Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный статус прикладников




Б47

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ В США

Америка познакомилась с социологией в целом позже, чем Европа6, но за короткие сроки достигла в ее развитии больших успехов, чем все страны мира, в том числе европейские, вместе взятые.

Долгое время, а именно на протяжении XVII-XIX вв., система образова­ния в США была очень консервативной — типичным учебным учреждени­ем являлись небольшие колледжи, где сохранялись жесткая дисциплина и дух средневековой Англии. Однако в XIX в. страна неузнаваемо изменилась: «со­циальная структура Соединенных Штатов претерпевает целый ряд стреми­тельных трансформаций, вызванных экономическими (индустриализация и распространение свободных рыночных отношений), социальными (мигра­ция с востока на запад и из сельской местности в город, иммиграция, сама по себе порождающая целый ряд характерных проблем) и политическими факторами»7.

Переход от ремесленного производства XVIII в. к машинному производ­ству XIX в. потребовал радикальных преобразований всей структуры эконо­мики и организации производства. Индустриализация привела к широкому строительству новых заводов и фабрик, росту квалификации рабочего клас­са, формированию городов и городской интеллигенции, привлекла в страну новые рабочие руки со всех уголков Земли. Промышленность США в XIX в. развивалась в значительной мере за счет иностранных капиталов, хлынув­ших сюда в поисках высоких прибылей. Подход североамериканцев был бо-

Хотя уже в 1850-е гг. в Америке появляются люди, знакомые с системой О. Конта и пытающиеся применить ее положения для описания американского общества. Одной из первых был «Трактат по социологии» Генри Хьюза, опубликованный в 1854 г., в котором впервые в истории американской обществоведческой мысли был использован термин «социология». В это же время в стране вышло множество книг по «обществоведению». Впрочем, и в России читали и обсуждали идеи О. Конта еще во времена Белинского, тем не менее классическим центром мировой социологии в XIX в. яв­лялись не США и Россия, а Франция, Германия и Англия.

Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 172.

лее гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бю­рократическими рогатками. Центрами технического прогресса в Европе чаще служили государственные учреждения и университеты, а в США — предпри­ятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занима­ющиеся практическими внедрениями. Именно бизнес-элита стала инициа­тором перестройки системы высшего и среднего образования на современ­ных основах. «Особенность институциализации социологии в США заключалась в том, что здесь с первых шагов уделялось внимание организа­ции систематического социологического образования при полновесной под­держке политических и деловых кругов. Последние, осознав необходимость перестройки высшего образования на новой концептуальной основе, отве­чающей задачам индустриального развития страны, отводили социологии особую роль: она должна была отразить духовные запросы новой социаль­но-экономической элиты...»8

В США в отличие от Европы социология сравнительно рано отделилась от философии истории. Она сразу сориентировалась на решение практичес­ких вопросов, а не на изощренный философский дискурс и углубленное теоретизирование. Не меньшее значение имела особенность объекта иссле­дования: в США отсутствовала иерархическая классовая структура общества, которая веками складывалась в Европе, отложила неизгладимый отпечаток на мировоззрение, образ жизни и стиль мышления европейцев. Как справед­ливо отмечает Е.Б. Гуревич, «национальный опыт американцев развертывал­ся в условиях, разительно отличавшихся от европейских. Американское об­щество не имело многоступенчатой иерархической структуры, сравнимой по "глубине" с европейской, и потому радикальные эгалитаристские устремле­ния протестантизма, не встречавшие на своем пути ни институтов, ни идео­логий, способных их смягчить, сформировали особый психологический кли­мат. Любой американец, точно так же, как непосредственно "подотчетный" богу пуританин, не имел возможности скрыться, раствориться в социальной группе, общине, классе или институте, переложить на них ответственность за свои действия, образ мысли и жизни. Он привык оперировать категория­ми индивидуализма, действовать в одиночку и взваливать на себя бремя от­ветственности за свои поступки. Поэтому с психологической точки зрения не случайно в США "классовые" теории никогда не находили себе достаточ­ного количества сторонников»9. Расширяя эту характеристику, К. Мангейм сказал, что, если европейская социология направлена прежде всего на пони­мание общества в целом, решение вопросов о том, зачем и как живет чело­век, в чем смысл его жизни и предназначение общества, американская со­циология стремилась прежде всего узнать, как сделать это, как решить эту конкретную задачу10.

Важное значение в институциализации американской социологии имела подготовка квалифицированных преподавателей, прошедших стажировку в Европе, главным образом в Германии. Так, если в первой половине XIX в. в

8 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 88.

9 Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологическийжурнал. 1998. № 1-2. С. 175.

10 Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Идеология и утопия: Диагноз нашего времени. М.:Юристь, 1995. С. 212-213.

университетах Германии обучалось 200 американцев, то в 1880-е гг. — более 2 тыс. Всего же в XIX в. около 10 тьтс. граждан США выезжали в Германию для получения послевузовского образования".

Первый формально зарегистрированный курс социологии был предложен У. Самнером в 1876 г. в Йельском университете. Правда, вплоть до своей смерти в 1910 г. он все еще числился профессором не социологии, а полити­ческих и социальных наук. Университет Джона Гопкинса стал инициатором крупномасштабной реформы вузовского образования в стране, которая под­разумевала организацию аспирантуры, регулярных курсов и экзаменов, соб­ственного издательства для публикации докторских диссертаций, отчетов о результатах научно-исследовательской работы, проводимой учеными универ­ситета12. Если раньше образование в США ориентировалось на английскую модель, то после реформы образцом служили немецкие университеты.

«Лекции читалисьдля больших аудиторий, студенты организовывались в небольшие семинарские группы для проведения исследований. Был увеличен объем часов, выделяемых на исследовательскую работу. Гер­манский университетский метод проведения семинаров нашел особен­но широкое применение в социальных науках. Несмотря на сопротив­ление со стороны старых университетов, где руководство осуществля­лось церковными организациями, на большинство учебных заведений постепенно распространился элективный метод, что способствовало расширению учебных программ, поднимало статус специальных пред­метов и дисциплин. В университетах стали уделять внимание разработке методик исследования, технике проведения лабораторных работ. Уси­лилось значение многих отраслей научных знаний, среди которых социология заняла одну из первенствующих позиций»13.

За 20 лет количество высших учебных заведений возросло с 563 в 1870 г. до 998 в 1889 г.|4 Особенно быстрыми темпами росла группа университетов, пользовавшаяся государственной поддержкой, получавших прави­тельственную помощь. В попечительских советах университетов стали пре­обладать бизнесмены, которые старались укомплектовать штаты наиболее та­лантливыми молодыми преподавателями, имевшими дипломы и ученые сте­пени европейских университетов, выплачивая им высокие гонорары.

Постепенно преобразования коснулись всех высших учебных заведений. В Колумбийском университете была внедрена практика командирования студентов в Европу для обучения в аспирантуре, по окончании которой они назначались профессорами. При Мичиганском университете, открывшем­ся в 1881 г., появилась Школа политических наук. Создание собственной ас­пирантуры и разветвленной системы учебных курсов, подготовка профессу­ры, организация факультетов и новых кафедр, издание научных журналов, ежегодников, ученых трудов и сборников помогли в короткие сроки значи­тельно повысить качество вузовского образования и не зависеть от Европы.

Timing Ch.F. The American and German University. One Hundred Years of History. N.Y., 1928. P. 42; Berclson B. Graduate Education in the U.S. N.Y., I960. P. li.

Oberschail A. The Institutionalization of American Sociology/The Establishment of Empirical Sociology: Studies in Continuity, Discontinuity and Institualization. Ed. by A. Oberschail. N.Y., 1972. P. 193. Ьурганова Л.А. Институционализация социологии в США // Социологические исследования. 1998. № П. С. 90. 14 История США. Т. 2. М., 1985. С. 424.

Со временем все меньше студентов стало выезжать за пределы США для обу­чения в престижных европейских университетах. «Дух соревновательности между учебными заведениями обострился после создания Станфордского (1885) и Чикагского (1890) университетов, предложивших свои программы обучения»15.

Социология в США раньше, чем в европейских странах, получила дос­туп к университетским кафедрам. Решающим фактором, обеспечившим из­вестную легкость, с которой социология в США получила доступ на универ­ситетские кафедры, было то обстоятельство, что первые попытки наладить здесь преподавание социологии шли параллельно с реформой университет­ского образования16.

Первый в мире социологический факультет, имеющий право присуж­дать докторскую степень, был открыт в 1893 г. в Чикагском университете.

А первым в мире официальным дека­ном социологического факультета стал выдающийся американский мыслитель и общественный деятель Альбион Смолл (1854-1926). Вплоть до 1930-х гг. социологический факультет Чикагско­го университета оставался на лидирую­щих позициях наряду с социологичес­ким факультетом Колумбийского уни­верситета, открывшимся в 1894 г. В Колумбийском университете поль­зовались популярностью лекции Фран­клина Гиддингса — первого «полного» профессора социологии в Америке. М.М. Ковалевский, побывавший в 1888 г. в Америке, имел возможность убедиться в дальновидности универси­тетской администрации, не жалевшей никаких средств для образования, — на кафедры приглашались лучшие специалисты из разных стран мира — фи­лософы, историки, литературные критики. В Чикагском университете су­ществовала также кафедра руссоведения, для преподавания на ней пригла­шали русских ученых17.

В конце XIX в. одним из центров американской социологической мысли был также Гарвардский университет (хотя социологический факультет в нем был создан только в 1931 г.). Э.Каммингс, первый из профессоров универ­ситета, прочитавший курс лекций по социологии, создавал в его стенах свою версию христианского социализма. «Гарвард служил "воротами" для многих идей, выработанных на европейском континенте, через которые они прони­кали на американские просторы. Особенно прославился так называемый "Золотой двор" Гарвардского университета, а именно философы У. Джеймс, Дж. Ройс и Дж. Сантаяна, чьи идеи, резонирующие с идеями ев­ропейской, особенно немецкой, философии, вводили последние в контекст

15 Бурганова Л.А. Институционализация социологии в США//Социологические исследования. 1998.№ 11. С. 90.

16 Там же. С. 88-94.

17 Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России// Новые идеи в социологии. Вып. 1.СП6., 1913.

американской традиции»18. Здесь в рамках новых дисциплин — социологии, психологии, философии, антропологии, экономики и политологии — рас­сматривались проблемы социальной и экономической стратификации, противопоставления индивидуализма и коллективизма, каст и классов, де­терминизма и свободы воли, материализма и идеализма, авторитаризма и консенсуса19.

Среди первых учебных заведений США, выступавших лидерами по качеству и количеству программ обучения по социологии, числились Чикагский, Ми­чиганский, Висконсинский, Миннесотский, Колумбийский университеты.

Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете был объединенным: здесь изучали социологию и антропологию. Долгие годы ан­тропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е гг. су­ществовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академи­ческой дисциплины, их разделили.

Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с социаль­ной работой. К 1940 г. большинство крупных департаментов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе, специалистов в этой области готовили уже на специальных отделениях, целиком посвященных социальной работе. Тем не менее несколько докторских программ «Со­циология и социальная работа» продолжало функционировать в ведущих американских университетах вплоть до конца 60-х гг. Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями — социологией и социальной рабо­той — уже не было.

Подводя итоги, можно сказать, что в ранний период, начавшийся во вто­рой половине XIX в. и завершившийся в 1920-е гг., произошла не только институциализация американской социологии, но и ее дисциплинарное ста­новление. В 1854 г. появилась первая в США книга по социологии «Трактат по социологии», написанная Генри Хьюзом, в 1894 г. программы социоло­гических курсов имели около 200 университетов и колледжей, а в 1909 г. — уже более 400. Преподаванием социологии занимались более 50 «полных профессоров». К 1916 г. в стране было издано около 30 учебников по социо­логии20. Подобными успехами в развитии социологического образования не может похвастаться ни одна страна мира.

Развитие американской социологии происходило в особой интеллектуаль­ной атмосфере, отличительными чертами которой были: а) особый дух де­мократизма и либерализма, издавна присущий этой стране; б) преобладаю­щее влияние на американскую культуру и через нее на социологию протес­тантизма; в) утилитарная направленность научной мысли, ориентация на практические решения21. В отличие от европейцев, американским социоло­гам не приходилось заниматься выяснением идеологических разногласий, оценкой политических взглядов противников и вообще заниматься чем-то,

ls Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию // Социологический

журнал. 1998. № 1-2. С. 190. 19 Lyman M., Vidich A. American sociology. New Haven: Yale University Press, 1985. P. 56-57. 211 Hawthorn G. Enlightenment & Despair: A history of social theory. Cambridge: Cambridge University Press,

1992. P. 191. 21 Подробнее см.: Гуревич Е.Б. Влияние протестантизма на раннюю американскую социологию //

Социологический журнал. 1998. № 1-2. С. 168-195.

не связанным с наукой. Единственным исключением была религия, которая благодаря воздействию протестантизма, ориентировала социологию на прак­тические реформы —благо большинства американцев и развитие рыночного хозяйства. Если в Европе «дух протестантизма», согласно М. Веберу, предоп­ределил появление современного капитализма, то в Америке он сказался на возникновении современного типа социологии. Первые социологи в США составляли систематические «обзоры» общества с помощью анкетирования, проводили многочисленные опросы населения, анализировали деловую ста­тистику. И всякий раз научные результаты строго ориентировались на раз­работку практических рекомендаций. Выдающиеся американские пионеры социологии, в том числе А. Смолл, придерживались установки на преобра­зование общественного бытия посред­ством практического воплощения хри­стианских принципов. Из протестант­ских семей вышло большое количество ученых-социологов и политических де­ятелей страны. Социология в те годы рассматривалась не только как средство сбора статистических данных о на­селении, но также как филантропическая и реформистская деятельность. По­литические власти США, в отличие от российских или германских, никогда не рассматривали социологию как оппозиционную режиму научную силу. Они ориентировались здесь на оправдание существующего строя и решение вполне земных проблем. Все это способствовало быстрому прогрессу соци­ологической науки в стране.

Еще два обстоятельства предопределили расцвет социологии в США. Первое — социология в США прагматически ориентирована в той же сте­пени, в какой она была ориентирована на теоретические и философские интересы. Первые выпуски «American Journal of Sociology» в отличие от дюркгеймовского «Социологического ежегодника» были посвящены в рав­ной мере прикладным и теоретическим вопросам. Наблюдался быстрый рост массового образования в стране, последовавший после Гражданской войны. С 1897 г. в стране быстро распространяются университеты. Харак­терная черта — администрация не давила на профессоров с точки зрения выбора ими того, что читать. Профессора конкурировали за студентов. Никто никого ни в чем не ограничивал. Устранение администрации от прямого контроля над деятельностью факультетов в американских университетах благоприятствовало введению новых дисциплин, включая социологию, в учебные программы. В период до 1900 г. минимум 7 пре­зидентов университетов сами первыми предложили у себя курсы социо­логии.

Всю свою историю американская социология была неразрывно связана с религией — протестантизмом и католицизмом. Первый курс по методам социального исследования в Америке предложил в Чикагском универси­тете бывший священник Ч. Хендерсон. Это произошло в 90-е гг. XIX в., после того как А. Смолл стал заведовать здесь кафедрой социологии. Ли­деры и первого, и второго поколения американских социологов поддержи­вали прочные связи с христианской церковью. Один из первых социоло­гических факультетов в 1894 г. открылся в Католическом университете США. Он явился вторым после Чикагского факультета. В середине 50-х гг.

XX в. социологию преподавали в 1,5 тыс. католических школ, колледжей и университетов.

После Первой мировой войны в Америке были созданы сильные иссле­довательские центры социологии и социальной психологии: Бюро приклад­ных социальных исследований при Колумбийском университете, Институт социальных исследований при Мичиганском университете, где располагал­ся также Центр изучения групповой динамики, Национальный центр изу­чения общественного мнения при Чикагском университете — все они пре­вратились в крупные центры социологических исследований. Они же слу­жили моделью и ориентиром для возникающих центров подобного рода при других университетах. Хотя постоянно росла стоимость исследований, но исследовательских грантов хватало для того, чтобы поддерживать высокий статус науки.

В 1933 г. курсы социологии читались в 32 вузах США 130 преподавателя­ми. В аспирантуре готовилось 258 докторских диссертаций по социологии, в том числе в Чикаго — 51, в Колумбийском университете — 49, в Нью-Йорк­ской школе образования — 22, в Вашингтонском университете — 18. К это­му времени только в Чикаго было выпущено 106 докторов социологии, и 60% из них были заняты в администрации, бизнесе, на исследовательских долж­ностях и в вузовском преподавании22.

В 1960 г. большинство выпускников социологических факультетов аме­риканских университетов получали такую же финансовую поддержку, как и студенты в естественных науках.

К 1960 г. большинство американских университетов и колледжей имели департаменты (кафедры, отделения, факультеты) социологии, хотя только 70% из них предлагали подготовку на докторскую степень. Количество ву­зовских программ по социологии сегодня в США больше, чем во всех дру­гих странах мира вместе взятых.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Прикладная социология отличается от академической не только содер­жанием и характером научной деятельности. У прикладной науки свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функ­ций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знаний, научный вклад в фундамен­тальные открытия. Она иначе связана с заказчиками, здесь приняты дру­гие критерии оценки конечного результата, оплаты труда и профессио­нальной карьеры, гораздо в большей степени прикладники зависят от экономического положения компании — это, помимо всего прочего, биз­нес, часто рискованный.

22 Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 354.

Аудитория прикладной социологии — это клиенты и заказчики, которые финансируют исследование в надежде получить для себя полезные резуль­таты. Аудитория же академической социологии — крайне неопределенная совокупность коллег-профессионалов, дилетантов, интересующихся соци­альными проблемами, студентов, изучающих социологию. В любом случае она шире, чем первая. Статьи в профессиональных журналах и научные мо­нографии — единственный способ для академических социологов найти признание, аудиторию и статус. Для социологов-практиков это — дополни­тельный, но не главный путь. Их продукция — устные сообщения руковод­ству фирмы, лекции для менеджеров, социоинженерные проекты и ограни­ченные издательскими возможностями годовые отчеты, существующие, может быть, в нескольких экземплярах.

Академический социолог и прикладной социолог — две совершенно раз­личные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый — творец фундаментальной науки, сво­бодный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй — создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования, как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы — собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже пре­стиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго ника­ких гарантий занятости нет.

Профессиональный статус и положение дел в прикладной социологии США, по мнению П. Росси, противоречивые. В глазах большинства амери­канских социологов ее престиж гораздо ниже академической (базисной) со­циологии, хотя оплата труда значительно выше. Работы и научные отчеты социологов-практиков, как правило, более низкого качества, чем статьи, опубликованные в ведущих профессиональных журналах. Их ряды постоянно пополняются министрами и экс-министрами, радикалами и экс-радикала­ми, консерваторами и экс-консерваторами. Всех их прельщает кажущаяся близость прикладной социологии к социальным реформам и инновациям. Не известно, помогли ли они решить часть стоящих перед обществом соци­альных проблем, но остается фактом, что перед самой наукой возникло мно­жество новых и не менее сложных задач23.

О высоком статусе прикладной социологии, существующем реально и отражающем ее действительные роль и место в системе научного знания, а не отраженном в сознании академических кругов и часто искаженном в нем, свидетельствуют многие факты. В своей речи «Претензии и возможности прикладных исследований», произнесенной на ежегодной конференции АСА в 1980 т., ее президент П. Росси24 отметил, что из 30 последних президентов АСА 18 преимущественно занимались прикладными исследованиями, хотя не все они получили известность за вклад в эту область. Причина кроется в том, что их прикладные исследования были столь значительными, что со

23 Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.Rev. 1980. Vol. 45. № 6. P. 889.

24 Ibid. P. 894.

временем вошли в состав фундаментальной науки. Среди 12 оставшихся некоторые занимались прикладной работой время от времени, например П. Сорокин. Многие выдающиеся социологи США и Европы значительную часть времени посвятили прикладным исследованиям. Даже их неполный список впечатляет. Он включает Дюркгейма, Гиддингса, Огбурна, Стауфе- ра, Парка, Лазарсфельда, Дэвиса, Хаузера, Севела, Кулемана идр. Их отли­чительная черта — ярко выраженное тяготение к количественной методоло­гии, в результате чего техническое развитие исследовательских процедур стало отличительной чертой их научного вклада.

Но это вовсе не свидетельствует о процветании этой сферы социологии, ибо прикладные исследования не являются исключительной монополией социологов. Ими интенсивно занимаются психологи, экономисты, предста­вители политических наук. Кроме того, большинство фондов, предназначен­ных для прикладных исследований, по­падает в неакадемические организации, что резко снижает научный уровень первых.

Возможно, еще поэтому в научной сфере на социологов-практиков приня­то смотреть как на профессиональных аутсайдеров. В течение длительного времени в американской социологии утверждалось мнение о методологичес­кой несамостоятельности прикладных исследований, что было чревато да­леко идущими последствиями: на специалистов прикладной социологии стали смотреть как на граждан «второго сорта». Сегодня американские со­циологи убеждены, что всякий нормальный ученый стремится к академичес­кой карьере и лишь неудачники, которым не повезло стать преподавателем в университете или колледже, обосновываются на прикладной работе. Это, считает Д. Спайн, самое огорчительное и, пожалуй, самое популярное мне­ние в социологических кругах25.

Но и это еще не все. У специалистов появился своеобразный «комплекс неполноценности». Американские социологи-практики обычно не называ­ют себя социологами. Они предпочитают называть себя как-то иначе, напри­мер по названию должности, на которую им удалось устроиться в корпора­ции или фирме. Для работодателей все они — «преходящие», «люди между прочим». Больше всего социолог опасается не того, что предприниматель не сможет по достоинству оценить их вузовский диплом, а наоборот, плохо, если это случится и работодатель увидит за обложкой профессиональную принад­лежность социолога. Многие менеджеры даже не слышали слова «социолог», не знают, каклучше использовать такого специалиста. Некоторые полагают, что человек вовсе не обязательно должен получить место социолога-практика только потому, что он социолог. Так или иначе, интересы предпринимателей и менеджеров совпадают, когда они отказывают прикладной социологии в выполнении ее профессионального долга26.

' Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.

P. 125. :" Ibid. P. 177.

Р. Соренсену не раз доводилось разговаривать с такими руководителями корпораций, для которых социолог по статусу ценится ниже учителя. Они не воспринимают социолога как социолога когда принимают решение о по­вышении. Существует множество причин, по которым социология на про­изводстве не признается. Одна из них — недостаточное знакомство менедж­мента с ее практическими возможностями. Лишь немногие корпорации вы­ступают инициаторами проведения таких социологических исследований, которые затем получают широкую известность. А научные отчеты исследо­ваний нередко сдаются в архив или в библиотеку27.

Когда руководство корпорации нанимает социолога, это вовсе не значит, что ему позволят заниматься его непосредственными профессиональными обязанностями. Скорее его рассматривают как работника обычной функцио­нальной службы или специалиста по социальному благосостоянию. Социоло­гические отделы, если такие создаются, редко значатся в штатном расписании корпорации. Более того, не определен круг обязанностей для должности, име­нуемой «практический социолог», поэтому она не внесена в список профес­сий работников корпораций. Явление это не исключительное, а повсеместное.

В отличие от своих академических коллег американские социологи-практи­ки, работающие в сфере частного бизнеса, некоммерческих организациях и федеральных агентствах, изолированы от научного сообщества. Д. Спайн уда­лось выяснить это на сравнительно небольшой выборке из 25 социологов-де­мографов, имеющих значительный практический опыт. Оказывается, 2/3 респон­дентов являются единственными социологами в той организации, которая их наняла. На вопрос: «Как часто они сотрудничают со своими коллегами?»—боль­шинство ответили: «Очень редко или никогда», «Один-два раза в неделю». Толь­ко немногим удавалось это ежедневно или по крайней мере еженедельно28.

Социологические факультеты университетов и колледжей США — это замкнутые научные сообщества коллег, где нет места другим специалистам. Но у социологов-практиков ситуация иная. Редко можно увидеть объявле­ние «требуется социолог» в какой-нибудь частной компании. Например, в 1979 г. в федеральном правительстве трудилось 100 социологов — большой отряд среди более чем 3 тыс. социальных ученых. Многие социологи числи­лись «специалистами по статистике». Малочисленность вакансий показывает, что работодатели не испытывают острой нужды в социологии. Чтобы устро­иться на работу, социолог должен объявить себя специалистом по количе­ственным методам и уже затем, получив заказ, полностью раскрыть свои про­фессиональные умения29.

Отраслевая и географическая разобщенность социологов-практиков оз­начает изолированность их не только друг от друга, но и от Американской социологической ассоциации (АСА). Она полностью ориентирована на ака­демических социологов. Анализ списков кандидатов на выборах руководя­щих органов АСА за последние несколько лет показывает, что 95% канди­датов представляют университеты и колледжи и только 5% в момент выбо­ров работали в неакадемической сфере. Такова исторически сложившаяся тенденция, однако сейчас центр тяжести перенесен на более широкое при-

27 Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.P. 176-177.

28 Ibid. P. 123.

29 Ibid. P. 124.

влечение отраслевых социологов. В противном случае АСА рискует поте­рять массовую поддержку ученых. По данным Ассоциации, около 11% ее членов — это неакадемические социологи. По мнению Д. Спайн, такое число непропорционально всей численности академических социологов и им труднее сохранить свое членство в АСА30.

Может ли называться социологом тот, кто несколько лет был оторван от академической науки? Подобный вопрос задают сегодня многие. Он — ре­зультат господствующего в профессиональных кругах мнения, что «быть социологом» означает публиковаться в «American Sociological Review» и пред­ставлять статьи на ежегодные собрания АСА. Если этот критерий действи­тельно взят на вооружение руководством АСА, то оно рискует потерять свои социологические мандаты. Ведь многие социологи-практики не желают кон­курировать со своими академическими коллегами по числу публикаций, так как у них существует иная форма научного признания. Гарантия занятости не зависит оттого, как много статей они опубликуют, но определяется тем, какую прибыль принесли компании их рекомендации.

Знакомый сценарий разыгрывается каждый раз на национальной конфе­ренции АСА. Здесь собираются, чтобы познакомиться с достижениями сво­их старых друзей. Вдруг кто-то спрашивает о судьбе некой Сюзанны, поки­нувшей академическую сферу. «О, сейчас она работает в правительстве и о ней никто ничего не слышал». Иными словами, ее имя уже не числится сре­ди авторов ведущих американских журналов, т.е. она перестала быть «насто­ящим» социологом. Присутствующие дают молчаливую клятву, что с ними этого никогда не случится. Реальная же причина исчезновения Сюзанны из поля зрения состоит в том, что до сих пор нет институциализированной формы признания достижений социологов-практиков31.

Прикладные социологические исследования в последние два десятилетия стали одним из быстрорастущих секторов американской социологии. Из федерального бюджета на эти нужды в последние годы затрачено 1 —2 млрд. долл. В 1976 г. только на подготовку и обучение практических со­циологов использовано 100 млн долл. Кроме этого помощь в сотни милли­онов долларов оказывали и местные органы штатов. В то же время на акаде­мические исследования по всем социальным наукам, включая и социологию, тратилось всего несколько сотен миллионов долларов32. Однако, считают X. Фриман и П. Росси, хотя социологи-практики не страдают от безработи­цы — или по крайней мере испытывают эти бедствия в меньшей степени, чем академические социологи, — положение в этой сфере профессиональной деятельности далеко не безоблачное. «Социология, как и большинство дру­гих социальных наук, столкнулась с серьезными социальными проблемами, включая дефицит на академическом рынке труда, сокращение занятости в университетах и уменьшение правительственных ассигнований на исследо­вания и подготовку специалистов»33. Для положения дел в американской социологии в период с 80-х по 90-е гг. характерна следующая статистика.

" Applied Sociology: Roles and Activities of Sociologists. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publishers, 1983.

P. 124. ■'' Ibid. P. 125. ] Rossi P.H. Presidential Adress: The Challenge and Opportunities of Applied Social Research. Amer. Sociol.

Rev. 1980. Vol. 45. №6. P. 901. '"' Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology. Amer. Sociol. Rev. 1984. Vol. 49. №4. P. 571.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.