КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Касым-хан. Возвышение ханства. Расширение территории 1 страница
КАЗАХСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI -начале XVIII вв
Глава п ер в а я
КАЗАХСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В. Сын одного из основателей Казахского ханства Жаныбек-хана Касым родился около 1445 г.; осенью 1513 г., когда на берегу р. Чу произошло свидание между ним и Чагатаидом Саид-ханом, по словам их современника Мирзы Хайдара Дуглата, «возраст Касым-хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти». Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана, брата Шайбани-хана. Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым-султан, по примеру отца, был сначала во всем послушным и покорным Бурундук- хану, пишет Мирза Хайдар. Впервые имя Касым-султана упоминается в источниках в связи с описанием войн Шайбани-хана с казахскими владетелями еще в 80-х годах XV в., где о нем говорится как об одном «из известных султанов и славных бахадуров» Кыпчака, предводителе конницы войска Бурундук-хана. Давно замечено: когда людская молва наделяет человека властью, власть сама зачастую приходит вслед. К началу XVI в. личная власть Касым- султана усилилась. Мирза Хайдар, связывающий время усиления Касым-султана со смертью его брата Адик (Атик)-султана, последовавшей вскоре после захвата Шайбани-ханом Ташкента в 1503 г., ничего не говорит о причинах, укрепивших положение сына Жаныбек-хана. Эти данные мы находим в «Бахр аль-асрар» Махмуда ибн Вали, который, описывая поход Шайбани-хана на Андижан в начале весны 1504 г., сообщает: «В это время Касым-хан с помощью и при поддержке мангытов завоевал господство над всей Кыпчакской степью и имел возможность совершать набеги и нападения на границы Ташкента и Туркестана»1. Хотя фактически власть в ханстве и инициатива находились в его руках, Касым-султан как дальновидный политик был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 г., когда Шайбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара, «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук-хане. Но он (Касым) не хотел находиться поблизости от Бурундук-хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он и старался держаться подальше от Бурундук-хана». Соперничество двух влиятельнейших людей ханства закончилось в конце концов победой всесильного и энергичного султана и изгнанием потерявшего свой авторитет хана. Не ранее осени 1511г. Бурундук-хан с кучкой прибли женных удалился в Маверанйахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Жаныбека, первым из которых воцарился наиболее даровитый из его сыновей — Касым-султан. У Бурундук-хана было четыре сына - Шайхим, Санджар-Джахан, Джахан-Бахти, Кимсин — и несколько дочерей. Одна из его дочерей, по имени Дадим-ханым, была замужем за будущим казахским ханом Шигай-султаном, внуком Жаныбек-хана. Три другие в 90-х годах XV в. были выданы замуж за Шайбанидов: одна - за Мухаммада Шайбани-хана, другая — за Султан Махмуда, брата Шайбани-хана, третья - за Тимур-султана, сына Шайбани-хана. Последняя, по имени Михр Султан-ханым, жила в Самарканде и, как видно из сохранившегося вакфного документа, являлась крупной собственницей. Вот к ней-то и подался Бурундук-хан, покинутый своими подданными. О дальнейшей его судьбе нам ничего неизвестно; вероятно, он умер на чужбине. Однако вернемся к событиям политической жизни Туркестана и Мавераннахра. Жестокое поражение, понесенное Шайбанидами, и, главное, опасения ответного вторжения казахских владетелей вынудили Шайбани-хана держать для охраны пограничных с кочевьями казахов владений боевые отряды, не покидавшие вверенные им районы даже в минуты смертельной опасности для государства. Так, Шайбани-хан, находясь в Хорасане, получил известие о выступлении основателя новоперсидского государства шаха Исмаила и тотчас же отправил гонцов в Туркестан, Ташкент, Андижан и другие области, требуя, чтобы правители областей и султаны со своими отрядами незамедлительно прибыли в Мерв для подкрепления. «Согласно приказу каждый выступил из своего икта, - пишет автор «Бахр аль-асрар», - кроме Кучум-хана, который по причине опасности нападения Касым-хана казаха задержался в Туркестане». Подробности гибели Мухаммада Шайбани-хана под Мервом (ноябрь 1510 г.), заманенного военной хитростью в ловушку шахом Ирана Исмаилом, и последовавший затем полный разгром войска узбекского хана кызыл-баша- ми, переход власти в Бухаре, Самарканде и ряде туркестанских городов на некоторое время в руки Тимурида Бабура, удаление потомков Абу-л-Хайр- хана в Ясы хорошо известны. Касым-хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти в Южном Казахстане. Вскоре под власть казахского хана перешел самый южный из городов Присырдарьи Сайрам, и он предпринял попытку овладеть Ташкентом. Это произошло при следующих обстоятельствах. В 1512 г. племянник Шайбани-хана Убайдулла-султан в битве при Куль-Мелике одержал верх над Бабуром; Бабур вернулся в Кабул, оттуда двинулся с войском в Индию, где им было основано государство «Великих Моголов». Наместник бежавшего Бабура в Сайраме, Катта-бек, оказал сопротивление шайбанидскому войску, однако, бессильный удержать город, решил передать его казахскому хану. Ранней весной 1513 г., когда Касым-хан находился на Каратале (в Жетысу), к нему прибыла группа знатнейших горожан Сайрама и призвала его от имени Катта-бека вступить в город. Предложение было принято. Касым-хан, снявшись со своей стоянки «у границ Мо- голистана», спешно выступил в Туркестан через Таласскую долину, а вперед послал одного из своих приближенных, которому Катта-бек и сдал Сайрам. Катта-бек убедил Касым-хана выступить против правителя Ташкента Шай- банида Суюнджи-Ходжи. «Касим-хан, — пишет далее Мирза Хайдар в своем «Тарих-и Рашиди», — с бесчисленным войском направился к Ташкенту. Суйунчик-хан укрепился в крепости Ташкента. Касым-хан, подступив к крепости Ташкента, простоял перед ней одну ночь. Потом он ушел, разграбив окрестности Ташкента и захватив с собой все, что только мог найти. Затем, подойдя к окрестностям Сайрама, он занялся подсчетом имущества и скота»2. Иную версию столкновения Касым-хана и Суюнджи-Ходжа-хана приводит прошибанидский автор «Зубдат аль-асар». Касым-хан, пишет он, был властителем Дешт-и Кыпчака. Он с войском казахов и мангытов совершил поход наТуркестан и Ташкент, захватил в плен несколько беззащитных людей. Когда Касым-хан подступил к Ташкенту, то Суюнджи-Ходжа-хан встретил его с войском. Произошла жестокая битва, Касым-хана свалили с коня, но в разгаре боя противники не узнали хана, и это обстоятельство спасло ему жизнь. Нукеры быстро подвели ему коня, и Касым-хан повернул поводья в сторону Дешт-и Кыпчака. По рассказу Мухаммада Хайдара Дуглата, хан моголов Султан Саид, узнав о выступлении Касым-хана на Ташкент, поспешил к городу, чтобы действовать с ним вместе. Но, получив у горного прохода Кендерлик, что «между вилайетом Фергана и Ташкент», весть о том, что Касым отступил, Саид-хан не решился идти один на Ташкент и повернул обратно. На исходе лета того же 1513 г. он отправился к Касым-хану на р. Чу, чтобы убедить хана казахов в необходимости нового похода на Шайбанидов. Но Касым вежливо отказал. В ходе событий, последовавших после мервской катастрофы, на месте обширного государства Шайбани-хана образовались два государства: одно в Мавераннахре, с главным городом Самаркандом, а затем Бухарой, и независимое от потомков Абу-л-Хайр-хана ханство потомков Арабшаха (тоже Шай- банида) с центром вначале в Ургенче, а затем в Хиве. Верховным правителем Мавераннахра после гибели Шайбани-хана и кратковременного ханствова- ния Суюнджи-Ходжа-султана был провозглашен престарелый Кучум-сул- тан, сын Абу-л-Хайр-хана, не отличавшийся никаким талантом и бывший «ханом только по имени». Весной 1514 г. Чагатаид Султан Саид-хан покинул Жетысу и с отрядом численностью примерно 5000 человек вторгся в Кашгарию. Там в борьбе с дуглатскими эмирами он одержал верх и основал в Восточном Туркестане новое государство с центром в Яркенде, получившее в исторических хрониках местных авторов название Могулийе, Мамлакат-и могулийе — Могольс- кого государства. Изменившаяся таким образом политическая обстановка в Средней Азии отразилась, естественно, и на положении Казахского ханства. Во втором десятилетии XVI в. Касым-хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. В это время границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улу-Тау и оз. Балхаш, доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо- западе достигали бассейна р. Яик. Казахское ханство постепенно вовлекалось в международные отношения того времени. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство при правлении Великого князя Василия III (1505—1533). История Казахского ханства периода правления Касым-хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Гер- берштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.). Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шайбанидов в последние годы правления Касым-хана, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа- хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. Впрочем, не только ему. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шайбанидских султанов во главе с Кучум-ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516-1517 гг. Этот объединенный поход Шайбанидов в Кипчакские степи, по-видимому, последнее по времени сообщение, относящееся к периоду правления Касым-хана. По данным поздних авторов - аль-Гаффари, Хасан-бека Румлу, Мунадж- жим-баши и других, Касым-хан умер в 930 году хаджры (1523-1524 гг.). Согласно сообщению Мухаммада Хайдара, современника Касым-хана, этот правитель умер в 924 г. х. (1518 г.). По сведениям автора начала XVII в. Кадырали- бека, Касым-хан скончался в г. Сарайчуке; «там и поныне находится его гробница». Последнее утверждение требует, однако, комментария. Город в долине Яика (р. Урал) Сарайчук действительно имел значение для Джучидов как второй центр и являлся местом погребения ханов из рода Джучи: там, по словам Абу-л-Гази, взошли на престол ханы Золотой Орды Жаныбек, Берди- бек; там похоронены золотоордынские ханы Менгу-Тимур, Токтагу, Жаныбек (не путать с Жаныбек-ханом — одним из основателей Казахского ханства в XV в. — Т. С.). Однако около 1580 г. город этот был захвачен и разрушен до основания русскими казаками, причем были извлечены даже мертвецы из могил. Так что когда Кадырали-бек писал свою книгу (начало XVII в.), уже не было ни самого города, ни гробниц Джучидов. Кадырали-бек, живя в то время со своим патроном в России, не знал или не захотел поведать об этом акте вандализма. Известны имена двух сыновей Касым-хана - Мамаш и Хакназар; оба были ханами. Одна дочь, согласно фольклорным материалам, была замужем за знатным ногайским мурзой Шайх-Мамаем. Другая его дочь (имя ее тоже не приводится) была замужем за Шайбанидом Убайдулла-султаном. Касым-хан, по отзывам современников — Бинаи, Йбн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, — любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими моральными качествами, достойными подражания. Пожалуй, никогда больше ханская власть не была так прочна, как при нем, и ни один из казахских ханов не объединял под своею властью такое число людей, как Касым-хан, среди подданных которого современники называли более миллиона человек. Народное предание казахов связывает с именем Касыма создание Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство не стало, однако, централизованным государством. Это обнаружилось сразу же после его смерти, когда остро проявился сепаратизм султанов и других феодалов И начались усобицы. Отрицательные последствия усобиц на положении ханства особенно резко сказались в условиях неблагоприятной внешнеполитической обстановки. Против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов. 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЕЙ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА С УЗБЕКСКИМИ ХАНАМИ МАВЕРАННАХРА В НАЧАЛЕ XVI В. Укрепление Казахского ханства, объединение в его составе этнической территории связаны в начале XVI в. со временем правления ханов Бурундука и Касыма. При них происходит расширение государственной территории до почти полного совпадения ее с этническими границами расселения казахов. В последующее время происходит определенный упадок государственной власти и сокращение подвластной казахским ханам территории. Значительные массивы казахских этнических территорий попадают под власть правителей соседних государств — ногайских мурз на западе, продвинувших своих подданных до Сарысу и Сырдарьи, джунгарских тайшей на востоке и юго-востоке Казахстана, постоянно нападавших на казахские пастбищные земли. Сложными были отношения с владетелями Сибирского ханства и особенно с Русским государством, в середине XVI в. продвинувшем свои владения к территории Казахской степи. Вторая половина XVI в. вновь характеризуется расширением территории Казахского государства, как и ранее, в пределах казахской этнической территории, однако, объединяя ее не полностью. В XVI, как и в XVII в. проблемы укрепления государственности и расширения подвластной территории были связаны, главным образом, с борьбой за города Южного Казахстана и земли Жетысу. Последние особенно интенсивно подвергались давлению могульских ханов из Восточного Туркестана—в XVI в. и Джунгарского государства — в XVII в. Направленность этого усилия казахских ханов на отстаивание и собирание земель казахских родов и племен, объяснялась прежде всего экономическими причинами. Для кочевого населения казахстанских степей большое значение имели хозяйственные связи с оседлоземледельческими районами Средней Азии, связи, которые осуществлялись через присырдарьинские города. В Жетысу отстаивались казахскими правителями земли их кочевых подданных. Двухвековая борьба казахов за туркестанские (присырдарьинские) города сначала с Тимуридами, затем с Мухаммад-Шайбани-ханом и его преемниками, отличалась большим упорством и настойчивостью как со стороны казахских ханов, так и правителей Мавераннахра. Присырдарьинские города переходили из рук в руки. Казахским ханам эти города были нужны для укрепления их власти в Восточном Дешт-и Кыпчаке в качестве опорных пунктов в их борьбе с внутренними усобицами, за стенами этих городов они находили себе укрытие во время поражения от своих противников. Они нужны были им как центры для укрепления экономической мощи подвластного им ханства: через эти города из Средней Азии и Восточного Туркестана шли в степь нужные кочевникам продукты ремесла и земледелия, сюда они сбывали скот и продукты скотоводства. Большую роль играли налоговые поступ ления, взимавшиеся владельцами городов с земледельцев, ремесленников, пошлины с торговцев, караваны которых шли через эти торговые центры транзитом в Среднюю Азию. Исторически сложившиеся условия и географические особенности мест обитания казахов были таковы, что сырдарьинс- кая долина, особенно низовья Сырдарьи, предгорья Каратау были местами размещения их зимних кочевий, использовать которые можно было, лишь обладая ключевыми пунктами этой территории — городами. Все это объясняет настойчивость казахских владетелей в борьбе за сырдарьинские города. Для правителей Мавераннахра эта территория с ее крепостями всегда служила защитным рубежом против набегов кочевников Восточного Дешт-и Кыпчака. Владея этими пограничными пунктами, размещая в них гарнизоны, они старались не допускать кочевников к оседлым областям Мавераннахра. Эти направленные друг против друга агрессивные устремления двух соседних государств вели к упорной борьбе, в которой неудачи одной стороны сменялись ее победами и наоборот. Казахским правителям на протяжении двух веков сопутствовал успех, им удавалось на время забирать в свои руки земли и города Южного Казахстана. Владение городами усиливало казахских ханов и в степи. Особенно удачливыми в XVI в. были Касым-хан, Хакназар-хан и Тауекель-хан, при котором не только города Туркестана, но и Ташкент прочно вошли в состав Казахского ханства. Туркестан был столицей Казахского ханства. Взаимоотношения Казахского ханства со среднеазиатским государством Шайбанидов в XVI в. оставались по-прежнему сложными. Причиной этого была длительная борьба за обладание присырдарьинскими городами. Но не одной этой борьбой определялась история этого района в рассматриваемое время. Существовали мирные связи населения средневекового Казахстана с соседним оседло-земледельческим населением Средней Азии. Добрососедские отношения поддерживались мирными экономическими связями. Их необходимость была обусловлена и особенностями экономического уклада соседних народов. Казахи, преимущественно кочевники, испытывали потребность в изделиях городского ремесленного производства и продуктах труда оседлых земледельцев, которые, в свою очередь, нуждались в излишках скота и продуктах, производившихся в кочевом скотоводческом хозяйстве. Хозяйственные, торговые связи населения соседних областей Казахстана и Средней Азии были обычным явлением, основанным на взаимной заинтересованности. Хозяйственные связи вели к культурному обмену, заимствованию элементов материальной культуры, быта, хозяйственных навыков, обычаев, законов, уклада общественной жизни, форм государственного устройства, военного искусства и т.д. Взаимная заинтересованность кочевого и оседлого населения Казахстана и Средней Азии в средневековье в хозяйственных и культурных контактах нашла отражение в источниках, сообщавших о торговых караванах, о необходимости получения товаров. Одним из таких свидетельств первоисточников являются сведения Рузбихана Исфахани о целенаправленной политике Мухаммад-Шайбани-хана, стремившегося ради своих политических целей прервать мирные торговые контакты населения Средней Азии и Казахстана. Взаимные набеги войск узбекских и казахских ханов нарушали мирные хозяйственные связи, являлись тормозом развития хозяйства в их государствах, ослабляли устойчивость самих государств. Еще более отрицательно сказывались эти бесконечные войны на экономическом положении самого района, где осуществлялись эти мирные контакты и происходили военные действия, — на положении сырдарьинских городов Южного Казахстана. Частые переходы из рук в руки, отсутствие единой власти, политической устойчивости, грабежи, продовольственные реквизиции, осуществлявшиеся теми, в чьи руки временно попадал тот или иной город, — все это ослабляло эти города экономически, замедляло развитие их хозяйства, тормозило социальное и культурное развитие местного населения, снижало эффективность централизующей роли этих городов в Казахском ханстве, ослабляло государство политически. Казахские правители понимали необходимость подчинения Южного Казахстана для укрепления ханства и вели длительную борьбу со среднеазиатскими правителями, используя для этого все возможности, в том числе и вмешательство во внутренние дела, в междоусобицы у соседей. Владение Южным Казахстаном имело важное значение для укрепления государственности казахов, для развития этнических и социальных процессов. Переход присырдарьинских городов на протяжении ряда столетий в руки то одних, то других правителей, более или менее длительное господство на этой территории казахов и узбеков, могулов и мангытов приводили к этнической пестроте населения этой территории, смешению многих этнических групп, к появлению особого этнического компонента в составе казахской народности, характерного только для Южного Казахстана. Особенностью взаимоотношений и связей Казахского ханства со среднеазиатскими государствами являются социальные контакты, их влияние на динамику социальных отношений у казахов. Здесь можно отметить, в частности, более ускоренное развитие феодально-земельных отношений на юге Казахстана, заимствование многих форм социального общения (а также терминов, обозначающих формы собственности, зависимости, подчинения, налоги и т.д.). Переход к оседлости казахов, живших в районе присырдарьинских городов, происходил более интенсивно, чем в каких-либо других местах, не только под воздействием местных традиций и навыков, но и под влиянием соседних районов Средней Азии. Обладание Туркестаном способствовало и расширению и укреплению власти казахских ханов среди кочевников региона. Позже, когда казахские ханы в конце XVI в. утвердились в сырдарьинских городах, их сырдарьинские владения — города Туркестан, Сайрам, Отрар, Сыгнак и др., а также Ташкент, — явились для них опорными пунктами для активного вмешательства в дела среднеазиатских правителей. В начале же века наиболее активным в противодействии казахам в регионе Туркестана был новый правитель Мавераннахра Мухаммад Шайбани-хан. Он старался военными и экономическими мерами всячески противодействовать продвижению казахов в туркестанские города, чтобы тем самым отстоять свои владения на этой территории, а главное — не допустить их в Маверан- нахр. Принятые Шайбани-ханом меры по ограждению доступа казахам в Туркестан и Мавераннахр были нацелены как на экономическое, так и на политическое ослабление его противников. Ибн Рузбихан Исфахани подробно объясняет в своем сочинении экономические причины, заставившие Мухаммад Шайбани-хана предпринять эти меры: «Коли казахи воочию увидят украшения, благоденствие, предметы вооружения и преимущества узбеков, как бы это наблюдение благоденствия не привело их к решению вступить на путь войны и распри с узбеками, не породило желания завоевать эти страны, как бы они не вынули мечей из ножен вражды и побоищ, чтобы овладеть этими украшениями и сладостями, и тогда изгнать их было бы очень трудно... Следовательно, лучше, чтобы общение и всякого рода сношения между обеими сторонами были прерваны и совершенно исчезли следы их, казахов, странствия по этим землям. Очень мудро, что его величество великий хан изволил высказать мнение относительно запрещения казахам посещать страны Туркестана и Мавераннахра»3. Стремясь оградить свои владения в Мавераннахре от набегов казахов Мухаммад Шайбани-хан в начале XVI в. пытался отстоять присырдарьинские города, по крайней мере, в южной части Туркестана. Политика превращения туркестанской территории в барьер, отделяющий Мавераннахр от кочевых районов Восточного Дешг-и Кыпчака, которую осуществлял Мухаммад Шайбани-хан в начале XVI в., была не новой. Подобного же рода политика проводилась и раньше, при Тимуре и Тимуридах в их отношениях с ханами Ак-Орды и Золотой Орды, а затем и с Абулхайром. В свою очередь, правители Восточного Дешт-и Кыпчака, как показано выше, всегда видели в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. В своем стремлении подчинить эти города они сталкивались с интересами среднеазиатских правителей в этом регионе. Взаимоотношения со Средней Азией в XVI в. определялись, как и во второй половине XV в., борьбой за сырдарьинские города. Захватнические набеги, грабительские походы как казахских султанов на среднеазиатские оазисы, так и Шайбанидов на присырдарьинские города и прилегающие владения казахов в степи заполняют страницы исторических сочинений. Верховным ханом казахов в первом десятилетии XVI в. был Бурундук. Ибн Рузбихан пишет, что он мог выставить до 400 тыс. войска, что люди его, казахи, кочуют в Дешт-и Кыпчаке. Называя степи Восточного Дешт- Кыпчака «местом летовки узбеков-казахов», Рузбихан в отношении описываемого им времени (1508—1509 гг.) говорит, что «летом, когда наступает время июльской жары и пора сильного зноя, казахский улус размещается по окраинам и сторонам его» (Восточного Дешт-и Кыпчака) и что «по причине большого количества скота и нужды в пастбищах они целиком овладевают этой обширной степью»4. Автор «Михман-наме» подчеркивает, что «каждый из султанов держит в руках обладания и власти одну из областей (нахийа) этой страны»5, что казахские владетели с великим ханом во главе и с отдельными султанами в улусах, например, Жаныш-султаном, Таныш-султаном и другими, господствовали в Восточном Дешг-и Кыпчаке. Однако Туркестан с его городами Сыгнаком, Отраром, Туркестаном (Ясы), Саураном и другими остается важнейшей целью внешней политики казахских ханов в южном направлении, а обладание ими, хотя бы временное, — существенным фактором укрепления экономической мощи правителей Казахского ханства в начале XVI в. На зиму, пишет Ибн Рузбихан, казахи перекочевывали из Дешт-и Кыпчака на юг, на берега Сырдарьи, доходя до Сыгнака6. Зимние кочевья в низовьях Сырдарьи — это принадлежавшие казахам земли, тянулись до района Туркестана: «Когда (казахи) прибывают к месту кочевья, они размещаются вдоль реки Сырдарьи. Длина занимаемой ими (площади) по берегу реки Сырдарьи, вероятно, составит более 300 фарсахов. Когда они прибывают на берег Сырдарьи, они подходят близко к области Туркестан. Она также расположена на берегу Сейхуна»7. Другим центром зимнего кочевья Рузбихан называет местность Кара-Абдал за Сыгнаком: «Шайбани-хан, выступив из Самарканда с бесчисленным войском, направился в сторону Туркестана. Когда он достиг пределов казахских земель (билад-и казак), он прошел Сыгнак и дошел почти до Кара-Абдала, который является центром их зимнего кочевья»8. Прошай- банидский автор не мог с удовлетворением говорить об успешном продвижении казахов на юг, поэтому у Рузбихана заметны противоречия в определении территории, занимаемой казахами в северной части Туркестана, хотя, по сообщению этого автора, Сыгнак входил в пределы владений казахских ханов. Но эти противоречия в сведениях автора ««Михман-наме» отражали истинную картину состояния южной границы Казахского ханства, которая в первых десятилетиях XVI в., как и ранее, не была устойчивой. Если раньше, в XV в., борьба казахов с узбеками-шайбанидами за присырдарьинские города иногда в союзе с могулами, мангытами, Тимуридами, а временами, и в борьбе с ними, служила и для казахских ханов и для шайбанидских султанов целям захвата власти над кочевым населением Восточного Дешт-и Кыпчака, то теперь, когда ханы Жаныбек и Г ирей, Бурундук и Касым прочно объединили в Казахском ханстве степные районы, оседло-земледельческий район Южного Казахстана с его городами мог служить главной экономической базой и для укрепления внутреннего положения ханства и для активной внешней политики по отношению к южным соседям. Мухаммад Шайбани-хан стремился не допустить усиления Казахского ханства и всячески препятствовал, как и в конце XV в., утверждению власти казахских правителей в Присырдарье. Как различными экономическими мерами, в частности, запрещением допуска торговцев из казахов в области Туркестана (Присыдарьи), Маверан- нахра и Хорезма, запрещением торговать с казахами населению ближайших к степи городов («чтобы жители Туркестана не производили никаких торговых сделок с казахами-купцами и чтобы между ними, [т.е. казахами] и жителями этих городов не было общения и посещения купцов»9, так и военными походами против казахов, стремился Мухаммад Шайбани-хан приостановить движение казахов на Туркестан и Мавераннахр. Казахские ханы, со своей стороны, настойчиво добивались выхода на территорию Южного Казахстана, стремились наладить регулярные торговые отношения с городами. Во время своих походов с целью завоевания тимуридских владений на юге Шайбани-хан не раз прерывал свой путь в Хорасан и Иран и спешно возвращался на север, в Мавераннахр и далее в Туркестан, для того, чтобы отразить очередной натиск казахов. О наличии этой постоянной опасности «набега и нападения того народа |т.е. казахов] на земли (билад) Туркестана и Мавераннахра», беспокоившей Шайбани-хана во время его походов на Иран, пишет автор «Михман-наме». В 909 г.х. (1503-1504 гг.) Шайбани-хан, пройдя через Туркестан, двинулся в степь на казахов, которые отступили вглубь Дешта, бросив свои обозы и скот. С большой добычей, захваченной войсками, узбекский хан вернулся назад, на этот раз все обошлось без сражения. Через год, сообщает Рузбихан, Мухаммад Шайбани-хан предпринял новый поход на казахов, чтобы обеспечить себе тыл для осуществления своих захватнических целей на юге Средней Азии и в Хорасане. Этот поход на казахов Бурундук-хана в 910 г.х. (1504— 1505 гг.) также привел к отступлению казахов вглубь степи, но, как это явствует из рассказа Рузбихана, Шайбани-хану не удавалось в сколько-нибудь значительной степени разбить казахов: как только он удалялся на юг, казахи снова шли в Туркестан и далее в Мавераннахр, сообщает Рузбихан. Во время набегов казахские султаны не довольствовались только захватом добычи и уводом пленных, но стремились и к территориальным приобретениям. К концу первого десятилетия XVI в. Туркестан был частично захвачен Жаныш-султаном, сыном Жаныбека: «Они [казахи Ахмад-султана, сына Жаныш-султана] переправились [после набега на Самарканд и Бухару] через реку Сырдарью напротив крепости У згенд и прибыли в Туркестан, во владения Жаныш-султана, которые являются ближайшими владениями казахов»10.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |