КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функциональный статус социолога-практикаG60 Б57 Численность академических социологов в США достигла максимума в 15 535 человек в 1977 г., а минимум — 14 529 — приходился на 1980 г. Правда, в 1972 г. эта цифра равнялась 12 483 человека. В этот момент 2797 социологов были трудоустроены временно, к 1980 г. данный контингент возрос до 3652, т.е. 25,3%. Подготовка социологов со степенью бакалавра достигла максимума в 1974 г. — 35 491 человека, а минимума в 1980 г. — 18 782. Соответственно магистров в 1976 г. — 729 и в 1980 — 58434. В 1980 г. около 14 529 социологов (69,5%) работали в университетах и колледжах США, а 6832 — в прикладной сфере (частный бизнес, некоммерческие организации, правительство и т.д.). Таким образом, предложение в этот период равнялось 20 911 рабочих мест, а спрос — 21 225. Профессиональные ориентации выпускников социологических отделений, как и статусный престиж самой науки, меняются не под влиянием капризов моды или интересов рекламных бюро. Прикладные исследования, сфера социоинженерной и клинической деятельности становятся ныне все более привлекательным поприщем для приложения сил талантливой молодежи, чем почтенная и, по мнению радикально настроенных «синих воротничков», — «старорежимная» академическая социология. К 1990 г. занятость социологов в прикладных областях, особенно правительствах штатов, здравоохранении и бизнесе, росла значительно быстрее, чем в академической сфере. Так, если в 1980 г. занятость социологов-практиков в общественном секторе составляла 1806, т.е. 28,3% от общего числа рабочих мест для практических социологов, то к 1990 г. эта цифра увеличилась до 3267, что составило 41,3%. Наибольший рост ожидался в правительствах штатов — на 225%, а наименьший — в федеральном правительстве. В здравоохранении занятость социологов расширилась на 400 позиций, т.е. на 50%. Должны ли мы советовать студентам специализироваться по социологии, задают в связи с этим вопрос американские специалисты по образованию, если нет ясных перспектив на будущее? И не нуждается ли в коренной переориентации традиционная система университетской подготовки с перемещением центра тяжести на изучение прикладных дисциплин (например, административного дела, организации производства, экономического анализа)? Своеобразие социального статуса прикладных исследований заключается в их большей, чем у академической социологии, интегрированности в политическую систему общества. Несмотря на то что реальная квалификация части прикладников не соответствует требованиям, в целом их профессиональное мастерство должно быть выше, чем у академических ученых. Может быть, эта мысль звучит парадоксально, но основания так считать более чем убедительны. В самом деле, качество конечного результата академического социолога интересует скорее научную общественность, круг знакомых и коллег, специалистов по данной проблематике, студенческую аудиторию (если это преподаватель университета или колледжа), наконец, читателей профессионального журнала, где опубликована его статья. Иными словами, этот результат скажется лишь на академической карьере ученого и его профессиональном статусе, а косвенно — на авторитете учреждения, где он работает. Политический же резонанс научной деятельности практического социолога неизмеримо шире. Ее результаты влияют на качество и компетентность 34 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 57. принимаемых клиентом политических или управленческих решений. В крупной корпорации — это выбор социальной политики или стратегии на гуманизацию труда, определение судьбы новой продукции, которую фирма выбрасывает на рынок, желая переманить у конкурента часть потенциального рынка сбыта (поэтому изучение мнений и ценностных ориентации потребителей — одна из массовых и высокорентабельных сфер деятельности социолога-прикладника). В федеральном правительстве или правозащитных органах социолог в качестве консультанта может побудить к принятию проектов с далеко идущими последствиями, затрагивающими судьбы многих тысяч людей. Не только ошибки, допущенные социологом, но и позитивные результаты отражаются на расстановке классовых сил в обществе. Особенно широко социологические данные используются в межпартийной борьбе и экономической конкуренции монополий. Допустим, что сенат, опираясь на информацию опросов, принимает закон о замораживании роста зарплаты. Понятно, что сторонники правительственной фракции, ратующие за более либеральные законодательные меры в сфере трудового права, по-иному воспользуются эмпирикой, чем приверженцы консервативного курса. Причем вторые свое негативное отношение к социологам выместят в печати, помещая «разоблачающие» статьи. Включенность в межпартийную борьбу часто происходит независимо от воли и желаний самого социолога, но в любом случае превращается для него в своеобразную «западню», из которой не просто выбраться. Обычно соперничающие политические группировки используют полученную информацию не только во благо, но и во зло ученому и всякий раз делают это по своему усмотрению. Кроме вненаучных (например, политических) факторов социальный статус практических социологов определяют и внутринаучные факторы, такие, как характер и содержание труда, мотивационная структура деятельности, сложившиеся в ученом сообществе система признания заслуг и иерархия статусных приоритетов. Так, академический социолог полагает, что он занят индивидуальной, творчески неповторимой деятельностью, которая приносит ему удовлетворение своим процессом, содержанием. Фактор внешнего признания его заслуг — это не гонорар или зарплата, а прежде всего признание (устное или печатное) его коллег, т.е. референтной группы. Напротив, образ и условия жизни практического социолога зависят главным образом от внешних факторов — удачного контракта с фирмой, обязанности выполнять условия договора даже в случае падения акций или банкротства последней, наличия постоянного и надежного клиента-заказчика, умения договориться с ним и заключить выгодную сделку. Материальное благосостояние и оплата труда социолога-прикладника определяются тем, удовлетворен или нет заказчик результатами его научной работы. Любой промах ограничивает перспективы трудоустройства, а выбор темы исследования диктуется потребностями клиента. У академического же ученого сохраняется хотя бы видимость свободы выбора, но в действительности и она сдерживается тем, что собирается публиковать издатель журнала, что поддерживает руководство университета, что, наконец, одобряет научное сообщество35. Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology. Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. № 4. P. 573. В кризисные моменты государство обычно сокращает финансирование фундаментальной науки. Ученые обращаются к рыночным источникам — хоздоговорной практике, работе по заказам частных фирм, коммерческих банков, промышленных предприятий, государственных организаций, бирж. 90-е гг. для отечественной социологии явились таким кардинальным поворотом, требующим решительной переоценки сложившихся ценностей, норм и принципов профессиональной деятельности, методов научного исследования. На коммерческие рельсы переходят некогда независимые и творчески свободные университеты, академические институты и исследовательские центры. Прикладные исследования и конструкторские разработки (наряду с долгосрочными фундаментальными исследованиями) выступают ныне приоритетным направлением научной деятельности в США. Так называемые «ориентированные фундаментальные исследования», как и прикладные, оказываются все более выгодными для промышленных корпораций, обеспечивая им более хорошую, чем у конкурентов, инновационную стратегию. Основную прибыль от их реализации компании получают через 15—25 лет после начала исследования, а промежуточные результаты видны уже в течение первых 3— 10 лет36. Финансирование прикладных разработок идет главным образом через частный сектор, а в государственном секторе, например, внутри академической науки, темпы роста ассигнований замедлились с 12% среднегодовых в 60-х гг. до 2,8% в 70-е и примерно до 3% в 80-е гг. Несмотря на такие сокращения, темпы развития прикладных разработок все это время в 6 раз опережали темпы роста фундаментальных исследований37. Характерна следующая деталь: внутренний и внешний рынок научных прикладных исследований в США остается достаточно стабильным. И это на фоне обнаружившихся в последнее десятилетие определенных диспропорций в государственном и коммерческом финансировании НИОКР — роста военных и одновременно сокращения гражданских исследовательских проектов, неблагоприятных изменений в балансе наукоемкой продукции. У фундаментальной науки есть практически единственная возможность выжить — превратиться целиком или в значительной своей части в науку прикладную. Это общемировая тенденция, свойственная и промышленно развитым, и экономически отсталым странам. Наиболее ярко ее выразили два бывших президента Американской социологической ассоциации (АСА), «прикладники» по роду своей деятельности, П. Росси и В. Уайт38. В хорошие времена, считают они, когда правительство оказывает широкую поддержку и академический рынок труда благоприятен, особенно быстро развивается фундаментальная наука. Напротив, в плохие времена, когда ухудшается экономическая ситуация и сужается рынок занятости, преимущество получают прикладные исследования. Причем академические ученые, обращаясь к предпринимателям за помощью, хвалятся не своими успехами, а достижениями собратьев — практических исследований. 36 Directed basic research: Its role and connduct // Research management. N.Y., 1983. Vol. 26. № 6.P. 17-19. 37 Science indicators 1982: Rep. of the Nat. science board. Wash.: Nat. science found., 1983. P. 110-118. 38 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983. P. 5. Бизнес — очень требовательный и капризный спонсор. Он неумолим, когда навязывает ученым свои стандарты, требования, сроки и правила игры. Он щедр, когда оплачивает высококачественную продукцию социолога по самым высоким расценкам. Работать в бизнесе труднее и рискованнее, но заработать в нем можно гораздо больше. Тут иные критерии и приемы, правила и принципы, чем в сфере фундаментальной (или «казенной») науки. Тут вообще иная субкультура и иная реальность. Прикладная социология на службе у бизнеса — не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей. Одним словом, миссия прикладной социологии — обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить откровенно, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране — с разной степенью успешности — многие десятилетия занимались сервисными разра ботками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое. «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики» —так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии» (1991, № 1). Итак, прикладная социология и менеджмент связаны между собой родственными узами. Они органические части одного целого. Их союз естествен, как естественно их тяготение друг к другу. Прикладная социология на Западе возникла, оформилась и развивается сейчас в тесной связи с потребностями менеджмента и предпринимательства. Наука впитывает культурные ценности своего заказчика, приспосабливается к его интересам, целям, задачам, обогащая его научными идеями и открытиями, практическими рекомендациями и методами. Обучение социологов-практиков основам менеджмента сегодня так же необходимо, как обучение руководителей-практиков основам социологического знания. Позиция социолога-практика и в обществе, и в организации — позиция маргинальная. В медицинском колледже или госпитале эти ученые трудятся в отделах, имеющих низкий статус. В промышленной организации он занимает место функционального специалиста. Но в отличие от инженера, технолога или бухгалтера, которые постоянно трудятся на предприятии, считаются как бы «своими» и находятся в своей профессиональной культуре, социальный ученый ничего такого не имеет, хотя ориентируется на те же научные нормы и ценности. Он всегда аутсайдер, стоящий вне традиций изучаемой им организации. Изолиро- ванный от своих коллег, консультант в то же время тесно связан с администрацией, хотя и для нее он остается маргинальной личностью. Прикладник выполняет две функции: 1) непосредственно научную, участвуя как ученый-исследователь в каком-то проекте; 2) социально опосредствованную, выступая в роли посредника при решении трудовых конфликтов и отношений, выполняя функции супервайзера, менеджера, выбираемого или назначаемого общественного деятеля. Но как бы ни сложилась его судьба, для практического социолога не характерно постоянное пребывание в должности. Если у фирмы дела идут хорошо, то он может рассчитывать только на более или менее долговременную занятость. Тем он разительно отличается от своего академического коллеги. Отчасти компенсацией за слабые гарантии занятости служит в среднем более высокий, чем в университете, заработок. Например, начинающий социолог-практик получает зарплату, равную ставке высокооплачиваемой университетской должности ассистента профессора. Специфика функционального статуса социолога-практика заключается еще и в том, что в организации он всегда под жестким контролем. В это понятие вкладывается установление конкретных сроков завершения работы, зависимость от результатов деятельности других (ученых, менеджеров, функциональных специалистов, администрации). Академическая же работа — индивидуальная автономия, свобода творчества, незначительный контроль сверху. Ясно, что для людей несобранных, безынициативных прикладная работа не подойдет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |