Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование автономных реакций 2 страница




БАИ-ДИ («белый правитель», «бе­лый император»), в древнекитайской мифологии правитель Запада наряду с правителями других стран света: Востока — Тай-хао (см. Фу-си), Юга — Янь-ди (см. Шэнь-нун), Севе­ра — Хей-ди (см. Чжуань-сюй) и Центра — Хуан-ди. Б.-д. ассоцииро­вался с повелителем Запада Шао-хао и по древней системе чередования пяти первоэлементов с металлом, белым цветом, осенью, планетой Цзинь-синь или Тай-бай Цзинь-синь (Венера). Согласно средневековым представлениям Б.-д. как бог этой планеты спускается на землю в 15-й день каждой луны.

 

БАИТ (Ис 15:2) - место в земле Моавитской. Слово баит означает дом или капище Моавитских идолов, и может относиться не только к городу, но и к означенному капищу, "Он, т.е. Моав, говорится в означенной цитате, восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать." В настоящее время об его местоположении ничего неизвестно.

БАЙ-ХУ, Бо-ху («белый тигр»), в древнекитайской мифологии один из духов четырёх стран света (наря­ду с Цин-луном, Чжу-цяо, Сюань-у), зверь — покровитель Запада, где на­ходится страна мёртвых. Б.-х. также называлось одно из созвездий (из семи звёзд). Появление Б.-х. устра­шало всякую нечисть и одновремен­но рассматривалось как знак прогрес­са мирных наук. Согласно легенде, Б.-х. однажды при династии Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.) был пойман и в его честь воздвигли храм. Б.-х. часто изображали на стенах погре­бальных сооружений, на знамёнах, которые в походах несли позади вой­ска (впереди несли знамя с зелёным драконом — Цин-луном). В средне­вековом Китае Б.-х. рисовали наряду с Цин-луном на воротах даосских храмов в функции стража. На позд­них народных лубках Б.-х. выступает уже в человеческом облике. Как дух созвездия из семи звёзд Б.-х. выве­ден в фантастическом романе 16 в. «Фэн шэнь яньи» («Возведение в ранг духов») под именем Инь Чэн-сю. Б. р. БАЙЦЗЭ, Боцзэ, в древнекитайской мифологии мудрый, всеведающий и го­ворящий зверь. На картинах 16 в. его изображали похожим на рогатого льва. Согласно древним мифам, Ху- ан-ди («жёлтый государь»), отправив­шись на охоту, встретил Б. у берега моря. Б. поведал ему о бесах и духах, встречающихся в Поднебесной, кото­рых насчитывалось 11 520 видов. Хуан-ди приказал нарисовать их, чтобы люди знали, как они выглядят.

 

БАЙЯ - 1. Вещун, колдун, чарователь. 2. Лекарь, целитель, врачеватель.

БАК – египетск. «Ястреб». Носитель духовного действия в возрождении физического творения.

БАКАБЫ, в мифологии майя боги — братья Хобниль, Кан-Цик-Наль, Сак-Кими и Хосан-Эк, которые стоят в четырёх углах вселенной и поддер­живают небо, чтобы оно не упало на землю. Б. были связаны с цветовой и календарной символикой стран све­та. Так, Хобниль ассоциировался с востоком и красным цветом и был покровителем годов, начинавшихся с дня Кан; Кан-Цик-Наль — с севе­ром, белым цветом и годами Мулу к; Сак-Кими — с западом, чёрным цве­том и годами Хищ; Хосан-Эк — с югом, жёлтым цветом и годами Ка- вак. Б. имели антропоморфный облик, но ряд изображений и письменных источников даёт возможность пред­полагать, что в древности они мысли­лись в виде животных (игуаны, опос­сума, черепахи, улитки) или насе­комых (паука, пчёл). Хобниль был покровителем пчеловодства. В 10— 16 вв. Б. в значительной степени сли­лись с богами ветра — павахтунами и богами дождя — чаками. В этот пе­риод существовали представления и о подземных Б., поддерживавших своды преисподней.

БАКАРОРО И ИТУБОРИ, в мифологии индейцев бороро братья-близ­нецы, культурные герои. Согласно мифу, Б. и И. дети от женщины и ягуара. Вскоре после рождения они убили сокола, съевшего их мать. За­тем Бакароро предписывает всем жи­вотным и птицам, до того питав­шимся человечиной, больше не делать этого и определяет, кто чем будет питаться. По представлениям бороро, Бакароро живёт на западе, а Итубори на востоке, к одному из них отправляются души умерших.

 

БАКБАК-ДЭВИ, в грузинской ми­фологии лесной человек, один из дэвов. Б.-д., воплощающий злое начало (но всегда побеждаемый по­ложительным героем), представляется многоголовым существом, тяжесть которого с трудом выдерживает зем­ля, людоедом, вместе со своими по­собниками пожирающим людей.

 

БАКБУК (1Езд 2:51) - из пленников переселения, которых Навуходоносор отвел в Вавилон и затем возвратившихся в Иерусалим и Иудею.

БАКБУК (изливать, опоражнивать; 1Езд 2:51) - одно из лиц, из Нефинеев, сыновья которого возвратились из плена Вавилонского вместе с Зоровавелем.

БАКБУКИЯ ( опустошение Божие) - имя двух лиц: Неем 11:17 - второй начинатель славословия при молитве, во дни Неемии. Неем 12:25 - один из привратников на страже у порога ворот.

БАКТЕРИИ – низшие растительные организмы, одноклеточные, не имеющие хлорофилла и дифференцированного клеточного ядра. Имеющие форму шариков, палочек, спиралей, нитей. Величина Б. от одной до нескольких тысяч долей мм. Размножаются делением клетки, некоторые образуют споры. Питаются как сапрофиты или паразиты, некоторые способны создавать органические вещества из неорганических. Распространены повсюду в огромных количествах и имеют исключительно важное значение в жизни природы и в хозяйстве человека. Б. играют важную роль в круговороте веществ в природе, используются человеком для изготовления некоторых пищевых продуктов и т.д. Но есть и патогенные виды бактерий, к-рые являются возбудителями заболеваний человека и животных (брюшной тиф, туберкулез, сибирская язва и т.п.).

 

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—1876 гг.) — рус. революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г. Белинским и Н.В. Станкевичем и стал активным членом их кружка. В этот период Б. изучал философию Ф.В.Й. Шеллинга, И. Канта, И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля, отдавая предпочтение последней (наиболее значимые работы этого периода — «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» (1838) и «О философии» (1840). 1840-е гг. во многом стали переломными для Б.: в июне 1840 он едет продолжать образование в Берлинском ун-те, где знакомится с одним из лидеров левых гегельянцев А. Руге, и — позже — принимает активное участие в европейском революционном движении и в революции 1848— 1849 г. (среди его близких знакомых — К. Маркс, П.Ж. Прудон и др.). Один из непосредственных руководителей вооруженного восстания в Дрездене; после провала восстания в мае 1849 г. был арестован, дважды приговаривался к смертной казни саксонским и австрийским судами, и после нескольких месяцев заключения в тюрьмах Чехии, Австрии и Саксонии в 1851 г. выдан царскому правительству. Именно в эти годы окончательно сформировались основные темы творчества Б.: тема свободы и связанная с ней тема необходимости революции как преимущественно деструктивного акта, эту свободу обеспечивающего («необходимо разрушить этот старый мир... Необходимо смести все с лица земли, дабы очистить место для нового мира», — писал Б. в «Воззвании русского патриота к славянским народам» (1848), и тема социально-экономической и общественно-политической моделей, эту свободу обеспечивающих (соответственно — общины как демократического ин-та, чьими основными характеристиками являются общинное владение землей, мирское самоуправление и вера крестьян в их собственность на землю; и федерации, в рамках которой национальные гос-ва отказываются от верховной власти, передавая ее в руки особого органа — совета, а внутреннее устройство народов основывается на «равенстве всех, свободе всех и братской любви»). Проведя сначала в заключении, а затем — в ссылке в Сибири в общей сложности около 10 лет, в 1861 Б. бежал из ссылки за границу и активно включился в революционное движение. Эволюция взглядов Б. 1860—1870-х гг. во многом вызвана трансформациями культурной и политической жизни Европы, и прежде всего — созданием I Интернационала, активное участие в деятельности которого Б. принял в 1864 г. (наиболее важные в филос. смысле работы данного периода — «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867) и «Философские рассуждения о божественном признаке, о действительном мире и о человеке» (1870—1871). Именно к этому этапу жизни Б. относится окончательная формулировка его анархистской доктрины, «заявленной» еще в 1840-е гг. Фундаментальной категорией этой доктрины является категория свободы, которая «есть господство над внешними вещами, возникшее в результате познания законов природы... это наука, работа, политическое возмущение» и «организация, одновременно разумная и свободная, социального общества». Власть гос-ва и церкви (или, в ее «ослабленном» варианте, метафизики) является для Б. насилием над свободой. Вместе с тем свобода, по Б., есть прежде всего свобода индивида в обществе, отсюда необходимость признания в качестве незыблемого авторитета «коллективного и общественного духа общества», что сделало концепцию Б. чрезвычайно привлекательной для различного рода подпольных революционных организаций, построенных на достаточно жесткой дисциплине, которая была продиктована именно «авторитетом духа социального переустройства». За пропаганду анархизма в 1872 Б. был исключен из Интернационала, однако влияние его идей на европейское и рус. революционное движение (в частности, на деятельность П.А. Кропоткина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева и многих др.) трудно переоценить.

БАЛАМ сын Бауры, в мусульманской мифологии персонаж, соответствующий библей­скому Валааму. В Коране не упо­минается, но комментаторы часто ассоциируют Б. с персонажем Кора­на, изменившим своей праведности («И сделал его своим последовате­лем шайтан, и был он из заблудших», 7: 174—175). Иногда Б. идентифи­цируется с Лукманом.

БАЛАМ-АКАБ («ягуар-ночь»), один из мифических прародителей народа киче. Согласно мифам, ещё до по­явления солнца боги создали Б.-А., Балам-Кице («ягуар-киче»), Маху- кутах («ничто») и Ики-Балам («ягу­ар — мощный ветер»). Вначале они обладали совершенной мудростью и зрением, но боги ослабили их зрение и ум. После этого боги сотворили им жён. Б.-А. стал прародителем девяти родов Нихаиба, Балам-Кице — девя­ти родов Кавека, Махукутах — че­тырёх родов Ахау-киче. При их жизни боги создали утреннюю звезду (Ве­неру), солнце и дали им огонь. Из Тулана (см. Толлан) прародители отправились на юг, где вели войны с местными племенами и создали могущество киче. Перед смертью они дали наставления своим сыновьям и вручили им «священный узел» как символ своего существа. После про­щания они поднялись на гору Хакавиц и там исчезли.

 

БАЛАРАМА (санскр.), Баладёва, в индуист­ской мифологии старший брат Криш­ны. Считается аватарой Вишну или же змея Шеши, на котором возлежит Вишну. В «Вишну-пуране» говорится, что когда землю одолели силы асуров, боги обратились к Вишну за помощью, и Вишну взял два волоса: чёрный, свой, и белый, змея Шеши (считаю­щегося частью самого Вишну), и сказал: «Эти мои волосы сойдут на землю и избавят её от печали». Чёрный волос символизирует Криш­ну, белый — Б. Упоминание об этом есть и в «Махабхарате». Однако среди комментаторов нет единого мнения о том, какую именно роль сыграли два волоса в рождении Б. и Кришны. Б. был зачат Деваки, женой Васудевы, как седьмой сын, но, чтобы убе­речь его от тирана Кансы, убившего всех её предыдущих сыновей, Вишну переместил зародыш в чрево Рохини, другой жены Васудевы, которая ещё прежде была отослана в семью пасту­ха Нанды. Позже в эту же семью был подкинут и Кришна, так что два брата выросли вместе. Б. участвовал во многих детских забавах, а затем и в подвигах Кришны (в частности, в умерщвлении Кансы). Много под­вигов (убийство различных демонов и пр.) он совершил и сам. Его основ­ное оружие — плуг, отсюда одно из имён Б. — Халаюдха («вооружённый плугом»). Цвет тела Б. — светлый, золотистый; цвет одежды — тёмно- синий (в отличие от тёмно-синего Кришны, цвет одежды которого жёл­тый). Б. имел одну жену Ревати и двух сыновей; увлекался вином, по харак­теру был вспыльчив. После гибели ядавов, племени Кришны, Б. тихо умер, сидя на берегу моря у Двараки. Из его рта выполз белый змей Шеша.

 

БАЛАШОВ Виктор (р. 1924 г.) Во время войны исправил в метрике дату своего рождения с 1924 г. на 1921 г. и отправился на фронт. Служил в разведке, был награжден орденами и медалями. После войны работал диктором на радио, затем на телевидении. Вел обычный для того времени образ жизни пока однажды ночью на стене спальни не увидел цветные картинки цветов, растений, разных пейзажев, городских улиц. Анализируя увиденное, он понял, что видит события происходящие на расстоянии. Он обратился в соответствующие организации, чтобы как-то использовать открывшиеся возможности, в результате чего стал заниматься парапсихологическими опытами при «Союзе научных и инженерных обществ СССР. Посколльку паранормальные способности у него раскрылись уже в зрелом возрасте, он вполне осознанно стал помогать органам правопорядка в расрытие некоторых преступлений. Так, например, в 1988 г. Б. был вызван в КГБ где ему предъявили фотографии двух самодельных взрывных устройств, найденных в метро. Когда ему задали вопрос, кто подбросил бомбы в метро, он описал приметы двух мужчин. Судя по его описанию, эти мужчины полностью походили на тех, кто нашел и принес взрывчатку в милицию. Сотрудники госбезопасности вначале засомневались в причастности этих людей к преступлению, но в дальнейшем после допроса этих «бдительных граждан» выяснилось, что они придумали очень хитрый план создать в Москве напряженную обстановку переж Х1Х партийной конференцией. Поэтому они доставили взрывные устройства в милицию и дали свои координаты, полностью уверенные в том, что их никто не заподозрит.

БАЛДАХИН - символика балдахина близка символике зонта (они сходны в своей функции защиты от солнца, света, осадков, сторонних взглядов и т.д.). Это образ небесного свода, воплощение идеи высоты, атрибут царского могущества, власти, а также символ небесного покровительства. На Востоке наделялся магической функцией защиты от дурных сил. В китайском буддизме считается одним из восьми элементов, приносящих удачу. Балдахин из нескольких ярусов является аналогом пагоды. Другое значение связано с выражением королевского достоинства. Если балдахин квадратной формы, то его символика связывается с символикой земли, если круглой, то с символикой неба и солнца. Балдахин, или сень, являлся обязательным элементом герба монархических государств. Под особым навесом, или балдахином, в ряде традиций (к примеру, у античных этрусков, в иудаизме) проводится брачная церемония. В живописи художники часто использовали символику балдахина.

БАЛЕТ (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.

Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Балет зародился в Италии в XVI веке. вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма. Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Мария Камарго укоротила юбку и отказалась от каблуков. К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным для действия, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Людвиг ван Бетховен в своём балете «Творения Прометея» предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адольф Адана «Жизель» и «Корсар». Балеты Лео Делиба «Коппелия» и «Сильвия» считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др., как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца. Сперва в балете могли танцевать только мужчины, но потом начали выпускать на балетную сцену и женщин.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

БАЛИ (др.-инд. Ваи), в индуистской мифологии царь дайтьев, сын Вирочаны и внук Прахлады. Пуранический миф о Б. и Вишну явился пере­осмыслением ведийского — о трёх шагах Вишну; Б. благодаря своему благочестию и подвижничеству победил Индру и добился власти над тремя мирами — небом, землёй и подземным миром. Тогда Вишну, воплотившись в карли­ка (см. Аватара), пришёл к Б. и попросил у него в дар столько про­странства, сколько он, карлик, смо­жет отмерить тремя своими шагами. Не подозревая обмана, Б. согласился, и Вишну, приняв свой истинный об­лик, первым шагом покрыл всё небо, вторым — землю, а третий шаг сде­лал коротким и оставил Б. во владе­ние подземный мир — паталу.

 

БАЛОР Балор был самым известным и, пожалуй, наиболее ужасным среди фомороф. Его отцом, по преданию, считался некий Буарайнех, то есть «быкоголовый», в чьем облике причудливо сочетались черты двух классических персонажей — Циклопа и Медузы. И хотя у Балора было два глаза, один из них всегда был закрыт, ибо он был настолько ядовитым, что убивал всякого, на кого падал его взгляд. Это губительное свойство его глаза было не врожденным, а возникло вследствие одного происшествия. Движимый любопытством, Балор как-то раз заглянул в окно дома, где верные волхвы его отца готовили какое-то колдовское снадобье, и ядовитый дым от этого варева попал ему прямо в глаз, вследствие чего тот настолько пропитался ядом, что его взгляд стал поистине смертоносным для окружающих. От взгляда этого глаза не было спасения ни богам, ни гигантам, и поэтому боги сохранили Балору жизнь лишь при условии, что его смертоносный глаз всегда будет закрыт. Однако в дни решающих битв Балор становился напротив врагов, поднимал веко на своем страшном глазе и беспощадно истреблял все, на что устремлялся его взор. В Ирландии до сих пор жива память о Балоре и его ужасном глазе; выражение «глаз Балора», бытующее в ирландском фольклоре, соответствует фразе «дьявольский глаз», распространенной в других культурах. В древних преданиях и сегодня рассказывается о Балар Бейманн, или «Балоре Могучий Удар». Замок Балора — причудливой формы утес на острове Тори. Этот остров у побережья Донегала в древности служил форпостом фоморов на земле, тогда как их главные владения находились в леденящих пучинах моря.

БАЛСЕКАР Рамеш (1917 – 2009 гг.) - духовный наследник Нисаргадатты Махараджа, получивший от него прямую передачу. Простое наступление просветления не обязательно наделяет способностью передавать сопутствующее ему понимание. Однако в случае Рамеша эта способность достигла необычайной глубины. Этот организм, известный как Рамеш, в полной мере наделен состраданием, терпением, чувством юмора и красноречием. Хотя диалоги, представленные в этой книге, могут дать лишь небольшое представление о том воздействии, которое может оказать присутствие Рамеша, в процессе чтения вы можете получить ощущение той энергии, которая наполняет зал, когда Рамеш с воодушевлением излагает свое учение. И все же самой отличительной чертой Рамеша является обыденность его самого и обыденность его учения. Хотя вокруг него можно возвести грандиозные теоретические построения – хорошим примером является его концепция работающего ума и ума различающего – сутью учения является сама простота. Он не предлагает никаких чудес, никаких излечений, никаких особых способностей; фактически, все, что он предлагает, – это Ничто, то Ничто, которым мы все на самом деле являемся.

И хотя часто говорится о том, что Рамеш выглядит очень обычно, ни за что нельзя сказать, что он посредственен. Именно полное отсутствие какой бы то ни было претенциозности смягчает сияние его достижения с ослепительного блеска до теплого свечения. Обучаясь в Индии и в Лондонской школе экономики, он всегда был в числе лучших, но не самым лучшим в классе. В своих увлечениях атлетической гимнастикой, бадминтоном и гольфом он всегда был на высоте, хотя редко выше всех. В 1940 году Рамеш женился на Шарде, и они воспитали троих детей. Старший, Аджит, отличался блестящим умом, но постоянно болел. Он умер в 1990 году в возрасте сорока девяти лет. Средняя дочь Джайя вышла замуж и переехала в Бангалор, где он успешно занимается производством молочных продуктов. Его младший сын Шивдас также женат и работает старшим исполнителем в Индийском филиале международной фармацевтической компании. Именно в своей карьере, которую он начал в 1940 году на посту служащего индийского банка, Рамеш проявил свои блестящие способности. Несмотря на отсутствие страстного желания продвижения по службе, он постоянно поднимался на более высокие должности и в 1977 году ушел на пенсию с поста генерального управляющего (в США эта должность называется «президент компании»). За время его десятилетней службы в качестве руководителя банк успешно и стремительно развивался, на работу нанимались тысячи новых людей, открывались сотни филиалов как в Индии, так и во многих других странах.

Вскоре после ухода на пенсию в возрасте шестидесяти лет Рамеш прочел в одном журнале статью о некоем гуру по имени Нисаргадатта Махарадж, который излагал учение Адвайты (недвойственности) в одном из бедных районов Бомбея. Этой темой он всегда очень интересовался. Рамеш отправился послушать его и сразу же понял, что это был его главный гуру – и уже через три или четыре месяца он начал переводить ежедневные беседы Махараджа. Вскоре и сам Рамеш достиг конечного интуитивного понимания.

Президент банка на пенсии, игрок в гольф, муж и отец – все это не очень вписывается в стереотип индийского гуру... и, возможно, именно это объясняет, хотя бы частично, тот факт, что девяносто процентов людей, приходящих к нему, являются представителями Запада. Его жизнь и полученное образование в сочетании с его пониманием делают его тем мастером, который символизирует собой идеальный мост между Востоком и Западом, между духовным и материальным.

БАЛУ, позднее Б а а л, букв. «хозяин», «владыка», Ваал (греч.), в западносемитской мифологии одно из наиболее употре­бительных прозвищ богов отдельных местностей и общих богов. Наибольшим распространением пользовался культ Б. — бога бури, грома и молний, дождя и связанного с дождём плодородия (именовался также Баал-Хаддад, позднее Хаддад; ср. аккад. Адад). В Угарите этот бог — главный герой мифов (Алиййану-Б., Алиййан, «силач»), ему посвящён мифологи­ческий цикл. Особый интерес угаритской традиции к нему объясняется, видимо, его ролью бога — покрови­теля Угарита. Б. — сын Илу и Асират, но одно­временно его называют сыном Дагана (см. Дагон; возможно, Илу считался отцом Б. как первопредок; по позднему финикийскому преданию, мать Б., одна из наложниц Урана, в данном случае соответствующего, очевидно, Илу, попала к Дагону, уже будучи беременной от Урана). Имеются упоминания о трёх доче­рях Б., являющихся, одновременно, и его жёнами: Падарай (очевид­но, «жироносная», т. е. «питательница»), Талай («росная», т. е. подательница росы) и Арцай («земля», богиня земли, возможно, связанная с позднейшим Арцу и, вероятно, соответствую­щая в теогонии Санхонйатона — Фи­лона Гее, супруге Урана (Баалшамелш?). Сестра и возлюбленная Б. — Анат. Б. именуется богатырём, сильней­шим из героев, скачущим на облаке, князем (Баал-Зебул, отсю­да библ. Вельзевул), возвышенным; известны его изображения в облике быка (символ плодородия) или вои­на, поражающего землю молнией-ко­пьём. Он живёт на горе Цапану («северная», на иврите Цафон, античн. Касиус, соответствует современ­ному Джебель ал-Акра) и является её владыкой. В борьбе богов младшего поколения за власть над миром и богами он фактический властелин вселенной, оттеснивший Илу на задний план. Владыка земли и плодородия, Б. вме­сте с Анат противостоит хтоническим и связанным с морской стихией раз­рушительным силам и предстаёт как умирающий и воскресающий бог. Главный враг Б. — бог смерти и под­земного мира Муту. Согласно мифу, Муту, пожелавший отнять у Б. власть над миром и богами, требует, чтобы тот явился к нему на пир в подземное царство. Устрашённый, Б. оказывает Муту почтение и, по-види­мому, является к нему, признавая, та­ким образом, его власть над собой; впоследствии Б. гибнет, по-видимому, убитый Муту. Илу, Анат и другие доб­рые боги оплакивают его; Анат с по­мощью богини солнца Шапаш нахо­дит тело Б. и, совершив оплакива­ние, погребает его на горе Цапану. Анат обвиняет Асират в том, что та враждебна Б. По настоянию Аси­рат Илу назначает владыкой богов Астара. Анат требует от Муту вер­нуть Б. и, получив отказ, уничтожает Муту, разрубает, сжигает, размалы­вает в муку его тело и рассеивает по полю. Б. воскресает и возвращает себе власть. Муту появляется на седьмой год после своей гибели и вновь борется с Б.; Шапаш угрожает Муту наказанием Илу; борьба закан­чивается победой Б. Схватка между Б. и Муту постоянно возобновляется; гибель Б. приводит к увяданию и засухе, а его воскресение влечёт за собой расцвет в природе.

Б. борется и с богом морской сти­хии Иамму, который требует, чтобы Б. стал его рабом. Б. побеждает Иамму, используя в качестве оружия чудесные палицы, сделанные Кусар-и-Хусасом (в другом мифе победительницей Йамму выступает также Анат). Вра­гами Б. являются Латану (Левиафан) и другие хищные чудовища. Известен миф о создании для Б. дворца (символ власти и могущества): Анат с помощью Асират добивается раз­решения Илу на постройку дворца, который строит на горе Цапану Кусар-и-Хусас, покрывая его золотом и серебром. При этом после долгих споров с Б. он делает во дворце окно (ср.: через окно в дом проникает смерть, Иерем). Сказания о громовержце Б. извест­ны и по хеттским источникам: согласно мифу, Асират (Ашерту) пытается соблазнить Б., он, по ука­занию Илу (Элькунирши), выполняет её желания и унижает её, между ними начинается вражда. В Египте Б. отождествлялся с Сетом. В мифах, очевидно, палестинского происхожде­ния, он снимает печать, наложенную Гором (Астаром?) на лоно Анат и Астарты; Ра отдаёт их ему в жёны; рассказывалось о священном соитии Сета и Анат. По египетским источни­кам известен также палестинский миф о борьбе Сета и Йамму, по­средницей в которой выступает Астарта; побеждает Сет.

БАЛЬДР (др.-исл. «госпо­дин»), в скандинавской мифологии юный бог из асов. Б. — любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Б. прекрасен, светел, благостен; его ресницы срав­нивают с белоснежными растениями. Он живёт в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Б. называют мудрым и смелым, однако фактически он явля­ется пассивным, страдающим бо­жеством, по-видимому, культовой жертвой. Отчётливых следов мифа о Б. у кон­тинентальных германцев нет. Попыт­ка немецкого учёного Ф. Генцмера усмотреть намёки на миф о Б. в т. н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хёфлера об изображении Б. в южноскандинав­ских наскальных рисунках эпохи брон­зы. Однако явно отражённый в скан­динавском мифе о Б. обычай сожже­ния мертвеца в ладье относится к позднему железному веку. Миф о Б. в основном известен по «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда») и особенно по стихотворению эддического стиля «Сны Бальдра» (иначе — «Песнь о Вегтаме»), вклю­чаемому как дополнительная песнь в «Старшую Эдду», а также по «Младшей Эдде», где имеется связ­ный прозаический рассказ о Б. Согласно мифу, юному Б. стали сниться зловещие сны, предвещав­шие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Б. от всяких опасностей. Один отправляется в хель (царство мёртвых) узнать судь­бу Б. от вёльвы (провидицы); про­буждённая Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Б. умрёт от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и су­ществ — с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, — что они не принесут вреда Б.; клятвы она не взяла только с нич­тожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Б., злокоз­ненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Б. («Млад­шая Эдда»). «Прорицание вёльвы» также сообщает о том, что Хёд убил Б. прутом из омелы, но умалчи­вает о роли Локи (только упоминание о последовавшем за этим наказании Локи богами указывает, по-видимому, на то, что роль Локи в убийстве Б. известна и этому источнику). Боги поднимают тело Б., переносят к морю и кладут на ладью, называв­шуюся Хрингхорни (её удаётся столк­нуть в воду только великанше Хюр- роккин); Б. сожжён в ладье. В «Ре­чах Вафтруднира» из «Старшей Эдды» упоминается ещё о тайном слове, которое Один сказал на ухо своему мёртвому сыну Б., когда тот лежал на костре. Нанна умирает от горя, и её кладут в погребальный костёр Б., так же как и коня Б., и золотое кольцо Одина Драупнир. Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Б. («Прорицание вёльвы», «Сын Бальд- ра»), а Хермод, брат Б., отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мёртвых (хель) с целью освобожде­ния Б. («Младшая Эдда»); хозяйка Хель согласна отпустить Б., но при условии, что всё живое и мёртвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Б. остаётся в хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Б. Миф о смерти Б. является своеоб­разным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу — смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк). В обновлённом мире, который возник­нет после гибели старого, вернувшийся к жизни Б. примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим («Прорицание вёльвы»). Своеобразный отголосок мифа о Б. в форме героического сказания имеет­ся в «Деяниях датчан» Саксона Грам­матика. У него Б. — полу­бог. Увидев во время купания Панну — сводную сестру Хёда, Б. влюбляется в неё. Хёд сам любит Панну и женится на ней, но Б. пре­следует его. Чтобы убить Б., Хёд до­стаёт меч Мимминг и, по совету лес­ной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Б.; его хоронят в холме. Предсказатель Финн проро­чит Одину, что за Б. отмстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.