обычно социологов объединяли на одной кафедре с экономистами. Социо­логию преподавали на кафедрах экономики, истории, философии, полито­логии или на общей кафедре социальных наук. Одним из активных союзни­ков социологии в США и Великобритании выступала также антропология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.