Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основания диагностики профессиональной пригодности




Проблема диагностики способностей в отечественной и зарубежной психологии.

Проблема способностей остается одной из важнейших проблем психологии. В начале ХХ веков господствующим было представление о способностях как о врожденных или целиком наследственных характеристиках, их отождествляли с психическими функциями. В настоящее время способности рассматривают как биосоциальные конструкты, относимые к когнитивному функционированию.

 

В 20-30 годы отечественные специалисты, разрабатывая методики, подобные зарубежным тестам специальным способностям, признавали, что они предназначены для диагностики знаний, навыков, некоторых качеств сенсорики и моторики и личнссти. Вместо слова «способности» в интерпретации результатов использовались понятия»особенности, психические функции и другие».

 

Вместе с тем психологи (и психодиагносты) начинают наибольшее внимание уделятьисследованиям и оценкам целостной индивидуальности, компоненты которойвзаимодополняют и компенсируют другдруга, находятся в сложном взаимодействии и саморазвитии. Измеряемые так называемыми тестами способностей параметры крайне изменчивы, неустойчивы, зависят от прошлого опыта индивида, его обученности и многихслучайных факторов.

 

Отечественные психологи считали, что способности неразрывно связаны с деятельностью.

Авторы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Теплов.

Проблема профессиональной пригодности человека возникла во второй половине XIX века как следствие особенностей развития социально-экономических процессов и научных знаний в обществе. Зарождение этой проблемы, во-первых, связано с достижениями в изучении физиологии человека и ее прикладных направлений благодаря трудам И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева и других, а также с появлением основных отраслей современной фундаментальной психологии – экспериментальной психологии познавательных процессов (В. Вундт, Г. Гельмгольц,), дифференциальной психологии (Д. Кеттелл, Ф. Гальтон), социальной психологии (Э. Дюркгейм, В. Вундт, В.М. Бехтерев и др.), психологии способностей и психодиагностики (Ф. Гальтон). Во-вторых, предпосылки развития проблемы профессиональной пригодности были определены началом научно-технической революции в промышленности и возникновением задач по обеспечению роста производительности труда, профилактике травматизма и текучести кадров, снижения аварийности и профессиональной заболеваемости.

В России начало систематического изучения психологических (психофизиологических) возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности, было обусловлено развитием воздухоплавания. Еще в 1882 году М.А. Рыкачев первым описал качества, требующиеся от человека при управлении воздушным шаром.

В 1909–1912 годах в Военно-медицинской академии (клиника В.М. Бехтерева) В.В. Абрамов первым стал проводить клинико-психологическое исследование летчиков с использованием личностных методик. Проблема психологической оценки профессиональной пригодности (профотбора) остро возникла в период Первой мировой войны, которая показала, что успехи авиации зависят в первую очередь от пилотов.

В начале XX века интерес к научным разработкам рационализации труда на производстве и транспорте значительно возрос. Этому в немалой степени способствовало зарождение в начале века и дальнейшее развитие психотехники. Данное направление, связанное с именем немецкого психолога В. Штерна, обуславливало и стимулировало проведение работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились, в частности, определить профпригодность к различным профессиям.

Для многих видов профессий и специальностей были составлены профессиограммы и психограммы – описание своеобразия профессионально важных признаков (качеств, свойств, умений), которыми должен обладать субъект труда в отношении задач, ситуаций и профессии в целом. Профессиональный отбор проводился по результатам выполнения заданий с помощью аппаратурных и бланковых тестов.

После Второй мировой войны одной из заметных тенденций стало растущее применение психологических тестов для отбора управленческого персонала. В этот период все возрастающую роль в обеспечении эффективной работы корпораций начали играть менеджеры. Соответственно повысилась потребность в их отборе. В батареи включались тесты на оценку интеллекта, личностных особенностей, профессиональных интересов.

 

Научная идеология системного подхода обуславливает необходимость изучения профессиональной пригодности человека как его системного свойства, которое образуется в связи и в результате включения человека в деятельность, появляется и оценивается в процессе выполнения функций организации, контроля, планирования, корректирования, достижения заданного результата деятельности.

Теория деятельности позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса и тем самым проникнуть в сущность явлений, определяющих особенности формирования и проявления профессиональной пригодности человека. Закономерности психического отражения предметного мира, соотношения образных конструктов в процессе деятельности, адекватность психических и физиологических ресурсов требованиям деятельности,возможность мобилизации функциональных резервов в экстремальных условиях определяют особенности пригодности человека в связи с конкретным характером его деятельности.

Личностном подход. Имеются данные, свидетельствующие о том, что профессиональная пригодность человека обуславливается не только его профессиональными характеристиками, но также особенностями мотивационной, когнитивной, психомоторной, эмоционально-волевой, темпераментальной и характерологической сферой личности. Таким образом, личностный подход при психологическом изучении и формировании профессиональной пригодности определяет необходимость ориентации на психические и физиологические ресурсы и функциональные резервы человека.

 

 

Примеры методик для диагностики профпригодности:

К многофакторным тестам на профпригодность менеджеров по продажам относятся многоструктурные методики: тест MMРI-2, тест Р.Кеттела, тесты FPI и СРI, т.к. они предоставляют возможность выявлять одновременно целую группу личностных особенностей.

 

Специализированные тесты на профпригодность менеджеров по продажам дают возможность определить выделенные составные элементы личности, к данной группе средств относятся: соционический тест ДМО Т.Лери, анкетный метод Майерс-Бриггс MВТI, KOT, CПМ-AВ и ЦПM-A Дж.Равена, XT Э.Вагнэра.

 

Для профориентации подростков используются следующие методики: Карта интересов, “Опросник профессиональных предпочтений” (ОПП) Дж.Холланда, «Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО) Климова,«Якоря карьеры»(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.