КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы проективной психологии
Были впервые сформулированы в работах Л.Френк в 1939-1948гг. Он стал первым пользоваться термином «проекция». Френк считал наиболее существенной особенностью проективных методик неопределенность стимульного материала, позволяющего испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. Чем меньше структурно «стимульное поле», тем в большей степени его структурация испытуемым будет соответствовать структуре его жизненного пространства. По Френку, проективные методики направлены на раскрытие внутреннего мира личности, ее переживаний, ожиданий, мыслей, а не на экспресс-диагностику реального поведения. Совпадение поведенческого уровня и переживаний есть частный случай, возможность прогноза поведения по проективным методикам ограничена. Неопределенность стимульного материала может быть 2-х типов: · структурная неопределенность (тест Роршаха) · содержательно-смысловая неопределенность (тест «незаконченное предложение») Неопределенной является и сама ситуация обследования, т.к. нет ограничения действий испытуемого какими-то стандартами и нормами. Неопределенность стимульных условий позволяет согласовать проективные методики с психоанализом. Чем неопределеннее условия, тем больше психическая активность приближается по своей природе к первичным движимым принципам удовольствия (воображение, галлюцинации). Американские психологи Д.Рапопорт и др. в 1944-1945гг. пришли к выводу, что проективный ответ является результатом сложной познавательной деятельности, в которой слиты когнитивные моменты, отвечающие реальности, т.е. ситуация эксперимента, задачи-инструкции, характеристикам стимульного материала и аффективно-личностные факторы, первичные мотивы, индивидуальные способы контроля и защиты. Дальнейшие исследования показали, что имеются таблицы стойко провоцирующие стандартные темы. Например, депрессию и суицид провоцируют такие таблицы ТАТ, как 3, 14, 15; тему сексуальных перверсий – 13,18. а в тесте Роршаха оказалось, что каждая таблица обладает определенным эмоциональным значением. Хенни полагает, что высокоструктурированные изображения, насыщенные тем или иным побуждением, максимально влияют индивидуальные различия по степени выраженности этого побуждения. В настоящее время имеется ряд вариантов и модификаций ТАТ с таблицей «значения», которые подобраны заранее с учетом диагностических задач. Например, для диагностики мотивации поведения-ТАТ для детей и пожилых, ТАТ для подростков, ТАТ для исследования семейных установок, ТАТ для национальных меньшинств. Для проективных методик важной является проблема проекции. Френк подразумевал, что благодаря неопределенности стимульного материала «личность проецируется на него как на экран», однако определение конкретного психологического содержания проекции встретилась с трудностями. Сам Френк это содержание не определил. Впервые термин «проекция» в его психологическом значении был использован Фрейдом в 1896г. Он понимал проекцию как приписывание другими людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе. Фрейд рассматривает проекцию как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений, в частности гомосексуальных, которые лежат в основе бредообразования при паранойе. В последнее время вводят понятие «проекции» как нормального психического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Проекция интерпретируется или как первичный процесс уподобления окружающей реальности собственному внутреннему миру. Т.о. это два отличающихся друг от друга явления. Общее для них неосознаваемость трансформации, которой подвергаются исходные влечения, в сознании проявляются лишь результаты этих преобразований. Термин «проекция» стал близок по смыслу к термину «идентификация», перенесение и др. Р.Прайер предлагает различать несколько видов проекции:
Д.Холмс (1968) выделяет 2 измерения проекции:
С учетом этих измерений классификация видов проекций будет следующей:
Симулятивная проекция неосознаваемых черт выполняет защитную функцию, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то нежелательной чертой. Проекция «Пашлосса» или «Кассандры» - вариант защитного механизма, «реактивное образование». Атрибутивная проекция-приписывание другим, имеющиеся у субъекта и осознаваемые им черты. Люди склонны воспринимать других по аналогии с собой, приписывать другим те же мысли, чувства, желания, которые находят в себе. Комплиментарная проекция-проекция черт, дополнительных тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих. Здесь приписываемая черта объясняет его собственное состояние. Возникает вопрос: как соотносятся эти виды проекции с процессами, происходящими в проективном исследовании. Исследование показывает, что проекция зависит от множества факторов. Например, от манеры поведения экспериментаторов. Эксперименты показывают, что защитная концепция проекции не может быть использована в качестве обоснования методики, т.к. получаются неоднозначные результаты. Аналогичная картина наблюдалась и при проверке других видов проекции. Т.о.проективные методики характеризуются слабой научной обоснованностью. Кеттел в 1957г. указал следующие слабости проективной техники:
Кроме того, Кеттел считает низкими надежность и валидность проективных методик.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |