Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Становление предмета психологии




1. Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания

Вундт В. Сознание и внимание........................................................... 52

Вундт В. [Психология душевных волнений]........................................................... 68

Джеймс У. Поток сознания........................................... 83

Титченер Э. Два уровня сознания......................................................... 102



Содержание


2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
Субъективный отчет

Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции

и проблема самонаблюдения.............................................. 105

3. Поведение как предмет психологии. Основные понятия,
задачи и методы классического бихевиоризма

Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста..................................... 116

Уотсон Дж. Бихевиоризм............................................................... 120

4. Необихевиоризм. Активность и целостность
поведения. Понятие промежуточной переменной

Толмен Э. Поведение как молярный феномен........................................ 128

Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека........................................ 145

5. Неосознаваемые процессы и их классификация.
Явления и понятие установки

Гиппенрейтер Ю.Б. Неосознаваемые процессы....................................... 151

6. Бессознательное: его проявления, отношение к сознанию
и методы исследования

Фрейд 3. Сознание и бессознательное........................... 164

Фрейд 3. [О забывании].................................... 169

Тема 3. Человек как субъект деятельности

1. Философские и психологические представления
о сущности человека

Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть».Точка

зрения тераписта на цели человека.............................................. 186

Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия.................................. 203

Фромм Э. Психоанализ и этика............................................... 212

Мамардашвили М.К. Философия и личность........................................ 236

2. Понимание личности в широком и узком смысле.
Индивид и личность. Физическое, социальное и духовное Я

Джеймс У. Личность......................................................... 251

Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии

и проблема личности............................................... 261

Леонтьев AM. Деятельность и личность........................................ 267

Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия

природы и культуры............................. 274

3. Общее представление о развитии личности

Леонтьев А.Н. Формирование личности........................................ 285

Петухов В.В. Общее представление о развитии личности........................................ 295


Содержание



Тема 4. Возникновение и развитие психики

L Роль психики в биологической эволюции. Критерии

психического. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе

Северцов А.Н. Эволюция и психика......................................................... 302

Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения..................................... 323

Гальперин П.Я. Основные формы психического отражения.

Объективные признаки психики.............................................. 337

2. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное
поведение животных

Годфруа Ж. [Элементарные виды научения]....................................... 347

Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики......................................... 349

3. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение
животных. Навык и интеллект, их характеристика

Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики......................................... 361

Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта.................................... 366

4. Трудовая деятельность и возникновение сознания.
Сравнение психики животных и человека

Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных...................................... 374

Леонтьев А.Н. Условия возникновение сознания........................................ 377

Петухов В.В. [«Трудный труд»: имитация трудовой деятельности].... 384

Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

1. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных

представлений. Значение и личностный смысл

Дюркгейм Э. Социология и теория познания........................................ 394

Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание........................................ 405

2. Высшие психические функции: понятие и основные
характеристики. Общее представление об интериоризации

Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии................................... 416

Выготский Л.С. История развития высших психических функций......................................... 422

Леонтьев А.Н. Развитие исторического подхода

в советской психологии........................ 438

3. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического
опыта в онтогенезе. Соотношение внешней и внутренней
деятельности. Понятие интериоризации

Леонтьев А.Н. Проблема присвоения человеком

общественно-исторического опыта.................................... 441

Леонтьев А.Н. Особенности формирования умственных действий......................................... 448

Леонтьев AJ/.Соотношение внешней и внутренней деятельности................................ 450



Содержание


Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека

1. Понятие деятельности. Потребности человека,

их свойства и специфика. Определение и функции мотива. Развитие мотив ационно-по треб постной сферы

Леонтьев AM. Проблема деятельности в психологии......................................................... 456

Леонтьев AM. Мотивы, эмоции и личность......................................................... 464

Маслоу А.Г. Базовые потребности................................. 475

2. Макроструктура деятельности: действия и операции.
Виды операций. Уровни анализа деятельности

Леонтьев А.Н. Общее строение деятельности................................ 493

Леонтьев AM. Психологические вопросы сознательности учения............................................ 507

Петухов В.В. [Планирование и исполнение трудового действия:

феномен врабатываемости в деятельность].............................................. 513

3. Кольцевая регуляция и уровни построения движений

Гиппенрейтер Ю.Б. Физиология движений

и физиология активности........................ 517

Тема 7, Человек как субъект познания

1. Образ как категория психологии познания. Чувственная ткань
сознания. Общая характеристика когнитивной психологии.
Определения основных психических процессов

Леонтьев AM. Образ мира......................................................... 530

Леонтьев AM. Чувственная ткань сознания......................................................... 542

Айзенк М. История когнитивной психологии......................................................... 547

Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных

и универсальных психических процессов........................... 554

2. Феномены восприятия. Основные свойства
перцептивного образа

Оллпорт Ф. Феномены восприятия......................................................... 560

Грегори Р. Неоднозначные фигуры. Рисование на плоскости...................................... 568

Стрэттон Д. Перевернутый мир (Резюме)......................................................... 575

Липер Р. Жена или теща (Резюме)......................................................... 578

Сийпола Е. Установка в восприятии (Резюме)......................................................... 580

Уоллах X. Насыщение при восприятии движения.

Творчество восприятия......................... 581

3. Психологическая характеристика мышления. Образ и смысл

Джеймс У. Мышление......................................................... 583

Кюльпе О. Психология мышления......................................................... 590

Арнхейм Р. Визуальное мышление......................................................... 597


ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс общей психологии — фундаментальный для образования психо­логов любых специализаций, исследователей и практиков. Различный по объему, структуре и содержанию, он преподается на всех факультетах пси­хологии университетов нашей страны и, разумеется, требует обеспечения полноценной учебной литературой. По давней традиции курс включает в себя характеристику предмета нашей науки, ее основных понятий, проблем и путей их решения, общее представление о человеке как личности, резуль­таты исследований ее мотивационнои и познавательной сфер. Однако при всем разнообразии тем — главное, что заботило в свое время основателей психологии, а сегодня необходимо для ее преподавателей: этот курс должен быть единым, целостным.

Конечно, для этого нужен учебник. Но тогда он уже есть: в нашей стране — это созданный С.Л.Рубинштейном еще в 1930-1940-е годы учеб­ник «Основы общей психологии», не теряющий актуальности и служащий действительной основой многим, более поздним учебникам, подготовлен­ным обычно для педагогических институтов. Для студентов государствен­ных университетов существует курс лекций Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», выдержавший уже два издания, а также ряд учеб­ников по узким разделам курса. И все же создание единого университет­ского учебника по курсу общей психологии до сих пор остается проблемой.

Однако освоение курса по учебнику — не единственная возможность: путь университетского психологического образования может (а подчас и должен) быть иным. Ведь основные понятия, проблемы, направления об­щей психологии, методы их решения обсуждаются как на лекционных, так и семинарских занятиях, взаимосвязанных, дополняющих друг друга. На семинарах, при подготовке к ним студенты могут изучать психологию по оригинальным работам, самостоятельно обращаясь к научной класси­ке, значимым современным исследованиям, теориям, результатам. Так и возник в психологической практике особый жанр — книги для чтения (readings), названной сначала хрестоматией, а затем — просто сборником текстов для семинарских занятий.

На факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова хрестоматии по общей психологии создавались под ру-



Предисловие


ководством А.Н.Леонтьева, а затем Ю.Б.Гиппенрейтер в 1970-1980-е годы. При участии преподавателей, которые проводили тогда семинарские занятия на дневном отделении (и читали лекции на вечернем), получая тем самым в общем курсе свою специализацию, были подготовлены сборники текстов по психологии ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, индивиду­альных особенностей, личности, эмоций. Материалы из этой серии, переиздава­емой сегодня в значительно расширенных вариантах, используются в учебном процессе и по сей день, а значит входят, наряду с другими первоисточниками, и в настоящее издание.

Наше собрание текстов есть первая попытка обеспечить учебной лите­ратурой прохождение единого, целостного курса общей психологии. История этого курса, как и настоящего издания, тесно связана с появлением и раз­витием в нашей стране системы спецотделений для обучения специалистов с высшим образованием. Становление факультетского спецотделения, кото­рым с начала 1990-х годов руководил доцент кафедры возрастной психологии Р.О.Орестов, а сегодня — доцент кафедры психологии личности С.Р.Пантиле-ев, было достаточно бурным. Сначала студентов было немного (меньше, чем на вечернем отделении факультета), и им вполне хватало скромного по объему годового курса общей психологии при фактическом отсутствии учебных про­грамм. Однако к середине 1990-х годов положение радикально изменилось, и заинтересованные, взволнованные слушатели (количество которых нередко превышает число поступивших на дневное отделение) выступили с требовани­ем обеспечить курс общей психологии в объеме трех полноценных семестров и устранить дефицит учебной литературы. Эта задача была решена вовремя, и первое издание наших хрестоматий уже вышло в свет, хотя и небольшим ти­ражом, по существу — для служебного пользования. Однако необходимость в учебной литературе по нашему курсу остается острой, и настала пора повто­рить издание, исправив и дополнив его.

Так случилось, что создание целостного курса общей психологии для спецотделения совпало с началом его становления и на дневном отделении факультета. Курс включает три крупных раздела (что, собственно, отвечает традициям), которые ранее именовались «Введение в психологию», «Психо­логия личности», «Психология познания», причем бывали разными по объ­ему, а два последних нередко менялись по очередности. Соответственно, наше собрание текстов разделено на три тома, в каждом из которых пред­ставлено по 7 основных тем.

Том 1 — «Введение» — это первое серьезное знакомство с психологи­ческой наукой, ее спецификой как естественной и гуманитарной дисциплины, базовыми понятиями, методологическими принципами, практическими при­ложениями. Здесь рассматриваются основные варианты предмета психологии и — главное — различаются представления о человеке как субъекте деятель­ности, реальной жизни, общественной практики и субъекте познания, исследо­вания окружающей действительности. Том 2 — «Субъект деятельности» — суть рассказ о личности в широком и узком смысле: от индивидуальных осо­бенностей человека и эмоционально-волевой регуляции поведения до анализа


Предисловие



потребностно-мотивационнои сферы, определяющей строение личности и воз­можности ее развития. Том 3 — «Субъект познания» — содержит результа­ты исследований психических процессов, как раз и связанных для многих с общей психологией: в нашем курсе мы разделяем их на собственно познава­тельные — ощущение, восприятие, мышление — и универсальные, которые обеспечивают любую деятельность — память, внимание, воображение.

Перед вами — первый том нашего собрания текстов, пусть весомый и все же самый небольшой по объему, ведь его материалы слушатели спец­отделения обычно проходят всего за три месяца. Каждая из 7-и тем пред­ставлена кратким содержанием соответствующих лекций, а сами тексты распределены строго по вопросам семинарских занятий, что организует под­готовку к ним. Содержание данного раздела курса можно условно разделить так: если материалы первых трех тем (1 — 3) необходимы сегодня, по наше­му мнению, любому специалисту с высшим образованием, то остальные темы (4 — 7) суть введение уже в профессиональную общую психологию, постро­енное главным образом — и это принципиально для создателей курса — на научных традициях факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Ключевые слова для тем 1—3: наука (1) — предмет (2) — личность (3). Так, в теме 1 слушатели постепенно начинают отличать научные представле­ния о психике и сознании от житейских, и это особенно важно для тех, кто уже получил иное высшее образование — естественное или гуманитарное: по­нимание специфики психологии может вызывать трудности, а то и возраже­ния, подчас различные у представителей тех и других дисциплин. Тема 2 посвящена становлению предмета нашей науки — тех его вариантов, которые стали сегодня классическими: сознанию, поведению, неосознаваемым про­цессам, а также связанным с ними базовым понятиям, методам, проблемам, возможным принципам их решения. В теме 3 мы знакомимся с человеком как субъектом деятельности (и тем самым задаем основы второго раздела курса), пытаясь увидеть его разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активной, противоречивой, преобразующей себя личностью. Особое место занимает здесь сопоставление философских и психологических представлений о сущности человека. Заметим, что данная тема подкреплена материалами, представленными в курсе лекций.

Именно представление о человеке как природном, социальном, куль­турном субъекте определяет структуру следующих тем. Ключевые слова для них: психика и природа (тема 4) — человек и общество (5) — деятель­ность (6) — познание (7). В теме 4 раскрывается понятие психики, обсуж­даются ее критерии, развитие в собственно природной среде, возникновение сознания в совместной деятельности людей, сравнительная характеристика психики животных и человека. В теме 5 выделяются принципы социокуль­турной регуляции поведения, ставшие, в частности, основой культурно-истори­ческой концепции развития высших психических функций. Если в теме 4 спе­цифика психологической науки определяется во взаимодействии (иногда — полемике) с биологией, этологией, то в теме 5 — с социологией, наукой об обще-



Предисловие


стве. Тема 6 посвящена общепсихологической теории деятельности, знание ко­торой необходимо нам хотя бы потому, что вместе с этой теорией (и шире — деятельностным подходом) отечественная наука вошла в психологический мир практически одновременно с гуманистической, когнитивной психологией и др. И наконец, в теме 7 человек предстает перед нами как субъект познания, хотя пока мы узнаем лишь основные определения и особенности собственно познавательных процессов (и это — введение в третий раздел курса).

Следует признать, что отбор и сама структура материалов данного тома едва ли имеет определенного автора, так как многое здесь входило когда-то в лекционные и семинарские курсы основателей факультета — А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина — а затем — профессоров кафедры общей психо­логии О.К.Тихомирова, Ю.Б.Гшшенрейтер, В.А.Иванникова. Помимо ответ­ственного редактора, читающего на спецотделении лекционный курс, и редак­торов-составителей — Ю.Б.Дормашева и С.А.Капустина, в подготовке нашего собрания текстов фактически принимали участие Е.Е.Насиновская, А.А.Пузы-рей и другие преподаватели, ведущие семинары по общей психологии. Остает­ся добавить, что наш целостный курс читается и на дневном отделении фа­культета, причем темы данного раздела — те же самые, поэтому настоящий том может быть полезен и для студентов. Впрочем, во многом он интересен

всем, кто всерьез увлекается психологией как наукой.

Возвращаясь к характеристике нашего собрания в целом, хотелось бы подчеркнуть, что оно не претендует на новизну и никак не конкурирует с другими хрестоматиями и сборниками текстов. Мы не стали обогащать тек­сты сведениями об авторах, а само издание, скажем, словарем основных тер­минов, развернутыми примечаниями, которые на данном этапе представля­ются нам излишними. Достаточно, что у слушателей есть необходимый для чтения текст, а у преподавателей — серьезный опыт работы по его обсужде­нию. Повторим: преимущество нашего издания — в другом. Если даже на дневном отделении узкие разделы общей психологии сочетаются подчас в любом порядке, то курс для лиц с высшим, но пока непсихологическим образованием должен сохранять внутреннее единство, целостность. Что же касается совершенствования подобных изданий, то нам представляется пер­спективным такое решение. Будущий университетский учебник по общей психологии, построенный на основе целостного курса, должен быть особым, включать в себя авторские лекции, сборники оригинальных текстов, подроб­ные пособия к ним. Подготовка и издание такого учебника — трудная, дол­гая, но необходимая работа, в которой будет использовано и настоящее со­брание, нужное нашему читателю уже сейчас.

Желаем интересных открытий и учебных успехов в освоении пси­хологии — одной из самых трудных и увлекательных наук!

В.В,Петухов,

кандидат психологических наук,

доцент факультета психологии

Московского государственного университета

имени М.В.Ломоносова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.