Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональный статус социолога-практика




G60

Б57

Численность академических социологов в США достигла максимума в 15 535 человек в 1977 г., а минимум — 14 529 — приходился на 1980 г. Прав­да, в 1972 г. эта цифра равнялась 12 483 человека. В этот момент 2797 соци­ологов были трудоустроены временно, к 1980 г. данный контингент возрос до 3652, т.е. 25,3%. Подготовка социологов со степенью бакалавра достигла максимума в 1974 г. — 35 491 человека, а минимума в 1980 г. — 18 782. Соответственно магистров в 1976 г. — 729 и в 1980 — 58434. В 1980 г. около 14 529 социологов (69,5%) работали в университетах и колледжах США, а 6832 — в прикладной сфере (частный бизнес, некоммерческие организации, правительство и т.д.). Таким образом, предложение в этот период равнялось 20 911 рабочих мест, а спрос — 21 225.

Профессиональные ориентации выпускников социологических отделе­ний, как и статусный престиж самой науки, меняются не под влиянием кап­ризов моды или интересов рекламных бюро. Прикладные исследования, сфера социоинженерной и клинической деятельности становятся ныне все более привлекательным поприщем для приложения сил талантливой моло­дежи, чем почтенная и, по мнению радикально настроенных «синих ворот­ничков», — «старорежимная» академическая социология.

К 1990 г. занятость социологов в прикладных областях, особенно правитель­ствах штатов, здравоохранении и бизнесе, росла значительно быстрее, чем в академической сфере. Так, если в 1980 г. занятость социологов-практиков в общественном секторе составляла 1806, т.е. 28,3% от общего числа рабочих мест для практических социологов, то к 1990 г. эта цифра увеличилась до 3267, что составило 41,3%. Наибольший рост ожидался в правительствах штатов — на 225%, а наименьший — в федеральном правительстве. В здравоохранении за­нятость социологов расширилась на 400 позиций, т.е. на 50%. Должны ли мы советовать студентам специализироваться по социологии, задают в связи с этим вопрос американские специалисты по образованию, если нет ясных перспек­тив на будущее? И не нуждается ли в коренной переориентации традиционная система университетской подготовки с перемещением центра тяжести на изу­чение прикладных дисциплин (например, административного дела, органи­зации производства, экономического анализа)?

Своеобразие социального статуса прикладных исследований заключается в их большей, чем у академической социологии, интегрированности в поли­тическую систему общества. Несмотря на то что реальная квалификация час­ти прикладников не соответствует требованиям, в целом их профессиональ­ное мастерство должно быть выше, чем у академических ученых. Может быть, эта мысль звучит парадоксально, но основания так считать более чем убеди­тельны. В самом деле, качество конечного результата академического социо­лога интересует скорее научную общественность, круг знакомых и коллег, специалистов по данной проблематике, студенческую аудиторию (если это преподаватель университета или колледжа), наконец, читателей профессио­нального журнала, где опубликована его статья. Иными словами, этот результат скажется лишь на академической карьере ученого и его профессиональном статусе, а косвенно — на авторитете учреждения, где он работает.

Политический же резонанс научной деятельности практического социо­лога неизмеримо шире. Ее результаты влияют на качество и компетентность

34 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 57.

принимаемых клиентом политических или управленческих решений. В круп­ной корпорации — это выбор социальной политики или стратегии на гума­низацию труда, определение судьбы новой продукции, которую фирма выб­расывает на рынок, желая переманить у конкурента часть потенциального рынка сбыта (поэтому изучение мнений и ценностных ориентации потреби­телей — одна из массовых и высокорентабельных сфер деятельности социо­лога-прикладника). В федеральном правительстве или правозащитных орга­нах социолог в качестве консультанта может побудить к принятию проектов с далеко идущими последствиями, затрагивающими судьбы многих тысяч людей.

Не только ошибки, допущенные социологом, но и позитивные результа­ты отражаются на расстановке классовых сил в обществе. Особенно широко социологические данные используются в межпартийной борьбе и экономи­ческой конкуренции монополий. Допустим, что сенат, опираясь на инфор­мацию опросов, принимает закон о замораживании роста зарплаты. Понят­но, что сторонники правительственной фракции, ратующие за более либе­ральные законодательные меры в сфере трудового права, по-иному воспользуются эмпирикой, чем приверженцы консервативного курса. При­чем вторые свое негативное отношение к социологам выместят в печати, помещая «разоблачающие» статьи. Включенность в межпартийную борьбу часто происходит независимо от воли и желаний самого социолога, но в любом случае превращается для него в своеобразную «западню», из которой не просто выбраться. Обычно соперничающие политические группировки используют полученную информацию не только во благо, но и во зло учено­му и всякий раз делают это по своему усмотрению.

Кроме вненаучных (например, политических) факторов социальный ста­тус практических социологов определяют и внутринаучные факторы, такие, как характер и содержание труда, мотивационная структура деятельности, сложившиеся в ученом сообществе система признания заслуг и иерархия статусных приоритетов. Так, академический социолог полагает, что он за­нят индивидуальной, творчески неповторимой деятельностью, которая при­носит ему удовлетворение своим процессом, содержанием. Фактор внешне­го признания его заслуг — это не гонорар или зарплата, а прежде всего при­знание (устное или печатное) его коллег, т.е. референтной группы. Напротив, образ и условия жизни практического социолога зависят главным образом от внешних факторов — удачного контракта с фирмой, обязанности выпол­нять условия договора даже в случае падения акций или банкротства после­дней, наличия постоянного и надежного клиента-заказчика, умения дого­вориться с ним и заключить выгодную сделку. Материальное благосостоя­ние и оплата труда социолога-прикладника определяются тем, удовлетворен или нет заказчик результатами его научной работы. Любой промах ог­раничивает перспективы трудоустройства, а выбор темы исследования дик­туется потребностями клиента. У академического же ученого сохраняется хотя бы видимость свободы выбора, но в действительности и она сдержива­ется тем, что собирается публиковать издатель журнала, что поддерживает руководство университета, что, наконец, одобряет научное сообщество35.

Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology. Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. № 4. P. 573.

В кризисные моменты государство обычно сокращает финансирование фундаментальной науки. Ученые обращаются к рыночным источникам — хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. 90-е гг. для отечественной социологии явились таким кардинальным пово­ротом, требующим решительной переоценки сложившихся ценностей, норм и принципов профессиональной деятельности, методов научного исследо­вания. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчес­ки свободные университеты, академические институты и исследовательские центры.

Прикладные исследования и конструкторские разработки (наряду с дол­госрочными фундаментальными исследованиями) выступают ныне приори­тетным направлением научной деятельности в США. Так называемые «ори­ентированные фундаментальные исследования», как и прикладные, оказы­ваются все более выгодными для промышленных корпораций, обеспечивая им более хорошую, чем у конкурентов, инновационную стратегию. Основ­ную прибыль от их реализации компании получают через 15—25 лет после начала исследования, а промежуточные результаты видны уже в течение первых 3— 10 лет36.

Финансирование прикладных разработок идет главным образом через частный сектор, а в государственном секторе, например, внутри академичес­кой науки, темпы роста ассигнований замедлились с 12% среднегодовых в 60-х гг. до 2,8% в 70-е и примерно до 3% в 80-е гг. Несмотря на такие сокра­щения, темпы развития прикладных разработок все это время в 6 раз опере­жали темпы роста фундаментальных исследований37. Характерна следующая деталь: внутренний и внешний рынок научных прикладных исследований в США остается достаточно стабильным. И это на фоне обнаружившихся в последнее десятилетие определенных диспропорций в государственном и коммерческом финансировании НИОКР — роста военных и одновременно сокращения гражданских исследовательских проектов, неблагоприятных изменений в балансе наукоемкой продукции.

У фундаментальной науки есть практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или в значительной своей части в науку прикладную. Это общемировая тенденция, свойственная и промышленно развитым, и экономически отсталым странам. Наиболее ярко ее выразили два бывших президента Американской социологической ассоциации (АСА), «прикладники» по роду своей деятельности, П. Росси и В. Уайт38. В хорошие времена, считают они, когда правительство оказывает широкую поддержку и академический рынок труда благоприятен, особенно быстро развивается фундаментальная наука. Напротив, в плохие времена, когда ухудшается эко­номическая ситуация и сужается рынок занятости, преимущество получают прикладные исследования. Причем академические ученые, обращаясь к предпринимателям за помощью, хвалятся не своими успехами, а достиже­ниями собратьев — практических исследований.

36 Directed basic research: Its role and connduct // Research management. N.Y., 1983. Vol. 26. № 6.P. 17-19.

37 Science indicators 1982: Rep. of the Nat. science board. Wash.: Nat. science found., 1983. P. 110-118.

38 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 5.

Бизнес — очень требовательный и капризный спонсор. Он неумолим, когда навязывает ученым свои стандарты, требования, сроки и правила игры. Он щедр, когда оплачивает высококачественную продукцию социолога по самым высоким расценкам. Работать в бизнесе труднее и рискованнее, но заработать в нем можно гораздо больше. Тут иные критерии и приемы, пра­вила и принципы, чем в сфере фундаментальной (или «казенной») науки. Тут вообще иная субкультура и иная реальность.

Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социоло­гов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и проч­но вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управ­ляет поведением многомиллионной массы людей.

Одним словом, миссия прикладной социологии — обслуживать интере­сы и потребности менеджмента. Если говорить откровенно, то в этом ниче­го нового нет. Сотни и тысячи за­водских социологов в стране — с разной степенью успешности — многие десяти­летия занимались сервисными разра­ ботками. По всей видимости, такая тен­денция, даже если она на время замед­ляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое. «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным эле­ментом управленческой практики» —так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методо­логии» (1991, № 1).

Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой род­ственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Запа­де возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потреб­ностями менеджмента и предпринимательства. Наука впитывает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, за­дачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими реко­мендациями и методами. Обучение социологов-практиков основам ме­неджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-прак­тиков основам социологического знания.

Позиция социолога-практика и в обществе, и в организации — позиция маргинальная. В медицинском колледже или госпитале эти ученые трудят­ся в отделах, имеющих низкий статус.

В промышленной организации он занимает место функционального спе­циалиста. Но в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, которые постоянно трудятся на предприятии, считаются как бы «своими» и находят­ся в своей профессиональной культуре, социальный ученый ничего такого не имеет, хотя ориентируется на те же научные нормы и ценности. Он все­гда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолиро-

ванный от своих коллег, консультант в то же время тесно связан с админис­трацией, хотя и для нее он остается маргинальной личностью.

Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, уча­ствуя как ученый-исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосред­ствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфлик­тов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля. Но как бы ни сложилась его судьба, для практического социолога не характерно постоянное пребывание в дол­жности. Если у фирмы дела идут хорошо, то он может рассчитывать только на более или менее долговременную занятость. Тем он разительно отлича­ется от своего академического коллеги.

Отчасти компенсацией за слабые гарантии занятости служит в среднем более высокий, чем в университете, заработок. Например, начинающий со­циолог-практик получает зарплату, равную ставке высокооплачиваемой уни­верситетской должности ассистента профессора. Специфика функциональ­ного статуса социолога-практика заключается еще и в том, что в организа­ции он всегда под жестким контролем. В это понятие вкладывается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от ре­зультатов деятельности других (ученых, менеджеров, функциональных спе­циалистов, администрации). Академическая же работа — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.