Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие тенденции институциаливации социологии в России




ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ

Россия принадлежит к шести великим социологическим державам, вне­сшим наиболее весомый вклад в мировую социологию. К таким странам относятся: Франция, Германия, Англия, США, Италия, Россия. Развитие социологии в России характеризуется следующими моментами: 1) в те­чение 100 лет российскую социологию создавали несоциологи, если брать в качестве критерия базовое образование; 2) институционализация оте­чественной социологии отстала от мирового уровня на 100 лет, если в качестве критерия рассматривать время появления университетского со­циологического образования в США в 1982 г.; 3] Россия относится к стра­нам с прерывной традицией социологического образования наряду с Гер­манией и Италией (первые социологические кафедры и учебные подраз­деления появились в начале XX в., исчезли в начале 1920-х гг. и вновь появились только в 1980-х]; 4] на протяжении всех четырех историчес­ких этапов (на первом в меньшей степени, а на трех других — в большей) в нашей социологии доминировала философская ориентация, в рамках ко­торой господствующие позиции занимал марксизм; 5] хотя первые под­разделения, готовящие профессиональных социологов в высших учебных заведениях СССР, были образованы в 1980-х гг., только в 1989 г. откры­лись первые социологические факультеты. Поскольку весь период исто­рии социологии в России господствовала доктрина марксизма, отече­ственную социологию следует квалифицировать в качестве монопарадиг­матической, или монотеоретической.

Хотя в России, как и в Германии, в механизме воспроизводства социоло­гических знаний отсутствовала живая связь поколений по типу «учитель-ученик», в ней сохранялась — в значительной степени искусственно — логи-

ческая преемственность развития научного знания, благодаря господству на всех (или почти всех) этапах методологических принципов одного-един-ственного направления — марксизма.

Как уже указывалось, отечественная социология прошла в своем разви­тии четыре исторических этапа:

«дореволюционный с 60-х гг. XIX в. до 1917 г.; + постреволюционный с 1917 по 1937 г.; * послевоенный с 1957 по 1992 г.; «современный с 1992 г. по сегодняшний день.

Каждый этап в истории социологии отличался своими особенностями, так или иначе отражавшими социальные, экономические и культурные реалии страны. К концу первого исторического этапа отечественная социология, до тех пор отстававшая в развитии научной социологии от ведущих европейских стран, почти сравнялась с ними, а в начале второго этапа, в 1917—1922 гг., пока из страны не выслали социологов и философов мирового уровня, прак­тически догнала лидеров. «К концу XIX — началу XX в. социологами Рос­сии велась интенсивная разработка того же круга проблем, которыми зани­мались западные социологи: рассматривался вопрос о предмете социологии, о ее принципах, методах, понятийных средствах, о взаимоотношениях соци­ологии с другими науками, особенно с психологией, исследовались формы социального поведения, социальная структура общества и многое другое. Большое место занимал критический анализ принципов классического по­зитивизма, шли интенсивные поиски новых путей и средств исследования социальных явлений»1. В середине второго этапа, а именно в 1923—1932 гг. в области прикладной социологии и социальной инженерии, Россия опередила

все европейские страны и догнала США. На заключительной фазе второ­го этапа, т.е. с 1933 по 1936 г., последо­вали политические репрессии, в резуль­тате которых вся научная элита страны, в том числе гуманитарная, была унич­тожена. Следствием явился затяжной период полного замалчивания научной деятельности и ликвидации социологии в стране, продолжавшийся с 1937 по 1957 г. В течение этих 20 лет в США по­явилось огромное количество теоретических и прикладных концепций, были проведены тысячи эмпирических исследований, заложившие тот научный фундамент, на котором и по сей день покоится академическая социология. Период забвения социологии в СССР обернулся тем, что в конце 50-х и начале 60-х гг. отечественным ученым пришлось начинать практически с нуля. Во-первых, долгое время (с 1958 по 1968 г.) им пришлось отстаивать право на существование социологии как самостоятельной науки. Учрежде­ние Института конкретных социальных исследований (ИКСИ) в 1968 г. яви­лось полумерой: начался отсчет процесса институциализации социологии, но не был признан ее самостоятельный научный статус. Примерно до середи-

Кукушкина Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993. СП.

ны 80-х гг. социология откровенно либо замаскированно считалась состав­ной частью исторического материализма, по отношению к которому она выступала в роли эмпирического придатка. На собственную общесоциоло­гическую теорию она посягать не смела, такой теорией признавались исто­рический материализм и научный коммунизм. Фактически это означало, что получаемые огромными усилиями результаты полевых исследований не могли быть интерпретированы и служить источником для осмысления того, какова социальная структура общества, по каким законам оно развивается и как его совершенствовать. Общие законы предписывались «сверху» партий­ной элитой, состоявшей из чиновных философов.

С конца 80-х до начала 90-х гг. продолжался период «разброда и шатаний», когда четко обозначились контуры научной революции и готовности жить по-новому, но не обозначились конкретные пути выхода из кризиса. В это время марксистская основа отечественной социологии окончательно исчер­пала себя, а новой взяться было неоткуда. Началась всеобщая критика и от­рицание марксизма, даже более огульная и разнузданная, чем это когда-либо было в западных странах. Поиск новой теоретической основы привел к ме­ханическому перенесению на отечественную почву всех и всяческих зарубеж­ных теорий. В это время можно было встретить последователей позитивиз­ма, экзистенциализма, интеракционизма, функционализма и прочих направ­лений, включая и новые теоретические течения на Западе. Без глубокого понимания и творческого осмысления исходных принципов они принима­лись на веру и некритически усваивались молодым поколением социологов. Период веротерпимости и методологического плюрализма продолжается по сей день, хотя во второй половине 90-х гг. появляются признаки возвратно­го движения к ценностям и нормам советского времени. Все громче сегодня отечественные социологи заявляют о том, что марксизм был выброшен слиш­ком поспешно, что в нем еще кроется огромный творческий потенциал, ко­торый может стать основой нового этапа развития социологии в России. Одновременно с «марксистским ренессансом» наблюдается довольно замет­ное разочарование в идеологических ценностях и принципах, принесенных с Запада.

Теоретико-методологическое брожение в 90-е гг. совпало со следующи­ми процессами, затронувшими самые основы социологии:

♦ резким сокращением государственного финансирования фундамен­тальных исследований, не только эмпирических, но и теоретических;

♦ заполнением образовавшегося вакуума сиюминутными коммерчески­ми исследованиями типа маркетинговых;

♦ введением в стране всеобщего высшего социологического образования и подготовкой сотен тысяч студентов, имеющих представление о соци­ологии;

♦ старением кадров в фундаментальной науке и ототоком молодежи из академической социологии.

Наложение этих процессов друг на друга дает негативный эффект взаи­мопоглощения. Так, например, нефинансирование фундаментальной на­уки ведет к устарению знаний и необходимости импорта чужих из-за рубе­жа. А расширение студенческой аудитории означает, что импортированные знания, а вместе с ними и западная система ценностей станут вытеснять оте­чественные и формировать прозападный тип человека. Коммерциализация

социологии и отток кадров приведет к разрыву в преемственности поколе­ний, в результате чего с молодым поколением студентов будут общаться представители только того поколения, нормы и ценности которого им не­понятны и для них неприемлемы.

Несмотря на подобные явления, отечественная социология во второй половине 90-х гг., благодаря накопленному за годы советской власти огром­ному творческому потенциалу, смогла преодолеть кризис, встать на ноги и заявить о себе как о ведущей отрасли обществознания. Социология сегодня популярна и почитаема. Социологии обучаются тысячи молодых людей. Второе социологическое образование получают сотни бывших физиков, пе­дагогов, географов и т.д. Социологи востребованы на рынке труда. Они тру­дятся консультантами в сфере бизнеса, государственном секторе, на радио и телевидении, в сфере государственного и муниципального управления. На­конец, появившаяся недавно новая область деятельности — социальная ра­бота — также расширяет сферу приложения социологических знаний.

Современная социология, после перенесенной ею тяжелой болезни, ста­ла более гибкой и мобильной, более прагматичной и деловой. Она набирает силу и энергично берется за исследование российского общества. У нее по­явились новые роли, которых прежде никогда не было, а другие ее функции наполнились новым содержанием. Никогда раньше социолог не выступал в роли маркетолога, критика политического режима, имиджмейкера, бизнес-консультанта, социального работника.

Таковы в самых общих чертах особенности становления отечественной социологии на протяжении последних ста с лишним лет. Остановимся на главных моментах ее эволюции более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.