Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое образование в средних школах




В первое десятилетие после 1917 г. в стране предпринимались попытки внедрить социологическое обучение не только в вузах, но и в средних шко­лах. Так, например, сразу же после Февральской революции социология, бла­годаря стараниям П.А. Сорокина, ставшего секретарем А. Керенского по про­блемам науки, стала, как он вспоминал позже, «одним из покровительствуе­мых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах»38. В первые послеоктябрьские годы большевики пытались наладить систематическое социологическое образование на уровне школы. В частности, Социологический институт, где уже имелся опыт написания учебников39 и трудились талантливые педагоги, в том числе П. Сорокин и Е. Энгель. Народ­ный комиссариат просвещения поручил организовать курсы социологической подготовки для преподавателей средних школ40. Энгель даже написал первый в истории нашей страны учебник по социологии для средних школ4'.

Советское правительство намеревалось даже перейти к всеобщему соци­ологическому образованию. В 1919г. К.М. Тахтаревписал:«Научноезначе­ние социологии, которая становится обязательным предметом преподавания не юлько в высшей, но и средней школе, в настоящее время может считать­ся настолько общепризнанным, что его можно и не выяснять...»42 Идеоло­гической базой предполагавшейся реформы образования служил тезис о единстве социализма и марксистской социологии. Скажем прямо, тезис до­вольно искусственный и, как показало время, недолговечный. Развернувша­яся в период НЭПа дискуссия о предмете социологии, в которой участвова­ли не только рядовые преподаватели, пропагандисты, исследователи, но так­же и видные большевистские деятели, в частности Н. Бухарин, А. Богданов и И. Сталин, завершилась сведением социологии к историческому матери­ализму. В результате в школах и вузах вместо социологии в конечном итоге стали преподавать так называемую «политическую науку», состоявшую из ряда курсов: «Коммунизм», «История коммунизма», «История коммунисти­ческой революции», «Марксистско-ленинское учение истории» и «Консти­туция СССР». Их, кстати сказать, имели право читать только коммунисты. Как следствие, положение социологического образования стало еще хуже, чем было до революции 1917 г.43

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов. М.: Наука, 1994. С. 418.

К базовым учебникам по социологии, созданным в эти годы, надо отнести первый том «Социоло­гии» (М., 1917) В.М. Хвостова под названием «Введение. Исторический очерк учений об обществе»; «Наука об общественной жизни» (Пг., 1919) К.М. Тахтарева; «Общие основы социологии» (Пг., 1919) Н.И. Кареева; «Общедоступный учебник социологии» (Ярославль, 1920) и два тома «Системы социологии» (Пг., 1920) П.А. Сорокина и др.

Деятельность института // Социобиблиологический вестник. 1919. № 4-6.

Энгель Е.А. Социология. Краткий курс средней школы. Пг., 1919; Энгель Е.А. Очерки материали­стической социологии. М. Пг., 1923.

Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Издательский Кооперативный Союз «Кооперация», 1919. С. 5.

Социология: история, основы, институционализация в России. 2002// Русский Гуманитарный Ин­тернет-Университет: http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/novikova_soc/soc_novl4.asp

На долгие десятилетия базовым предметом в системе социальных наук и гуманитарного образования в стране, как высшего, так и среднего, стала мар­ксистская философия. В 1960—80-е годы ее составными частями выступали исторический материализм, диалектический материализм, политическая эко­номия социализма и научный коммунизм. Социологии здесь места не было.

В 1920-е гг. социологическое обучение в школе не могло состояться по ряду причин, в том числе из-за нехватки квалифицированных кадров. На препо­давательскую работу часто попадали случайные люди. Им было неважно, что и как преподавать, главное — найти хоть какой-то заработок: в стране безум­ствовала безработица, а в некоторых регионах широкомасштабный голод. Очень часто на уроках по социологии школьные учителя занимались с учени­ками совершенно посторонними предметами, разумеется, теми, с которыми они хоть как-то были знакомы: кто-то музицировал или рисовал, кто-то зак­ладывал основы трудоведения или давал исторический курс. В 1919 г. Социо­логический институт провел проверку школ на Васильевском острове. Резуль­таты обескуражили ученых. Как вспоминал позже П. Сорокин, одни подме­няли социологию основами экономической науки, другие давали учащимся курс «Истории культуры», третьи преподавали Конституцию РСФСР44. «Бла­годаря такому положению вещей, — отмечал в 1919 г. К.М. Тахтарев, — мы в точности даже не знаем, что, собственно говоря, вводится в преподавание наших высших и средних учебных заведений под именем социологии»45.

Профессионально подготовленных преподавателей по социологии в стра­не явно не хватало. Педагогические вузы учителей-обществоведов не готови­ли. Даже если бы правительство решилось это сделать, то в педвузах некому было бы преподавать социологию, поскольку ни одного поколения, имеюще­го высшее социологическое образование, в России не было. Круг замкнулся еще больше, а проблема обострилась до крайности в 1922 г., когда часть про­фессиональных социологов выслали за границу на знаменитом «пароходе ин­теллектуальных эмигрантов». На смену им пришли выходцы из рабочих и кре­стьян, составившие костяк «красной профессуры». За короткое время, тем бо­лее в режиме ликбезовской, ускоренной и очень поверхностной подготовки овладеть основами мировой социологии было, естественно, невозможно.

А производить ротацию преподавательских кадров было необходимо прежде всего по идеологическим причинам. Еще до вынужденной эмигра­ции многие преподаватели, даже из числа знавших социологию, подавали ее вовсе не в марксистском духе. Если они и говорили о социализме и комму­низме, то лишь в негативных тонах. Правительство, разочаровавшись в на­чальном социологическом образовании, запретило преподавать социологию в школах, а преподавателей-социологов уволило. Уже к 1921/22 учебному году она была изъята и заменена курсом «Развитие общественных форм», построенном на пересказе идей Бухарина и Богданова (правда, и тех вскоре подвергли идейному остракизму). Социология, вспоминал П. Сорокин, «впа­ла в немилость»46.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов.

М.: Наука, 1994. С. 418.

Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности:

Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг., 1919. С. 3.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /Изд. подгот. В.В. Сапов.

М: Наука, 1994. С. 418. "

Как в вузах, так и в школах остро не хватало учебников, методических по­собий и программ, написанных в новом духе и с новых позиций, а старые большевиками не признавались. Переведенная до революции мировая соци­ологическая классика не подходила, так как она несла массам буржуазные идеи и ценности. Уровень школьного обучения был чрезвычайно неодинаков, а зачастую так низок, что от затеи со школьным образованием пришлось отка­заться. В передовых странах мира в это время социология уже заняла достой­ное место среди других наук и была включена в число обязательных предме­тов преподавания как в университетах, так и в средних школах. На Западе к этому времени уже давно не было недостатка в учебниках по социологии47.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.