КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Становление предмета психологии
1. Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания Вундт В. Сознание и внимание........................................................... 52 Вундт В. [Психология душевных волнений]........................................................... 68 Джеймс У. Поток сознания........................................... 83 Титченер Э. Два уровня сознания......................................................... 102 Содержание 2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.............................................. 105 3. Поведение как предмет психологии. Основные понятия, Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста..................................... 116 Уотсон Дж. Бихевиоризм............................................................... 120 4. Необихевиоризм. Активность и целостность Толмен Э. Поведение как молярный феномен........................................ 128 Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека........................................ 145 5. Неосознаваемые процессы и их классификация. Гиппенрейтер Ю.Б. Неосознаваемые процессы....................................... 151 6. Бессознательное: его проявления, отношение к сознанию Фрейд 3. Сознание и бессознательное........................... 164 Фрейд 3. [О забывании].................................... 169 Тема 3. Человек как субъект деятельности 1. Философские и психологические представления Роджерс К. «Быть тем, кто ты действительно есть».Точка зрения тераписта на цели человека.............................................. 186 Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия.................................. 203 Фромм Э. Психоанализ и этика............................................... 212 Мамардашвили М.К. Философия и личность........................................ 236 2. Понимание личности в широком и узком смысле. Джеймс У. Личность......................................................... 251 Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности............................................... 261 Леонтьев AM. Деятельность и личность........................................ 267 Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры............................. 274 3. Общее представление о развитии личности Леонтьев А.Н. Формирование личности........................................ 285 Петухов В.В. Общее представление о развитии личности........................................ 295 Содержание Тема 4. Возникновение и развитие психики L Роль психики в биологической эволюции. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе Северцов А.Н. Эволюция и психика......................................................... 302 Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущения..................................... 323 Гальперин П.Я. Основные формы психического отражения. Объективные признаки психики.............................................. 337 2. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное Годфруа Ж. [Элементарные виды научения]....................................... 347 Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики......................................... 349 3. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики......................................... 361 Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта.................................... 366 4. Трудовая деятельность и возникновение сознания. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных...................................... 374 Леонтьев А.Н. Условия возникновение сознания........................................ 377 Петухов В.В. [«Трудный труд»: имитация трудовой деятельности].... 384 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности 1. Строение сознания. Специфика коллективных сознательных представлений. Значение и личностный смысл Дюркгейм Э. Социология и теория познания........................................ 394 Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание........................................ 405 2. Высшие психические функции: понятие и основные Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии................................... 416 Выготский Л.С. История развития высших психических функций......................................... 422 Леонтьев А.Н. Развитие исторического подхода в советской психологии........................ 438 3. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического Леонтьев А.Н. Проблема присвоения человеком общественно-исторического опыта.................................... 441 Леонтьев А.Н. Особенности формирования умственных действий......................................... 448 Леонтьев AJ/.Соотношение внешней и внутренней деятельности................................ 450 Содержание Тема 6. Строение индивидуальной деятельности человека 1. Понятие деятельности. Потребности человека, их свойства и специфика. Определение и функции мотива. Развитие мотив ационно-по треб постной сферы Леонтьев AM. Проблема деятельности в психологии......................................................... 456 Леонтьев AM. Мотивы, эмоции и личность......................................................... 464 Маслоу А.Г. Базовые потребности................................. 475 2. Макроструктура деятельности: действия и операции. Леонтьев А.Н. Общее строение деятельности................................ 493 Леонтьев AM. Психологические вопросы сознательности учения............................................ 507 Петухов В.В. [Планирование и исполнение трудового действия: феномен врабатываемости в деятельность].............................................. 513 3. Кольцевая регуляция и уровни построения движений Гиппенрейтер Ю.Б. Физиология движений и физиология активности........................ 517 Тема 7, Человек как субъект познания 1. Образ как категория психологии познания. Чувственная ткань Леонтьев AM. Образ мира......................................................... 530 Леонтьев AM. Чувственная ткань сознания......................................................... 542 Айзенк М. История когнитивной психологии......................................................... 547 Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов........................... 554 2. Феномены восприятия. Основные свойства Оллпорт Ф. Феномены восприятия......................................................... 560 Грегори Р. Неоднозначные фигуры. Рисование на плоскости...................................... 568 Стрэттон Д. Перевернутый мир (Резюме)......................................................... 575 Липер Р. Жена или теща (Резюме)......................................................... 578 Сийпола Е. Установка в восприятии (Резюме)......................................................... 580 Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия......................... 581 3. Психологическая характеристика мышления. Образ и смысл Джеймс У. Мышление......................................................... 583 Кюльпе О. Психология мышления......................................................... 590 Арнхейм Р. Визуальное мышление......................................................... 597 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс общей психологии — фундаментальный для образования психологов любых специализаций, исследователей и практиков. Различный по объему, структуре и содержанию, он преподается на всех факультетах психологии университетов нашей страны и, разумеется, требует обеспечения полноценной учебной литературой. По давней традиции курс включает в себя характеристику предмета нашей науки, ее основных понятий, проблем и путей их решения, общее представление о человеке как личности, результаты исследований ее мотивационнои и познавательной сфер. Однако при всем разнообразии тем — главное, что заботило в свое время основателей психологии, а сегодня необходимо для ее преподавателей: этот курс должен быть единым, целостным. Конечно, для этого нужен учебник. Но тогда он уже есть: в нашей стране — это созданный С.Л.Рубинштейном еще в 1930-1940-е годы учебник «Основы общей психологии», не теряющий актуальности и служащий действительной основой многим, более поздним учебникам, подготовленным обычно для педагогических институтов. Для студентов государственных университетов существует курс лекций Ю.Б.Гиппенрейтер «Введение в общую психологию», выдержавший уже два издания, а также ряд учебников по узким разделам курса. И все же создание единого университетского учебника по курсу общей психологии до сих пор остается проблемой. Однако освоение курса по учебнику — не единственная возможность: путь университетского психологического образования может (а подчас и должен) быть иным. Ведь основные понятия, проблемы, направления общей психологии, методы их решения обсуждаются как на лекционных, так и семинарских занятиях, взаимосвязанных, дополняющих друг друга. На семинарах, при подготовке к ним студенты могут изучать психологию по оригинальным работам, самостоятельно обращаясь к научной классике, значимым современным исследованиям, теориям, результатам. Так и возник в психологической практике особый жанр — книги для чтения (readings), названной сначала хрестоматией, а затем — просто сборником текстов для семинарских занятий. На факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова хрестоматии по общей психологии создавались под ру- Предисловие ководством А.Н.Леонтьева, а затем Ю.Б.Гиппенрейтер в 1970-1980-е годы. При участии преподавателей, которые проводили тогда семинарские занятия на дневном отделении (и читали лекции на вечернем), получая тем самым в общем курсе свою специализацию, были подготовлены сборники текстов по психологии ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, индивидуальных особенностей, личности, эмоций. Материалы из этой серии, переиздаваемой сегодня в значительно расширенных вариантах, используются в учебном процессе и по сей день, а значит входят, наряду с другими первоисточниками, и в настоящее издание. Наше собрание текстов есть первая попытка обеспечить учебной литературой прохождение единого, целостного курса общей психологии. История этого курса, как и настоящего издания, тесно связана с появлением и развитием в нашей стране системы спецотделений для обучения специалистов с высшим образованием. Становление факультетского спецотделения, которым с начала 1990-х годов руководил доцент кафедры возрастной психологии Р.О.Орестов, а сегодня — доцент кафедры психологии личности С.Р.Пантиле-ев, было достаточно бурным. Сначала студентов было немного (меньше, чем на вечернем отделении факультета), и им вполне хватало скромного по объему годового курса общей психологии при фактическом отсутствии учебных программ. Однако к середине 1990-х годов положение радикально изменилось, и заинтересованные, взволнованные слушатели (количество которых нередко превышает число поступивших на дневное отделение) выступили с требованием обеспечить курс общей психологии в объеме трех полноценных семестров и устранить дефицит учебной литературы. Эта задача была решена вовремя, и первое издание наших хрестоматий уже вышло в свет, хотя и небольшим тиражом, по существу — для служебного пользования. Однако необходимость в учебной литературе по нашему курсу остается острой, и настала пора повторить издание, исправив и дополнив его. Так случилось, что создание целостного курса общей психологии для спецотделения совпало с началом его становления и на дневном отделении факультета. Курс включает три крупных раздела (что, собственно, отвечает традициям), которые ранее именовались «Введение в психологию», «Психология личности», «Психология познания», причем бывали разными по объему, а два последних нередко менялись по очередности. Соответственно, наше собрание текстов разделено на три тома, в каждом из которых представлено по 7 основных тем. Том 1 — «Введение» — это первое серьезное знакомство с психологической наукой, ее спецификой как естественной и гуманитарной дисциплины, базовыми понятиями, методологическими принципами, практическими приложениями. Здесь рассматриваются основные варианты предмета психологии и — главное — различаются представления о человеке как субъекте деятельности, реальной жизни, общественной практики и субъекте познания, исследования окружающей действительности. Том 2 — «Субъект деятельности» — суть рассказ о личности в широком и узком смысле: от индивидуальных особенностей человека и эмоционально-волевой регуляции поведения до анализа Предисловие потребностно-мотивационнои сферы, определяющей строение личности и возможности ее развития. Том 3 — «Субъект познания» — содержит результаты исследований психических процессов, как раз и связанных для многих с общей психологией: в нашем курсе мы разделяем их на собственно познавательные — ощущение, восприятие, мышление — и универсальные, которые обеспечивают любую деятельность — память, внимание, воображение. Перед вами — первый том нашего собрания текстов, пусть весомый и все же самый небольшой по объему, ведь его материалы слушатели спецотделения обычно проходят всего за три месяца. Каждая из 7-и тем представлена кратким содержанием соответствующих лекций, а сами тексты распределены строго по вопросам семинарских занятий, что организует подготовку к ним. Содержание данного раздела курса можно условно разделить так: если материалы первых трех тем (1 — 3) необходимы сегодня, по нашему мнению, любому специалисту с высшим образованием, то остальные темы (4 — 7) суть введение уже в профессиональную общую психологию, построенное главным образом — и это принципиально для создателей курса — на научных традициях факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Ключевые слова для тем 1—3: наука (1) — предмет (2) — личность (3). Так, в теме 1 слушатели постепенно начинают отличать научные представления о психике и сознании от житейских, и это особенно важно для тех, кто уже получил иное высшее образование — естественное или гуманитарное: понимание специфики психологии может вызывать трудности, а то и возражения, подчас различные у представителей тех и других дисциплин. Тема 2 посвящена становлению предмета нашей науки — тех его вариантов, которые стали сегодня классическими: сознанию, поведению, неосознаваемым процессам, а также связанным с ними базовым понятиям, методам, проблемам, возможным принципам их решения. В теме 3 мы знакомимся с человеком как субъектом деятельности (и тем самым задаем основы второго раздела курса), пытаясь увидеть его разным — природным, социальным, культурным, но и единым — активной, противоречивой, преобразующей себя личностью. Особое место занимает здесь сопоставление философских и психологических представлений о сущности человека. Заметим, что данная тема подкреплена материалами, представленными в курсе лекций. Именно представление о человеке как природном, социальном, культурном субъекте определяет структуру следующих тем. Ключевые слова для них: психика и природа (тема 4) — человек и общество (5) — деятельность (6) — познание (7). В теме 4 раскрывается понятие психики, обсуждаются ее критерии, развитие в собственно природной среде, возникновение сознания в совместной деятельности людей, сравнительная характеристика психики животных и человека. В теме 5 выделяются принципы социокультурной регуляции поведения, ставшие, в частности, основой культурно-исторической концепции развития высших психических функций. Если в теме 4 специфика психологической науки определяется во взаимодействии (иногда — полемике) с биологией, этологией, то в теме 5 — с социологией, наукой об обще- Предисловие стве. Тема 6 посвящена общепсихологической теории деятельности, знание которой необходимо нам хотя бы потому, что вместе с этой теорией (и шире — деятельностным подходом) отечественная наука вошла в психологический мир практически одновременно с гуманистической, когнитивной психологией и др. И наконец, в теме 7 человек предстает перед нами как субъект познания, хотя пока мы узнаем лишь основные определения и особенности собственно познавательных процессов (и это — введение в третий раздел курса). Следует признать, что отбор и сама структура материалов данного тома едва ли имеет определенного автора, так как многое здесь входило когда-то в лекционные и семинарские курсы основателей факультета — А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперина — а затем — профессоров кафедры общей психологии О.К.Тихомирова, Ю.Б.Гшшенрейтер, В.А.Иванникова. Помимо ответственного редактора, читающего на спецотделении лекционный курс, и редакторов-составителей — Ю.Б.Дормашева и С.А.Капустина, в подготовке нашего собрания текстов фактически принимали участие Е.Е.Насиновская, А.А.Пузы-рей и другие преподаватели, ведущие семинары по общей психологии. Остается добавить, что наш целостный курс читается и на дневном отделении факультета, причем темы данного раздела — те же самые, поэтому настоящий том может быть полезен и для студентов. Впрочем, во многом он интересен всем, кто всерьез увлекается психологией как наукой. Возвращаясь к характеристике нашего собрания в целом, хотелось бы подчеркнуть, что оно не претендует на новизну и никак не конкурирует с другими хрестоматиями и сборниками текстов. Мы не стали обогащать тексты сведениями об авторах, а само издание, скажем, словарем основных терминов, развернутыми примечаниями, которые на данном этапе представляются нам излишними. Достаточно, что у слушателей есть необходимый для чтения текст, а у преподавателей — серьезный опыт работы по его обсуждению. Повторим: преимущество нашего издания — в другом. Если даже на дневном отделении узкие разделы общей психологии сочетаются подчас в любом порядке, то курс для лиц с высшим, но пока непсихологическим образованием должен сохранять внутреннее единство, целостность. Что же касается совершенствования подобных изданий, то нам представляется перспективным такое решение. Будущий университетский учебник по общей психологии, построенный на основе целостного курса, должен быть особым, включать в себя авторские лекции, сборники оригинальных текстов, подробные пособия к ним. Подготовка и издание такого учебника — трудная, долгая, но необходимая работа, в которой будет использовано и настоящее собрание, нужное нашему читателю уже сейчас. Желаем интересных открытий и учебных успехов в освоении психологии — одной из самых трудных и увлекательных наук! В.В,Петухов, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |