Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вызывание конструктов




Основание техники репертуарных решеток.

Основное отличие ТРР от традиционных психодиагностических состоит в том, что в ней используются не заданные из вне конструкты, а конструкты самого испытуемого. ТРР предполагает вызывание этих конструктов, при составлении РР учитываются следующие три принципа, отражающие основные особенности индивидуальных конструктов:

1. принцип биполярности. В соответствии с ним осуществляется учет не только сходства, но и различий между различными элементами (объектами). Оценки которые дают люди различным объектам представляют собой систему оппозиций. Конструктами может быть альтернативный способ поведения, качества или вещи.

2. принцип индивидуальности. Келли рассматривает человека как активного исследователя, который не просто усваивает из вне готовые средства оценки и предсказывания, но сам на своем опыте делает обобщения, выдвигает гипотезы и проверяет их. Те конструкты, которые позволяют предсказывать и различать события остаются, а те которые оказываются неудачными разрушаются. Т.о. у человека могут быть свои собственные конструкты (уникальные, непохожие на чужие и групповые). В диагностике необходимо учитывать и те и другие конструкты.

3. принцип диапазона применимости. Означает что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору объектов или элементов. Отсюда, изменяя набор или репертуар переменных может вызвать разные по уровню общности и диапазону применимости конструктов.

На этих принципах строится процедура вызывания индивидуальных конструктов человека.

На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область, определить ее границы и задать набор объектов. Этот набор называется репертуарным элементом. Его необходимо задавать таким образом чтобы в нем были представлены по возможности различные локусы выбранной области; элементы были гомогенными, т.е. относились к какой-либо одной категории.

Второе требование очень важно – нарушая гомогенность элементов мы нарушаем принцип диапазона применимости конструктов, следовательно процедура вызывания конструктов будет неудачной.

Элементы могут задаваться несколькими способами:

а) конкретным подбором (например: имена конкретных людей, название или фото предмета и др.)

б) ролевым списком, который заполняется самим испытуемым

в) определяется в процессе беседы обсуждения выбранной темы. Количество элементов может варьироваться в широких пределах. Однако не желательно брать >8 и <25 элементов. В первом случае – получаются ненадежные оценки связи между конструктами. Во втором – процедура заполнения РР оказывается утомительно для испытуемого и для психолога, а информативность ее не будет значит отличаться от решетки с 15-20 элементами.

Наиболее популярными методами вызывания конструктов являются:

1. метод триад (предложен Келли под названием «метод минимального контекста»). Из репертуарного набора выбираются тройки элементов. Для каждой тройки испытуемый должен выбрать двух самых схожих между собой и отличных по этому параметру от третьего.

Основные требования заключаются в том, чтобы оба полюса конструкта были определены.м Если элементов не много, то можно выбрать всевозможные тройки из набора. Но как показывают исследования после 30 троек редко появляются новые конструкты. Поэтому на практике ограничено небольшим набором триад.. Тройки составляют с таким учетом, чтобы каждый элемент встретился с каждым хотя бы раз.

2. метод самоперсонификация – вариант метода триад. Отличие состоит в том, что в каждую триаду входит элемент «я сам» - этот метод позволяет выявлять наиболее личностно-релевантные конструкты.

3. метод полного контекста. Этим методом можно вызывать не вербализованные конструкты. Лучше если элементы будут выписаны на карточках. Испытуемый работает сразу со всем набором элементов. Ему предлагают классифицировать карточки различными способами, разложить карточки по сходству между собой. После этого переписывают номера карточек в каждой группе. Затем просят разложить карточки по другому основанию. Испытуемого просят назвать основание для той или иной классификации. Если он не может сделать, его просят это сделать образно. Этот способ позволяет сразу же в процессе вызывания конструктов заполнять репертуарную матрицу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.