Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальное изучение агрессии




<...> Экспериментальное исследование агрессии началось с ответа на один нелегкий вопрос. Как, возбуждая агрессивность в лабораторном эксперименте, контролировать условия ее возникновения, измерять ее воз-действие на поведение и не причинять при этом страдания испытуемым и не нарушать этических принципов? Как правило, испытуемый получает инструкцию, предписывающую ему осуществить электроразряд на другом человеке, выполняющем какое-либо задание. (В действительности этот человек, будучи помощником экспериментатора, никакого удара током не получал.) Разумеется, чтобы побудить испытуемого наказывать другого человека, требуется какой-либо фиктивный повод. Рассмотрим три экспе­риментальные процедуры, обычно применявшиеся в этих опытах. Первой из них была «машина агрессии» Басса4. Испытуемый с помощью элект­роразряда различной интенсивности должен был сообщать другому чело­веку, который в том же или в соседнем помещении выполнял задание на научение, о допущенных тем ошибках. Испытуемым говорилось, что та­ким образом они смогут оказывать влияние на успешность научения другого человека. Как правило, в их распоряжении находилось 10 различ­ных интенсивностей электроразряда (минимальная из них должна озна­чать успех). Помимо силы тока зависимыми переменными выступали ко­личество, продолжительность и латентное время наказаний, последнее, скорее, отражало импульсивные тенденции наказывающего5. Вторая про-

1 См.: Heider F. Psychology of International Relations. N. Y., 1958.

2 См.: Dengerink HA* Personality variables as mediators of attack-instigated aggression
// R.G. Green, E.C. O'Neal (eds.) Perspectives on aggression. N. Y., 1976.

3 См.: Feshbach S. The function of aggression and regulation of aggressive drives //
Psychological Review. 1964. 71; Feshbach S. Aggression // P.H. Mussen (ed.) Carmichael's
manual of Child Psychology. 1970.

4 См.: Buss A. H. The Psychology of Aggression. N. Y., 1961.

5 См.: Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role of associations
with reinforcement for aggression // Psychological review. 1974. 81.


156 Тема 12. Психология мотивации

цедура1 — незначительное видоизменение первой. Испытуемый должен оценить работу (типа сочинения) другого и выразить свое мнение ударом тока определенной интенсивности. Удар током осуществлялся под пред­логом обратной связи, направленной на улучшение результатов, и мог, как и в случае «машины агрессии», истолковываться (что и происходило на самом деле) в качестве просоциального акта2. В последнее время появи­лось также немало исследований, в которых вместо электроразряда ис­пользуются шумы различной силы, превосходящей болевой порог3.

Третья процедура — выполнение задания на скорость реакции — была предложена Тейлором4. Испытуемые-мужчины соревновались с подставным партнером. Перед каждым туром им предлагалось выбрать одну из 5 интенсивностей тока, которую они могли применить к сопер­нику, если время реакции последнего превосходило время реакции испы­туемого. Испытуемым также сообщалось, что их «противник» будет ве­сти себя точно так же.

Типичные вариации условий заключались в предшествующем опы­ту оскорблении, т.е. в преднамеренном ударе током, нанесенном партне­ром, и в ожидании возможности ответить тем же. По данным самоот­чета испытуемых по степени агрессивности разделили на три группы: высокая степень, средняя степень (контрольная группа), низкая степень. Оказалось, что у испытуемых, склонных к подавлению своей враждеб­ности (низкая степень), в отличие от испытуемых с высокой степенью возбуждения агрессивность проявляется тем меньше, чем сильнее пред­шествующее оскорбление. Хотя казалось бы, что предварительное оскор­бление, примешивая к инструментальной агрессии еще и враждебную, должно было усиливать ее. Актуализованная агрессивность контролиро­валась главным образом с помощью опроса, направленного на выяснение ее типа, степени и состава (данные опроса, конечно, соотносились с пос­ледующей силой ударов током). Применявшиеся в этих исследованиях экспериментальные ситуации являются весьма искусственными. Поэто­му остается неясным, в какой мере полученные результаты обладают внешней (экологической) валидностью, иначе говоря, сохраняют или нет обнаруженные взаимосвязи свою силу для ситуаций повседневной жиз­ни. Удар током был выбран исследователями, поскольку он весьма со-

1 См.: Berkowitz L, Aggression: A Social Psychological Analysis. N. Y., 1962.

2 См.: Baron RA. Eggleston R.J. Performance on the «aggression machine»: Motivation
to help or harm // Psychonomic science. 1972. 26.

3 См.: Firtz DA. A renewed look at Miller's conflict theory of aggression displacement
// Journal of Personality and Social Psychology. 1976. 33.

4 См.: Taylor S.P. The relationship of expressed an inhibited hostility to psychological
activations. Неопубликованная диссертация. University of Massachusetts. 1965; Taylor S.P.
Aggressive behavior and psychological arousal as function of provocation and the tendency to
inhibit aggression // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. 95.


Хекхоузен X. [Исследования мотивов аффиляции...] 157

ответствовал строго бихевиористскому определению агрессии Басса и по­скольку причинение физической боли считалось существенным при­знаком нападения. Однако в действительности это оказалось не так. В частности, в ситуации перемены ролей не было обнаружено никаких раз­личий в силе ответных ударов током для случаев, когда перед этим ис­пытуемый получал от своего противника реальные удары и когда он просто узнавал, током какой интенсивности противник предполагал его ударить1. Кроме того, сомнения вызывает и внутренняя валидность ре­зультатов, полученных при помощи машины Басса2.

Лишь в очень немногих исследованиях испытуемые не включались в структуру весьма искусственного механизма наказания электротоком, а вовлекались в события, подстроенность которых заметна далеко не сра­зу3. Однако в этих случаях всегда остается проблематичной этическая сторона дела, даже когда после эксперимента испытуемым все объясня­ют. Как показывают результаты уже рассмотренного исследования Бан­дуры и его коллег4, для многих испытуемых то, что им приходится де­лать, представляется сомнительным с моральной точки зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.