Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерение мотивации достижения




Методика ТАТ в том виде, в каком она была разработана Мюрреем для клинико-психологической диагностики личности, не могла считаться на­дежным инструментом измерения отдельного мотива, что побудило Мак-Клелланда и его коллег заняться в конце 40-х гг. поиском средств измере­ния отдельных мотивов. Они изучали возможности применения ТАТ в более однозначных условиях, когда различные мотивационные состояния создава­лись при помощи экспериментальных средств. Например, использовалось го­лодание, длительность которого задавалась лишением пищи на различные сроки: 1, 4 и 16 ч, но при этом сами испытуемые, скажем матросы-подвод­ники, не догадывались, что участвуют в исследовании2. Кроме того, проведе­ние ТАТ было объективировано и стандартизовано в форме группового ва­рианта методики. Картинка, содержательно связанная с пищей, на 20 с пока­зывалась испытуемому; затем ему давалось 4 мин для написания по ней рассказа. С этой целью на листе бумаги предъявлялись четыре вопроса, на которые требовалось дать ответ. (Это были вопросы о тех событиях, что про­исходят на картинке в данный момент, или о тех, что привели к возникнове­нию изображенной ситуации, о том, что думают и чувствуют сами персонажи, а также о том, как будет ситуация развиваться дальше и чем закончится.)

Рассказы по ТАТ испытуемых, лишенных пищи на разные по дли­тельности промежутки времени, тщательно анализировались с точки зре­ния имеющихся в них различий. Было установлено, что с увеличением вре­мени пищевой депривации в рассказах начинают чаще встречаться выска­зывания, связанные с приемом пищи или продуктами питания, причем одновременно уменьшается число высказываний на другие темы. Отмечал­ся также рост упоминаний скудости средств питания, инструментальной активности, приближавшей время принятия пищи, и нехватки пищи пер­сонажам рассказа. Напротив, уменьшалось число упоминаний действий,

1 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т.1. С. 259-262.

2 См.: Atkinson J.W., McClelland D.C. The projective expression of needs: II. The effect of different intensities of the hunger drive on thematic apperception // Journal of Experimental Psychology. 1948. 33.


246 Тема 12. Психология мотивации

связанных с едой и утолением голода. После тщательного отбора отдель­ных категорий содержания рассказов и их положительной или отрицатель­ной оценки в баллах (в зависимости от увеличения или уменьшения часто-ты их появления с возрастанием депривации) была разработана процедура анализа содержания рассказов. Ее применение экспертами, не имевшими никакой информации об условиях пищевой депривации, в которых писа­лись рассказы, выявило существенные расхождения показателей состояния голода при воздержании от пищи в пределах 1—4 ч по сравнению с 16 ч.

Учитывая столь тщательные поиски разделительных критериев, ре­зультат оказался не слишком впечатляющим. Однако он воодушевил ис­следователей на то, чтобы без дополнительной перекрестной валидизации методики измерения состояния голода применить эту объективирован­ную в отношении натуральных потребностных состояний методику для измерения более высоких, психогенных мотивов. Основной вопрос заклю­чался в пригодности данного метода для получения не только показате­ля мотивации, но и индекса «мотив — мотивации», т.е. в том, насколько эта методика отражает относительно устойчивые индивидуальные разли­чия в силе мотивов. В поисках ответа на этот вопрос МакКлелланд и его сотрудники1 занялись изучением мотива достижения.

Логика метода измерения мотива была проста2. Его апробация спо­собствовала тому, что исследования мотивации значительно продвинулись вперед. Испытуемые вновь должны были писать рассказы по картинкам, тематика которых на этот раз уже относилась к достижениям. <...> И опять-таки перед написанием рассказов исследователи пытались создать различные мотивационные состояния, для чего использовался тест, состо­явший из 7 разных заданий, предъявлявшихся в 6 различных условиях побуждения мотива достижения. Различная сила побуждения должна бы­ла по-разному проявиться в содержании рассказов, релевантных данному мотиву. Мы, таким образом, имеем здесь дело с экспериментальным пла­ном типа 1а, который прежде всего пригоден для решения таких основ­ных проблем, как классификация мотивов (в данном случае установле­ние границ мотива достижения) и их побуждения; но этот план не реша­ет еще проблемы измерения мотива (экспериментальный план типа Па), поскольку для этого необходимо разработать способ анализа содержания рассказов по ТАТ, который позволил бы отличить друг от друга неодина­ково стимулированные мотивационные состояния.

Длившийся 20—30 мин предварительный тест и непосредственно за ним предъявлявшаяся методика ТАТ проводились разными эксперимента-

1 См.: McClelland D.C., Clark ИЛ., Roby Т.В., Atkinson J.W. The projective expression
of need for achievement on thematic apperception // Journal of Experimental Psychology.
1949. 39; McClelland D.C, Atkinson J. W., Clark RA., Lowell E.L. The Achievement Motive.
N.Y., 1953.

2 McClelland D.C. Risk taking in children with high and low need for achievement
// J.W. Atkinson (ed.)- Motives in Fantasy, Action, and Society. Princeton, N. J., 1958;
McClelland D.C. Assessing Human Motivation. N. Y., 1971.


Хекхаузен X. Измерение мотивации достижения 247

торами с тем, чтобы оба были свободны в своих действиях. Предполагалось, что индуцированное в предварительной части исследования мотивационное состояние сразу не исчезает, но сохраняется и во время написания рассказов. Условия побуждения мотива были разделены следующим образом.

Расслабляющее. Экспериментатор представлялся испытуемым сту­дентом старшего курса, вел себя во время эксперимента очень раскован­но, сообщал, что предложенные тестовые задания еще только разрабаты­ваются и поэтому проверяются не испытуемые, а сами задания с целью их совершенствования. Он также говорил, что испытуемым можно не ука­зывать свои фамилии и не подписывать тестовые бланки.

Нейтральное. В этом случае тематически связанное с достижения­ми содержание ситуации не преувеличивалось, но и не преуменьшалось. Ситуация эксперимента должна была походить на обычное исследование.

Ориентирующее на достижение. В этом случае экспериментатор вел себя, как экзаменатор, подчеркивал значение предложенных заданий как теста, направленного на оценку способностей, и побуждал участников «сделать все от них зависящее».

Успех. Тестовые задания предъявлялись с теми же комментариями, что и в предыдущем случае. После выполнения первого из них и в кон­це серии испытуемые получали возможность сравнить свои результаты с сообщавшимися экспериментатором «нормами», которые были столь низ­кими, что каждый испытуемый добивался «успеха».

Неудача. Все происходило так же, как и в предыдущем случае, за исключением сообщаемых «норм», которые были заведомо выше резуль­татов испытуемых, что неизбежно вело к переживаниям неудачи.

Успехнеудача. После первого задания следовал «успех», как в ус­ловии успеха, а в заключение теста — «неудача», как в условии неудачи.

Каждое из этих побуждающих условий несет в себе определенные, тема­тически связанные с достижением содержания, которые указывают на привле­кательность (валентность) возможных последствий деятельности. Речь идет о тех естественно ожидаемых в данной ситуации, а затем и переживаемых валентно­стях, которые вызывают релевантные мотиву чувства, активируя определенное состояние мотивации (особенно сказывается при этом влияние успешных или неуспешных результатов на самооценку и оценку другими)1. Вряд ли в расслаб­ляющем условии, когда как бы проверяются сами тестовые задания, а не собст­венные способности испытуемого, хороший результат будет иметь решающее значение для самоутверждения или оценки другими. Точно так же не будет чрезмерной угроза плохого результата. Последний, однако, будет оцениваться иначе в условии индуцирования неудачи.

1 См.: McClelland D.C. Assessing Human Motivation. N. Y., 1971; Heckhausen H. Achievement motivation and its construct: A cognitive model // Motivation and Emotion. 1977. 1; Heckhausen H. Motivation: Kognitionspsychologische Aufspaltung eines sum-marischen Konstrukts // Psychologische Rundschau. 1977. 28.



Оптимум мотивации. Закон ИерксаДодсона. Проблема внешней и внутренней мотивации


Р. Готтсданкер

[ЗАКОН ЙЕРКСА-ДОДСОНА:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.