КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Укрепление Казахского ханства в последней трети XV В. 3 страница
Зимой 1468 г., три-четыре года спустя после образования Казахского ханства, Абулхайр-хан предпринял поход на восток, чтобы «завоевать остальные земли Могулистана, которые находились во власти могульских султанов». Махмуд ибн Вали — он писал, правда, в XVII в., но имел в своем распоряжении более ранние источники, не дошедшие до нас, — сообщая об этом последнем предприятии некогда могущественного владыки Восточного Дешт-и Кыпчака123, упомянутую выше цель похода Абулхайра-хана поясняет указанием, что он выступил «в сторону места кочевий (йуртгах) киргизов и калма- ков»124. Однако, судя по маршруту движения огромного войска шайбанидско го хана из предгорий Каратау, через отроги Таласского Ала-Тау (холмы Кы- зыл-Адыр), долину р. Талас на Чу и далее на северо-восток, ближайшей его целью был разгром владений казахских предводителей. «Могульских султанов» в это время в Жетысу не было — Махмуд ибн Вали не учел того обстоятельства, что они были заняты делами престолонаследия в Кашгарии, где примерно в это же время умер хан Дост-Мухаммад. Ойратский предводитель Амасанджи-тайши был со своим улусом во время похода Абулхайр-хана, как это следует из подробных сведений Мухаммад Хайдара о взаимоотношениях этого предводителя калмаков с его сводными братьями Ибрахим-онгом и Иль- яс-онгом, еще далеко от Жетысу, на восточных рубежах Могулистана125. Что касается киргизов, впервые упомянутых для XV в. в регионе Тянь- Шаня именно Махмудом ибн Вали126, то их кочевья названы этим автором вместе с кочевьями калмаков. Возможно, в подданстве у калмакских властей находились те киргизы, что передвигались в это время с Южного Алтая в Притяныианье127, или те, что в разное время ушли из Могулистана, но еще не под именем киргизов, а под различными родоплеменными наименованиями (калучи, булгачи, барин, чорас и т.д.)128, — ведь в состав этнополитической общности могулов, как свидетельствуют источники, входили многие этнические группы, влившиеся со временем в казахскую, киргизскую, уйгурскую народности129. К начам \ XVI в. этнический состав киргизской народности вполне стабилизировался i0, и киргизы активно участвовали в политической жизни Могулистана, Могулии и соседнего Казахского ханства под собственным именем и на территории современной Киргизии (в Прииссыкулье, верховьях Чу и долине среднего течения Таласа, в бассейне реки Нарын), что широко отразили источники131. В последние же десятилетия XV в. киргизов можно видеть и там, где источники упоминают отмеченные выше и другие этнические группы могулов. На территории Западного Семиречья от северо-восточных отрогов Каратау до Или, т.е. по маршруту движения войск Абулхайр-хана, в конце 60-х годов ни киргизских, ни могульских племен источники не упоминают. Здесь находились подвластные Жаныбеку и Гирею казахи, как пришедшие из Центрального и Южного Казахстана, так и некоторые местные этнические группы казахов, ранее входившие в состав этнополитической общности могулов (канглы, дулаты, киреиты, аргыны и другие)132. Абулхайр-хан был явно обеспокоен усилением своих давних противников — так и не подчинившихся его власти потомков ак-ордынских ханов, стоявших во главе казахских племен. Возникает вопрос, почему Абулхайр-хан не мог раньше совершить поход в Могулистан против бежавших казахских ханов, а предпринял его только через десятилетие, в конце жизни? Он намеревался предпринять такой поход, об этом в «Бахр аль-асрар» есть сведения, упомянутые выше, но не осуществил его. Причины заключаются в том, что его государство клонилось к упадку, оно было слабым, не было достаточной военной мощи, среди феодально-кочевой знати было много противников. Продолжались феодальные междоусобицы Джучидов из потомков Орда-Еджена, Туга-Тимура, Шайбана (в частности, среди его противников упомянуты в источниках Бурудж-оглан, Ибак-хан, Ахмад-хан и др.), мангытские эмиры и другие феодальные вожди родов и племен часто оказывали неповиновение. В сущности, эти причины в течение длительного времени удерживали Абул- хайра против борьбы с Гиреем и Жаныбеком, когда они были еще в Туркестане и районе Каратау. Кроме того, в 50-х — начале 60-х гг. на некоторое время усиливаются Тимуриды в Мавераннахре, в частности, Абу-Са’ид-мирза: он оказывает противодействие Абулхайру в Туркестане и вмешивается во внутренние дела Могулистана. Движение ойратов на юг Казахстана, сокрушительное поражение, нанесенное ими войскам Абулхайра в 1457 г., надолго ослабило ханство Абулхайра, от которого оно, пожалуй, не могло оправиться до самого конца. И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое главное — казахские феодалы во главе с Гиреем и Жаныбеком достаточно усилились в Жетысу, имели внушительную военную силу и хорошие отношения с ханом Могулистана Есен-Бугой. Поход 1468 г. Абулхайра в Могулистан был направлен, главным образом, против них, однако эта последняя военная акция Абулхайра оказалась безрезультатной. Источники не сообщают о столкновении противников: при приближении войск шайбанидского хана казахи рассеивались, отступая вглубь своей территории. Во время похода где-то в пределах местности Алматы133 Абулхайр заболел и умер, и войска его повернули обратно. Казахские ханы вскоре вмешались в борьбу за власть в Восточном Дешт- и Кыпчаке. Уходом главных сил казахов не преминул воспользоваться Юнус- хан, который к тому времени в очередной раз покинул Кашгар и ушел в Могулистан, понуждаемый к этому своими кочевыми подданными134. С большим войском и обозами он поспешил в северные районы бывших владений могу- листанских ханов, но столкнулся здесь с Амасанджи-тайши, 300-тысячный улус которого двинулся в сторону Жетысу. Ойратский предводитель очевидно тоже хотел воспользоваться уходом казахских ханов в Восточный Дешт-и Кыпчак и Туркестан, где решались судьбы распадавшегося ханства Абулхайра. Феодально-кочевую знать ойратов (калмаков) давно уже привлекали обширные территории Могулистана, в том числе и Жетысу. Как уже говорилось выше, здесь они стремились захватить прекрасные пастбищные угодья для подвластных им кочевых родов и племен, здесь проходили удобные торговые пути, а в те смутные времена феодальных войн и усобиц они же были и путями для набегов на оседло-земледельческие оазисы Южного Казахстана и северо-восточных окраин Средней Азии135. Набеги ойратов повторялись неоднократно, начиная с 20-х годов XV в. Они ослабляли Могулистан, и как раз для отражения ойратов Есен-Буга-хан намеревался, как говорилось выше, использовать прибывших в конце 50-х годов в Западное Жетысу казахов Жа- ныбека и Гирея. Фактически, особенно с середины 60-х годов, казахские ханы оберегали уже свои собственные владения, отбивая захваченные ойратскими гайшами кочевья и в свою очередь нападая на калмакские улусы и юрты (йур- тгах). Махмуд ибн Вали полагает, что как раз в связи с этими действиями Г ирей- хана и Жаныбек-хана их подданные получили свое имя: «Так как в первое время [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя «казак»- В это время Кирай-хан был назван государем»136. Впрочем, об этом же периоде «набегов и грабежей» Мухаммад Хайдар высказался в совсем ином духе: «Так как они Кирай и Джаныбек сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их назвали казахами и прозвище это закрепилось за ними»137. Около 1469 г. или 1470—1471 гг. Юнус-хан потерпел жестокое поражение от Амасанджи-тайши где-то на Или, возможно в пределах Жетысу (о чем говорит бегство Юнус-хана на Сырдарью после битвы). В сражении погибли или попали в плен «многие могульские эмиры»; с остатком своего улуса, численностью в 60 тыс. семей (ханавар), по сведениям Мухаммада Хайдара138, Юнус-хан ушел на Сырдарью, где «провел зиму», очевидно, 1469—1470 гг.139, в местности Каратугай. Здесь, в смутное время ожесточенной борьбы за власть Шайбанидов — потомков Абулхайр-хана, Джучи- дов разных ветвей, в том числе и казахских ханов, Юнус-хан разбил и разграбил 30-тысячный улус одного из Шайбанидов — Бурудж-оглана (Буреке-сул- тана), сына Ядгар-хана, потомка Арабшаха. Когда в 877 г.х. (1472—73 гг.) Юнус- хан после годичного плена у тимуридского наместника в Ташкенте вернулся снова «в Могулистан», интересы его, отмечает Мухаммад Хайдар, как и прежде, целиком сосредоточились на юго-западных территориях Могулистана и Кашгарии (здесь ему подчинился улусбек, Мухаммад Хайдар-мирза дуглат, дед автора «Та’рих-и Рашиди»)140. В северных районах Могулистана он уже не пытался утвердиться, хотя калмаки Амасанджи-тайши давно уже очистили их и вернулись в свои кочевья в верховьях Иртыша и Южного Алтая.141 В дальнейшем, в течение нескольких десятилетий, ойраты не заходили так далеко на запад, до Жетысу, их агрессивные действия ограничивались восточными окраинами Могулистана и Восточного Туркестана. Юнус-хан на территории Жетысу уже не появлялся, постоянно вмешиваясь в усобицы Тимуридов в Фергане и Ташкенте. Упадок могущества враждовавших между собой Тимуридов — в 70—90-х годах XV в., в частности, Султан Ахмад-мирзы, Омар-Шайха, Захир ад-дина Мухаммад Бабура — создавал возможность территориальных захватов для могульских ханов, а эти захваты могли увеличить (возродить) политический и экономический престиж правителя среди поддерживавшей его части феодальной знати. Могульские ханы, как ранее Есен-Буга, так и теперь Юнус и его сын Султан Махмуд, принимают самое деятельное участие в борьбе многочисленных претендентов - Мухаммада Шайбани, казахских ханов, мангытских эмиров и Тимуридов - за влияние в регионе присырдарьинских городов. Таким образом, внутреннее положение в Могулистане, сложившееся во второй половине XV в. вследствие всех вышеотмеченных факторов, а также вся упомянутая выше совокупность военно-политических событий в регионе — все это создало почву для постепенного ослабления, а затем, в начале XVI в., для полной ликвидации влияния могульских ханов в Юго-Восточном Казахстане и ухода из-под их власти казахских племен этого края. На рубеже XV—XVI вв. Могулистан фактически перестает существовать как единое государство. На его территории образовалось несколько феодальных, фактически независимых владений: Султан Ахмад-хана, Султан Махмуд-хана, Ха- дид-султана, Мансур-хана и других. Жетысу полностью вошло в состав Казахского ханства. 1 Бромлей Ю. В.. Этнос и этнография. М. 1973, с. 39, 138, 162. 2Там же, с. 162—171. 3 Алексеев В. П., Бромлей Ю. В.. К изучению роли переселений в формировании новых этнических общностей. «Советская этнография», 1968, № 2, с. 35—45. 4 Сенигова Т. Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата, 1972, с. 210—217; Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата, 1969 (Далее МИКХ), с. 314—318; Пишулина К. А. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств в XV—XVII вв. //Казахстан в XV—XVIII вв. Алма-Ата, 1969, с. 47—48. Иванов П. П. Очерк истории каракалпаков. «Материалы по истории каракалпаков», «Труды ИВ АН СССР». Т. VII, М.-Л., 1935, с. 35. 5 Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды,М. 1973, с. 38. 6Бромлей Ю. В., Козлов В. И. Этнические процессы как предмет исследования. — // Этнические процессы в СССР, М., 1975, с. 11. ’’Абрамзон М. С. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи, Л. 1971, с. 26-27, 31, 33 и др. 8 Савельев П. Джучиды Синей Орды. ТВО, ч. III, вып. 2, 1857, с. 355; СМИЗО, т. II, с. 129-130, 234; Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М,- JI 1950, с. 310—315 \ Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии (XVI — середина’XIX вв.). М., 1958, с. 18. ’Рашид ад-дин Сборник летописей, т. II, M.-JI., 1960, с. 67. |0Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 124а, 127а; МИКХ, с. 39-42. 11 Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар, л. 124а, 135а; МИКХ, с. 354, 362. п Кадыргали Джалаири. Джами ат-таварих, л. 606. [3Рашид ад-Дин. Сборник летописей, т. II, с. 66, 71, 77. 14 Федоров Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды, с. 165. 15 Бахр ал-асрар, л. 1186. |6Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 124а—1256; МИКХ, с. 39—40. 17 Мас'уд КухистаниЛа’рих-и Абу-л-Хайр-хани, Л., 321а,б. 18 Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии, с. 35. 19Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 124а, 127а; МИКХ, с. 39—42. Жаныбек- хан назван также своим мусульманским именем БуСа’ид ид (Абу-Са’ид). Прим. к «Муиззу» в кн.: СМИЗО, т. И, с. 63. 20 Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков, с. 62. 21 Бахр ал-асрар, л. 124а, МИКХ, с. 352. 22 Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат. Та’рих-и Рашиди, л. 177а; МИКХ, с. 222. 23Абул-Гази. Шаджра-и тюрк ва могул. Изд. Г. С. Саблукова. Казань. 1906. с. 159. 24Там же, л. 46а; МИКХ, с. 195. 25Бахр ал-асрар, л. 1246. 26 Та’рих-и Рашиди, л. 46а, 51а, 516; МИКХ, с. 196, 198. 27 Тарих-и Рашиди, л. 456. 28Бахр ал-асрар, л. 124а. 29 Пишулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в сер. XIV - нач. XVI в.Алма- Ата, 1977, с. 118-121, 124, 126, 264. ^Необоснованность имеющегося мнения в литературе по поводу демографического «вакуума» в Семиречье накануне прибытия в его западные районы казахов Жаныбека и Гирея см. в кн.: Пишулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — нач. XVI вв., с. 236, 261 и др. 31 Бахр ал-асрар, л. 124а; МИКХ, с. 352. 32Там же, л. 1246; МИКХ, с. 353. 33Там же. 34 Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. А,- А. 1992, с. 233-234. 35 Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. СПб, 1864, ч. П. 36 МИКХ. С. 198 и др. 37 Пишулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в., с. 246-264. 38 Сводка мнений приведена в работе: Султанов Т. И. Некоторые замечания о начале казахской государственности. - «Известия АН КазССР, сер. обществ, наук» 1971, № 1, с. 54, 55. 39 История Казахской ССР, т. I. Алма-Ата, 1957, с. 142. 40 Чулошников А. П. Очерки по истории казак-киргизского народа в связи с общими историческими судьбами других тюркских народов, ч. I. Оренбург, 1924, С. 200—203; Он же. К истории феодальных отношений в Казахстане в XVII—XVIII вв. //«Известия АН СССР, отд. обществ, наук», 1936, № 3. M.-JI., с. 498. 41Ибрагимов С. К. К истории Казахстана в XV в. //«Вопросы филологии и истории стран советского и зарубежного Востока», с. 172, 175, 180. 42 Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. С. 238—240; Его же. О первом Казахском государстве. // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1995. Вып. 8—9. СПб., с. 31—37. 43 Та'рих-и Рашиди. JI. 51а, 174а; МИКХ, с. 198, 222. и Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков, М. 1965, с. 149. 45 Семенов А. А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. //«Труды ИИАЭ АН ТаджССР», Сталинабад, 1954, Вып. I, т. ХП, с. 36. 46 Ибрагимов С. К. К истории Казахстана в XV в., с. 176, 177. 47 Бахр ал-асрар, JI. 124а; МИКХ, с. 362. 48 Там же, Л. 1246; МИКХ, с. 353. 49 Та'рих-и Рашиди, Л. 177а; МИКХ, с. 222. 50 Бахр ал-асрар, 1246; МИКХ, с. 353. 51 Шади. Фатх-наме. Рук. СПб ЛГУ № 962, Л. 586, 596; МИКХ, с. 56, 57. 52 МИКХ, с. 99. 53 Султанов Т. И. Некоторые замечания о начале казахской государственности, с. 55. 54 Ибрагимов С. К. К истории Казахстана в XV в., с. 175. 55 Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани. Михман-наме-йи Бухара. Рук. ИВ АН РУз, № 1414, Л. 736. В издании Р. П. Джалиловой, с. 96. 56 МИКХ, с. 195, 222. 57 Бахр ал-асрар. Л. 1356; МИКХ, с. 364. 58 Та'рих-и Рашиди, Л. 68а; МИКХ, с. 210. 59 Та'рих-и Рашиди, Л. 68а; МИКХ, с. 210, 211. 60 Бинаи, Шайбани-наме, Л. 76; МИКХ, с. 103; Таварих-и гузиде..., Л. 106; МИКХ, с. 38. 61 Та’рих-и Рашиди. Л. 67а—686. 62 Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в., с. 246-264. 63 Пищулина К. А. Казахское ханство во взаимоотношениях с Могулистаном и Шайбанидами в последней трети XV века // Казахстан в эпоху феодализма (Проблема этнополитической истории). Алма-Ата, 1981, с. 96—123. 64Та’рих-и Рашиди, л. 46а; Камал ад-дин Али Бинаи, Шайбани-наме, МИКХ, с. 99, 195. 65 Та’рих-и Рашиди, л. 174а; МИКХ, с. 222. “Т.е. казахов. См. разъяснение выше в гл. V, § 3. 67 Бахр ал-асрар, л. 1246; МИКХ, с. 352—353. 68Та’рих-и Рашиди, л. 51а, 174а; Бахр ал-асрар, л. 124а; МИКХ, с. 198, 222, 352; Семенов А. А. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шайбани-хана. 69 Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в., с. 127-153. 70Акишев К. А., Байпаков К. М., Ерзаковин Л. Б. Позднесредневековый Отрар, Алма-Ата, 1977; Их же. Отрар в XIII—XV вв. Алма-Ата, 1982. 71 Пищулина К. А. Присырдарьинские города и их значение в истории казахских ханств. // Казахстан в XV—XVIII вв. (Вопросы социально-политической истории). Алма-Ата, 1969, с. 5—49; Ее же. Письменные восточные источники о при- сырдарьинских городах Казахстана в XIV—XVII вв. — В кн.: Средневековая городская культура Средней Азии и Казахстана. Алма-Ата. 1983. 72 Муса и Йагмурчи — сыновья Ваккас-бия, внука Едыге. 73Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 956; Камал ад-дин Али Бинаи Шайба- ни-наме, л. 4а,б; Молла Шади. Фатх-наме. л. 586, 596; МИКХ, с. 19, 56, 57,99, 100, 507, 508. 74 Шайбани-наме, л. 4а; МИКХ, с. 99. 75 Там же. 76 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 97а; МИКХ, с. 21. 77 Шайбани-наме, л. 56—6а; МИКХ, с. 102. 78 Там же, л. 4а; МИКХ, с. 99-103. 79 Шайбани-наме, л. 7а—76; МИКХ, с. 103. 80 Там же, л. 76, 8а. 81 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 97а; МИКХ, с. 21. 82 Бахр ал-асрар, JI. 1246; МИКХ, с. 353. 83 Шайбани-наме, л. 96; МИКХ, с. 105. “Там же. л. 96, 10а; Молла Шади. Фатх-наме, л. 75а—766. 85 Фатх-наме, л. 76а; МИКХ, с. 75. 86«Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», л. 976—98а, Почти все из немногочисленных приверженцев Мухаммада Шайбани («Эта одна сотня не может отразить их, [т.е. казахов]... — произнес он брату во время боя. — Необходимо привести в движение весь эль») пали в этом сражении. И хотя после сражения к нему присоединилось около четырехсот человек из «мужей и джигитов Дешт-и Кыпчака, он, «не утруждая вилайет Туркестана», удалился в Хорезм. Камал ад-дин Бинаи также объяснил поражение и бегство Мухаммада Шайбани из Туркестана неравенством сил — «поскольку численность противника [т.е. казахов] выходила за пределы исчислимого, поэтому убивать и защищаться было бесполезно»). 87Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 99а. 88Там же. JI. 1056; Шайбани-наме, л. 136; МИКХ, с. 28, 111. 89Шайбани-наме, л. 14а. 90 Там же. Л. 146; МИКХ, с. 112. 91Та’рих-и Рашиди, л. 626—646; МИКХ, с. 203—206; Азимджанова С. А. К истории Ферганы второй половины XV в. Ташкент, 1957, Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья, с. 88—89; Ахмедов Б. А. К изучению политической истории Киргизии XV в.//ОНУ, № 5, 1961, с. 32-33. 92 Шайбани-наме, л. 15а; МИКХ, с. 113; Ахмедов Б. А. Государство кочевых узбеков, с. 146. 93Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 108а; МИКХ, с. 29; В Та’рих-и Рашиди (л. 66а, МИКХ, с. 206) — из Туркестана. 94 Та’рих-и Рашиди, л. 646, 65а; МИКХ, с. 205—206. 95 Та’рих-и Рашиди, л. 66а; МИКХ, с. 206—207. 96Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 108а, 1086; МИКХ, с. 29, 30. 97Там же, л. 1086. 98 Семенов А. А. Шайбани-хан и завоевание им империи Тимуридов, — МИТУ- СА. Вып. I. ТИИАЭ АН ТаджССР. Т. XII, 1954.С. 48. У автора речь идет о Сайраме, что ошибочно, так как и другие источники (Фатх-наме, л. 1116—1156; Шайбани- наме, л. 186-196; МИКХ, с. 77-83, 115-117, 494), помимо «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», рассказывающие об этих событиях, называют город-крепость Сау- ран (в форме Сабран). 99 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 1096; Шайбани-наме, л. 196; МИКХ, с. 31, 117. 100 Шайбани-наме, л. 216; МИКХ, с. 120. 101 Таварих-и гузида-йи нусрат-наме, л. 110а,6; Фатх-наме, л. 1186; Шайбани- наме, л. 206; МИКХ, с. 31, 85-87, 118. Шайбани-наме, л. 22а; МИКХ, с. 121. Однако это перемирие тут же стало нарушаться. Перед уходом в Самарканд Мухаммад Шайбани вновь захватыва ет Сауран и потерянный было им накануне вилайет Ясы (Шайбани-наме л. 226—23а, б). 103 Мас’уд бен Усман Кухистани. Та’рих-и Абу-л-Хайр-хани, л. 326а; МИКХ с. 159. 104 Мукминова Р. Г. К вопросу о переселении кочевых узбеков в начале XVI в. // Изв. АН УзССР. 1954. № 1. С. 70—81; Семенов А. Н. Шайбани-хан и завоевание им империи Тимуридов. С. 38—83; История Узбекистана. Т. И. Ташкент 1993. 105 Та’рих-и Рашиди. JI. 46а; МИКХ, с. 195. 106 Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии, с. 36. 107Та’рих-и Рашиди, л. 466; МИКХ, с. 196. 108 Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в. (Вопросы политической и социально-экономической истории), с. 72—74, 111— 115, 210-218 и др. 10!)Та’рих-и Рашиди, л. 456; МИКХ, с. 194. П0Та’рих-и Абу-л-Хайр-хани, л. 312а—312, 315а; Таварих-и гузида-йи нусрат- наме, л. 576, 98а; МИКХ, с. 17, 22, 144, 146. 111 Муканов М. С. Этнический состав и рассселение казахов Среднего жуза. Алма-Ата, 1974, с. 32—33. 112 Мирза Хайдар отмечает неоднократно, что уведенные из Могулистана в Каш- гарию местные племена беспрестанно рвутся назад, в Могулистан, т.е. в Жетысу и на Тянь-Шань. Под этими «жителями Могулистана» можно видеть и часть автохтонных насельников Жетысу, стремившихся воссоединиться с основной массой своего народа, вошедшего в состав Казахского ханства. Та’рих-и Рашиди, л. 796— 80а; МИКХ, с. 214-215. 113 Пищулина К. А. Юго-Восточный Казахстан в середине XIV — начале XVI в., с. 227-246, 254-264. П4Политическая история Могулистана на заключительном этапе его существования, выходящая в основном за рамки истории Юго-Восточного Казахстана, со второй половины XV в. связанной с историей Казахского ханства, на основе анализа данных сочинений Мирзы Мухаммада Хайдар Дуглата «Та’рих-и Рашиди», Захир ад-дина Мухаммад Бабура «Бабур-наме» и других исследована В. В. Бартольдом, М. Е. Массоном, С. Н. Азимджановой, Б. А. Ахмедовым, К. И. Петровым, поэтому нет необходимости здесь в ее подробном освещении. 115 Махмуд ибн Вали. Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар, л. 124а; МИКХ, с. 352 116 Та’рих-и Рашиди, л. 45а—456; МИКХ, с. 194. 117 Там же, л. 46а; МИКХ, с. 195. 118 Там же, л. 48а-50а; МИКХ, с. 196-197. 119 Там же, л. 50а; МИКХ, с. 197. 120 Там же, л. 506, 526—53а; МИКХ, с. 197, 200-201. Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья. Соч., т. II, ч. I, М., 1963, с. 88. тБеяеницкийА. М., Бентович И. В., Большаков О. Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, с. 318—321. 122 Та’рих-и Рашиди, л. 626; МИКХ, с. 203. 123 Бахр ал-асрар, лл. 1326—1336; МИКХ, с. 358—364. ,24Там же, л. 133а; МИКХ, с. 359. 125 Разрыв отношений между (сводными) братьями (Амасанджи-тайши, сыном Исан-тайши, и Ибрахим-онгом и Илйас-онгом, также сыновьями Исан-тайши от сестры могульского Вайс-хана) произошел до смерти Дуст-Мухаммад-хана. Дуст- Мухаммад-хан умер в 873 г.х. (1468—1469 гг.) Бегство Ибрахим-онга и Илйас-онга и уход их в Китай произошло вероятно до 910 г.х. (1509^-1510 гг.)... Отделившись от Ибрагим-онга и Илйас-онга, Амасанджи-тайши пришел в Могулистан («Та’рих- и Рашиди, лл. 506—51а). Поскольку Мухаммад Хайдар не дает уточнений, куда именно пришел «в Могулистан» калмакский предводитель, а территория Могули- стана простиралась на востоке далеко c>j,T Жетысу (до Баркуля и верховий Иртыша, г. Хами и Турфана), то, возможно, он ^добрался д0 Жетысу не сразу, не в первый год. Год прибытия «в Могулистан» Ам^санджи также неясен, во всяком случае не намного раньше 1468—69 гг., иначе от кч^,го ght 5ежали братья в Китай в промежутке 8136 Д° 1509—10 гг., коль их уход с^вязан с фактом ссоры с братом. Ахмедов Б. А. К изучению полити»Х1ескод ИСХОрИИ Киргизии XV века. «Общественные науки в Узбекистане», 1961, «jsfo 5 с 31 ^ М. Киргизы и ихзтно^ гетические и историко-культурные связи,. 128 Та рих-и Рашиди, л. 456, 676; М|^кх с 194 209 Юдин В. П. О родоплеменном сос^.таве М0ГуЛ0В Могулистана и Могулии и и> этнических связях с казахским и ДРУ^^имн соседними народами. // «Известия АН КазССР, сер. общественных наук», 19^5 вып 3 с 52-65; Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-куль-г^урные свя с 26 27 31_33 Пищулина К А Юго-Восточный Казахстан в середину ш _ начале ху1 вв с 14 15 192 227- 230, 236—245. 130 История Киргизской ССР, т. I. фрунзе) 1984 с. 408-441; Абрамзон С. М Киргизы и их этногенетические и исто*рико_культурные связи Та рих-и Рашиди лл. 70а—856; \^ИКХ> с. 211-217; Бартольд В. В. Киргизы Исторический очерк. Соч., т. II ч. I, м тъ с 509-514. Введение в историк кыргызской государственности. Бишк^ек 1994 История Казахской ССР (с древ^не^ших времен до наших дней). В 5-ти томах. Т. 2, Алма-Ата, 1979, с. 246-247. ^Ахмедов К А. Государство кочев^^ узбек0В) с. 59. |34Та рих-и Рашиди, л. 506; МИКХ^ с 197 И- Я. История Джунг^рского ханства (1635_1758 гг.). М., 1964 Чимитдоржиев Ш. Взаимоотношения Монголии и Средней Азии \ вв’’ ’ 1979, с. 22—23. И<^тория Казахской ССР, т. 2, с. 179—181. ,3“Ъахр ал-асрар, л. 1246. 137 Та’рих-и Рашиди, л. 174а; с 222 1?8Там же, л. 51а—52а; МИКХ, с. 19о7_1}99 Или 1470—1471 гг. Повествующий^ 0g этих и вышеупомянутЬ|Х событиях Мирз; Мухаммад Хайдар Дуглат не сообщает их точных дат Хронологию событий можн, представить исходя из какой-либо приводимой им даты (также не всегда точной и последующих замечаний типа, «в ту зиму>>! «через год», «следующей весной» Некоторые Даты для конца XV в. мог^-р gblxb скорректированы по сочинению За хир ад-дина Мухаммада Бабура («Баб^ур_наме>> записки Бабура. Перевод М. Са лье. Ташкент, 1958 г.). 140 Тарих-и Рашиди, л. 53а. МИК**—*<* Ргизы' Исторический очерк, с. 514; Тарих-и Рашиди. Л. 53г 102
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |