КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест как основной инструмент психодиагностики
Различные подходы к классификации психодиагностических методик. (критерии) Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике. Понятия операционализации и верификации в психодиагностике. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики. Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются. Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры. В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический, которые отличаются по следующим основаниям:
Номотетический подход (образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. 1) тип применяемых в методике тестовых задач: опросные (используются вопросы), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый соглашается или нет), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека). 2) адресат используемого в методике тестового материала; сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого (опросники), и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека (проективные методики). 3) форма представления тестового материала испытуемым; бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств). 4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики; объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). 5) наличие в методике тестовых норм. Есть или нет 6) внутреннее строение методики. Мономерные (оценивается единственное качество или свойство), многомерные (предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека). Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, кончая способами вычисления и интерпретацией. Требования к тестам: þ социокультурная адаптированность теста ( соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется) þ простота формулировок и однозначность тестовых заданий ( не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми). þ ограниченное время выполнения тестовых заданий ( не более 1.5 – 2 часов!) þ наличие тестовых норм для данного теста. (т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития) 1) Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. 2) Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки (тесты темперамента, характера, эмоций, способностей..) 3) Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах. 4) Образные задания - упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. 5) Вербальные тесты - на оперирование словами (определение понятий, умозаключения, сравнение объема слов). 6) Аппаратурные — используется аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования. 7) Процессуальные - исследуется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точная качественная или количественная характеристика (напримаер, процесс запоминания). 8) Тесты достижений - оцениваются успехи человека в какой либо деятельности, в сфере познания (например, логичность мышления, устойчивость внимания). 9) Тесты состояний и свойств исследуются более или менее стабильные психологические качества человека, (например, свойства темперамента, способности).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |