Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Касым-хан. Возвышение ханства. Расширение территории 2 страница




Этот набег Ахмед-султана из пределов владений Жаныш-султана в Турке­стане на Самарканд и Бухару состоялся осенью 1508 г. Узнав о спешном воз­вращении Шайбани-хана из Хорасана, казахи отступили за Сырдарью в Тур­кестан, уводя с собой более тысячи пленных. Так как к моменту возвращения Шайбани-хана казахи уже ушли за Сырдарью, а хорасанские дела требовали немедленного возвращения, узбекский хан отложил поход на казахов и вы­ступил против них лишь через год, в 914 г.х. (28 января 1509 г.). Участник этого похода Ибн Рузбихан Исфахани наиболее подробно сообщает обстоятель­ства именно этого похода. Представляет интерес его мнение об истоках враж­ды казахов и узбеков, сведения о подготовке похода 1509 г., о порядке снаб­жения войск Мухаммада Шайбани продовольствием в туркестанских горо­дах.

Первой крепостью в Туркестане на пути узбеков был находившийся во владении Шайбани-хана Аркук, где он остановился на три дня для пополне­ния запасов продовольствия, и где к нему присоединились узбекские султа­ны и эмиры со своими войсками: его сын Мухаммад Тимур-султан прибыл из Самаркандского вилайета с более чем 30-тысячным войском, пришли также и другие «именитые узбекские эмиры» и султаны. Как в самом Аркуке, так и других местах Туркестана было собрано большое количество продовольствия и фуража, необходимого для похода на казахов: «Последовал августейший приказ, чтобы войска различных областей и окраин, отправляющиеся на бит­ву, взяли [необходимое] на один месяц снаряжение (йарак), продукты и продовольствие из Туркестанского вилайета, фураж для верховых и вьюч­ных животных и отправились в сторону узбеков (казахов)... чтобы было собрано большое количество снаряжения, предметов вооружения, про­дуктов для всех состоящих в победоносном войске... в пределах восточных земель Туркестана»11.

Пройдя У згенд, крепость на берегу Сырдарьи ниже Аркука, войска Шай- бани-хана переправились в феврале 1509 г. по льду через Сырдарью, на пра­вом берегу которой К нему присоединились остальные «великие султаны Тур­кестана, Ташкента, Андижана и эмиры городов Ходжента, Шахрухии и других стран»12, в частности, правитель Туркестанского вилайета Кучим-сулган (Куч- кунджи-султан), правитель Ташкента Суюндж-Ходжа-хан.

Оставив основной лагерь в Ясы (Туркестане), Шайбани-хан прошел до Кара-Абдала, где располагались зимние кочевья Жаныш-султана, и куда он отступил из Туркестана, услышав о приближении Шайбани.

По сведениям Рузбихана, весь улус Жаныш-султана составлял 100 тыс. человек, из которых боеспособных было 30 тыс. воинов. Потерпев пораже­ние, казахи бежали к Бурундук-хану, вглубь Восточного Дешт-и Кыпчака. Сын Жаныш-султана Ахмад попал в плен и был убит. Улус бежавшего Жа- ныш-султана был разграблен полностью. Приведенные Рузбиханом сведения о количестве и разнообразии захваченной добычи — в ее числе больше десяти тысяч казахских передвижных домов (юрт) с домашней утварью, имуществом, верховые лошади, коровы, верблюды, овцы, количество которых «не подда­ется исчислению и счету»13, — которую пришлось перевозить потом в тече­ние нескольких месяцев, позволяют судить как о значительном экономичес­ком могуществе казахов, так и о больших потерях, которые несли им беско­нечные войны.

Во время этого же похода подверглись разграблению узбеками Мухаммад Шайбани-хана и другие казахские улусы, в частности улус Таныш-султана. После разгрома Жаныш-султана Шайбани двинулся к месту расположения Бурундук-хана, но казахи отступили вглубь степей. Шайбани с большой до­бычей направился в Сыгнак. Вся многочисленная добыча была свезена в г. Ясы, а затем переправлена в Мавераннахр. Основные силы казахов, к этому времени сосредоточившиеся в руках Касым-султана, Шайбани-хан не задел в походе 1509 г. В результате трех набегов Шайбани против казахов ему удалось вытеснить казахских правителей за пределы оазисов Туркестана. Уже в сле­дующем году Мухаммад Шайбани снова идет на казахов. Об этом его после­днем походе рассказывается в «Та’рих-и Рашиди» Мухаммад-Хайдара и «Зуб- дат аль-асар» Абдаллаха ибн Мухаммеда ибн Али Насруллахи14. Поход был организован зимой 915 г.х. (21 апреля 1509 г. - 12 марта 1510 г.). На этот раз Мухаммад Шайбани-хан направился против нового казахского владетеля, султана Касыма.

Султан Касым, сын хана Жаныбека, стал к этому времени наиболее силь­ным среди казахских султанов, он с успехом оспаривал власть хана Бурунду­ка. Улус Касым-султана при Бурундуке занимал Жетысу. Всего лишь год спустя Касым-султан станет видным казахским ханом (1511-1518). Мухам­мад Хайдар особо подчеркивал могущество нового казахского правителя: «Он распространил свою власть над Дашт-и Кыпчаком. Подданных (лашкар) у него было более миллиона человек. После Джучи-хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он»15. Эти слова относятся к следующему десятилетию, когда Касым-хан станет беспрерывно тревожить Шайбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. Но и на этот раз, зимой 1509— 1510 гг., Мухаммад Шайбани-хан вынужден был организовать этот свой но­вый поход на казахов именно в ответ на их продвижение в Туркестане. Как отмечает Мухаммад Хайдар, целью узбекского хана было дать отпор казахам, «чтобы со стороны соседей не было угрозы его владениям».

Этот поход Мухаммад Шайбани-хана на казахов оказался неудачным, он кончился его полным разгромом. Узбекский предводитель дошел до окрест­ностей Сыгнака и расположил свою ставку в Кок-Кашане, а войско во главе с Тимур-султаном и Убайдаллах-султаном послал дальше. Где-то в районе Улу-Тага узбеки напали на ставку Касым-хана. Казахский хан с основными силами отсутствовал. Однако через несколько дней узбеки, расположившие­ся в лагере врага, подверглись нападению небольшого отряда, посланного Касым-ханом во главе с Муйунсиз-Хасаном16. Не оказав сопротивления, уз­беки бросились бежать. Касым-хан преследовал их. Побросав оружие и потеряв многих убитыми, узбеки добрались до ставки Шайбани-хана, и тот в панике от ступил. В конце зимы 1510 г., «разбитые и разрозненные», возвратились они в Самарканд, «в очень незавидном состоянии»17.

Гибель Мухаммад Шайбани-хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков-шайбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли вни­мание постоянных соперников казахов от Туркестана. Это дало возможность Касым-хану упрочить свое положение в южных районах.

3. КАЗАХСКИЕ ВЛАДЕТЕЛИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVI В.

ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Согласно Мухаммаду Хайдару, после смерти Касым-хана на престоле ут­вердился его сын Мамаш. События правления этого хана неизвестны. Ма- маш-хан стал жертвой войны — слепой, неразборчивой: он умер от удушья из-за тяжести боевого доспеха в одном из сражений. По сведениям Хайдара Рази, который называет его Камаш-ханом, это случилось в 928/1522 г.

После смерти Мамаш (Мумаш, Камаш)-хана в Казахском ханстве вновь началось «большое несогласие: султаны Дешт-и Кыпчака, известные как ка­захи, много воевали друг с другом». В конце концов ханом был провозглашен Тахир-султан, сын Адик (Атик, Айтик)-султана, сына Жаныбек-хана. Это событие имело место не позднее 930/1523-24 гг., когда Тахир уже именуется ханом.

Тахир-хан не пользовался тем влиянием, как его дядя Касым. Он отличал­ся крайней жестокостью и не обладал ни дипломатическими, ни военными талантами, о чем свидетельствует его неоднократные военные поражения и дипломатические неудачи. Принятый ханом внешне- и внутриполитический курс губительно отозвался на ханстве и судьбе самого Тахира. Вслед за воз­вышением Казахского ханства в начале XVI в. наступили годы бедствий и смуты.

И без того трудное внутреннее положение в ханстве усугублялось внеш­неполитической обстановкой. Во внешней политике сравнительно непродол­жительного ханствования Тахира основной линией была борьба, причем борь­ба неудачная, с правителями мангытов и узбеков Средней Азии, и именно интересами этой борьбы диктовались и определялись отношения Тахира-хана к могулам и кыргызам, в лице которых можно было найти союзников.

После Касим-хана, который поддерживал мирные отношения с мангыта- ми, которые даже составляли часть его войска, взаимоотношения казахских владетелей с племенами и родами Ногайского улуса резко ухудшились. И хан Тахир, не имея возможности отстоять в начавшейся войне соседние с мангы- тами территории, перекочевал с 200-ми тысячами своих подданных, пошед­ших за ним, в Могулистан. В середине зимы 930/1523—24 гг. Тахир прибыл в Кочкар. Хан могулов Султан Саид, ставка которого в то время находилась там, оказал ему прием, который превзошел все ожидания; сестра Тахира была выдана замуж за Абд ар-Рашид султана, сына Саид-хана, и таким образом между казахами и могулами как бы был заключен формальный союз. Однако в том же 1524 году между ними произошел разрыв, так как Тахиру удалось скло­нить на свою сторону часть кыргызов, которые тогда были подданными могуль- ского хана. Казахский хан ушел «на противоположный конец Могулистана».

Но это было лишь началом тех больших политических невзгод, которые выпали на долю Казахского ханства при первых преемниках Касым-хана. Как показывают источники, неудачными были не только войны Тахира с мангы- тами, но и Шайбанидами, причем и в этом случае последствием поражения явилась потеря части основных владений казахов. Так, Махмуд б. Вали, изла­гая события, имевшие место вскоре после смерти правителя Ташкента Шай- банида Суюнджи-Ходжа-хана (ум. в июле 1525 г.) пишет следующее. «В это время Тахир-хан, сын Адик-хана, который после Касым-хана стал править над всей Кыпчакской степью и некоторыми областями Могулистана, по при­чине грубости своего характера отвратил от себя сердца племен и воинов, был покинут начальниками войска и знатными людьми страны и обратился за помощью» к Келди-Мухаммад-султану. Сын и преемник Суюнджи-Ход- жа-хана согласился оказать ему помощь, и они несколько раз обменялись послами, которые были приняты с обеих сторон со всеми почестями. «Когда известия о том, что (казахский) хан обратился за помощью к его величеству султану, и о том, что тот обещал ему дружбу и заключил с ним союз, достиг­ли ушей его недругов, их обуял великий страх», и они, выразив Тахир-хану покорность, снова собрались под его знаменем. Когда Келди-Мухаммад уз­нал об этом упрочившемся положении и «новой удаче» хана, он послал с поздравлениями посольство в Дешт-и Кыпчак. Но движимый неблагодарнос­тью и непостоянством, пишет Махмуд ибн Вали, как бы осуждая поступок казахского хана,Тахир арестовал послов Шайбанида и, распахнув врата бед­ствия и несчастья, распустив знамя мятежа и бунта, выступил походом на владения султана. «Когда эта печальная весть распространилась в царствен­ном лагере», то, несмотря на суровую зиму и сильные морозы, Келди-Му- хаммад выступил против Тахир-хана. Через несколько дней караулы правого крыла войска султана захватили несколько воинов казахского хана, которые после пыток и истязаний сообщили: «Сегодня прошло четыре дня с тех пор, как мы покинули Тахир-хана и направляемся в свои обиталища (уйртгах), а Тахир-хан отправился в Туркестан через Карналык». Узнав направление дви­жения хана, Келди-Мухаммад быстрым маршем прошел через Тульки-Баши и р. Айша и возле (современного города) Туркестана настиг казахского хана. Увидав издали войско Тахира, султан построил свое войско. Командование правым крылом он поручил одному из своих приближенных, а левым крылом — сыну Кучум-хана Абдаллах (Абдулла)-султану, а сам занял место в центре. Тахир-хан тоже стал готовить к бою свое войско, «большая часть которого состояла из кыргызов». После кровопролитного сражения Тахир-хан был разбит и с «некоторыми из знатных и простых людей выбрался из водоворота несчастья и пучины смерти на берег спасения и, раненный, поспешил прочь»; некоторые районы его владений перешли в руки победителей. Поручив уп­равление ими Абдаллах-султану, Келди-Мухаммад возвратился в Ташкент.

Дата похода у автора «Бахр аль-асрар» не указывается; судя по всему, сражение между Тахир-ханом и Келди-Мухаммадом имело место в начале зимы 1525-1526 гг.

Правда, и после этого поражения Тахиру удалось склонить на свою сторо­ну часть кыргызов и казахов и даже подчинить своему влиянию Жетысу. Вот что об этом рассказывает современник и участник тех исторических событий Мухаммад Хайдар Дуглат. Зимой 1525—26 гг. Тахир (очевидно, после своего поражения) прибыл в Моголистан и расположился лагерем недалеко от Кочкара; половина близ­лежащих кыргызов присоединилась к нему. Сын Саид-хана Рашид-султан, опасаясь Тахира, в середине зимы ушел с Кочкара на Ат-Баши. «Когда эта весть достигла высокого слуха» Султан Саид-хана, в конце зимы 1526 г. он сам отправился из Кашгара на Ат-Баши. Весной казахи во главе с Тахиром ушли в восточную часть Могулистана и расположились около Хасса и Кункаша. Тогда Саид-хан обратился к Мирза Хайдару, будущему автору «Тарих-и Ра- шиди», и сказал ему: «Иди и приведи в Моголистан мою высокопочтенную тетку Султан-Нигар-ханым (мачеху Тахир-хана — Т.С.), чтобы она была по­средницей между мной и Тахир-ханом и уладила дело дружелюбно». «Я по­ехал в Яркенд, — пишет Мирза Хайдар, — и вывез ханым с собой в Моголис­тан». Саид-хан находился в Аксае. О результатах этих переговоров известий нет. Саид-хан решил наказать кыргызов и отправился против них. Скоро до­стигли Ак-Куяша; хан отправил войско во главе с Рашид-султаном и Мирза Хайдаром на Арышляр, где находились кыргызы. Прибыв к месту, моголы увидели «мертвых людей и множество трупов коней» и выяснили, что не­сколько дней тому назад здесь произошло большое сражение и, что кыргызы разбили отряд Бабачак-султана из Кусана. На дальнейшем пути могулы об­наружили около 100 тыс. баранов, принадлежащих кыргызам и угнали их, вследствие чего поход у народа получил название «поход за баранами» (кой- черики).

Вскоре после этих событий могулы разом покинули Юго-Восточный Ка­захстан и ушли в Кашгарию; Жетысу и Прииссыкулье остались в руках каза­хов и кыргызов.

Переход Жетысу в руки казахов явился началом столкновений казахских владетелей с могульскими ханами и калмаками, которые спустя несколько лет выросли в упорную кровопролитную борьбу за обладание этим краем. Прежде чем перейти к этим взаимоотношениям, следует вкратце изложить политическую обстановку в ханстве в 30—40-х годов XVI в.

Личная судьба хана Тахира складывалась драматично, подчас трагически: в 1526 г. брат Тахира, Абу-л-Касым-султан, был умерщвлен, а сам хан поки­нут большинством своего народа. Вместе с сыном (имя его не указывается) и некоторым числом казахов он опять удалился к кыргызам; в ряде случаев кыргызы оставались более верными его подданными, чем казахи. По Мирза Хайдару, Тахир-хан и умер среди кыргызов в бедственном положении. Это случилось не раньше 938/1531—32 гг., что явствует из сообщения, содержа­щегося в «Тарих-и Хайдари».

По словам автора «Тарих-и Рашиди», после смерти Тахир-хана во главе казахско-кыргызского объединения стал его брат Буйдаш (Буйлаш)-султан. Он издавна был связан с кыргызами и действовал на территории Жетысу; в его подчинении было «тысяч до тридцати человек». Из этого сообщения вид­но, что Буйдаш был не единственным тогда ханом казахов и, что его власть распространялась лишь на часть ханства. Следует заметить, что история Ка­захстана 30—60-х годов XVI в. слабо отражена в источниках. Недостаток све­дений об этом периоде ощущался уже на рубеже XVI—XVII вв. и, например, Кадырали-бек, автор-летописец начала XVII в., писал, что кроме Буйдаша «были в стране той и другие, мелкие ханы, которых даже имена с точностью неизвестны».

Из казахских султанов тех лет, носивших приблизительно в одно и то же время титул хана,здесь следует назвать Ахмад-хана и Тугум-хана. Тугум-хан был сыном Джадик (Йадик, Джаук)-султана, а не Адик (Атик, айтик)- султа- на, как это принято писать в исторической литературе. Джадик и Атик — имена соответственно четвертого и девятого сыновей Жаныбек-хана, одного из основателей Казахского ханства.

Тугум-хан, видимо, погиб в 944/1537—38 гг. в местности Чагат; вместе с ним пали 37 казахских султанов — все потомство Тугум-хана (а их звали «Тогуз сары») и его племянник Башибек-султан. Поражение казахов было настоль­ко серьезным, что оно породило разного рода толки. Мирза Хайдар, писав­ший свой труд «Тарих-и Рашиди» в начале 40-х годов XVI в., например, утвер­ждал, что в 930/1523-24 гг. казахов было миллион человек, а после 944/1537— 38 гг. «от этого сообщества племен на земле не осталось и следа». В сочинении Махмуда ибн Вали «Бахр аль-асрар», где соответствующие сведения о казахах излагаются по «Тарих-и Рашиди», эта фраза опущена. Оно и понятно: Мах­муд ибн Вали писал в 40-х годах XVIII в., он знал и видел, что казахи не исчезли. Мирза Хайдар Дуглат заблуждался. У каждого заблуждения своя причина. Причина заблуждения автора «Тарих-и Рашиди» легко устанавли­вается. Судьба Мирзы Хайдара сложилась таким образом, что в 1533 г. он вынужденно покинул родину и переселился в Кашмир, где и написал свою знаменитую историю. Так что автор «Тарих-и Рашиди» наблюдал события в Средней Азии и Казахстане после 1533 г. издали, часто пользуясь информа­цией из вторых и третьих рук, а подчас и просто передавал непроверенные слухи. К такому роду слухов относится и его сообщение о якобы полном исчезновении казахов после 944/1537—38 гг. Такова история одного ложного мнения Мухаммада Хайдара — в целом добросовестнейшего историка.

4. КАЗАХИ, МОНГОЛЫ И КАЛМАКИ В 30-50-Х ГОДАХ XVI В.

Что касается казахско-монгольских отношений до 30-х годов XVI в., то, по словам Мухаммада Хайдара Дуглата, начиная с Есен-Бука-хана (1429—1462) до времени Рашид-хана (1533—1560) между моголами и казахами существова­ли дружественные отношения. Те небольшие стычки, которые имели место при Махмуд-хане (ум. в 1508 г.) и Ахмад-хане (ум. в 1504 г.), были, по-видимо­му, несущественными для их взаимоотношений; между ними существовали родственные связи, а это, по словам Мирзы (Мухаммада) Хайдара Дуглата, «было делом серьезным». Однако со вступлением на яркендский престол (июль 1533 г.) Абд ар-Рашид-хана, старшего сына Саид-хана, во взаимоотношениях моголов и казахов наступила резкая перемена.

Молодой могольский хан (родился в 915/1509—1510 гг.) едва ли не с первых лет своего правления выработал своеобразную политику, основанную не на родственных чувствах и воспоминаниях былого, а на расчетливом соображе­нии конкретных обстоятельств своего времени. Основное острие этой поли­тики было направлено на удаление казахов с территории Жетысу, которую Рашид-хан рассматривал как свой наследственный йурт и распространение на эту территорию своего преобладающего влияния. Руководствуясь такой политикой, могольский хан, по словам Мирзы Хайдара, «заложил основы дружбы и мира с узбек-шайбанами, что были исконными недругами (мого­лов), как об этом говорилось, и стал истреблять узбек-казахов, что были искони друзьями».

Такое резкое изменение политической ориентации правителем Яркендс­кого Яркендс­кого ханства было связано, по-видимому, с одной стороны, с ослаблением Казахского ханства в результате целого ряда неурядиц, с другой стороны, — с усилением Шайбанидов, которые в 30-е годы XVI в. представляли из себя сильный политический фактор в Средней Азии. Как умный правитель и ис­кусный дипломат Рашид-хан не мог не видеть, что это подходящее время для того, чтобы удалить казахов с территории, принадлежавшей могульским ха­нам, а лучшим партнером в данном предприятии, направленном против тра­диционных прежде союзников, могли быть только Шайбаниды. К тому же это было выгодно и Шайбанидам, которые разрушали давние союзнические отношения между могульскими и казахскими правителями и совместными усилиями еще больше ослабляли казахских владетелей, представлявших до этого грозную и опасную для них политическую силу.

Так, руководствуясь своей политикой, основанной на искусном исполь­зовании конкретной обстановки, Рашид-хан, пренебрегая установившимися традициями, объявил казахам беспощадную войну и, в союзе с узбекскими правителями, провел с ними несколько крупных сражений. Подробный их анализ, а также анализ взаимоотношений казахов с могулами при правлении Абд ар-Рашид-хана и его преемников приводится в весьма содержательной и основанной на данных первоисточниках статье крупнейшего ираниста О. Ф. Акимушкина. Ряд важных соображений о казахско-могольских взаимоотно­шениях в 30—50-х годах XVI в. высказал во вступительных статьях-справках и примечаниях к «Материалам по истории Казахских ханств XV—XVIII веков» один из руководителей группы составителей этого сборника В. П. Юдин18.

В свете имеющихся источников и исследований взаимоотношения казахов с могулами в 30—50-х гг. XVI столетия представляются в следующем виде.

Абд ар-Рашид-хан был гибким и сообразительным правителем. С переме­ной конкретных обстоятельств он изменил прежнее отношение к казахским владетелям и, заключив между 1533—1537 гг. союз с узбекским ханом Убай- дуллой, выступил, по-видимому, в 944/1537—38 гг. походом на казахов, что зафиксировано в объемистом труде Зайн ад-дина Васифи.

В первый день священного месяца мухаррама (год не указывается), пишет современник этих событий Васифи, Убайдулла-хан, готовясь к походу на ка­захов, сосредоточил у подножия горы Казкурд (в верховьях р. Бадам в районе Сайрама) свои войска. В это время от могульского хана прибыл гонец с посла­нием, в котором Абд ар-Рашид предлагал узбекскому хану на основании до­говора о совместных действиях, заключенного ранее у подножия горного прохода Ак-Богуз, выступить против казахов объединенными силами. Пред­ложение было принято, и Убайдулла-хан, снявшись с берега реки Сайрам, двинулся «в сторону Казахстана». 16 сафара, когда воины Убайдуллы находи­лись на берегу реки Узункулак, пришло известие о походе Рашид-хана, а 17 сафара в местности Сан-Таш, в районе Иссык-Куля, оба войска соединились. Вечером того же дня узбеки и могулы настигли неприятеля у широкого и глубокого рва, который казахи превратили в свое убежище и пристанище. В разыгравшемся на утро следующего дня жестоком сражении казахи потерпе­ли поражение «и все виды их имущества и утвари из коней, и скота, и челядя, и сидящего, и стоящего, и бессловесного, и свободно пасущегося перешли во владение победного войска».

Так, с заключением договора и соглашения между Абд ар-Рашид-ханом и Убайдулла-ханом о совместных действиях, политическому объединению ка­захов и кыргызов, сложившемуся в 20-х годах XVI в., был противопоставлен

союз могулов и узбеков Мавераннахра, и хан могулов получил таким обра­зом возможность выступать против «исконных друзей» не только своим ме­чом, но и мечом своих «исконных недругов» и бывших сородичей казахов. Этого внешнеполитического курса Абд ар-Рашид придерживался, по-види- мому, все время своего правления. По крайней мере, имеются сведения о нескольких походах могульского хана совместно с Шайбанидами против ка­захов.

Так, автор начала XVII в. Хайдар ибн Вали, описывая совместный поход могулов и узбеков в район Иссык-Куля, направленный против казахских вла­детелей, сообщает следующее. «Сначала, — пишет он, — (Барак-хан) по при­чине соседства и территориальной близости вступил в мирные переговоры с Абд ар-Рашид-ханом, правителем Кашгара, чтобы (в случае заключения со­юза) со спокойной душой заняться затем завоеванием других вилайетов, и благодаря стараниям Мир-Мухаммад Барласа между ними был заключен мир». Свидевшись на перевале Ак-Богуз, они уселись на одном ковре и заключили между собой договор и соглашение, скрепленные клятвой. При этом Барак- хан (в тексте Будан-хан) взял в жены сестру Абд ар-Рашид-хана и возвратил­ся назад. Барак-хан властвовал в Туркестане и Мавераннахре. В 951 году (1544— 45 гг.) Барак-хан вместе с Абд ар-Рашид-ханом, правителем Кашгара, вступи­ли в войну с казахами. Встретившись на Иссык-Куле, они сошлись на том, что Абд ар-Рашид-хан во исполнение договоренности стремительно ринулся вперед, настиг казахов и после победоносного сражения бросился их пресле­довать. Будан-хан (т.е. Барак-хан) подошел следом. Все имущество и скот казахов, брошенные во время битвы, попали в руки их воинов. После победы Абд ар-Рашид-хан повернул обратно, «и каждый из них отправился восвоя­си»19. По мнению О. Ф. Акимушкина, хотя все сообщения Хайдара б. Али выглядят исключительно правдоподобно, тем не менее они не представляют­ся, особенно в свете «Реляции» Васифи, достоверными. Скорее всего речь идет здесь о сражении 944/1537—38 гг., во время которого пали, видимо, хан Тугум и 37 казахских султанов. Хайдар б. Али «либо не располагал проверен­ными данными, либо сознательно «подновил» Васифи, потому что только этим можно объяснить как более позднюю дату, которая приводится Хайдар б. Али, так и замену Убайдаллах-хана Барак-ханом, который отмечен как

один из победителей».

Если даже и так, то и в таком случае сражений было несколько. Сведения

о новом походе могульского хана на казахов содержатся в нескольких по­здних источниках, авторы которых передают подробности сражения далеко

неодинаково.

О. Ф. Акимушкин, ссылаясь на ряд конкретных исторических фактов, относит эту битву могулов с казахами и кыргызами к периоду между 959/ 1551—52 и 963/1555—56 гг. и устанавливает для всех сообщений источников следующие сходные элементы: 1) поход Абд ар-Рашид-хана был вызван изве­стием о гибели сына; 2) сражение имело место где-то в 1ей, то о них мало что известно. Казахское ханство в начале своего образова­ния было прикрыто от калмаков соседним Могулистаном, и все внешние уда- 1Ы с юга-востока падали на могулов. Но такое положение продолжалось срав- штельно недолго. Косвенные данные о непосредственных столкновениях ка- ахских владетелей с калмаками относятся к периоду 20-х годов XVI в. Мы [меем в виду постройку казахским ханом Тахиром «у подножия одной горы,:репости Джатан для отражения калмаков», о которой мимоходом сообщает; своих мемуарах Зайн ад-дин Васифи. Более подробно описание военных дей- твий калмаков и казахов встречаем в сочинении автора XVI в. Сейфи, но они вносятся к 50-м годам XVI в. Эти сведения никем не приводились полнос- ъю, у В. В. Бартольда о них только упоминается. В связи с этим мы приводим >аздел в переводе. «По другую сторону Кашагарского края расположилось темя, носящее имя казак. Они кочевники, у них нет ни городов, ни селений. 1исло их составляет два раза по сто тысяч семейств (эв.). У них есть хан по [мени Таваккул (Таукель). Казахи однажды произвели набег и разграбили исть владений калмаков и возвратились к себе. Об этом доложили предводи- елю калмаков. Он направил одного из своих везиров в погоню за казахами и ювелел: «Возвращайся непременно с головой Тауекеля или принеси свою олову». Тот отправился вслед за казахами и прибыл в местность, которая >ыла йуртом Тауекеля, увидев огромное войско калмаков, счел всякое со­ставление бесполезным и бежал в сторону Ташкента. Калмаки, преследуя то, дошли до окрестностей Ташкента и, нагнав его, перебили половину его ■ойска. Тауекель с некоторым числом оставшихся людей подался в Ташкент. Сак говорят, Ташкент в древности был столицей Афрасиаба; это очень об- иирная область. В то время правителем Ташкента был Науруз Ахмад-хан, по фозванию Барак-хан; он из потомков Чингиза. Словом, Тауекель подался в Ташкент, калмаки разграбили его эль и вернулись в свою страну. Тауекель >тправил человека к Барак-хану со словами: «Я пришел и отдал себя под вою защиту. Мы оба потомки Чингиза, связаны узами родства. Кроме того, >ба мы мусульмане, единоверцы. Окажи мне поддержку, и мы отправимся (месте и отомстим этим кафирам». Барак-хан направил ему [такой] ответ: Если даже десять ханов, таких, как я и ты, объединятся вместе, то и они могут противостоять им, ибо они — племя йаджудж»20. «И в самом деле они юходят на племя йаджудж своей многочисленностью», — пишет Сейфи и [альше описывает обычаи калмаков.

Учитывая упоминание в данном рассказе Алтан-хана и Барак-хана, это юбытие следует датировать периодами между 1552—1556 гг., то есть периодом гг покорения калмаков туметским предводителем до кончины правителя Таш-:ента. Однако Тауекель еще в 1580 году, по словам сочинителя «Шарф-наме- [й шахи», состоял в числе служивых султаном узбекского хана Абдуллы, (аном казахов он стал не раньше 1583 г. Разгрому калмаков в таком случае юдвергся не улус Тауекель-хана, а молодого (скорее, даже юного) Тауекель-;ултана. Однако здесь возможно и другое допущение. Сочинение османского (втора Сейфи Челяби было написано в 1590 г., считается, что сам Сейфи не 1утешествовал по тем странам, о которых он пишет, и его сведения основаны юключительно на устных рассказах купцов и путешественников. Могло слу- шться и так: Сейфи связал события, имевшие место в 50-х годах XVI в., с шенем современного ему хана казахов — Тауекеля (ср. его слова: «У них есть:ан по имени Тауекель. Однажды казахи произвели набег...»), а в действитель- 30 ности водил войска против калмаков и обращался за военной помощью к Бараку другой казахский хан (Буйдаш? Хакназар?).

Таким образом, водворившись в Жетысу, казахские владетели положили начало политическому объединению казахских племен с кыргызами, о чем свидетельствует как состав войска Тахир-хана, так и упоминание кыргызов, наряду с казахами, почти во всех описаниях походов Рашид-хана против ка­захских владетелей. Переход Жетысу в руки казахских ханов и их союз с кыр­гызами определили дальнейшие отношения между казахскими и могульски- ми правителями. Прежние традиционно мирные отношения сменились по­стоянными военными столкновениями: Абд ар-Рашид-хан в союзе с Шайба- нидами предпринял ряд походов для упрочения своей власти в Жетысу и При- иссыккулье, занятыми казахами и кыргызами. Однако союз могульского хана с Шайбанидами и их совместные действия против казахов и кыргызов не при­вели к восстановлению могулов в Жетысу, в лучшем случае Рашид-хану уда­лось превратить в сферу своего влияния лишь районы, непосредственно при­легающие к территории современного Кыргызстана, которые, однако, впос­ледствии также были потеряны, и там окончательно укрепились кыргызские племена, продолжавшие выступать совместно с казахами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.