КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологическое образование
Е.И. Кукушкина Врезка В России интерес к изучению социологии всегда был настолько велик, что уже с середины XIX в., несмотря на противодействие властей, социологическая тематика начинает проникать в университетское образование. В конце 70-х — начале 80-х гг. первые опыты чтения лекций по социологии были предприняты профессором Московского университета М.М. Ковалевским. В это же время другой профессор — правовед Н.М. Коркунов — начинает все больше оснащать лекции социологическим материалом. В 80-е гг. свой курс энциклопедии права он преобразовал в общую теорию права, что потребовало ввести в его содержание психологический и социологический материал. По сути дела, вместо «Энциклопедии права» студентам стал читаться курс пропедевтики обществоведения, и, для того чтобы назвать его курсом социологии, по замечанию Кареева, ему недоставало лишь экономического материала. Социология в качестве учебной дисциплины спорадически появлялась в высших учебных заведениях России уже в конце 70-х гг. Одним из первых систематических курсов был объявленный в 1890 г. в Гельсингфорсе курс про- фессора Е. Вестермаркова. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иногда в Политехническом институте), Москве, изредка в Харькове. В некоторых городах спецкурсы по социологии вводились как факультативы. Вопрос о социологическом образовании все чаще начинал обсуждаться на страницах научных изданий и публицистики. Часто проблемы преподавания социологии обсуждались в связи с анализом предмета и задач социологии, что лишь подтверждало факт органического единства процесса институционализа-ции и организации преподавания социологии как одной из важнейших его сторон. Многие из таких публикаций принадлежали перу известных ученых — М.М. Ковалевского, П.Ф. Ли-лиенфельда, И.В. Лучицкого, Я.А. Новикова [42, 54]. К началу XX в. все образованное общество оказалось вполне подготовленным к введению преподавания социологии прежде всего как университетской дисциплины. Профессора университетов, среди которых было немало выдающихся историков, юристов, тяготевших к широкой обществоведческой культуре, овладевали опытом чтения лекций по социологии у себя в России и за рубежом. Источник: Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 25-26.
9 Проблемы идеализма. М., 1902. (В. Ленин, Г. Плеханов, М. Туган-Барановский, А. Богданов), психологическое направление (Е.В. де Роберти), позитивизм (ранний П. Сорокин, К. Тах-тарев). В России получили развитие такие аналоги западноевропейских направлений и тематических областей, как теория социальных классов, моральная и социальная статистика, бюджеты времени и некоторые другие. В конце XIX — начале XX в. на развитие российской социологии достаточно заметно влияли концепции известных западных социологов: О. Конта, Г. Спенсера, Л.Ф. Уорда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Л.А. Кетле и ряда других. В то же время и российские социологи — П.Ф. Лилиенфельд, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Е.В. де Роберти — получили международную известность, в свою очередь, оказали определенное влияние на социологическую мысль Запада. Уже в начале XX в. в России начинает активно разрабатываться проблематика истории социологии10. С небольшим отставанием в России воспроизводилось все то, что было к тому времени в европейской социологии: эмпирические открытия, теоретические идеи, идейные увлечения. Активно переводилась учебная литература, научные монографии. Уникальным национальным явлением науки, не имеющим аналога на Западе, являлись, пожалуй, такие направления, как русская государственная школа, социологические теории анархизма (М.А. Бакунин) и народничества (П. Струве). Сюда же следует отнести и так называемую субъективную социологию (Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков, В. Воронцов). Правда, термин «субъективная социология», введенный в оборот В.И. Лениным, был очень размытым и отражал скорее политические, нежели научные реалии. Впрочем, все идеи, попадавшие в Россию с Запада, тем или иным образом переиначивались, получали оригинальную форму, а иногда меняли и свое содержание. Таким способом переиначился на русской почве позитивизм. В Европе он выражал взгляды сытых буржуа, респектабельной интеллигенции, заинтересованной в постепенном, почти незаметном реформировании общества. В России в середине XIX в. позитивизм превратился чуть ли не в знамя революционной молодежи. Его взяли на вооружение тургеневские Базаровы — поколение воинственно настроенных университетских нигилистов. «К началу XX века наблюдалось бурное оживление социологической мысли и, как результат, размежевание позиций: марксизм; классический позитивизм; "критический позитивизм" легальных марксистов; антипозитивизм, опирающийся преимущественно на неокантианство; неопозитивизм — все эти направления интенсивно развивались, ведя не прекращавшуюся теоретическую полемику друг с другом. Для многих видных социологов той эпохи были характерны неустойчивость их методологических принципов и смена теоретической ориентации»''. Как бы особняком от теоретических и идейных споров стояли те социологи, которые, как тогда считалось, занимались серьезным делом. В качестве университетских профессоров, врачей, инспекторов и государственных чи- 10 ГоленковаЗ., Гридчин Ю. Историко-социологическая проблематика//Социология в России/Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 45-46. " Там же. С. 47. G71 новников они имели дело с промышленностью и сельским хозяйством, где не покладая рук проводили санитарные осмотры, статистические обследования и переписи, анкетирование рабочих и крестьян, купцов и промышленников, занимались составлением научных и министерских отчетов, готовили проекты решения для правительства. Они в основном и составили ядро того научного направления, которое сегодня мы именуем экономической социологией, а тогда называли «социальной экономией». Всех их можно разделить натри крупных направления: а) земских статистиков; б) исследователей аграрного сектора; в) исследователей промышленности. Социальные и статистические обследования, проводившиеся земствами, развивались параллельно с теоретической социологией. Земская статистика изучала имущественное положение и хозяйственную деятельность крестьян и фабрично-заводских рабочих, социальную структуру населения, жилищные условия, образование, санитарную культуру. К началу XX в. систематические обследования велись почти в 20 губерниях страны. Говоря о процессе институциализации социологического образования в России, следует выделить два ключевых момента. Первое рождение социологического образования в 90-е гг. XIX в. пришлось на время экономического подъема страны, наблюдавшегося после отмены крепостного права в 1861 г. Второе рождение — 90-е гг. XX в., выпало на период экономического кризиса, связанного с распадом советской социалистической системы. Первое рождение социологии происходило в рамках устоявшихся капиталистических отношений, второе — в рамках становящегося капитализма. И хотя становление системы социологического образования оба раза приходится на капитализм, основные научные достижения отечественной социологии приходятся на социалистический период ее развития — самый продолжительный. Одновременно это время либо полного официального непризнания социологического образования, либо самое начало его становления. В конце XIX в. возникает сеть студенческих социологических кружков (А. Лаппо-Данилевского, М. Туган-Барановского, Л. Петражицкого, Е. де Роберти). Первые учебные пособия для изучающих социологию были благожелательно встречены прессой, налаживалась публикация популярной литературы для широких читательских кругов. Ее авторами выступили крупнейшие ученые России — М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. В начале XX в. появляются справочники, словари, программы-руководства, которые служат общеобразовательными указателями в социологической литературе, а также предметные, междисциплинарные и общие библиографии мировой социологической литературы. Первый учебный обзор по общей социологии Н. Кареева «Введение в изучение социологии» вышел в 1897 г. Возникают кафедры, секции, лаборатории и институты, составляются программы учебных курсов12. Рост революционных выступлений в конце XIX в., появление марксизма, который становился все более популярным среди русской интеллигенции, напугали правящую власть, которая приняла все меры к прекращению в русских университетах преподавания социологических знаний. Из университетов были уволены многие профессора — М.М. Ковалевский, Н.И. Ка- 12 См.: Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М, 1995. реев, Е.В. де Роберти и др. В связи с этим они были вынуждены покинуть Россию, и только после революции 1905 г. у них появилась возможность вернуться на родину. Вернувшись в 1905 г. из эмиграции, М.М. Ковалевский совместно с П.Ф. Лесгафтом создали в Петербурге Высшую вольную школу, она должна была продолжить традиции Парижской Высшей русской школы общественных наук. Демократически настроенные русские ученые возлагали на нее большие надежды. В этой школе впервые в России было введено преподавание социологии как обязательного предмета. Но это продолжалось недолго. Царское правительство, справившись с революцией, поспешило сразу закрыть это частное учебное заведение. И только в 1908 г. после длительной борьбы по личному разрешению Николая II был открыт частный Психоневрологический институт13 во главе с академиком В.М. Бехтеревым, в котором была первая в России кафедра социологии. «При учреждении кафедры социологии при Психоневрологическом институте в 1908 г. министр народного просвещения Шварц заявил на приеме, что социология — предмет, который компрометирует учебное заведение, и отказывается удовлетворять ходатайство Совета института. Термин "социология" не принято было использовать в преподавании этой дисциплины, поэтому подыскивались разного рода синонимы, что позволяло избежать запрета властей на введение в программы учебных заведений этой дисциплины»14. Ее преподавали под другими названиями: «Философия истории», «Введение в общую теорию права», «Социальные основы экономики», «Социальная психология» и т.д. В 1910—1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге профессор Е.В. де Роберти организовал социологический семинар, на занятиях которого обсуждались доклады по самым разным вопросам. А в 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии. Первоначально, в течение двух лет, ее возглавляли М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин и К.М. Тахтарев15. Студенты Психоневрологического института, начиная с первых курсов, вели активную научную жизнь, работали в педагогическом кружке, имевшем свой устав16. Кафедра социологии с момента учреждения развернула большую работу по созданию программ социологических дисциплин, привлечению лучших специалистов для преподавания. В журнале «Вопросы психологии» печатались труды членов кафедры. Курс общей социологии для общеобразовательного факультета в течение двух семестров по два часа в неделю читал Е.В. де Роберти; «Общую психологию» — С.Л. Франк для юридического, естественно-исторического и словесно-исторического отделений педагогического факультета. Кроме таких курсов общего содержания преподавались и узкоспециальные дисциплины по профилю подготовки небольших групп '■' Социология: история, основы, институционатизация в России. 2002// Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp 14 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 9. " Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века //История нашего времени (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева. [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К0», [1914], [Т.УП]. Вып. 27-29. С. 3. "' Работы о деятельности института, написанные директором В.М. Бехтеревым и другими авторами, публиковались в журнале «Вопросы психологии» и в виде отдельных изданий. Имеются также периодически издававшиеся отчеты о работе института, его задачах и т.д. студентов (в частности, курс уголовной социологии и уголовной политики, который читал С.Н. Гогель, автор солидного пособия для студентов по этой дисциплине)17. С 1908 по 1916 г. он воспитал более 6 тыс. выпускников и сразу же попал под полицейский контроль18. Содержание курса лекций, прочитанного в Психоневрологическом институте, М.М. Ковалевский издал в 1910 г. в двухтомнике «Социология» (М., 1910), а К.М. Тахтарев в 1916г. издал введение к общему курсу социологии, читаемому в Психоневрологическом институте и на Высших курсах П.Ф. Легсафта, «Социология как наука о закономерности общественной жизни» (Пб., 1916). Большая работа проводилась профессорами и студентами Московского университета, где доклады по социологии регулярно заслушивались на заседаниях студенческих научных кружков и общества имени А.П. Чупрова. А в 1913— 1914 гг. под редакцией М.М. Ковалевского и Е.В. де Роберти были напечатаны четыре выпуска сборника «Новые идеи в социологии». В них были опубликованы труды крупнейших русских и западных социологов по разным проблемам социологии. Данный сборник явился основой для создания профессионального журнала русских социологов. Кроме того, было выпущено пять выпусков серии «Родоначальники позитивизма» (СПб., 1910-1913). В последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии кроме Психоневрологического института (М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, К.М. Тахтарев), читались на Высших курсах при лаборатории П.Ф. Лесгафта (М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев), а также некоторыми профессорами в высших коммерческих институтах и одно полугодие (1916) в Народном университете им. А.И. Лагутина. В дореволюционной России это были единственные систематические лекционные курсы по социологии. До самой Февральской революции в государственных университетах не были организованы кафедры по социологии и не читались по ней обязательные лекции19. В 1912 г. при Историческом обществе Петербургского университета, председателем которого был М.М. Ковалевский, открывается секция по социологии. Она явилась первой попыткой объединить разрозненные силы российских социологов в единое целое. В том же году М.М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Н.И. Кареев, К.М. Тахтарев и другие ученые сделали первую попытку создать в Петрограде русское научное социологическое общество. Было проведено учредительное собрание и еще одно-два собрания, на этом все и закончилось. На это повлияло и отсутствие помещения (собрания 17 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 28. 18 Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX — XX вв. М., 1995. С. 29. 19 Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и в начале XX века // Историянашего времени. (Современная культура и ее проблемы) / Под ред. М.М.Ковалевского, К.А.Тимирязева. - [Пг.]: Издание Т-ва «Бр. А. и И.ГРАНАТ и К°»>, [1914], [Т.УП], Вып. 27-29. С. 1-254;Сорокин П.А. Докладная записка о необходимости организации летних курсов для преподавателейсоциологии // Социологические исследования. 1991. №10. С. 125—129. проводились на квартире М.М. Ковалевского), и подозрительное отношение правительства к данному начинанию, и то, что студенты университета совершенно не заинтересовались этим обществом20. Вторая попытка была предпринята в марте 1916 г. Новое стремление создать русское социологическое общество в Петрограде проявилось сразу на другой день после смерти «отца русской социологии» М.М. Ковалевского. М.М. Ковалевский умер 23 марта, а уже 24 марта К.М. Тахтарев у гроба покойного предложил его ученикам П.А. Сорокину и Я.М. Магазинеру основать совместно с другими социологами социологическое общество для уве-ковечевания памяти покойного учителя и его заслуг в деле развития социологии в России. 26 марта, в день похорон, вечером состоялось первое собрание фактических учредителей общества, на котором присутствовали «молодые социологи» — Н.Д. Кондратьев, П.И. Люблинский, П.А. Сорокин, К.М. Тахтарев, Я.М. Магазинер, СИ. Солнцев и др.21 На втором предварительном собрании, проходившем через несколько дней после первого на квартире П.И. Люблинского, уже присутствовали и старые, заслуженные петроградские ученые, представители различных общественных наук22. Весной 1916 г. на третьем учредительном собрании общества был принят устав Общества и избран его председатель — акад. А.С. Лаппо-Данилевский. В этом обществе были объединены представители общественной науки столицы. Русское социологическое общество, созданное М.М. Ковалевским при активном участии его ученика П.А. Сорокина, объединило более 70 ученых — практически всех ведущих обществоведов страны. Но едва начавшись (состоялось только два заседания), деятельность общества прервалась событиями 1917—1918 гг. В 1919 г., после регистрации Наркомпросом, возобновляет свою работу «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского». Тогда же оно получило свое помещение на Университетской набережной, и его ряды пополнились новыми членами. На место председателя, после смерти А.С. Лаппо-Данилевского, был избран Н.И. Кареев. На заседаниях общества обсуждались доклады: П.А. Сорокина «Социологические взгляды Парето» и «О социальном взаимодействии и социальных группировках», К.М. Тахтарева «О системе социологии», Н.Д. Гредескула «О преподавании социологии в американских университетах», М.И. Кулишера «О причинах германо-европейской войны» и др. Наибольшую активность в Русском социологическом обществе проявлял П.А. Сорокин, выступивший против марксистской теории классов и классовой борьбы. В 1920 г. работа общества была прервана и частично стала осуществляться в Социологическом институте23. Открытая враждебность марксизму24 и власти большевиков позволила продержаться Обществу лишь до 1922 г. Понадобилось 70 лет для того, 20 Социология: история, основы, институциализация в России. 2002 // Русский Гуманитарный Интернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp 21 Там же. " Тахтарев К.М. Русское социологическое общество им. М.М.Ковалевского//Социобиблиологичес-кий вестник. 1919. № 4-5. С. 15-16. ■3 Сорокин П.А. Состояние русской социологии за 1918—1922 гг. // Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет/Изд. подгот. В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. С. 416. м Так, например, на одном из заседаний Общества П.А. Сорокин выступил против марксистской теории классов и классовой борьбы. S75 чтобы Социологическое общество имени М.М. Ковалевского смогло возродиться в 1993 г. при социологическом факультете СПбГУ (его председателем стал декан факультета проф. А.О. Бороноев). В 1917 г. вводится ученая степень по социологии, учреждаются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. Кроме того, в последнее десятилетие перед революцией лекции по социологии читались на Высших женских курсах (где лектором и первым директором был М. Ковалевский), в биологической лаборатории П.Ф. Лесгафта. До появления в России специальных социологических журналов на протяжении многих лет статьи по социологии печатались во многих научных изданиях, в частности, это были «Юридический вестник», «Вестник знания» и «Вестник психологии» (два последних имели постоянную рубрику «Социология»). Особенно большое количество социологических материалов публиковалось в журналах общего профиля—«Отечественных записках», «Современном мире», «Вестнике Европы», «Русском богатстве», «Заветах», «Русской мысли» и др. По образному выражению Н.И. Кареева, журнал «Отечественные записки» явился первой в России кафедрой социологии. Одновременно русские авторы были постоянными сотрудниками в профессиональных западных журналах («Международное обозрение социологии» — редактор Р. Вормс, «Ежегодник социологии» — редактор Э. Дюркгейм) и даже оказывали им материальную помощь. Динамика роста количества публикаций (статьи, брошюры и книги) по социологии, согласно расчетам И.А. Голосенко и В.В. Козловского, выглядит так: 1861-1870 гг.- 141; 1871—1880 гг.— 153; 1880— 1890 гг.- 158; 1891 — 1900гг. — 380; 1901 — 1910гг. — 1183; 1911-1920гг.-78025. Они пишут: «За первое десятилетие XX в. количество социологических публикаций выросло почти в три раза в сравнении с последним десятилетием XIX в., составив более тысячи наименований. Именно в это десятилетие успешно разворачивается процесс институциализации русской социологии»26. Можно согласиться с оценкой Е.И. Кукушкиной в том, что «социологи России не только не стояли в стороне от мировых событий, но проявляли высокую активность, участвуя в работе международных и российских социологических институтов, включаясь в обсуждение научных проблем, находившихся в центре полемики обществоведов разных стран»27.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |