КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации
Методики косвенной оценки межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Классификация методов психодиагностики межличностных отношений. Анализ ряда методик, применяемых для диагностики межличностных отношений, будем вести по группам, выделенным на основе такого критерия, как исходная точка отсчета диагностики межличностных отношений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест, предложенный Дж.Морено (1934). Его суть – изучение субъективных межличностных предпочтений (выборов) членов группы по определенным сферам (например, работа, отдых и т.д.). На основе полученного членом группы числа субъективных выборов определяются его индивидуальный социометрический статус (социометрическая «звезда» (не тождественна понятию «лидер»), принятый, изолированный, отверженный), структура межличностных отношений в группе, ее сплоченность и т.д. Существует ряд модификаций социометрического теста, в частности, аутосоциометрия, под которой понимают методики изучения взаимоотношений и их осознания. В них испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе. Это, очевидно, самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. Они основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры. аиболее известны методики, основанные на закономерностях проксемического (пространственного) поведения людей. Главная их предпосылка в том, что выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений – положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. Средства исследования, основанные на феноменах «личностного пространства», можно разделить на три категории: а) техники наблюдения реальной ситуации; б) техники символического моделирования реальной ситуации; в) проективные техники. Считается, что методики наблюдения дают наиболее достоверную информацию о межличностных отношениях. Одна из наиболее известных методик регистрации межличностных отношений – схема наблюдений Р.Бейлса (1970), позволяющая по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. Обученный наблюдатель кодирует каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в 4 общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций – как эмоциональный лидер. Перспективным направлением в исследовании и диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации. Это так называемые ситуационные тесты, в которых человек ставится в ситуацию, наиболее выпукло показывающую некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Наблюдение за его поведением в таком тесте позволяет диагностировать межличностные отношения, предвидеть их развитие в определенной ситуации. Одним из таких приемов является групповая дискуссия без лидера. Группе испытуемых дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Эта ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию, предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |