Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Итоги 7 страница




 

[505] Потебня А. Там же. Подчеркнуто П.Флоренским.

 

[506] Ср. 1 Кор. 13, 4 — 5: «Любовь <…> не ищет своего <…>», «Гимн любви» данной главы Павлова послания относится к весьма часто вспоминаемым П.Флоренским текстам.

 

[507] «Самый цимес» — восходит к еврейскому «циммет» (корица). Оборот, означающий «самое главное, ценное, вкусное».

 

[508] Этость есть единичность (лат.). Здесь терминология Иоанна Дунса Скота (Joannes Duns Scotus, Quaestiones super Libr. Metaphys. VII, qu. 13, 9).

 

[509] На полях оригинала дата: «1922.X.9».

 

[510] Гофман Э.Т.А. Золотой горшок (вигилия 4–я).

 

[511] Из обширной литературы, возникшей в спорах об Имени Божием, здесь в качестве трудов, представляющих разные стороны полемики (кроме упомянутых во вступительной статье), можно было бы назвать сборник «Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев». СПб., 1914, и книгу архиеп. Никона «Имебожники», Троице–Сергиева Лавра, 1914.

 

[512] Имя Божие есть Бог и именно Сам Бог (греч.).

 

[513] Бог не есть ни имя Его, ни Самое Имя Его (греч.).

 

[514] По данному вопросу, кроме упомянутой во вступительной статье книги архимандрита Киприана (Керна), можно было бы отослать читателей к работам В.Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Паламитский синтез» (Богословские труды. Вып. 8. М., 1972.

 

[515] На полях оригинала дата: «1922.X.14».

 

[516] Анафематствования Варлааму и его сторонникам, принятые на соборах XIV в., помещены в греческой Постной Триоди в тексте службы дня «Торжества Православия» первой недели Великого поста. См. прим. Фраза взята из соборного определения 1351 г. против Варлаама и Акиндина, гл. 2: ™nerge…aj g¦r mТnon tХ mѕ Цn stere‹sJa… fasin ™p€ lљxewj oѓ tБj ™kklhs…aj didЈskaloi (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии — пер. А.Ф.Лосева). Греч. текст и церковнослав. пер. см.: Синодик в неделю православия. Сводный текст с примечаниями Ф.Успенского. Одесса, 1893, с. 31. Перевод А.Ф.Лосева: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 878. См. также: Флоренский Павел, свящ. Иконостас — Богословские труды, сб. 9. М., 1972, с. 143. Ср. прим. к «Имеславию…»

 

[517] Зенд–Авеста (точнее, Авеста) — собрание священных книг маздеизма, религии Зороастра (Заратустры), которая господствовала от Индии до малоазиатского побережья. Зенд–Авеста почитается как откровение Ормузда Зороастру. Дошедшие до современности пять книг Зенд–Авесты состоят из текстов в основном литургического характера. Создавалась Зенд–Авеста предположительно с IX в. до н.э. по III в. н.э. Она разделяется на «авесту», основной текст, и «зенд», его более поздние толкования. Язык «авесты» отличен от языка «зенда» — пехлевийского, т.е. среднеперсидского. Собственно же авестийский язык распадается на более древний, на котором написаны гимны (гаты), приписываемые Зороастру, и язык младшей авесты.

 

[518] На полях оригинала дата: «1922.X.15».

 

[519] Имеется в виду перевод Библии на греческий язык «семидесяти толковников», или Септуагинта, выполненный в III в. до Р.Х. в Египте при дворе Птолемея II.

 

[520] Фабр д'Оливе Антуан (1768 — 1825) — оккультный мыслитель, интересовавшийся существом древних религий и языков, знал греческий, арабский и еврейский языки, развивал теорию, по которой санскрит, греческий и латынь произошли из еврейского языка. Фабр д'Оливе — автор трактата «Восстановленный еврейский язык». Будучи сторонником идеи о едином существе всех религий, развивал теорию всеобщей теодоксии. В своем стремлении возродить культ языческих богов фабр д'Оливе устроил собственное святилище. С его именем связывают новое направление в масонстве.

 

[521] Кауч Э. (1841 — 1910) — немецкий богослов, исследователь Ветхого Завета, профессор ряда германских университетов.

Циммерн Г. (1862 — 1931) — немецкий историк ближневосточных религий и филолог в области семитских языков.

 

[522] Никаких сведений об этих исследователях найти не удалось; правда, работа Бемера упоминается в прим. «Столпа…», с. 616: Julius Boehmer. Das biblische «Im Namen»… Giessen, 1898.

 

[523] На полях оригинала дата: «1922.X.21».

 

[524] И.Кант. Критика чистого разума. Ч. II. Трансцендентальная логика. Введение, I: «Понятия без интуиций пусты, интуиции без понятий — слепы». См.: Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Т. 3. М., 1964, с. 155.

 

[525] О мистических учениях иудаизма, объединенных под именем каббалы, см. примечание С.С.Аверинцева (№ 25) к статье П.Флоренского «Строение слова» (наст. изд., с. 409).

 

[526] Общепринятая (лат).

 

[527] Гете. Фауст. Часть I. («Рабочая комната Фауста»). М., 1969 (пер. Б.Пастернака), с. 73.

 

[528] Деян. 17, 28.

 

[529] См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1893. Т. 1. Стлб. 990.

 

[530] Голубинский Е.Е. Откуда?

 

[531] Сила (лат).

 

[532] Парсизм — современное название зороастризма в Индии. Парсы, по происхождению персы, переселялись в Индию в VII — XII вв. после завоевания Персии арабами и насаждения там ислама.

 

[533] См.: Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1893. Т. 1. Стлб. 990.

 

[534] На полях оригинала дата: «1922.X.22.»

 

[535] Pollucis Onomasticon… lib. VI — X continens, Lipsiae in aedibus Teubneri, 1931.

 

[536] «Тавтогорически» — слово, образованное Флоренским в качестве антонима к «аллегорически» (иносказательно); соответственно его значение будет «тождесказательно».

 

[537] Clem. Alex. Str. VIII, 8: 23, 1 (<Werke>. Bd 3. S. 94, 5 — 7 Stählin). В переводе Н.Корсунского: «Первее всего слова служат представлениями понятий, а потом предметов» (Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Стлб. 931).

 

[538] См. следующее место из парафраза Пахимера (P. G. T. 3. Col. 608 B): tХ d Чnoma ™tumolog…a t…j ™stin ™k tоn prosТntwn tщ СnomazomљnJ prЈgmati.

 

[539] Ibid., col. 623 B — D (t¦ g¦r Сnomata dhlwtikЈ e«si pragmЈtwn Шpokeimљnwn).

 

[540] Еврипид. Вероятно, «Орест», эп. IV, ст. 802 — 803.

 

[541] Место не установлено.

 

[542] Афинагор. Прошение о христианах, 1.

 

[543] Пример взят из Тезауруса Стефана. См.: Thesaurus Graecae linguae, ab Henrico Stefano constructus. Ed. C.B.Hase, G.Dindorfius. Parisiis, 1842 — 1846. T. 5, col. 2028.

 

[544] Op. cit.,ib.

 

[545] Порфирий Успенский. Восток христианский. Афон. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Часть 1, отд. 2. Киев, 1877, с. 229 — 230. Схолиаста о. Павел цитирует в переводе Порфирия Успенского (с. 233). В новейшем издании Феокрита (Theocr. Syrinx, 5 — Boucoliques grecs, t. 1, Theocrite. Texte établi et traduit par. Ph. — E. Legrand, Paris, 1972, p. 220) эта фраза понимается несколько иначе: appelé Tout, l`être double, а в примечании указано: Уlon = p©n.

 

[546] Производные от Фnoma у Стефана см.: Op. cit., col. 2029 — 2035.

 

[547] На полях оригинала дата: «1922.XI.4».

 

[548] Наиреальнейшее (лат.).

 

[549] Атрибутировать цитату не удалось. Вероятно, упоминаемый исследователь — это один из вышеназванных гебраистов, Редслаб или Бемер.

 

[550] Нижеследующие рассуждения о слове развиты Флоренским в статье «Строение слова».

 

[551] Сформулированное на Толедском соборе (589 г.) добавление к Никейскому символу веры: последний постулирует исхождение Св. Духа от Бога–Отца, тогда как добавление Толедского собора состоит в том, что Св. Дух исходит от Отца и Сына (filioque). Это изменение стало предметом спора внутри церкви и явилось одним из предлогов к разделению (в 1054 г.) церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

 

[552] Фраза взята из соборного определения 1351 г. против Варлаама и Акиндина, гл. 2: ™nerge…aj g¦r mТnon tХ mѕ Цn stere‹sJa… fasin ™p€ lљxewj oѓ tБj ™kklhs…aj didЈskaloi (ибо учители Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии — пер. А.Ф.Лосева). Греч. текст и церковнослав. пер. см.: Синодик в неделю православия. Сводный текст с примечаниями Ф.Успенского. Одесса, 1893, с. 31. Перевод А.Ф.Лосева: Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 878. См. также: Флоренский Павел, свящ. Иконостас — Богословские труды, сб. 9. М., 1972, с. 143. Ср. прим. к «Имеславию…»

 

[553] Евномий — ересиарх IV в., епископ одной из кафедр Антиохии, глава т. наз. строгих ариан или аномеев. Аномеи (от ўnТmoioj — неподобный), вслед за виновником церковных споров IV в. Арием, признавали Христа, Сына Божия, сотворенным Богом–Отцом в качестве посредника между Ним и миром, во всем неподобным Отцу. (В отличие от аномеев, омии (от Уmoioj — подобный) считали, что Сын Божий подобен Отцу, однако не по существу.) Сочинения Евномия дошли до Нового времени лишь в отрывках, зато сохранились писания Отцов Церкви (в частности, святых Василия Великого и Григория Нисского), направленные против него.

 

[554] Анафемствования Варлааму и его сторонникам, принятые на соборах XIV в., помещены в греческой Постной Триоди в тексте службы дня «Торжества Православия» первой недели Великого поста. См. прим к «Магичности слова».

 

[555] См. эти анафематизмы в работе «Имеславие как философская предпосылка»

 

[556] Местоположение цитаты не определено.

 

[557] Ин. 4, 25.

 

[558] Деян. 17, 22 — 31.

 

[559] Ср. Исх. 10, 3 — 4; 13, 21 — 22; 19, 9, 16; 24, 15.

 

[560] Неточное цитировапие следующего текста: «А Давид отвечал филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (1 Царств 17, 45).

 

[561] Пс. 19, 8.

 

[562] Ср. близкие идеи лекций по философии культа: говоря о «разрушении всего церковного строя» в позитивистскую эпоху, Флоренский замечает в ст. «Словесное служение. Молитва» (Богословские труды. Вып. 17. М., 1977, с. 189 — 190): «Если совершенное чинопоследование (Таинства. — Н.Б.) не обеспечивает тайнодейственной онтологии, то где же тогда критерий чего бы то ни было совершаемого в Церкви? Откуда я знаю, крещен ли я, миропомазан ли, причащен, исповедан, венчан и так далее, если я должен предварительно узнать степень сознательности священнослужителей, совершавших надо мною эти Таинства?», — вслед за чем встанет вопрос еще больший, — «имели ли они благодать своего сана?» «А далее: бесчисленные подобные вопросы, все более и более недоступные решению, будут беспредельно возникать относительно всей иерархической Церкви, передававшей по своим звеньям благодать Священства». При заминке хотя бы в одном из этих звеньев «заподазревается вся цепь, а с нею — и моя собственная судьба. Ведь может оказаться, что я не только не имею благодати, но и на каждом шагу вызываю гнев Божий, когда веду себя как имеющий, то есть выступаю обманщиком и самозванцем». Полемизируя об условиях совершения таинств с богословием, принявшим «иудейскую закваску», Флоренский отстаивает идею обряда как такового: «общемировая значимость Таинства определяется объективным совершением его ex opera operatum» (с. 190). Из приведенных цитат, более того, из всего содержания лекций по философии культа видно, что Флоренскому нужна гарантия благополучия церковной «судьбы» человека, гарантия обладания благодатью, залогом спасения; и ему чужда интуиция, отрицающая все гарантии в деле веры, вводимая в душу христианина словами Христа: «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное <…>» (Мф. 7, 21). Однако ведь чинопоследования таинств по своему смыслу суть прошения о ниспослании благодати — прошения, предполагающие свободный и в общем–то неопределенный ответ, — а не магические действия, автоматически включающие ток духовной энергии. Понятие теургии, близкое Флоренскому (ср. его переписку с Андреем Белым), чуждо церковности. Священник — не теург, но молитвенник, смиренно взывающий к Богу. Теургия требует в корне иной мистики и психологии, — и в первую очередь она исключает смирение — неотъемлемый момент христианского духа.

 

[563]Последние пять слов расшифрованы предположительно.

 

[564]На полях рукописного оригинала дата: «1922.XI».

 

[565] Критику Флоренским закона тождества см. в его книге «Столп и утверждение Истины», 3 (Письмо второе: сомнение).

 

[566] Точка опоры (лат.).

 

[567] Как будто (нем.).

 

[568] На полях рукописного оригинала дата: «1922.XI».

 

[569] Доведение до нелепости (лат).

 

[570] Все, весь состав (ит.).

 

[571] На полях рукописного оригинала дата: «1922.XII.16».

 

[572] Разграничение истин философии и теологии: то, что может считаться истинным в философии, не является таковым для теологии и наоборот. Один из основателей учения о двойственной истине — Ибн–Рушд (Аверроэс); Сигер Брабантский и Уильям Оккам — крупнейшие теоретики этого учения.

 

[573] Слегка измененные строки из первой части поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: «Но ныне светом и молвой оно забыто…».

 

[574] См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского. — «Журнал Московской Патриархии», 1982, № 4, с. 16.

 

[575] См.: «Христианска мысъль» (София), 1907, ч. I, кн. 3, ноемврий, с. 160 — 168; кн. 4, декемврий, с. 252 — 257.

 

[576] Флоренский Павел, священник. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги «О Духовной Истине». Москва, 1912 г., сказанное 19 мая 1914 г. Сергиев Посад, 1914, с. 7. (См. наст. изд. т. 1(II), с. 820).

 

[577] Подробнее см.: Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский — профессор Московской Духовной Академии — В кн.: Московская Духовная Академия. 300 лет (1685 — 1985). Богословские труды. Юбилейный сборник. М., 1986, с. 234.

 

[578] Вступительное слово… с. 5 — 6 (Наст. изд., т. 1(II), с. 818 — 819).

 

[579] Вступительное слово… с. 6 (Наст. изд., т. 1(II), с. 819).

 

[580] См.: Андроник иеродиакон (Трубачев). Основные черты личности… с. 12 — 19: Андроник иеродиакон (Трубачев). Епископ Антоний (Флоренсов) — духовник священника Павла Флоренского — «Журнал Московской Патриархии», 1981, № 9 — 10; Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский — профессор Московской Духовной Академии…, с. 290 — 314.

 

[581] Флоренский Павел, священник. Словесное служение. — Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 186.

 

[582] Исправлено карандашом: «водоразделов».

 

[583] Исправлено: «Философия и жизнечувствие».

 

[584] См.: Андроник игумен (Трубачев). Священник Павел Флоренский — профессор Московской Духовной Академии…, с. 226 — 246.

 

[585] Записка не датирована и оборвана.

 

[586] «(+ + + готово; + + наполовину готово; + в набросках или в голове частью, но с подготовленным материалом». — прим. П.Ф.

 

[587] Знак не пояснен. По–видимому, он указывает на некоторую неполноту подготовительного материала.

 

[588] Зачеркнуто и карандашом написано: «Внутреннее пространство и пространство тела». Этим, вероятно, объясняется и повтор в нумерации: V, V.

 

[589] Зачеркнуто.

 

[590] Ниже карандашом: «14. Символотворчество и закон постоянства».

 

[591] Вася — В.П.Флоренский; Адриан — А.И.Ефимов, сын И.С.Ефимова и Н.Я.Симонович–Ефимовой; Наташа — Н.Н.Симонович, племянница Надежды Яковлевны и двоюродная сестра Адриана Ивановича.

 

[592] И.С.Ефимов.

 

[593] Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА Вл. Ильинского на тему «Природа человека по народным воззрениям». — «Богословский вестник», 1912, с. 215.

 

[594] Общечеловеческие корни идеализма. Сергиев Посад, 1909, с. 29.

 

[595] А.Ф.Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 680.

 

[596] Смысл идеализма. В кн.: В память столетия (1814 — 1914) имп. Московской Духовной Академии. Сб. статей… Ч. 2. Сергиев Посад, 1915, с. 41 — 43.

 

[597] Органопроекция. — «Декоративное искусство СССР», 1969, № 145/12, с. 40.

 

[598] Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА М.Семенова «Типы современных оккультических движений в России». — «Богословский вестник», 1912, № 3, с. 326.

 

[599] Отзыв о кандидатском сочинении студента LXVI курса МДА М.Семенова… с. 327.

 

[600] Философия культа. — Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 236.

 

[601] Философия культа. — Богословские труды. Сб. 17. М., 1977, с. 236.

 

[602] «Столп…», с. 277.

 

[603] «Столп…», с. 291 — 292.

 

[604] «Столп…», с. 312.

 

[605] «Столп…», с. 407.

 

[606] «Столп…», с. 435.

 

[607] «Анализ пространственности в художественно–изобразительных произведениях». Рукопись.

 

[608] Из письма к дочери О.П.Флоренской. Соловецкий лагерь 23.III.1937. См.: Трубачев С.З. Музыкальный мир П.А.Флоренского. «Советская музыка», 1988, № 9 с. 99 — 100.

 

[609] С 1908 г. по 1912 г. вышло три издания.

 

[610] Священник Павел Флоренский. Предисловие «От Редакции» к книге: Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус, М., 1913, с. IX.

 

[611] Схимонах Иларион. На горах Кавказа (третье издание). Киев, 1912, с. 16.

 

[612] Инок Хрисанф. Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона «На горах Кавказа». В кн.: Святое православие и именобожническая ересь. Харьков, 1916, с. 5.

 

[613] См. об этом, напр.: Архимандрит Киприан. Антропология св. Григория Паламы. Часть II, гл. 5. Париж, 1950.

 

[614] Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус. М., 1913, с. 5.

 

[615] По свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископ Антоний выступил против почитателей Имени Божия, не читая их сочинений, но, впрочем, в соответствии со своими богословскими взглядами: «Наконец, упомяну об одном печальном факте. Известный митрополит Антоний (Храповицкий), бывший самым ярым противником афонских «имебожников», — оказалось, сам не читал нашумевшей книги, в коей высказывалось это выражение об имени Бог, «На Горах Кавказа», — и с коей собственно и началось противное течение. Однажды, когда митрополит Антоний был уже митрополитом Киевским, с ним ни обеде начала разговор Елизавета Феодоровна: почему он так сильно восстал против этой книги; а она была издана на ее средства и после одобрения сведущими лицами. Митрополит Антоний, к великому удивлению и тяжкому смущению Елизаветы Феодоровны, ответил ей, что он сам–то не читал этой книги, а ему докладывал миссионер! <…> Митрополит Антоний (Храповицкий) как главный противник этого учения известен был не только резкостью и легкомыслием (его доклад в Синоде был недопустимым, невозможным, бранчливым), но и — склонностью допускать в своих воззрениях и объяснениях человеческую мысль, так называемую «нравственно–психологическуюе концепцию. И нередко он переходил религиозные границы, увлекаемый оригинальностью своих домыслов. Таков он был в отношении вообще догматов; в особенности же — в ложном, человеческом истолковании искупления» (Имеславие. В кн.: Митрополит Вениамин Федченков. Протоиерей Иоанн Сергиев. 1954. Ркп.).

 

[616] До того, как разгорелись споры на Афоне, архиепископ Никон в своих статьях и изданиях проводил вполне «имеславскую» линию. См.: <Священник Павел Флоренский.> Архиепископ Никон — распространитель «ереси». В кн.: Материалы к спору о почитании Имени Божия. Изд. 2–е. М., 1913. С. 101 — 104. Можно лишь предположить, что перемена позиции была связана с особой миссией архиепископа Никона по усмирению афонской смуты и высылке монахов с Афона.

 

[617] Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Птг., 1916, с. 26 — 27.

 

[618] Цит. по кн. Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917, с. 38.

 

[619] Троицкий С.В. Учение афонских имябожников и его разбор. СПб., 1914, с. 18.

 

[620] Вот как описывает свое впечатление от Синодального послания митрополит Вениамин (Федченков): «Имя батюшки о. Иоанна <Кронштадтского> тесно связано с имеславием. Вспомню о собственном ощущении, когда было осуждено учение так называемых «имебожников». Это было летом (вероятно 1913 г.). Я проживал на родине. Мне пришлось прочитать в «Церковных ведомостях» об этом осуждении. И не разбираясь в данном вопросе с богословской точки зрения, я однако ощутил такой острый духовный удар, будто от меня потребовали отречения от православия. И с той поры доныне (1954), вот уже сорок лет, я не могу успокоиться окончательно. Четыре года тому назад, когда я был близок к смерти, я даже сделал «завещание» по этому поводу, желая снять (с себя по крайней мере) возможное обвинение, будто и я как–то повинен в этом осуждении, хотя бы одним самим молчаливым согласием с ним» (Имеславие. В кн.: Митрополит Вениамин Федченков. Протоиерей Иоанн Сергиев. 1954. Ркп).

 

[621] См.: Эрн В.Ф. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917, с. 24; его же: Спор об Имени Божием. — Христианская мысль, 1916. № 9.

 

[622] Указ. соч., с. X.

 

[623] Прибавление к церковным ведомостям, 20 мая 1913. № 20, с. 853 — 869.

 

[624] Не от звуков имени, не от отвлеченной идеи, не от умопредставляемого имени, а от Самого Бога льется на него луч благодати» (указ. соч., с. 855).

 

[625] «¶» знак включения (импликации при предложениях и инклюзии при классах) («Столп…», с. 600). Знак включения в логистике различается от знака эквивалентности, равенства (=) и знака нумерического тождества (º), хотя в речи они определяются иногда и одним словом: «есть», «равно».

 

[626] В предыдущем письме Флоренский, как редактор «Богословского вестника», предложил архиспископу Антонию написать какую–либо статью к 25–летнему юбилею журнала (1892 — 1917). И ответном письме архиепископ Антоний среди ряда тем предложил статью «Об имябожниках».

 

[627] Зандер Л.А. Бог и Мир. Т. 1. Париж, 1948, с. 53.

 

[628]Истории имеславия в России и на Афоне посвящена книга Papoul…dhj K.K.Oѓ Rоsoi СnomatolЈtrai toа `Ag…ou ”Orouj. Qessalon…kh, 1977. Содержание: исторический очерк — с. 13 — 76; публикация неизданных документов — с. 79 — 114; переиздание книги Булатовича `H dТxa toа Qeoа e‡uai Р 'Ihsoаj. Qess., 1913 — с. 117 — 196; особенно ценной является библиография (на новогреческом — с. 197 — 200, на русском — с. 200 — 207, на прочих языках — с. 208 — 210). Библиографию западной богословской литературы об Имени Божием см.: Historisches Wörterbuch der Philosophie.Herausgegeben von I.Ritter und K.Gründer. Bd. 6, Basel; Stuttgart, 1984, S. 390 — 398 (Name Gottes). См. также: Столп и утверждение истины. Примеч. 20 (с. 616) и 744 (с. 782 — 783) (литература указана А.Г.Дунаевым).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.