Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение житейской и научной психологии




В.В.Петухов, В.В.Столин

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и сво­его места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг дру­га, управлять собственным поведением.

В истории культуры — философских, морально-этических текстах, художественном творчестве — содержится немало замечательных приме­ров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Возможные примеры. 1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры»2: в совокупности повсе­дневных поступков людей определяются их типичные психологические порт­реты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с други­ми людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной класси­ке — «Цзацзуань» (доел, «смесь», «заметки о разном»): лаконично и остро­умно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния3.

1 Петухов В.В., Столик В.В. Психология: Методические указания. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1989. С. 6—11.

2 См. с. 17—18 данного тома.

3 См. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX—XIX вв. М., 1975.


36 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров по­нятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) человека обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации, при создании которой «сотрудничали» — через века — представители самых различных специ­альностей.

Типичный пример. Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадост­ный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). Впоследствии типы получили психологическую интерпрета­цию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определяли эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классифи­кация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).

Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не ина­че, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такие понятия как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были пси­хологическими и их разработка — от древности до наших дней — была уяснением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т.е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе»1 он систематизировал имеющиеся представления, ввел различения, необходи­мые для построения новой науки, выделил основные психические процес­сы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами ори­гинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни — восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенно­сти конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.

Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики — педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формирова­нием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

1См. Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М., 1976. Т.1.


Петухов 6.8., Столин В.В. Сравнение житейской и научной психологии 37

Типичный пример. Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем Институт пси­хологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832 —1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, ко­торым они подчиняются. Вундт строил психологию как эксперименталь­ную науку по образцу современных ему естественных научных дисцип­лин — физики, химии, биологии. Так, он полагал основным элементом сознания отдельное ощущение. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музы­кантам — метроном. Ощущение — это состояние сознания, которое воз­никает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания — пред­ставлению). Если сравнить представление о сознании человека в житей­ской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то налицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки чело­веческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувственные элементы, изучил его структуру и объем. Совре­менная психология далеко ушла от механицизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не поте­рял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что если для последней поле исследовательской деятельности прак­тически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. На­учный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пла­сты житейского опыта, однако вводимые ограничения создают новые пре­имущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации вы­делять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полу­ченных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете ус­танавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия науч­ной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благо­даря чему передаются, воспроизводятся.

1. Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекают­ся из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная пси­хология базируется на опыте, который с самого начала является абст-


38 Тема 1. Общая характеристика психологии как науки

рагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания — целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догад­ка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди час­то прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В со­временной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экс­периментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам».

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Од­нако главная ценность этих описаний состоит не только в их проница­тельности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщен­ными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример. В одном из первых «учебников психологии», написан­ном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джеймсом (18421910) широко представлен материал житейского (в том числе авторско­го) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, ак­туальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получен и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народ­ной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизации остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно ак­кумулируются, служат базой расширения и углубления найденных зако­номерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психо­логии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общеизвестного фактического материала. Закономерны поэтому постоянные требования точно пользоваться имею­щимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от «за­сорения» житейскими ассоциациями.


Петухов В.В., Столин В.В. Сравнение житейской и научной психологии 39

Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам го­ворить о подопытных животных: собака «подумала, вспомнила, почувствова­ла». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпре­тацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае — разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгуст­ки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошиб­ки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится пережи­вать и накапливать заново.

Иное дело — опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и дос­таточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвиже­ния новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода науч­ный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятий­ных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений. По сравнению с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описа­ния этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, — пишет один из основателей советской психологии С.Л.Рубинштейн (1889-1960) — она име­ет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального ис­следования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой»1. Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды — символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских раз­мышлений, десятилетия экспериментальной науки.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940. С. 37.



Психология и практика. Отрасли психологии


Ж.Годфруа

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ПСИХОЛОГИ?1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.