Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль стимулу в проективних методиках




Класифікація проективних методик

1.Конститутивні. Досліджуваному пропонується певний аморфний матеріал, якому він повинен надати змісту (тест Роршаха).

2.Конструктивні. Пропонуються оформлені деталі (фігурки людей і тварин, моделі їх жител і т.д.), з яких потрібно створити осмислене ціле і пояснити його (сценотест).

3.Інтерпретативні. Необхідно витлумачити, інтерпретувати якісь події, невизначені ситуації, що дозволяють неоднозначну інтерпретацію. Передбачається, що випробуваний ідентифікує себе з «героєм» розповіді, що дає можливість розкриття внутрішнього світу досліджуваного, його почуттів, інтересів і спонукань. (тест тематичної апперцепції - ТАТ, дитячий - САТ).

4.Катартичні. Пропонується здійснення ігрової діяльності в певним чином організованих умовах, що дозволяє виявити винесені назовні конфлікти, проблеми, іншу особистісно насичену продукцію (психодрама).

5. Рефрактивні. Особистісні особливості дослідник прагне діагностувати за тими мимовільними змінами, які вносяться в загальноприйняті засоби комунікації, наприклад мову, почерк (графологічній метод).

6. Експресивні. Здійснення досліджуваним образотворчої діяльності, малюнку на вільну або задану тему («Дім-дерево-людина», «Намалюй людину» Карен Маховер, «Кінетичний малюнок сім’ї»).

7. Імпресивні. Ці методики ґрунтуються на вивченні результатів вибору стимулів з ​​ряду запропонованих. Випробуваний вибирає найбажаніші стимули (тест Люшера).

8. Адитивні. У цих методиках досліджуваний повинен завершити речення, розповідь або історію (методика незакінчених речень, тест Розенцвейга).

 

Основной особенностью проективных методик является слабоструктурированность используемых стимулов. Эта особенность стимула считается необходимым условием для реализации процесса проекции.

Тест Роршаха и ТАТ дают примеры двух типов стимульной неопределенности - структурного и содержательно-смыс­лового.

Неопределенной является для испытуемого и сама ситуация обследования, не ограничивающая его действия какими-либо стан­дартами и нормативными оценками, но предоставляющая максималь­но широкий выбор способов поведения

В разработке и использовании проективных методов, особенно на ранних этапах, полагалось, что неструктурированные стимулы способствуют в наибольшей степени проявлению индивидуального в восприятии.

Из этого делался вывод о том, что чем менее структурирован стимул, тем ярче в процессе его интерпретации проявляется личность.

Однако исследования показывают, что результаты, получаемые с помощью проективных методик, зависимы от используемой стимуляции. Исследования, связанные с модификацией стимула (например, изменение цвета) и особенностями его предъявления (например, тахистоскопическое предъявление), говорят о том, что существует зависимость между ответами испытуемого и свойствами стимула, что нельзя не учитывать

Исследования, обращенные к анализу роли стимула в проективной технике, показывают, что ошибочно полагать каждую реакцию обследуемого личностно обусловленной, поскольку объективные параметры стимулов принимают непосредственное участие в формировании ответов.

 

Д. Кении приходит к выводу, что высокоструктурированные изоб­ражения, «насыщенные» тем или иным побуждением, максимально выявляют индивидуальные различия по степени выраженности этого побуждения. Другие авторы полагают, что проекция того или иного побуждения на слабоструктурированные стимулы зависит от интен­сивности данного побуждения, а также от готовности субъекта к са­мораскрытию.

Установлено, что опти­мальным условием для проекции глубинных слоев личности являет­ся умеренный уровень неоднозначности стимульнаго материала. Ин­дивидуальные вариации ответов на стандартные значения стимулов в этом случае оказываются диагностически более значимыми и выяв­ляют не столько аффективные состояния и актуальную силу потреб­ности, сколько устойчивые личностные характеристики, в том числе аномалии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.