КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Касым-хан. Возвышение ханства. Расширение территории 2 страница
Этот набег Ахмед-султана из пределов владений Жаныш-султана в Туркестане на Самарканд и Бухару состоялся осенью 1508 г. Узнав о спешном возвращении Шайбани-хана из Хорасана, казахи отступили за Сырдарью в Туркестан, уводя с собой более тысячи пленных. Так как к моменту возвращения Шайбани-хана казахи уже ушли за Сырдарью, а хорасанские дела требовали немедленного возвращения, узбекский хан отложил поход на казахов и выступил против них лишь через год, в 914 г.х. (28 января 1509 г.). Участник этого похода Ибн Рузбихан Исфахани наиболее подробно сообщает обстоятельства именно этого похода. Представляет интерес его мнение об истоках вражды казахов и узбеков, сведения о подготовке похода 1509 г., о порядке снабжения войск Мухаммада Шайбани продовольствием в туркестанских городах. Первой крепостью в Туркестане на пути узбеков был находившийся во владении Шайбани-хана Аркук, где он остановился на три дня для пополнения запасов продовольствия, и где к нему присоединились узбекские султаны и эмиры со своими войсками: его сын Мухаммад Тимур-султан прибыл из Самаркандского вилайета с более чем 30-тысячным войском, пришли также и другие «именитые узбекские эмиры» и султаны. Как в самом Аркуке, так и других местах Туркестана было собрано большое количество продовольствия и фуража, необходимого для похода на казахов: «Последовал августейший приказ, чтобы войска различных областей и окраин, отправляющиеся на битву, взяли [необходимое] на один месяц снаряжение (йарак), продукты и продовольствие из Туркестанского вилайета, фураж для верховых и вьючных животных и отправились в сторону узбеков (казахов)... чтобы было собрано большое количество снаряжения, предметов вооружения, продуктов для всех состоящих в победоносном войске... в пределах восточных земель Туркестана»11. Пройдя У згенд, крепость на берегу Сырдарьи ниже Аркука, войска Шай- бани-хана переправились в феврале 1509 г. по льду через Сырдарью, на правом берегу которой К нему присоединились остальные «великие султаны Туркестана, Ташкента, Андижана и эмиры городов Ходжента, Шахрухии и других стран»12, в частности, правитель Туркестанского вилайета Кучим-сулган (Куч- кунджи-султан), правитель Ташкента Суюндж-Ходжа-хан. Оставив основной лагерь в Ясы (Туркестане), Шайбани-хан прошел до Кара-Абдала, где располагались зимние кочевья Жаныш-султана, и куда он отступил из Туркестана, услышав о приближении Шайбани. По сведениям Рузбихана, весь улус Жаныш-султана составлял 100 тыс. человек, из которых боеспособных было 30 тыс. воинов. Потерпев поражение, казахи бежали к Бурундук-хану, вглубь Восточного Дешт-и Кыпчака. Сын Жаныш-султана Ахмад попал в плен и был убит. Улус бежавшего Жа- ныш-султана был разграблен полностью. Приведенные Рузбиханом сведения о количестве и разнообразии захваченной добычи — в ее числе больше десяти тысяч казахских передвижных домов (юрт) с домашней утварью, имуществом, верховые лошади, коровы, верблюды, овцы, количество которых «не поддается исчислению и счету»13, — которую пришлось перевозить потом в течение нескольких месяцев, позволяют судить как о значительном экономическом могуществе казахов, так и о больших потерях, которые несли им бесконечные войны. Во время этого же похода подверглись разграблению узбеками Мухаммад Шайбани-хана и другие казахские улусы, в частности улус Таныш-султана. После разгрома Жаныш-султана Шайбани двинулся к месту расположения Бурундук-хана, но казахи отступили вглубь степей. Шайбани с большой добычей направился в Сыгнак. Вся многочисленная добыча была свезена в г. Ясы, а затем переправлена в Мавераннахр. Основные силы казахов, к этому времени сосредоточившиеся в руках Касым-султана, Шайбани-хан не задел в походе 1509 г. В результате трех набегов Шайбани против казахов ему удалось вытеснить казахских правителей за пределы оазисов Туркестана. Уже в следующем году Мухаммад Шайбани снова идет на казахов. Об этом его последнем походе рассказывается в «Та’рих-и Рашиди» Мухаммад-Хайдара и «Зуб- дат аль-асар» Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн Али Насруллахи14. Поход был организован зимой 915 г.х. (21 апреля 1509 г. - 12 марта 1510 г.). На этот раз Мухаммад Шайбани-хан направился против нового казахского владетеля, султана Касыма. Султан Касым, сын хана Жаныбека, стал к этому времени наиболее сильным среди казахских султанов, он с успехом оспаривал власть хана Бурундука. Улус Касым-султана при Бурундуке занимал Жетысу. Всего лишь год спустя Касым-султан станет видным казахским ханом (1511-1518). Мухаммад Хайдар особо подчеркивал могущество нового казахского правителя: «Он распространил свою власть над Дашт-и Кыпчаком. Подданных (лашкар) у него было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он»15. Эти слова относятся к следующему десятилетию, когда Касым-хан станет беспрерывно тревожить Шайбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. Но и на этот раз, зимой 1509— 1510 гг., Мухаммад Шайбани-хан вынужден был организовать этот свой новый поход на казахов именно в ответ на их продвижение в Туркестане. Как отмечает Мухаммад Хайдар, целью узбекского хана было дать отпор казахам, «чтобы со стороны соседей не было угрозы его владениям». Этот поход Мухаммад Шайбани-хана на казахов оказался неудачным, он кончился его полным разгромом. Узбекский предводитель дошел до окрестностей Сыгнака и расположил свою ставку в Кок-Кашане, а войско во главе с Тимур-султаном и Убайдаллах-султаном послал дальше. Где-то в районе Улу-Тага узбеки напали на ставку Касым-хана. Казахский хан с основными силами отсутствовал. Однако через несколько дней узбеки, расположившиеся в лагере врага, подверглись нападению небольшого отряда, посланного Касым-ханом во главе с Муйунсиз-Хасаном16. Не оказав сопротивления, узбеки бросились бежать. Касым-хан преследовал их. Побросав оружие и потеряв многих убитыми, узбеки добрались до ставки Шайбани-хана, и тот в панике от ступил. В конце зимы 1510 г., «разбитые и разрозненные», возвратились они в Самарканд, «в очень незавидном состоянии»17. Гибель Мухаммад Шайбани-хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков-шайбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Это дало возможность Касым-хану упрочить свое положение в южных районах. 3. КАЗАХСКИЕ ВЛАДЕТЕЛИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI В. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ Согласно Мухаммаду Хайдару, после смерти Касым-хана на престоле утвердился его сын Мамаш. События правления этого хана неизвестны. Ма- маш-хан стал жертвой войны — слепой, неразборчивой: он умер от удушья из-за тяжести боевого доспеха в одном из сражений. По сведениям Хайдара Рази, который называет его Камаш-ханом, это случилось в 928/1522 г. После смерти Мамаш (Мумаш, Камаш)-хана в Казахском ханстве вновь началось «большое несогласие: султаны Дешт-и Кыпчака, известные как казахи, много воевали друг с другом». В конце концов ханом был провозглашен Тахир-султан, сын Адик (Атик, Айтик)-султана, сына Жаныбек-хана. Это событие имело место не позднее 930/1523-24 гг., когда Тахир уже именуется ханом. Тахир-хан не пользовался тем влиянием, как его дядя Касым. Он отличался крайней жестокостью и не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствует его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи. Принятый ханом внешне- и внутриполитический курс губительно отозвался на ханстве и судьбе самого Тахира. Вслед за возвышением Казахского ханства в начале XVI в. наступили годы бедствий и смуты. И без того трудное внутреннее положение в ханстве усугублялось внешнеполитической обстановкой. Во внешней политике сравнительно непродолжительного ханствования Тахира основной линией была борьба, причем борьба неудачная, с правителями мангытов и узбеков Средней Азии, и именно интересами этой борьбы диктовались и определялись отношения Тахира-хана к могулам и кыргызам, в лице которых можно было найти союзников. После Касим-хана, который поддерживал мирные отношения с мангыта- ми, которые даже составляли часть его войска, взаимоотношения казахских владетелей с племенами и родами Ногайского улуса резко ухудшились. И хан Тахир, не имея возможности отстоять в начавшейся войне соседние с мангы- тами территории, перекочевал с 200-ми тысячами своих подданных, пошедших за ним, в Могулистан. В середине зимы 930/1523—24 гг. Тахир прибыл в Кочкар. Хан могулов Султан Саид, ставка которого в то время находилась там, оказал ему прием, который превзошел все ожидания; сестра Тахира была выдана замуж за Абд ар-Рашид султана, сына Саид-хана, и таким образом между казахами и могулами как бы был заключен формальный союз. Однако в том же 1524 году между ними произошел разрыв, так как Тахиру удалось склонить на свою сторону часть кыргызов, которые тогда были подданными могуль- ского хана. Казахский хан ушел «на противоположный конец Могулистана». Но это было лишь началом тех больших политических невзгод, которые выпали на долю Казахского ханства при первых преемниках Касым-хана. Как показывают источники, неудачными были не только войны Тахира с мангы- тами, но и Шайбанидами, причем и в этом случае последствием поражения явилась потеря части основных владений казахов. Так, Махмуд б. Вали, излагая события, имевшие место вскоре после смерти правителя Ташкента Шай- банида Суюнджи-Ходжа-хана (ум. в июле 1525 г.) пишет следующее. «В это время Тахир-хан, сын Адик-хана, который после Касым-хана стал править над всей Кыпчакской степью и некоторыми областями Могулистана, по причине грубости своего характера отвратил от себя сердца племен и воинов, был покинут начальниками войска и знатными людьми страны и обратился за помощью» к Келди-Мухаммад-султану. Сын и преемник Суюнджи-Ход- жа-хана согласился оказать ему помощь, и они несколько раз обменялись послами, которые были приняты с обеих сторон со всеми почестями. «Когда известия о том, что (казахский) хан обратился за помощью к его величеству султану, и о том, что тот обещал ему дружбу и заключил с ним союз, достигли ушей его недругов, их обуял великий страх», и они, выразив Тахир-хану покорность, снова собрались под его знаменем. Когда Келди-Мухаммад узнал об этом упрочившемся положении и «новой удаче» хана, он послал с поздравлениями посольство в Дешт-и Кыпчак. Но движимый неблагодарностью и непостоянством, пишет Махмуд ибн Вали, как бы осуждая поступок казахского хана,Тахир арестовал послов Шайбанида и, распахнув врата бедствия и несчастья, распустив знамя мятежа и бунта, выступил походом на владения султана. «Когда эта печальная весть распространилась в царственном лагере», то, несмотря на суровую зиму и сильные морозы, Келди-Му- хаммад выступил против Тахир-хана. Через несколько дней караулы правого крыла войска султана захватили несколько воинов казахского хана, которые после пыток и истязаний сообщили: «Сегодня прошло четыре дня с тех пор, как мы покинули Тахир-хана и направляемся в свои обиталища (уйртгах), а Тахир-хан отправился в Туркестан через Карналык». Узнав направление движения хана, Келди-Мухаммад быстрым маршем прошел через Тульки-Баши и р. Айша и возле (современного города) Туркестана настиг казахского хана. Увидав издали войско Тахира, султан построил свое войско. Командование правым крылом он поручил одному из своих приближенных, а левым крылом — сыну Кучум-хана Абдаллах (Абдулла)-султану, а сам занял место в центре. Тахир-хан тоже стал готовить к бою свое войско, «большая часть которого состояла из кыргызов». После кровопролитного сражения Тахир-хан был разбит и с «некоторыми из знатных и простых людей выбрался из водоворота несчастья и пучины смерти на берег спасения и, раненный, поспешил прочь»; некоторые районы его владений перешли в руки победителей. Поручив управление ими Абдаллах-султану, Келди-Мухаммад возвратился в Ташкент. Дата похода у автора «Бахр аль-асрар» не указывается; судя по всему, сражение между Тахир-ханом и Келди-Мухаммадом имело место в начале зимы 1525-1526 гг. Правда, и после этого поражения Тахиру удалось склонить на свою сторону часть кыргызов и казахов и даже подчинить своему влиянию Жетысу. Вот что об этом рассказывает современник и участник тех исторических событий Мухаммад Хайдар Дуглат. Зимой 1525—26 гг. Тахир (очевидно, после своего поражения) прибыл в Моголистан и расположился лагерем недалеко от Кочкара; половина близлежащих кыргызов присоединилась к нему. Сын Саид-хана Рашид-султан, опасаясь Тахира, в середине зимы ушел с Кочкара на Ат-Баши. «Когда эта весть достигла высокого слуха» Султан Саид-хана, в конце зимы 1526 г. он сам отправился из Кашгара на Ат-Баши. Весной казахи во главе с Тахиром ушли в восточную часть Могулистана и расположились около Хасса и Кункаша. Тогда Саид-хан обратился к Мирза Хайдару, будущему автору «Тарих-и Ра- шиди», и сказал ему: «Иди и приведи в Моголистан мою высокопочтенную тетку Султан-Нигар-ханым (мачеху Тахир-хана — Т.С.), чтобы она была посредницей между мной и Тахир-ханом и уладила дело дружелюбно». «Я поехал в Яркенд, — пишет Мирза Хайдар, — и вывез ханым с собой в Моголистан». Саид-хан находился в Аксае. О результатах этих переговоров известий нет. Саид-хан решил наказать кыргызов и отправился против них. Скоро достигли Ак-Куяша; хан отправил войско во главе с Рашид-султаном и Мирза Хайдаром на Арышляр, где находились кыргызы. Прибыв к месту, моголы увидели «мертвых людей и множество трупов коней» и выяснили, что несколько дней тому назад здесь произошло большое сражение и, что кыргызы разбили отряд Бабачак-султана из Кусана. На дальнейшем пути могулы обнаружили около 100 тыс. баранов, принадлежащих кыргызам и угнали их, вследствие чего поход у народа получил название «поход за баранами» (кой- черики). Вскоре после этих событий могулы разом покинули Юго-Восточный Казахстан и ушли в Кашгарию; Жетысу и Прииссыкулье остались в руках казахов и кыргызов. Переход Жетысу в руки казахов явился началом столкновений казахских владетелей с могульскими ханами и калмаками, которые спустя несколько лет выросли в упорную кровопролитную борьбу за обладание этим краем. Прежде чем перейти к этим взаимоотношениям, следует вкратце изложить политическую обстановку в ханстве в 30—40-х годов XVI в. Личная судьба хана Тахира складывалась драматично, подчас трагически: в 1526 г. брат Тахира, Абу-л-Касым-султан, был умерщвлен, а сам хан покинут большинством своего народа. Вместе с сыном (имя его не указывается) и некоторым числом казахов он опять удалился к кыргызам; в ряде случаев кыргызы оставались более верными его подданными, чем казахи. По Мирза Хайдару, Тахир-хан и умер среди кыргызов в бедственном положении. Это случилось не раньше 938/1531—32 гг., что явствует из сообщения, содержащегося в «Тарих-и Хайдари». По словам автора «Тарих-и Рашиди», после смерти Тахир-хана во главе казахско-кыргызского объединения стал его брат Буйдаш (Буйлаш)-султан. Он издавна был связан с кыргызами и действовал на территории Жетысу; в его подчинении было «тысяч до тридцати человек». Из этого сообщения видно, что Буйдаш был не единственным тогда ханом казахов и, что его власть распространялась лишь на часть ханства. Следует заметить, что история Казахстана 30—60-х годов XVI в. слабо отражена в источниках. Недостаток сведений об этом периоде ощущался уже на рубеже XVI—XVII вв. и, например, Кадырали-бек, автор-летописец начала XVII в., писал, что кроме Буйдаша «были в стране той и другие, мелкие ханы, которых даже имена с точностью неизвестны». Из казахских султанов тех лет, носивших приблизительно в одно и то же время титул хана,здесь следует назвать Ахмад-хана и Тугум-хана. Тугум-хан был сыном Джадик (Йадик, Джаук)-султана, а не Адик (Атик, айтик)- султа- на, как это принято писать в исторической литературе. Джадик и Атик — имена соответственно четвертого и девятого сыновей Жаныбек-хана, одного из основателей Казахского ханства. Тугум-хан, видимо, погиб в 944/1537—38 гг. в местности Чагат; вместе с ним пали 37 казахских султанов — все потомство Тугум-хана (а их звали «Тогуз сары») и его племянник Башибек-султан. Поражение казахов было настолько серьезным, что оно породило разного рода толки. Мирза Хайдар, писавший свой труд «Тарих-и Рашиди» в начале 40-х годов XVI в., например, утверждал, что в 930/1523-24 гг. казахов было миллион человек, а после 944/1537— 38 гг. «от этого сообщества племен на земле не осталось и следа». В сочинении Махмуда ибн Вали «Бахр аль-асрар», где соответствующие сведения о казахах излагаются по «Тарих-и Рашиди», эта фраза опущена. Оно и понятно: Махмуд ибн Вали писал в 40-х годах XVIII в., он знал и видел, что казахи не исчезли. Мирза Хайдар Дуглат заблуждался. У каждого заблуждения своя причина. Причина заблуждения автора «Тарих-и Рашиди» легко устанавливается. Судьба Мирзы Хайдара сложилась таким образом, что в 1533 г. он вынужденно покинул родину и переселился в Кашмир, где и написал свою знаменитую историю. Так что автор «Тарих-и Рашиди» наблюдал события в Средней Азии и Казахстане после 1533 г. издали, часто пользуясь информацией из вторых и третьих рук, а подчас и просто передавал непроверенные слухи. К такому роду слухов относится и его сообщение о якобы полном исчезновении казахов после 944/1537—38 гг. Такова история одного ложного мнения Мухаммада Хайдара — в целом добросовестнейшего историка. 4. КАЗАХИ, МОНГОЛЫ И КАЛМАКИ В 30-50-Х ГОДАХ XVI В. Что касается казахско-монгольских отношений до 30-х годов XVI в., то, по словам Мухаммада Хайдара Дуглата, начиная с Есен-Бука-хана (1429—1462) до времени Рашид-хана (1533—1560) между моголами и казахами существовали дружественные отношения. Те небольшие стычки, которые имели место при Махмуд-хане (ум. в 1508 г.) и Ахмад-хане (ум. в 1504 г.), были, по-видимому, несущественными для их взаимоотношений; между ними существовали родственные связи, а это, по словам Мирзы (Мухаммада) Хайдара Дуглата, «было делом серьезным». Однако со вступлением на яркендский престол (июль 1533 г.) Абд ар-Рашид-хана, старшего сына Саид-хана, во взаимоотношениях моголов и казахов наступила резкая перемена. Молодой могольский хан (родился в 915/1509—1510 гг.) едва ли не с первых лет своего правления выработал своеобразную политику, основанную не на родственных чувствах и воспоминаниях былого, а на расчетливом соображении конкретных обстоятельств своего времени. Основное острие этой политики было направлено на удаление казахов с территории Жетысу, которую Рашид-хан рассматривал как свой наследственный йурт и распространение на эту территорию своего преобладающего влияния. Руководствуясь такой политикой, могольский хан, по словам Мирзы Хайдара, «заложил основы дружбы и мира с узбек-шайбанами, что были исконными недругами (моголов), как об этом говорилось, и стал истреблять узбек-казахов, что были искони друзьями». Такое резкое изменение политической ориентации правителем Яркендского Яркендского ханства было связано, по-видимому, с одной стороны, с ослаблением Казахского ханства в результате целого ряда неурядиц, с другой стороны, — с усилением Шайбанидов, которые в 30-е годы XVI в. представляли из себя сильный политический фактор в Средней Азии. Как умный правитель и искусный дипломат Рашид-хан не мог не видеть, что это подходящее время для того, чтобы удалить казахов с территории, принадлежавшей могульским ханам, а лучшим партнером в данном предприятии, направленном против традиционных прежде союзников, могли быть только Шайбаниды. К тому же это было выгодно и Шайбанидам, которые разрушали давние союзнические отношения между могульскими и казахскими правителями и совместными усилиями еще больше ослабляли казахских владетелей, представлявших до этого грозную и опасную для них политическую силу. Так, руководствуясь своей политикой, основанной на искусном использовании конкретной обстановки, Рашид-хан, пренебрегая установившимися традициями, объявил казахам беспощадную войну и, в союзе с узбекскими правителями, провел с ними несколько крупных сражений. Подробный их анализ, а также анализ взаимоотношений казахов с могулами при правлении Абд ар-Рашид-хана и его преемников приводится в весьма содержательной и основанной на данных первоисточниках статье крупнейшего ираниста О. Ф. Акимушкина. Ряд важных соображений о казахско-могольских взаимоотношениях в 30—50-х годах XVI в. высказал во вступительных статьях-справках и примечаниях к «Материалам по истории Казахских ханств XV—XVIII веков» один из руководителей группы составителей этого сборника В. П. Юдин18. В свете имеющихся источников и исследований взаимоотношения казахов с могулами в 30—50-х гг. XVI столетия представляются в следующем виде. Абд ар-Рашид-хан был гибким и сообразительным правителем. С переменой конкретных обстоятельств он изменил прежнее отношение к казахским владетелям и, заключив между 1533—1537 гг. союз с узбекским ханом Убай- дуллой, выступил, по-видимому, в 944/1537—38 гг. походом на казахов, что зафиксировано в объемистом труде Зайн ад-дина Васифи. В первый день священного месяца мухаррама (год не указывается), пишет современник этих событий Васифи, Убайдулла-хан, готовясь к походу на казахов, сосредоточил у подножия горы Казкурд (в верховьях р. Бадам в районе Сайрама) свои войска. В это время от могульского хана прибыл гонец с посланием, в котором Абд ар-Рашид предлагал узбекскому хану на основании договора о совместных действиях, заключенного ранее у подножия горного прохода Ак-Богуз, выступить против казахов объединенными силами. Предложение было принято, и Убайдулла-хан, снявшись с берега реки Сайрам, двинулся «в сторону Казахстана». 16 сафара, когда воины Убайдуллы находились на берегу реки Узункулак, пришло известие о походе Рашид-хана, а 17 сафара в местности Сан-Таш, в районе Иссык-Куля, оба войска соединились. Вечером того же дня узбеки и могулы настигли неприятеля у широкого и глубокого рва, который казахи превратили в свое убежище и пристанище. В разыгравшемся на утро следующего дня жестоком сражении казахи потерпели поражение «и все виды их имущества и утвари из коней, и скота, и челядя, и сидящего, и стоящего, и бессловесного, и свободно пасущегося перешли во владение победного войска». Так, с заключением договора и соглашения между Абд ар-Рашид-ханом и Убайдулла-ханом о совместных действиях, политическому объединению казахов и кыргызов, сложившемуся в 20-х годах XVI в., был противопоставлен союз могулов и узбеков Мавераннахра, и хан могулов получил таким образом возможность выступать против «исконных друзей» не только своим мечом, но и мечом своих «исконных недругов» и бывших сородичей казахов. Этого внешнеполитического курса Абд ар-Рашид придерживался, по-види- мому, все время своего правления. По крайней мере, имеются сведения о нескольких походах могульского хана совместно с Шайбанидами против казахов. Так, автор начала XVII в. Хайдар ибн Вали, описывая совместный поход могулов и узбеков в район Иссык-Куля, направленный против казахских владетелей, сообщает следующее. «Сначала, — пишет он, — (Барак-хан) по причине соседства и территориальной близости вступил в мирные переговоры с Абд ар-Рашид-ханом, правителем Кашгара, чтобы (в случае заключения союза) со спокойной душой заняться затем завоеванием других вилайетов, и благодаря стараниям Мир-Мухаммад Барласа между ними был заключен мир». Свидевшись на перевале Ак-Богуз, они уселись на одном ковре и заключили между собой договор и соглашение, скрепленные клятвой. При этом Барак- хан (в тексте Будан-хан) взял в жены сестру Абд ар-Рашид-хана и возвратился назад. Барак-хан властвовал в Туркестане и Мавераннахре. В 951 году (1544— 45 гг.) Барак-хан вместе с Абд ар-Рашид-ханом, правителем Кашгара, вступили в войну с казахами. Встретившись на Иссык-Куле, они сошлись на том, что Абд ар-Рашид-хан во исполнение договоренности стремительно ринулся вперед, настиг казахов и после победоносного сражения бросился их преследовать. Будан-хан (т.е. Барак-хан) подошел следом. Все имущество и скот казахов, брошенные во время битвы, попали в руки их воинов. После победы Абд ар-Рашид-хан повернул обратно, «и каждый из них отправился восвояси»19. По мнению О. Ф. Акимушкина, хотя все сообщения Хайдара б. Али выглядят исключительно правдоподобно, тем не менее они не представляются, особенно в свете «Реляции» Васифи, достоверными. Скорее всего речь идет здесь о сражении 944/1537—38 гг., во время которого пали, видимо, хан Тугум и 37 казахских султанов. Хайдар б. Али «либо не располагал проверенными данными, либо сознательно «подновил» Васифи, потому что только этим можно объяснить как более позднюю дату, которая приводится Хайдар б. Али, так и замену Убайдаллах-хана Барак-ханом, который отмечен как один из победителей». Если даже и так, то и в таком случае сражений было несколько. Сведения о новом походе могульского хана на казахов содержатся в нескольких поздних источниках, авторы которых передают подробности сражения далеко неодинаково. О. Ф. Акимушкин, ссылаясь на ряд конкретных исторических фактов, относит эту битву могулов с казахами и кыргызами к периоду между 959/ 1551—52 и 963/1555—56 гг. и устанавливает для всех сообщений источников следующие сходные элементы: 1) поход Абд ар-Рашид-хана был вызван известием о гибели сына; 2) сражение имело место где-то в 1ей, то о них мало что известно. Казахское ханство в начале своего образования было прикрыто от калмаков соседним Могулистаном, и все внешние уда- 1Ы с юга-востока падали на могулов. Но такое положение продолжалось срав- штельно недолго. Косвенные данные о непосредственных столкновениях ка- ахских владетелей с калмаками относятся к периоду 20-х годов XVI в. Мы [меем в виду постройку казахским ханом Тахиром «у подножия одной горы,:репости Джатан для отражения калмаков», о которой мимоходом сообщает; своих мемуарах Зайн ад-дин Васифи. Более подробно описание военных дей- твий калмаков и казахов встречаем в сочинении автора XVI в. Сейфи, но они вносятся к 50-м годам XVI в. Эти сведения никем не приводились полнос- ъю, у В. В. Бартольда о них только упоминается. В связи с этим мы приводим >аздел в переводе. «По другую сторону Кашагарского края расположилось темя, носящее имя казак. Они кочевники, у них нет ни городов, ни селений. 1исло их составляет два раза по сто тысяч семейств (эв.). У них есть хан по [мени Таваккул (Таукель). Казахи однажды произвели набег и разграбили исть владений калмаков и возвратились к себе. Об этом доложили предводи- елю калмаков. Он направил одного из своих везиров в погоню за казахами и ювелел: «Возвращайся непременно с головой Тауекеля или принеси свою олову». Тот отправился вслед за казахами и прибыл в местность, которая >ыла йуртом Тауекеля, увидев огромное войско калмаков, счел всякое составление бесполезным и бежал в сторону Ташкента. Калмаки, преследуя то, дошли до окрестностей Ташкента и, нагнав его, перебили половину его ■ойска. Тауекель с некоторым числом оставшихся людей подался в Ташкент. Сак говорят, Ташкент в древности был столицей Афрасиаба; это очень об- иирная область. В то время правителем Ташкента был Науруз Ахмад-хан, по фозванию Барак-хан; он из потомков Чингиза. Словом, Тауекель подался в Ташкент, калмаки разграбили его эль и вернулись в свою страну. Тауекель >тправил человека к Барак-хану со словами: «Я пришел и отдал себя под вою защиту. Мы оба потомки Чингиза, связаны узами родства. Кроме того, >ба мы мусульмане, единоверцы. Окажи мне поддержку, и мы отправимся (месте и отомстим этим кафирам». Барак-хан направил ему [такой] ответ: Если даже десять ханов, таких, как я и ты, объединятся вместе, то и они могут противостоять им, ибо они — племя йаджудж»20. «И в самом деле они юходят на племя йаджудж своей многочисленностью», — пишет Сейфи и [альше описывает обычаи калмаков. Учитывая упоминание в данном рассказе Алтан-хана и Барак-хана, это юбытие следует датировать периодами между 1552—1556 гг., то есть периодом гг покорения калмаков туметским предводителем до кончины правителя Таш-:ента. Однако Тауекель еще в 1580 году, по словам сочинителя «Шарф-наме- [й шахи», состоял в числе служивых султаном узбекского хана Абдуллы, (аном казахов он стал не раньше 1583 г. Разгрому калмаков в таком случае юдвергся не улус Тауекель-хана, а молодого (скорее, даже юного) Тауекель-;ултана. Однако здесь возможно и другое допущение. Сочинение османского (втора Сейфи Челяби было написано в 1590 г., считается, что сам Сейфи не 1утешествовал по тем странам, о которых он пишет, и его сведения основаны юключительно на устных рассказах купцов и путешественников. Могло слу- шться и так: Сейфи связал события, имевшие место в 50-х годах XVI в., с шенем современного ему хана казахов — Тауекеля (ср. его слова: «У них есть:ан по имени Тауекель. Однажды казахи произвели набег...»), а в действитель- 30 ности водил войска против калмаков и обращался за военной помощью к Бараку другой казахский хан (Буйдаш? Хакназар?). Таким образом, водворившись в Жетысу, казахские владетели положили начало политическому объединению казахских племен с кыргызами, о чем свидетельствует как состав войска Тахир-хана, так и упоминание кыргызов, наряду с казахами, почти во всех описаниях походов Рашид-хана против казахских владетелей. Переход Жетысу в руки казахских ханов и их союз с кыргызами определили дальнейшие отношения между казахскими и могульски- ми правителями. Прежние традиционно мирные отношения сменились постоянными военными столкновениями: Абд ар-Рашид-хан в союзе с Шайба- нидами предпринял ряд походов для упрочения своей власти в Жетысу и При- иссыккулье, занятыми казахами и кыргызами. Однако союз могульского хана с Шайбанидами и их совместные действия против казахов и кыргызов не привели к восстановлению могулов в Жетысу, в лучшем случае Рашид-хану удалось превратить в сферу своего влияния лишь районы, непосредственно прилегающие к территории современного Кыргызстана, которые, однако, впоследствии также были потеряны, и там окончательно укрепились кыргызские племена, продолжавшие выступать совместно с казахами.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |